Невыносимая легкость раскола — 2

Поделиться
Невыносимая легкость раскола — 2
Так вот, "только автокефалия" нам, скорее всего, не светит в ближайшем будущем, даже если завтра объединятся все три ветви украинского православия. Вопрос автокефалии и выглядывающий из-за ее плеча возможный раскол между Москвой и Вселенским патриархом слишком сложен - и политически, и канонически. Нам придется с этим смириться. То есть выбирать: оставаться в изоляции со своей маниакальной уверенностью - мы настолько классные, что все остальные просто не в состоянии это оценить - этакое российское (или теперь надо говорить - русское?) дао - или мириться с тем, что мы - часть общей игры и должны играть по общим правилам.

На этой неделе в околоцерковных кругах дружно "хоронили" УАПЦ. Решение Архиерейского собора не принимать многие пункты предсоборного соглашения с УПЦ КП вызвало критику, волну обвинений и пророчества скорой кончины. Архиереи УАПЦ в своем "нет" действительно оказались весьма жестки. Тем не менее, реакция на их решение показалась не просто излишне эмоциональной, но чрезмерной и весьма поспешной.

Не успели просохнуть чернила подписей - а документы уже были вброшены в соцсети с уничтожающими комментариями о том, что "владыки УАПЦ сорвали объединение". И как-то между строк протекло и утонуло и то, что переговоры не обещали быть простыми, и то, что решения УАПЦ - этапные, а не окончательные, и то, что переговоры предполагают поиски компромисса с обеих сторон. Некоторые позиции УАПЦ выглядят более чем странно, но в решениях Собора нет ни ультиматумов, ни прямого отказа продолжать диалог. Напротив. Однако все потонуло в объединенном хоре представителей УПЦ КП и УПЦ МП, которые - прямо и через близкие к ним медиа - грянули дружное "всепропало" и "насслили", тыкая привычными указательными в сторону УАПЦ. УАПЦ, в свою очередь, смело вступила в медийную перебранку - и тем самым подняла уровень шума до предела восприятия.

Самое интересное - насколько сознательно были устроены медийные фанфары. Ведь очевидно - именно этот грохот, а вовсе не решения Архиерейского собора УАПЦ, окончательно похоронил надежду на скорое объединение церквей.

Конечно, ответственность УАПЦ за ее отказы - огромна. В своем решительном "нет" она превзошла все ожидания. Владыки УАПЦ отказали не только по тем позициям, по которым этого можно было ожидать, но и по тем, которые кажутся (по крайней мере, со стороны) чисто техническими - приостановить рукоположение епископов до Объединительного собора (то есть на два месяца), например, или провести совместное богослужение в день памяти равноапостольного князя Владимира во Владимирском соборе. Этот пункт вызывает самые черные подозрения. Потому что на память князя Владимира в этом году решительно наложила лапу Московская патриархия, которая изо всех сил помогает Кремлю присвоить киевский кусок "русской истории". Да, именно русской, потому что, согласно последним решениям руководства РПЦ, в отношении всего, что имеет отношение к "исторической Руси" надо говорить "русский", а не российский. То есть мы с вами теперь тоже как бы русские.

Так вот, в "свой" праздник Московскому патриарху, "изгнанному" из Киева, наверное, очень не хотелось бы видеть альтернативные киевские мероприятия альтернативной киевской церкви. Вольно или невольно, в полемическом запале владыки УАПЦ подыграли кремлевскому проекту?

Удобно было бы обвинить в провале одну сторону - тем более, она дала для этого весомый повод. Но не получается. Слишком очевидно, что УПЦ КП не могла рассчитывать на иную реакцию, когда передавала УАПЦ свои предложения - ведь они содержали позиции, заведомо неприемлемые для УАПЦ. Эти спорные вопросы обсуждались неоднократно и настолько громко, что известны каждому мало-мальски заинтересованному. Основной - соотношение представителей на Соборе. На эту тему столько было говорено-переговорено, что электроны устали бегать: УАПЦ не может согласиться на пропорциональное представительство. Потому что их представители на Соборе окажутся в почти смешном меньшинстве. И тогда весь этот Собор для УАПЦ теряет всякий смысл, поскольку все решения будут приниматься в пользу УПЦ КП.

Но УПЦ КП решила настаивать на пропорциональном представительстве, и - вы только подумайте! - в УАПЦ отказались. А ведь при желании найти компромисс можно. История церкви и соборов богата, там можно найти способы учитывать голоса маленьких церквей наряду с большими. Одна церковь - один голос, например. Или решение консенсусом - то есть принимаются только те решения, за которые голосуют единогласно. Да мало ли что можно придумать! Было бы желание...

То же можно сказать о выборах предстоятеля. УПЦ КП предлагает выбирать из двух действующих. УАПЦ предлагает более традиционный путь: может выдвигаться любой правящий архиерей или выборы проводятся путем жеребьевки. Простите, я не вижу в этой позиции "отказа от объединения" - я вижу только техническое затруднение для патриарха Филарета немедленно оказаться главой объединенной церкви. Именно "немедленно" - потому что в случае выборов проголосуют все равно за него. Потому что - за кого же еще?

Единственный ультимативный пункт требований УАПЦ - название. Тут все немного смешно, болезненно и запутано. Казалось бы, сыр-бор из-за одной буквы: УАПЦ КП, а не УПЦ КП. Против "А" решительно возражают в УПЦ КП. Решительно и логично - ведь если церковь поместная и имеет статус патриархата, то она уж конечно автокефальная. УАПЦ КП - масло масляное. Можно, впрочем, возразить - если церковь украинская и автокефальная, то зачем КП? И так ясно, что она именно Киевского патриархата. Так что УПЦ КП - еще одно масло масляное. Поэтому УАПЦ тут же, в этом же пункте предлагает вариант - "Украинская православная церковь" - без А и КП. Проблема только одна - под этим названием у нас зарегистрирована УПЦ МП.

Нет, это не просто буквоедство. Это следствие глубокой травмы УАПЦ, которая хочет хотя бы в названии охранить себя от полного и окончательного поглощения. УАПЦ - это история украинского автокефального движения, которую уже много-много лет пытается присвоить новообразованная "под Филарета" УПЦ КП. Вот чего не может забыть и простить УАПЦ своим партнерам по диалогу. Вот чего она боится - того, что это объединение (уже не первое в истории) станет финальным актом в драме поглощения маленькой, но гордой и славной церкви большой и "искусственной". Не стоит недооценивать роль травмы в истории. А филологии не впервой приносить себя в жертву психотерапии.

В УПЦ КП об этой травме прекрасно знают. Но почему бОльший должен считаться с меньшим? Эта мысль красной нитью проходит через комментарии представителей УПЦ КП и близких к ней публицистов. А ведь все они - большие мальчики и девочки, то есть прекрасно понимают, что нет лучшего способа убить дискуссию, чем перевести ее в русло "да-ты-вообще-кто-такой".

Ну и конечно "рука Москвы". Первый же комментарий в соцсетях по поводу "отказа УАПЦ от объединения" - о том, что предстоятель получил за это решение крупную сумму от известного православного олигарха. Очень уж в Москве (да и в Лавре) боятся этого объединения. А иначе, откуда взялся пункт о том, что переговоры об объединении надо вести и с УПЦ МП? А что такое переговоры с УПЦ МП - нам рассказывать не надо. Даже при митрополите Владимире эти переговоры сводились к "придите, покайтесь, а там - посмотрим", что уж говорить о перспективе подобных переговоров при митрополите Онуфрии...

Но дело в том, что это предложение сформулировано не так радикально, как представляют комментаторы. Согласно решению собора УАПЦ, объединение с УПЦ КП - само по себе, а переговоры с УПЦ МП - сами по себе, и только при участии УПЦ КП (то есть в объединенном формате). Никакой прямой зависимости объединения УАПЦ с УПЦ КП от УПЦ МП не предполагается.

К сожалению, о чем на самом деле думали владыки УАПЦ, когда писали свои отказы, мы можем только догадываться. Потому что они, как обычно, не сумели (не сочли нужным?) что-то пояснить. А когда УПЦ КП устроила им разнос в медиа, их голос утонул во всеобщем "фу!"

Если массовые и не всегда обоснованные отказы - на совести владык УАПЦ, то медийный фальстарт - полностью на совести УПЦ КП. Это ее владыки первыми объявили о "сорванном объединении" и о том, что раз так, они все равно присоединят УАПЦ. Не мытьем, так катаньем. Не Собором, так прямым переманиванием приходов. Такая вот яркая и незамысловатая демонстрация "доброй воли" и "готовности к компромиссу".

То есть дипломатия провалилась - или была сознательно провалена - с обеих сторон. УАПЦ вместо желания единения продемонстрировала обиды, а УПЦ КП - свое пренебрежение к партнеру по диалогу, а может и отсутствие реального стремления к единству.

Но какими бы ни были причины очередного провала, какими бы ни были истинные намерения священноначалия обеих церквей, а у масс - свои интересы. Массы, судя по реакции соцсетей, остались крайне разочарованы. Но, что интересно, это разочарование выплеснулось не столько на священноначалие, сколько на власть.

Массы считают, что президент совершает ошибку и едва ли не преступление, не вмешиваясь в объединительный процесс.

Массам, конечно, много чего ответить можно. Например, что вмешивается. Правда, не президент, а Кабмин. Вот хоть у владык УАПЦ спросите - они даже заявление гневное всем Поместным собором принимали о том, что правительство оказывает давление на Собор и владык, требуя быстрого и по возможности безоговорочного объединения с УПЦ КП. Но исполнительная власть не вняла - и владыки в очередной раз обиделись за топорное применение админресурса в тонком деле церковной дипломатии. Надо сказать, что в исполнительной власти и рядом с ней собралась группа людей, поднаторевших в церковной политике, имеющих собственное видение нашего с вами православного будущего - и работающих в этом направлении. А работают - как умеют.

И, кстати, да, президент в этом никакого участия не принимает. Он не вмешивался, когда избирали главу УПЦ МП. Он не вмешивался в переговоры УАПЦ и УПЦ КП. Ему как бы и невдомек, что церковный вопрос - вопрос национальной безопасности. Пока под минкультовскими исшарканными ковриками плетут какие-то интрижки, Банковая "изучает", "рассматривает", а по сути - маринует ситуацию.

То, что массы взывают к президенту в церковном вопросе - говорит больше о массах, чем о президенте. О массах, которые уверены, что президент должен позаботиться о национальной церкви или, скажем, украинском языке - ведь это все факторы национальной безопасности! Массы, впрочем, легко послать. Недалеко - в библиотеку, почитать Конституцию. Или на северо-восток, где президент вершит судьбы и филологии, и теологии. Но мы почему-то туда не хотим. Мы с ними воюем. Дело просто в том, что мы с ними оканчивали одну и ту же советскую школу. Но они-то совершенно честно не хотят освобождаться от прошлого, а мы-то как будто хотим. Так почему бы нам не начать с чего-нибудь простого - хотя бы с мысли о том, что президенты не создают церквей? И что разговоры о "национальной безопасности" - в пользу бедных, потому что государство и власть (что в нашей ситуации почти одно и то же) могут находить преимущества как раз в отсутствии церковного единства, а в его наличии - видеть угрозу для себя.

Поэтому церквям надо рассчитывать на себя. И требовать "создания церкви" - то есть ее объединения - от своего священноначалия, а не от президента и не от премьера. Беда в том, что четко сформулированного запроса на единую поместную церковь, кажется, нет ни у священноначалия, ни у верующих масс. В церковном вопросе, как в увеличительном стекле, видны проблемы целого "проекта Украина". Который никак не укладывается в прокрустово ложе "национального", все норовит сползти в мировой мейнстрим - универсализм и глобализацию, - но, то и дело одергивает сам себя и снова хватается за корни и скрепы.

Стоит ли удивляться, когда то же самое происходит в церкви? В которой все отягощено КГБ-шным анамнезом и дополнительными мифами о каком-то особом "месте и миссии" украинского православия. Это чистой воды мания величия, для подобной убежденности нет ни малейших оснований, поскольку и Украина - "нецентральная" страна в процессе становления, и церкви, которая объединяла бы украинских православных, у нас до сих пор нет. У нас есть три церкви, которые на это претендуют, и ни одна - с полным основанием. Так какую "центральную роль" мы можем играть? И кто - "мы"?

В данное время священноначалие украинских церквей у нас на глазах хоронит призрак украинского церковного единства. От чего создается впечатление, что это единство владыкам совсем ни к чему. Владыкам всех трех православных церквей Украины. Потому что для УАПЦ - как бы дело ни обернулось - это конец их славной истории. Как ни называй объединенную церковь, а получится церковь Киевского патриархата под руководством патриарха Филарета. Так не лучше ли оставаться первым в деревне, если ясно, что в Риме ты окажешься только вторым? Как сам патриарх Филарет
ответил на этот вопрос - помните?

И нет ни малейшего повода думать, что теперь он ответит иначе. Объединение УАПЦ и УПЦ КП - буде оно случится - переведет мяч на греческую сторону поля. Но все, что может обещать нам Вселенский патриарх, - не по своей злой воле, жадности или еще чему, а по канонам - возвращение в статус Киевской митрополии Константинопольского патриархата. То есть никаких собственных патриархатов и автокефалий не будет - во всяком случае, "автоматом". По этому поводу патриарх Филарет уже высказывался лет десять лет назад: мы не хотим ни московского ярма, ни константинопольского - нам нужна только автокефалия.

Так вот, "только автокефалия" нам, скорее всего, не светит в ближайшем будущем, даже если завтра объединятся все три ветви украинского православия. Вопрос автокефалии и выглядывающий из-за ее плеча возможный раскол между Москвой и Вселенским патриархом слишком сложен - и политически, и канонически. Нам придется с этим смириться. То есть выбирать: оставаться в изоляции со своей маниакальной уверенностью - мы настолько классные, что все остальные просто не в состоянии это оценить - этакое российское (или теперь надо говорить - русское?) дао - или мириться с тем, что мы - часть общей игры и должны играть по общим правилам.

Как уже говорили и писали неоднократно, Вселенский патриарх может (в виде исключения) согласиться на частичное объединение украинской церкви. Или даже принять решение без него: объявить о создании Киевской митрополии Вселенского патриархата и предложить присоединяться всем желающим - хоть епархиями, хоть приходами. Конечно, скандал-раскол-катар, швыряние куколями оземь, вопли о конце света. Ну и что? Миру не привыкать к абсурду. Единственный вопрос: как на это отреагируют в УПЦ КП? Тоже швырнут куколем? Или, наоборот, нахлобучат поплотнее? Ведь этот "греческий путь" - почти гарантированная если не кончина, то маргинализация Киевского патриархата. Как поведет себя патриарх Филарет, если патриарх Варфоломей предложит ему присоединение по тем же схемам, какие сам Филарет предлагает УАПЦ?

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме