Методичка для чиновника, или Почему нужно начинать бояться коррупции

Виктор Чумак 26 июня 2013, 21:50
Чумак

Читайте также

Не так давно мы стали свидетелями довольно неординарного события, когда в парламенте — наконец-то! — удалось достичь политического компромисса по целому пакету принятых законопроектов. Пакету, существенно обновившему все антикоррупционное законодательство. Четыре законопроекта изменили базовый для антикоррупционной сферы Закон "О принципах предотвращения и борьбы с коррупцией", Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы и Кодекс об административных правонарушениях, создав новую правовую реальность — как для коррупционеров, так и для тех, кто призван с ними вести борьбу.

Не секрет, что чаще всего украинская власть вспоминает о борьбе с коррупцией только когда нужно выполнить какие-то международные обязательства. Как правило, следствием такой "борьбы" является тотальная имитация. Вроде бы и законы принимаются, но реальное движение вперед — минимальное.

Этот пакет проектов законов также было инициирован, прежде всего, в ответ на критические замечания Совета Европы. Так что теперь — эти нормы опять не будут работать или депутаты просто не поняли, насколько серьезные изменения они проголосовали, как позже заявил бывший спикер Владимир Литвин?

На самом деле, истина — в обоих этих утверждениях. В новых законах все же есть несколько "подводных камней", не позволящих сразу и полностью реализовать их потенциал. Но есть и несомненные достижения, которые должны кардинально изменить отношение к коррупции — как самих чиновников, так и всего общества. Такой результат отражает непростой процесс согласования текстов этих законопроектов: инициированные Министерством юстиции, впоследствии они были отозваны и существенно доработаны под давлением представителей оппозиционных фракций.

Но это не просто работа политиков. Это и двухлетнее давление гражданского общества, не раз демонстрировавшего свою твердую позицию на множестве круглых столов, конференций и встреч. И результат постоянного давления Совета Европы по поводу выполнения Украиной своих международных антикоррупционных обязательств. Наконец все сошлось в нужное время и в нужном месте.

Коррупционеров
нужно знать в лицо

Одной из самых резонансных в принятом пакете законов является норма о публичности Единого государственного реестра лиц, совершивших коррупционные правонарушения. Еще несколько месяцев назад отношение Министерства юстиции к этой инициативе было резко отрицательным, а сейчас оно готовит соответствующее программное обеспечение для публикации надлежащей информации в сети Интернет. Теперь ни один взятый с поличным чиновник не сможет скрыть своего преступления, и каждый желающий получит право узнать об этом преступлении. А значит, есть надежда, что в будущем перед такими чиновниками закроются не одни ранее открытые двери.

Единственный вопрос — будут ли попадать в этот реестр высокопоставленные коррупционеры? Парламентарии создали новый инструмент для борьбы с коррупцией, но используют ли его правоохранители?

Чего чиновники не смогут скрыть в декларациях?

Благодаря Закону №2837, с 2014 г. в Украине почти вдвое снижается минимальная сумма покупки, за которую чиновники должны отчитываться в декларациях. Ранее они должны были декларировать покупки от 150 тыс. грн, теперь сумма уменьшена до 80 тыс. Для простых людей это означает, что отныне в декларациях чиновников должно появиться гораздо больше драгоценных часов и прочих "игрушек", о которых они должны отчитываться. К сожалению, нам не удалось снизить эту сумму до 20 тыс. грн., но со временем, я уверен, удастся.

Кроме того, по новому закону чиновники должны указывать не только суммы на банковских счетах, но и банковские учреждения (в том числе и за рубежом), где они размещены. А также — наименование предприятий, учреждений, обществ и т.п., долями уставного капитала которых владеют как декларант, так и члены его семьи. Благодаря этому существенно уменьшится возможность возникновения коррупционных схем, в основе которых — родственные связи, легче будет обнаружить конфликт интересов. В частности, из декларации будет четко видно, каким бизнесом владеют родственники декларанта, и это позволит анализировать и контролировать неправомерное влияние чиновника на обогащение этих бизнесов. Как пример — проведение тендеров, когда отец является распорядителем бюджетных средств, а предприятие сына выигрывает тендер на расходование этих средств.

Антикоррупционный потенциал приведенных выше изменений довольно серьезен. Единственный вопрос — попытается ли им кто-то воспользоваться? Парламент смог создать механизм контроля финансовых деклараций, но, объективно говоря, он довольно слаб. По решению руководителей органов власти будут создаваться так называемые уполномоченные подразделения по вопросам предотвращения и выявления коррупции. Они смогут контролировать своевременность подачи деклараций, проверять их на наличие конфликта интересов, осуществлять "логический и арифметический контроль" деклараций. Но мне бы очень хотелось увидеть, как сотрудники таких подразделений будут  контролировать декларации своего руководства и передавать соответствующую информацию в правоохранительные органы, если увидят в ней признаки правонарушения. Тем более что подача ложных сведений в финансовой декларации по-прежнему не является правонарушением.

Поэтому поскольку на сегодняшний день в законе действительно нет четких механизмов контроля за невыполнение требований декларирования, остается надеяться на привлечение внимания к таким нарушениям неравнодушной общественности и журналистов. Этому помогут и дополнительные требования к публичности финансовых деклараций, которые также прописаны в новом законе.

"Нет!" — скрытому лоббизму в законах

Немалую роль в борьбе с коррупцией и коррупционерами должно сыграть реформирование антикоррупционной экспертизы. Так сложилось исторически, что украинское законодательство отличается высоким уровнем скрытого лоббизма. Отдельным экономическим группам, территориям, лицам или бизнесу предоставляются прямо-таки гигантские преференции. И очень часто это является результатом именно депутатского законотворчества: ведь проекты, инициированные правительством, проходят сквозь сито межведомственных согласований и антикоррупционной экспертизы, проводящихся Министерством юстиции.

Теперь у профильного парламентского комитета появляется обязанность осуществлять антикоррупционную экспертизу всех проектов законов, регистрирующихся в парламенте. Потенциально эта процедура позволяет в разы уменьшить уровень коррупциогенности законопроектов и, соответственно, будущего законодательства. Сегодня мы определяем основные механизмы и принципы проведения такой экспертизы. Кстати, несколько недель назад при нашем комитете был создан экспертный совет с участием общественных активистов и журналистов, который также будет активно участвовать в проверке законодательных инициатив на предмет лоббизма. Таким образом, мы улучшаем качество и самой процедуры, и освещение ее в СМИ, а также общественное обсуждение.

Коррупция =
уголовная ответственность

Кстати, не менее важными оказались и принятые в целом законы №2802 и 2803, также разработанные во исполнение условий антикоррупционных конвенций ООН и Совета Европы.

Так, Закон №2802 наконец-то решает проблему двойной ответственности за коррупционные правонарушения. Если раньше разница между административной и уголовной ответственностью за коррупцию была довольно условной и могла зависеть от отношения прокуратуры, то теперь, с принятием этого закона, ответственность за коррупционные правонарушения становится исключительно уголовной.

С одной стороны, это соответствует нашим международным обязательствам. С другой — исключает неодинаковое применение закона в аналогичных случаях. Вместе с тем реализация такого подхода отнюдь не преследует цели возврата к сталинской практике сажания  в тюрьму "за колоски". Напротив, за незначительные коррупционные правонарушения в Уголовном кодексе предусмотрены адекватные штрафы. А уголовный судебный процесс дает обвиняемому гораздо больше возможностей доказать свою невиновность по сравнению с процедурой наложения административного взыскания.

Не взяткой единой...

Изменен также устоявшийся в Уголовном кодексе Украины термин "взяточничество" на более широкий — "неправомерная выгода". Если "взяточничество" — это незаконное вознаграждение, предусматривавшее исключительно материальный характер (деньги, имущество, права на имущество и т.д.), то "неправомерная выгода" может быть и определенным преимуществом, услугой или льготой. Уголовная ответственность устанавливается не только за дачу или получение, но и за предложение или обещание такой выгоды. Существенно увеличены размеры штрафов за коррупционные правонарушения: теперь за предложение неправомерной выгоды должностное лицо предлагается штрафовать на сумму от 750 до 1 тыс. необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (12750 — 17000 грн).

Еще один закон из принятого пакета — №2803 — вводит институт специальной конфискации, которая будет применяться исключительно к должностным коррупционным преступлениям. Новые правила конфискации и ареста доходов, полученных преступным путем, позволяют применять санкции не только к прямым, но и косвенным (конвертируемым) доходам. Кроме того, появляется норма о конфискации доходов третьего лица, которому в определенной форме переданы материальные ценности, полученные коррупционным путем. Проще говоря, если кто-то отдаст часть полученной взятки на строительство церкви и спасение собственной души, то эти деньги батюшке придется вернуть, если он знал или должен был знать об их коррупционном происхождении. Если средства коррупционного происхождения являются долей, вложенной в определенный бизнес, — на владельца бизнеса налагается штраф в денежном эквиваленте стоимости этой доли.

Не менее важным является принятие и законопроекта №2990, которым вводится уголовная ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения, пособничество терроризму и отмыванию грязных денег. То есть если раньше за коррупционные преступления судили отдельных физических лиц, то теперь придется отвечать и учреждениям, в интересах которых они действовали. Проверить действенность этой нормы мы сможем после 1 сентября 2014 г.

Требования Европы: чего боится украинская власть?

Но этого, конечно, мало. Приняв антикоррупционные законы, мы выполнили еще несколько рекомендаций Группы стран против коррупции Совета Европы (ГРЕКО) и еще немного продвинулись вперед в выполнении Плана действий по визовой либерализации с ЕС.

Для украинских чиновников принятые законы, безусловно, являются революционными. Результативное голосование за них — почти чудо. Но для гражданского общества, действительно озабоченного борьбой с коррупцией, и европейских партнеров, живущих в другой правовой реальности, эти изменения еще должны наполниться реальной конкретикой.

Ни для кого не секрет, что правящее большинство избегает выполнения некоторых требований активистов и европейских партнеров как огня. Прежде всего, речь идет о создании действенного антикоррупционного органа. Соответствующие проекты законов активно регистрируют оппозиционные депутаты, и так же активно проваливает большинство. Так же до сих пор неопределенной остается ситуация и вокруг государственных закупок. Проекты законов, обеспечивающих прозрачность государственных закупок, в частности №2207, парламент не рассматривает вообще. Хотя их принятие было бы прямым выполнением европейских требований.

Хорошей новостью является то, что в Украине наконец-то появилось отделение Всемирной организации парламентариев против коррупции (Global Organization of Parliamentarians Against Corruption), в котором объединились народные депутаты из всех пяти парламентских фракций и внефракционные. Это даст возможность бороться с коррупционерами вне контролируемых ими правоохранительных органов и судов.

И наконец...

Этими законами мы приблизили наше восприятие коррупции к европейскому настолько, насколько это позволили сегодня украинское общество и политическая ситуация. В комплексе весь пакет — это более-менее действенная система противодействия коррупции, с его принятием заполняется немало пробелов, имевших место в украинском антикоррупционном законодательстве.

Но реальная борьба с коррупцией осуществляется не только в законодательной плоскости, но и реализацией принятых законов исполнительной властью. Нельзя забывать, что законы — законами, но выполняют-то их люди. Украинская антикоррупционная культура существенно отличается от европейской: там, где европейцы видят взятку, мы видим хороших знакомых, друзей и родственников. И если закон противоречит культуре человека и его пониманию обычных вещей, то он не выполняется.

Поэтому принятие этих четырех законопроектов — это отнюдь не точка, а всего лишь "жирная" запятая, после которой остается еще много нерешенных вопросов.

 

 

 

 

 

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
14 комментариев
  • Konstantin 4 июля, 12:44 Виктор Васильевич! Законы нужные и интересные, но к сожелению они изначально не действующие, наши изобретатели ВР и КМУ и др. эшелонов высшего звена, как всегда рассадили на места своих людей и получается: рука - руку моет, бандюк-бандюка видит из далека,ворон-ворону глаз не выклюет, нормальных честных людей к "корыту" не подпускают на выстрел, а если начнут зажимать одно место, то поверте мне на слово, что у них по несколько паспартов с гражданством других стран и под др. ФИО, они выведут весь бизнес и активы из Страны и за бесценок страну продадут Гвинеи-Бесау , Африканцам или азиатам. И где гарантия, что после действующих чиновников высшего звена прийдут другие, которые будут думать о народе. Нет! и еще раз нет!, у наших славян другой минталитет и другие мыслеформы, следующие точно так же подтянут родствеников, друзей, команду, чтобы якобы было легче работать, поставят на нужные посты, нужных людей и не устоят перед искушением, начнут точно так же вымывать бюджет, ибо ума, желания, сил модернизировать старые заводы, предприятия выйти на мировой уровень с ценами Китая нет у этих господ, проще распродать, обанкротить, украсть, взять взятку и тд. и поэтому необходимо менять сознание людей, рекламой, телепередачами и самое главное начинать это надо с детсада и школы, Уверен, что неодходимо во всех учебных заведениях ввести уроки правоведения и духовности и только через годы будущие избранники ВР с новым сознанием смогут работать для людей и Государства, ездить на работу на велосопеде, ходить без страха, что после депутатства посадят, без охраны, просто общаясь с людьми на улице, поумерят гордыню, важность, хамство, ненависть, обман. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • олег 3 июля, 20:40 пока есть материальный критерий успешности,никакая борьба не победит это явление.Если деньги-Бог,для чего с ними бороться?Может,Бога заменить? Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Вася 1 июля, 13:34 Україні везе на Чумаків. То Алан Чумак пудрив усім мозги, тепер Вітя (тезка президента) Чумак робить це не гірше Алана. Так і хочеться спитати словами класика: "Почем опиум для народа, Витя?" От так чума на нашу країну. Коли ми її здихаємось. Ответить Цитировать
  • Ернст Рахаров 30 июня, 15:49 Новини справді добрі, Європа і громадянське суспільство таки можуть іноді змусити керівництво України зробити хоч якісь реформи. Проте, знаючи нінішню орду при владі, можна сміливо прогнозувати, що застосовуватимуться згадані закони найчастіше проти опозиції, а також власне проти громадянського суспільства, у відповідності до принципу: "Друзям - усе, ворогам - закон". Тож тут все цілком залежатиме від опозиції та громадянського суспільства: чи зможуть вони "розвернути списа"? Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Олександр 30 июня, 10:21 Свежо предание, но верится с трудом! Ответить Цитировать Пожаловаться
  • KryveOzero 29 июня, 19:27 Пане Чумак, ви одначе в стилі фентезі непогано так проходите. Але чому дивуватись - адже Ви і самі туди (у владу) пхались.... ото і освоїли стиль казкара на виборчих перегонах..... Давайте, пишіть ще казочки.... Ответить Цитировать Пожаловаться
  • censor 28 июня, 21:00 Если эти люди считают, что они должным образом отрегулировали антикоррупционное законодательство (все его теперь начинают бояться), то я даже не представляю, как выглядит их страна, в которой они живут. Кто пишет им эти статьи, и где живут эти их помощники. И самое непонятное, где же в это время пребываю я? Ведь даже мотаясь на сессии ВР из Конча-Заспы или Европы у людей было бы более трезвое представление о жизни. Может быть Марс уже покорен? Ответить Цитировать Пожаловаться
  • георгій 28 июня, 18:51 в совці багато було розумних законів та нажаль їх ніхто не виконував/ так і наразі Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Богдан Андрющенко 28 июня, 15:00 Блажен кто верует! Меня всегда забавляло вот это стремление ущемить какого-то безликого "чиновника" :) Это простите в вашем понимании кто? Тот кто на госслужбе? Так основные "держатели потоков" во главе с тем, кто сейчас занимает должность Президента Украины, те же министры и ряд прочих - НЕ ГОССЛУЖАЩИЕ. Далее. В стране успешно действует система "коррупционной демократии" чтобы избраться и/или получить пост многие тратят деньги (свои или чужие). Следовательно, приходя на должность - они обязаны их вернуть с процентами. А что касается выполнения Законов... Как госслужащий 4 ранга, констатирую нынешнее "антикоррупционное" законодательство доведено до абсурда - если я на работе заряжаю свой телефон и его же использую ДЛЯ РАБОТЫ - я коррупционер... Обеспечение госслужбы на низовом уровне - меньше 40% от потребности и эти страшные "коррупционеры" с зарплатой 1300 грн берут взятки бумагой, скрепками, папками...
    ХОХ 1 июля, 11:00
    100% поддерживаю, кто-то принесет пачку бумаги или еще что нибудь(своей же нет), и все пиши пропало. Зато как повысятся показатели по борьбе с корупцией (как никак пачка бумаги это подарок). И будет такой корупционер с зарплатой в 1300 гривен выплачивать штраф в 15000 всю свою оставшуюся трудовую жизнь, для этого и новая пенсионная реформа--никакой пенсии пока долги не отдаш. Что самое обидное-коснеться это опять тех кто пытается както работать вопреки всем проблемам. а не тех кто пишет эти законы
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Evgen 27 июня, 11:42 Молодцы, конечно, что приняли Закон, но, как говорится - "свежо предание, да верится с трудом"! Ответить Цитировать Пожаловаться
Реклама
USD 25.64
EUR 27.25