Мертвая петля "Антонова"…

123
Flickr/Петро Порошенко

Читайте также

Продолжая делать "Украину сильной", государственный концерн "Укроборонпром" не обошел своим пристальным вниманием и авиационную промышленность. 

В начале 2015 года правительство "подарило" "Укроборонпрому" находившееся в сфере управления Минэкономразвития государственное предприятие "Антонов", заодно превратив 15-тысячный коллектив в заложников-крепостных современных сильно способных схемотехников-менеджеров из оборонки. Весьма привлекательный для "Укроборонпрома" актив передавался Кабмином с нарушением процедуры — он был изъят из другого концерна с одноименным названием. 

В довесок к ГП "Антонов" нежданно-негаданно "Укроборонпрому" пришлось забрать еще и "Завод 410 Гражданской авиации" с проблемными контрактами и Харьковский авиастроительный завод, находящийся в жутчайшем финансовом состоянии. 

Таким образом в составе государственного концерна "Укроборонпром", созданного незабвенным Саламатиным для выкачивания средств из оборонных предприятий, оказалось то, что сегодня принято называть авиационной промышленностью Украины. При этом необходимо отметить, что по всем показателям и признакам указанные предприятия отнести к оборонке можно с большой натяжкой. Далеко не секрет, что Минобороны Украины не спешит размещать на них крупные оборонные заказы. А посему остается только перспектива поиска заказов в других странах. 

Именно перенасыщенность информационного пространства победными реляциями по поводу успехов отечественного авиапрома привела автора к мысли осветить реальное состояние дел в этой сфере.

"Карьерные" лифты оборонпрома…

Напомню, что в июне 2015 года президент П.Порошенко открыл "новую эру" в жизни "Антонова", заведя на предприятие, в буквальном смысле за руку, новую команду новоиспеченных руководителей авиационной промышленности Украины. Сложно судить, привел ли такой отток дилеров из автопромовского бизнеса гаранта и его окружения к существенному падению автопродаж на украинском рынке, но вот на состоянии отрасли он может аукнуться самым нелицеприятным образом. 

По самым скромным подсчетам, в ГП "Антонов" за последние полтора года влилось около двух сотен "младоменеджеров". Создается впечатление, что в нашей стране не было задействовано огромное количество суперпрофессионалов в сфере авиастроения, и вдруг они все на трубный глас П.Порошенко, О.Гладковского и Р.Романова бросились занимать руководящие посты на ведущем предприятии авиапрома Украины. Мне удалось с большим трудом вычислить среди новых рекрутов лишь трех персонажей, имеющих профильное образование. Похоже, что премьер-министру В.Гройсману, анонсирующему с ноября прошлого года рождение в недрах Кабмина государственной программы возрождения авиастроения, придется предусматривать отдельной строкой получение профильного образования топ-менеджерами "Антонова". Ну, а в некоторых случаях — хоть какого-нибудь образования.

Не надо быть экспертом, чтобы понять: подобная кадровая политика направлена прежде всего на уничтожение созданной в Украине собственной школы авиастроения, где не могло быть бешеного карьерного роста из продавца шоколада, автолака или автомобиля до генерального конструктора. Говоря о генеральном конструкторе, я имею в виду институт генерального конструктора, столь легко ликвидированный новыми менеджерами. Наш бывший генеральный конструктор, благодаря некоторым горе-руководителям, теперь помогает Азербайджану развивать собственную авиастроительную отрасль. Не сомневаюсь, что через пару-тройку лет эта страна пополнит ряды стран с развитыми высокими технологиями. А вот сможет ли Украина удержаться в этом списке — большой вопрос.

Бесспорным достижением современного топ-менеджмента "Антонова" является установление себе самим беспрецедентного уровня вознаграждения за свой "напряженный" труд, заключающийся в обустройстве собственных рабочих мест — ремонтов кабинетов, покупке дорогостоящей мебели, оргтехники и компьютеров. Ну, на худой конец, устройстве братьев, кумовьев или чьих-то родственников на работу с высокой зарплатой. Ну и пусть секретарша вице-президента имеет зарплату в несколько раз выше, чем десятилетия проработавший на предприятии конструктор. А поинтересуйтесь, Петр Алексеевич, у своего назначенца Р.Романова (кстати, поставленного вами на пост с нарушением Основного закона) зарплатной дискриминацией на "Антонове", как, впрочем, и на других госпредприятиях из сферы ваших интересов! А может, выдавить специалистов из украинского авиастроения и есть основная миссия этой команды? Даже не сомневаюсь, что и в России, и в Азербайджане, да и в других странах с распростертыми объятиями примут, и как известно уже принимают взращенных за долгие годы украинских специалистов. Надо ли говорить, что подготовка работников для этой сферы процесс не только дорогостоящий, но в наших условиях уже и неподъемный. 

Можете себе представить, как эта многочисленная рать президентов и вице-президентов будет создавать новые самолеты? Какие управленческие решения при отсутствии управленческого опыта и соответствующей квалификации напринимают в авиастроении эти господа? В психологии эта тема известна как эффект Даннинга–Крюгера, когда люди, имеющие низкий уровень квалификации и управленческого опыта, делают ошибочные выводы, оценивая свои неудачные решения как — гениальные, при этом они не способны объективно осознавать свои просчеты и ошибки — в силу низкого уровня интеллекта. Печально, но факт!

PR-туман…

Вот в чем преуспел менеджмент "Антонова", так это в проведении массированных информационных кампаний вокруг своей "бурной" деятельности. Вероятно, именно с этой целью "Укроборонпром" на этот "трудный участок" госпредприятия делегировал Л.Сильского, раздувшего малюсенький сектор по связям с общественностью аж до целого управления. 

Так уж получилось, что неоценимый вклад в копилку этого управления, став основными ньюсмейкерами "Антонова", внесли сам президент П.Порошенко, премьер-министр В.Гройсман, генеральный директор "Укроборонпрома" Р.Романов, председатель Совета корпорации "Украинская авиастроительная компания" М.Гвоздев, президент Государственного предприятия "Антонов" А.Коцюба, а в некоторых эпизодах — саудовский принц. 

К сожалению, реальное положение дел в авиастроительной отрасли разительно отличается от созданной за миллион гривен веселой картинки с серебристыми целлофановыми шторками, из-за которых Петр Алексеевич извлек фюзеляж Ан-132Д. 

Хочу подробнее описать то, на чем пиарятся наши государственные управленцы и функционеры оборонпрома. Здесь можно выделить несколько категорий "достижений". Первое — создание нового самолета Ан-132 в партнерстве с компаниями из Саудовской Аравии. Второе — крупные заказы, якобы поступающие на самолеты "Ан" со всего мира. Третье — снижение зависимости от России в вопросах поставки комплектующих изделий. И это только для начала. 

Ан-132Д — старая новая страница авиастроения...

Сначала об Ан-132. Казалось бы — несомненное достижение, новый самолет мирового уровня и т.д. Но — нет! Во-первых, не Ан-132, а Ан-132Д, то есть "демонстратор", а не настоящий самолет. Именно так — только демонстратор возможности создания такого самолета. Это означает, что он сделан из составных частей, не специально для этого разработанных, а из бывших под рукой. Так, основная конструкция самолета, или его планер, — это на 90% планер Ан-24, совершивший первый полет еще в 1959 году. Не хотелось бы огорчать нашего президента и руководителей "Укроборонпрома", вывесивших на своем сайте сообщение о "новой странице в истории авиастроения Украины", но придется. Эта страница была написана в пятидесятые годы прошлого века, еще до вашего рождения, Петр Алексеевич. Соответственно, и технический уровень основной конструкции Ан-132 соответствует требованиям 60-летней давности! Далее — двигатели. Канадские турбовинтовые PWC-150, установленные на этом самолете, используют в гражданской авиации на канадских пассажирских самолетах Dash-8Q-400 более 20 лет. И оборудование — американское, французское, британское и украинское — тоже производится уже много лет и было использовано без какой-либо модернизации. Бортовые системы на Ан-132Д установлены с Ан-178, Ан-158 и других самолетов более тяжелого класса без существенных изменений.

На практике это означает, что Ан-132Д вышел, мягко говоря, неоптимальным. Его собственный вес превышает достигнутый в мире уровень где-то на 45–50%. Он может выполнять те же задачи, что и его конкуренты, только тратя на это в полтора раза больше топлива. Он гораздо дороже в эксплуатации. Подумайте сами, нужен ли кому-нибудь транспортный самолет с подобными характеристиками, даже очень богатой Саудовской Аравии.

Превратить "новую страницу в истории авиастроения Украины" в нормальный самолет с хоть каким-то уровнем конкурентоспособности — задача беспрецедентная. Это означает, что создавать его придется почти с нуля. Хотелось бы быть оптимистом, но подобный проект может потребовать от 3 до 10 лет упорного труда и очень многие миллионы долларов. Согласятся ли саудовцы продолжить играть в эту загадочную игру, требующую все больше денег и времени, без надежды в ближайшее время организовать серийное производство и продажу этого изделия? Очень непростой вопрос. Ведь если саудовцы выйдут из проекта, другие источники финансирования будет найти непросто. Не говоря уж о репутационных потерях для Украины на международном рынке, который и так сокращается для нашей страны с каждым годом. Так что первые полеты Ан-132Д — это не столько повод для праздника, сколько повод поразмыслить, как избежать крупнейшего провала, к которому нынешние ньюсмейкеры так уверенно толкают этот проект.

Заказы в заказе…

Не знаю, как у вас, но у меня за последние полтора года, судя по сообщениям главных функционеров оборонки, складывается впечатление, что на проспекте Победы в главный офис "Антонова" выстроилась огромная очередь иностранных заказчиков, желающих заполучить хоть что-нибудь из того, что может поставить предприятие. Отчеты с международных выставок в отношении полученного портфеля заказов впечатляют. К сожалению, и в этом направлении реальное положение дел сильно отличается от информационного шума, созданного чиновниками оборонки. 

На сегодняшний день с определенной долей оптимизма можно говорить лишь о контракте по поставке авиакомпании Silk Way (Азербайджан) 10 самолетов Ан-178. Этот контракт был заключен предприятием еще до президентского десанта новых управленцев.

Справедливости ради надо отметить наличие соглашения о совместном серийном производстве 12 экземпляров Ан-178 для компании Beijing A-Star Science & Technology Co., Ltd (Китай), пока не реализованного в виде контракта. На этом можно поставить точку… Это все. Подчеркиваю, ни один самолет "Антонов" больше не заказан ни Саудовской Аравией, ни Минобороны Украины, ни кем-либо еще. По крайней мере, по состоянию на апрель 2017 года.

Почему же нет заказов? Куда они делись? Ведь раньше заказы были, хоть и не гигантские. Летают же по планете 40 построенных за последние годы экземпляров Ан-148 и Ан-158, еще 6 Ан-32 поступили в ВВС Ирака, 4 Ан-32 встали на службу в МЧС Украины, несколько Ан-74 отправились в Казахстан, Лаос, другие страны. 

Ответ прост: потенциальные заказчики хорошо знают положение дел в авиастроении Украины и не разделяют информационного оптимизма его руководителей. Их больше волнует вопрос, способно ли наше ведущее предприятие вообще строить самолеты? Напомню, что последний Ан-148 был достроен и передан, если я не ошибаюсь, Северной Корее ровно два года назад — в апреле 2015 года. А через два месяца после этого Порошенко сменил руководство предприятия. С того момента, то есть в течение второй половины 2015-го, всего 2016-го и первой половины 2017 г. не передано заказчикам ни одного самолета! Существует ли теоретическая возможность достроить хотя бы один самолет в текущем году, или, на худой конец, в течение
2018-го? Поистине, наша авиапромышленность знала тяжелые времена, но такого не было никогда.

Упомянутый выше контракт с Азербайджаном и соглашение с Китаем еще не перешли в стадию выполнения. Не только не начато серийное производство Ан-178 (а в текущем году, согласно принятым обязательствам, надо сдать минимум два самолета), не началась даже подготовка к нему. Да что там подготовка, остановлены все летные и сертификационные испытания Ан-178! Фактически программа остановилась на полпути. Так какие могут быть заказы?

В сборочном цехе "Антонов" уже около трех лет стоят 10 недостроенных Ан-148 и Ан-158. Некоторые из них почти готовы, но не оснащены двигателями и некоторым бортовым оборудованием. Бездарно заморожены на годы около 60 млн долл. Именно столько стоит это "железо". Это богатство покрыто толстым слоем пыли, и до этого никому нет дела. Самолеты не достраиваются. Неужели это делается сознательно? 

Об импортозамещении замолвите слово…

Можно долго рассказывать о трудностях с комплектующими изделиями и об импортозамещения российской продукции, но кто хочет — тот делает, а кто не хочет — ищет оправдания.

"Антонов", как и весь "Укроборонпром", уже давно отчитался, что проблема импортозамещения уже почти решена. Все поставщики комплектующих определены. Теперь необходимо заключать договоры на закупку новых комплектующих, устанавливать их на недостроенные самолеты и начинать испытания. Но этого опять-таки не делается!

Тема импортозамещения могла бы найти свое отражение в Государственной программе возрождения авиастроения. Помнится, о ней говорил премьер-министр В.Гройсман в конце ноября прошлого года во время визита на предприятие "Антонов". Вот-вот появится эта программа! Хотя денег на нее нет, но беспокоиться по этому поводу не надо, заверял самолетостроителей В.Гройсман, встречаясь с трудовым коллективом. Напомню Владимиру Борисовичу, что уж конец апреля близится, а программы и денег на нее все нет…

Понятно, что во всех бедах с комплектующими виновата Россия. Но тем не менее, поправьте меня, если ошибаюсь, это не помешало отправить в сентябре прошлого года антоновские крылья в Российскую Федерацию для достройки самолетов для МЧС России!

А как же поставка военно-транспортных самолетов Ан-77 для ВСУ? Причем, в сравнении с бюджетом силовиков на 3 года, а именно столько необходимо времени для запуска первого серийного самолета, необходимая сумма составит всего лишь 3 млрд грн. И это все с мероприятиями по импортозамещению российских комплектующих. 

Аналогичная ситуация складывается и с потенциальным заказом шести Ан-77 для Индонезии и постройкой первого серийного военно-транспортного самолета Ан-178 для европейского рынка. 

Неплохо было бы все-таки закупить и новое производственное оборудование для серийного завода, что практически полностью по ряду комплектующих нивелирует проблему зависимости от российских комплектующих.

Что в сухом остатке…

Будет уместно напомнить, что предыдущее руководство "Антонова" было уволено в результате обвинений в недостаточном темпе выпуска самолетов — от одного до пяти в год. Почему же сейчас никому из высоких чиновников не придет в голову мысль поинтересоваться сегодняшним темпом выпуска самолетов? Главное, чтобы не испугались от успехов на бумаге!

Надо ли делать вывод, что новоиспеченные командиры "Антонова" все более плотно затягивают на шее коллектива предприятия "мертвую петлю", а их команда все более походит на "похоронную"? Разговор об этом только начался. 

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
25 комментариев
  • olpkol 28 апреля, 21:35 Або такі популярні зараз китайці: https://en.wikipedia.org/wiki/Xian_Y-7 - побудований на базі ан-24 - 100 штук вироблено. https://en.wikipedia.org/wiki/Xian_MA60 теж варіація на тему 24-того вироблено більше 100 штук і замовлено 300... А все тому що там ставлять нормальну людську начинку а не кацапське лайно яке ніхто у світі окрім колишнього совку не хоче і не вміє обслуговувати. Те що зараз намагається зробити антонов використовуючи світові двигуни та елекроніку з пропеллерами вони повинні були зробити ще років 20 назад! Соромно такій поважній газету публікувати таку відверту кацапську джинсу! Ганьба! Ответить Цитировать Пожаловаться
  • olpkol 28 апреля, 21:24 А чому в статті немає порівняння що сталося зі старими "антоновими" які купили нормальні виробники а не кацапські холуї! Для прикладу http://m28aircraft.com/ М28 польський АН-28 69 року. Який купили Локхід-Мартін і поставили туди нормальну начинку. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • olpkol 28 апреля, 20:53 Це ви азірова та яника маєте на увазі? Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Designer 25 апреля, 21:30 И напоследок. Откуда пришли на ГП Антонов новые президенты и вице-президенты Был президентом ГП Антонов, теперь возглавляет некую авиационную корпорацию Гвоздев Михаил Алексеевич, народный депутат от БПП работал генеральным директором ООО "Ауди Центр Хмельницкий". Вице-президенты ГП Антонов Помічники нар. депутата Гвоздьова М.О. За строковим трудовим договором на постійній основі: Мовчан Віталій Андрійович На громадських засадах: Семовоник Сергій Михайлович ( уволен , по слухам в розыске) 1-й вице-президент, а затем президент ГП Антонов ООО "Аланта-Сервис" г. Хмельницкий Директор - Коцюба Александр Анатольевич Продаём автоматику SIT, газовые клапаны, термопары, платы управления, горелки, реле давления, термометры, манометры, термостаты и др. Вице-президенты ГП Антонов Тарасюк Андрій Дем’янович ТОВ "Гранд мотор" м. Хмельницький генеральний директор ТОЙОТА ЦЕНТР ЗАПОРОЖЬЕ "ВОСТОК АВТО" ОАО "ВОСТОК АВТО" Орлов Олег Владимирович Управляющий Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Юрий Латыш 23 апреля, 22:32 #неолиберальные_реформы Государственная авиационная промышленность так неэффективна. Ее нужно срочно продать (чем дешевле, тем лучше) частному собственнику. Кому нужны эти совковые самолеты, если в нашем небе могут летать чудесные "аэробусы" и "эмбраэры"? Все эти устаревшие станки продать на металлолом. В цехах организовать эффективный бизнес, например, склады интернет-магазинов. Китайские ситечка, вьетнамские тапочки, филиппинские запчасти для компьютеров...
    Designer 23 апреля, 23:02
    А какими деньгами оплачивать импорт этих китайских и вьетнамских товаров? Гривны китайцы и вьетнамцы не принимают. Торговцы импортным товаром и мелкие и немелкие являются одним из главных факторов постоянной девальвации гривны. Металлургия не имеет особых перспектив, сельское хозяйство не может в принципе закрыть всю потребность в валюте. Что еще - программирование? Т.е. полстраны программистов, покупающих китайские тапочки?
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Designer 23 апреля, 22:18 И о перспективах. Здесь автор неоправданно оптимистичен. При умеренно-песимистическом прогнозе все куда хуже. Указанные контракты с азербайджанцами и китайцами по Ан-178 это фикция. На Ан-178 заказчиков нет, по причинам определенной неудачности машины и осведомленностью заказчиков о рельной ситуации на предприятии. Посему Ан-178 может повторить судьбу Ан-70, остаться в одном экземпляре. Тема Ан-70 закрыта и только чудо может ее возобновить. Ан-148 и Ан-158 -здесь в результате многолетнего труда и больших затрат родили нерыночные продукты. Что с ними делать сегодня - неизвестно. Остается Ан-132 и надежда на саудитов. Но здесь еще нет самолета, более того нет констр. докум-ции по которой можно наладить выпуск серийных самолетов. Все это надо еще разработать, оснастить производство, сделать опытные машины, испытать и сертифицировать. На все это надо минимум 3 года и куча денег. Готовы ли саудиты давать деньги 3 года неизвестно. Особенно в свете нарастающего скандала вокруг Антонова Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Designer 23 апреля, 21:46 Укроборонпром должен быть ликвидирован. А вместо него создано некоторое количество отраслевых компаний: авиастроительная, судостроительная, бронетанковая, вооружений и пр. Компании должны подчиняться государственному органу управления, либо министерству либо Гос. агенству по ОПК. Орган управления должен содержаться за счет бюджета, т.е. его штат и зарплаты должны быть ограничены. Отраслевые компании должны управляться советом директоров входящих предприятий. Вся прибыль после уплаты налогов должна оставаться в распоряжении компаний и направляться на обновление основных фондов и новые разработки. Кстати, в авиастроении такая компания существовала. это был концерн Антонов в составе ГП Антонов, ХГАПП и 410 АРЗ. Но его в 2015 г. ликвидировали. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Designer 23 апреля, 21:25 Теперь о клоаке под названием Укроборонпром. Автор прявильно написал, что эта клоака была создана при Януковиче только с целью выкачивания денег с предприятий ОПК и их последующего уничтожения. Старой власти давно нет, а ее инструмет уничтожения ОПК продолжает "успешно" работать. Только уже с новыми лицами порошенковских пацанов. Ведь абсолютно понятно. что УОП это монстрообразная неэфективная структура, которая паразитирует на теле подконтрольных предприятий. УОП живет за счет отчислений от прибыли предприятий, 19% прибыли - это дань на содержание УОП ( а было и 50%). Это при том, что предприятия платят 25% налога на прибыль в госбюджет. Т.е. стране 25%, а кучке "эффективных " менеджеров - 19%. И в результате имеем разбухший аппарат УОП (за счет родственников, друзей. кумов и пр.) до более 2 тыс. чел со средней зарплатой 70-80 тыс. грн. При том, что никакой реальной помощи подконтрольным предприятиям эти менеджеры оказать не способны. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Designer 23 апреля, 16:47 Автор еще не полностью раскрыл аферу с назначением нового менеджмента ГП Антонов. В мае 2015 г. нардеп Гвоздев был назначен и.о. президента ГП Антонов. На основании каких заслуг , качеств, квалификации - непонятно. Ну ладно и.о. Но Гвоздев сразу же назначил вице-президентами Антонова ( не и.о.) двух своих помощников - Семивоника и Мовчана. Снова вопрос- на каком основании? Семивонику сразу была дано право подписи финансовых документов и в результате со счетов ГП Антонов исчезло около 50 млн долл. Затем исчез сам Семивоник. Далее. Согласно действующего порядка президент ГП Антонов мог быть назначен только на основании открытого конкурса. И осенью 2015 г. такой конкурс был объявлен. Реальных претендентов на него не допустили. Участвовали мутные "левые" кандидаты, которые были признаны не соответствующими. Сам Гвоздев в конкурсе не участвовал. Но сразу после конкурса чудесным образом стал президентом ГП Антонов. Вот так порошенковские аферисты действовали. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Max_F 23 апреля, 16:38 "А их команда все более походит на похоронную..." - не на похоронную, а на президентскую. Просьба не путать :) Ну, если это все правда, то слова излишни. Ответить Цитировать Пожаловаться
Реклама
Последние новости
USD 26.55
EUR 28.89