Новая Конституция. Эскиз неизвестного автора

Сергей Рахманин 16 мая 2014, 20:55
фото

Читайте также

Проект новой Конституции обрел очертания. На состоявшемся в четверг заседании профильной парламентской спецкомиссии депутатам-"комиссарам" раздали загадочный документ под названием "Сравнительная таблица к проекту закона "О внесении изменений в Конституцию Украины" (скачать полный текст документа) В таблице три колонки — "Действующая редакция", "Предлагаемая редакция", "Альтернативные предложения к предлагаемой редакции". 

Что загадочного? Во-первых, упомянутый проект закона отсутствует как таковой. Таблица к законопроекту есть, самого законопроекта нет. Не припомним, случалось ли нечто подобное ранее. Напомним, что правом разработки конституционного законопроекта обладает лишь глава государства либо 150 парламентариев. Во-вторых, никто толком не может понять, кто является автором текста, "уложенного" в колонку "Предлагаемые изменения". Члены конституционной спецкомиссии внятного ответа на этот вопрос так и не получили. В АП и КМ свою причастность к предлагаемым изменениям Основного закона неофициально опровергли. 

Предполагалось, что при подготовке концепта обновленной Конституции будут учтены наработки Конституционной ассамблеи, однако ее пожелания не нашли отражения в сравнительной таблице. Членам парламентской спецкомиссии рекомендовали подать свои пожелания до минувшего четверга. Однако после знакомства с таблицей часть депутатов обнаружила: часть рекомендаций в колонку "Альтернативные предложения" не попала. 

По информации ZN.UA, на позавчерашнем заседании комиссии было принято решение: 

— принять содержимое таблицы к сведению; 

— внести в документ все предложения по изменению Конституции, поданные нардепами до 15 мая; 

— отправить исправленную таблицу Венецианской комиссии, дабы тамошние знатоки 12–14 июня вынесли свой вердикт по поводу соответствия предлагаемого европейским конституционным подходам. 

Теперь вкратце (времени на длительный анализ не было — документ попал в распоряжение ZN.UA за пару часов до сдачи номера в печать) о сути предлагаемых изменений. Отдельные шероховатости и неувязки могут свидетельствовать о спешке, в которой готовились предложения по обновлению Основного закона. Деталь: парламент отныне предлагается именовать единственным органом законодательной власти. Но при этом за Кабинетом министров сохранено право законодательной инициативы. Более того, новой версией 96 статьи КУ за правительством закреплено монопольное право на разработку закона о госбюджете. 

Первое впечатление — налицо расширение прав и полномочий парламента и правительства, права и полномочия Президента соответственно урезаются. 

Доказательства? В новую редакцию 85 статьи Конституции вписали право парламента "досрочно прекращать полномочия президента". Согласно той же статьи, у главы государства отобрали право подавать представление о назначении министров иностранных дел и обороны. Отныне весь состав КМ будет назначаться ВР по представлению премьера. Если предложные изменения будут приняты, у главы государства останется только одна формальная причина досрочно распускать Раду — в том случае, если ВР в течение 60 дней не сформирует состав правительства. Президента предлагается лишить права назначать судей. Впрочем, и Раду избавляет от привилегии избирать судей бессрочно. Все кадровые вопросы в сфере судебной власти предлагается передать Высшему совету юстиции.

Облегчена процедура отрешения президента от власти. Если ранее поводом для этого было "совершение государственной измены или другого преступления", то теперь — "наличие в деяниях признаков состава преступления". Для начала процедуры импичмента потребуется 150 голосов (ранее — 226), для окончательного решения — 300 (ранее — 338). Исключена норма об обязательном выводе Верховного Суда, подтверждающем наличие состава преступления в деяниях главы государства.

Новая версия Конституции защищает депутатов от репрессий в стиле "позднего Януковича". Впредь нельзя будет лишить нардепа полномочий "задним числом", после принятия присяги. А решение о досрочном прекращении полномочий парламентария становится монопольным правом ВР (ранее это, в отдельных случаях могли делать и суды). 

Упрощена процедура формализации большинства. Предлагается считать парламентской коалицией не сообщество фракций, а сообщество депутатов числом не менее 226. Именно коалиция предлагает президенту кандидатуру премьера, а главе Кабинета — кандидатуры членов правительства. Невхождение депутата во фракцию партии, по спискам которой он избирался, не влечет за собой потерю мандата. 

Рада не "объявляет" (как ранее), а "вводит" чрезвычайное положение, не "одобряет", а "принимает" решение об использовании Вооруженных Сил. Только Рада создает, ликвидирует и реорганизовывает суды. Создает и ликвидирует административно-территориальные единицы. Административно-территориальное устройство определяется исключительно законами. 

Предусматривается, что отныне Кабмин будет ответственен только перед Радой, а президенту лишь подотчетен. Премьер наделяется правом ходатайствовать перед ВР об увольнении отдельных членов правительства. Кабмин — правом назначать и увольнять (по представлению главы КМ) заместителей министров, а также глав и заместителей центральных органов власти. 

Занятно выглядит схема децентрализации. С одной стороны — ликвидируются местные администрации, на смену которым приходят "государственные представительства". Органами исполнительной власти становятся исполкомы местных советов, главы которых избираются из числа депутатов. Но при этом "представительствам" отводятся функции не только надзора за соблюдением законов и Конституции. Они также будут "координировать деятельность территориальных органов исполнительной власти", "координировать и направлять работу государственных инспекций на местном уровне". А еще — "осуществлять другие полномочия" (?). Создается впечатление, что при помощи подобной модели, Президенту компенсируют на местах то, что у него отобрали в центре. 

И, в завершение, еще несколько деталей. 

Уточнены требования к кандидату в депутаты. Отныне для того, чтобы баллотироваться в Раду необходимо не просто проживать в стране последние пять лет, а пребывать этот срок в гражданстве Украины. Совершение преступления в прошлом уже не является препоной для будущего депутатства. Не может баллотироваться лишь тот, кто непосредственно в день выборов отбывает наказание за совершение умышленного особо тяжкого преступления. То же самое касается соискателя президентского звания. 

Конституировано Государственное бюро расследований. Глава Службы внешней разведки автоматически становится членом Совбеза. 

И последнее. Согласно переходным положениям, очередные местные выборы должны состояться в последнее воскресенье октября 2015 года, очередные парламентские — в последнее воскресенье октября 2017 года, очередные президентские — в последнее воскресенье марта 2019 года.

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
13 комментариев
  • Юрій Ганущак 19 мая, 12:32 Щодо повноважень державного представництва координувати діяльність територіальних органів ЦОВВ - це абсолютно логічно. А от питання недовіри до голів ДП з боку рад, які він контролює - абсолютний нонсенс. Ще одна позиція - ДП - це орган загальної юрисдикції уряду, а не Президента. А от порядок обрання голови ДП - указом Президента з подання уряду - логічний, для забезпечення політичної його (голови ДП) нейтральності та компетенції. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Bishop 19 мая, 10:36 вероятно, автор этой "конституции" - Портнов, внёс её в Раду Писаренко Ответить Цитировать Пожаловаться
  • karbnik 19 мая, 10:20 Є надія, що новий уряд "не вдасться сформувати" за 60 днів і Президент розпустить ВР - пережиток "далекого минулого"! В іншому разі, "трупний сморід" деяких політичних партій ,може до 2017р. добряче попсувати нам життя!
    GORs2010 19 мая, 11:14
    Президент обиратиметься 25 травня, а Конституція може бути прийнята восени, і то в кращому випадку, так що новий президент буде мати достатньо часу, щоб розпустити Верховну Раду. Було б тільки бажання.
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Володимир Сущенко 18 мая, 00:40 Цікаво, чи будуть ці пропозиції реально публічно дискуватися у громадянському суспільстві із залученням ЗМІ до того, як будуть внесені до Верховної Ради України в якості офіційного проекту Закону "Про внесення змін до Конституції України"??? Якщо будуть дискутуватися, то яким чином буде врахована думка суспільства??? Чи в черговий раз.... супільству буде запропоновано ознайомитися з вже ухваленим і підписаним Законом...??? І що, будемо знову чекати на черговий Майдан...??? Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Сергей Лукьянец 17 мая, 13:17 http://gazeta.zn.ua/internal/novaya-konstituciya-eskiz-neizvestnogo-avtora-_.html Это не конституционный процесс, это околоконституционная мышиная возня вокруг прежней концепции, на основе совкового фундамента права и неовизантийской правовой философии. Новая крнцепция отчасти здесь http://hvylya.org/analytics/society/nuzhno-nachinat-snachala-kak-nam-perestroit-ukrainy.html и здесь https://www.facebook.com/groups/223130817802885/permalink/441427259306572/ есть еще с сотню детальных конституционно-принципиальных "здесей"
    Сергей Лукьянец 17 мая, 13:47
    Ой, вторая ссылка не верна. Верна https://www.facebook.com/groups/223130817802885/permalink/327088357407130/
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Олександр Кудін 17 мая, 11:32 чому б взагалі, з таким підходом, не обирати Президента України в парламенті. Таким чином заощадили б грошей на вибори з Державного бюджету.
    lesya 17 мая, 12:02
    А зачем нам Президент? Пусть президент возьмет на себя представительскую часть и налаживание контактов, пусть Гарантирует и Реализует Права всех, ну и Как сделать , чтобы страна начала выполнять свои функции относительно граждан. Все хотят нормально жить. А Премьер не будет отвлекаться и займется тем,чем он и должен заниматься -Экономическим развитием, и тоже расскажет, что и как будет делать и каких показателей будет добиваться. Вот и разграничение по функциям. А суд Закон соблюдает и гарантирует Право.
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Liza_UA 17 мая, 10:48 Спочатку здалося що ПОВНУ ВЛАДУ через парламент збирається брати Тимошенко, але вибори парламенту у 2017 році? Хоч вона має Волкова-директора парламенту і можливої це для неї навіть комфортніше, правити підкилимно. А може вона все-таки робить ставку на позачергові вибори з новими повневаженнями. Норма про неможливість відкликання депутатів лише за їх згодою - говорить про те, що общак своїх не збирається здавати і надалі. А взагалі як президент Порошенко розтирається у прах - це у стилі Тимошенко. Невже країну знову буде рвати на шматки у боротьбі за владу окремих осіб? Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Микита Дмитрів 17 мая, 07:26 Для здійснення децентралізації достатньо простого внесення змін в існуючі закони щодо повернення органам місцевої влади повноважень переданих місцевим державним адміністраціям. Звичайно це не вирішить всіх проблем з огляду на їх складність, низьку якість державного управління та тотальну корупцію. Дерибан ресурсів на місцях нічим не кращий від централізованого. Побудова нової та, головне, ефективної конструкції державної влади вимагає серйозного аналізу в тому числі світового досвіду, участі фахівців, моделювання тощо. Поспіх приведе до того, що на фасаді влади буде "євроштукатурка", а з середини буде нести зловонням злодійства, корупції та бардаку. На жаль люди, котрі отримали владу в результаті Революції Гідності не справляються з своїми обов"язками, в результаті чого країна топчеться на місці, раз за разом наступаючи на старі граблі. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Oxyz 17 мая, 00:13 юлькина таблица - петю раздевает.
    lesya 17 мая, 11:50
    При чем тут Петя, а если завтра будет Вова?
    Ответить Цитировать Пожаловаться
Реклама
Последние новости
Киев 16 °C
Курс валют
USD 25.17
EUR 28.03