Гуманитарная блокада

Поделиться
Гуманитарная блокада
К финансовой и социальной блокаде Донбасса добавилась продовольственная - бойцы нескольких добровольческих батальонов "Донбасс", "Днепр-1" и "Правый сектор" заблокировали гуманитарные колонны фонда Рината Ахметова, направлявшиеся в неконтролируемый украинскими войсками Донецк.

К финансовой и социальной блокаде Донбасса добавилась продовольственная - бойцы нескольких добровольческих батальонов "Донбасс", "Днепр-1" и "Правый сектор" заблокировали гуманитарные колонны фонда Рината Ахметова, направлявшиеся в неконтролируемый украинскими войсками Донецк.

Мотивы остановки грузовиков несколько раз менялись.

Сначала комбаты Семенченко, Береза и Манько объявили, что это все предназначено на самом деле не мирным жителям, а боевикам, и что в машинах, кроме продуктов, есть спиртное, термобелье и камуфляж. Эти заявления не подтвердились, а предъявленный общественности микроавтобус с сигаретами и водкой, как выяснилось, никакого отношения к гуманитарной помощи не имел.

Потом было заявлено намерение обменивать продукты на пленных бойцов. Тут комбаты затронули огромную и болезненную проблему. Если солдат регулярных частей обменивают стабильно и постоянно, то вызволить из плена бойцов батальонов - задача практически нерешаемая.

Срок пребывания в плену для многих из них исчисляется уже месяцами - два, три и более. В этот период их командиры, возможно, предпринимали какие-то попытки вызволить своих бойцов. Об удачно завершившихся переговорах и обменах подтвержденной информации нет. Об огромных сложностях в обсуждении именно этого вопроса кое-что известно, но крайне мало. Подобные переговоры всегда идут с помощью посредников и в обстановке строгой конфиденциальности.

Поступок комбатов несколько приоткрывает завесу тайны, поскольку это очевидный жест отчаяния и бессилия. Если в ход пошло "пленные в обмен на продовольствие", значит, иных способов не осталось. Иных - это более привычных и предусмотренных цивилизованными правилами современной войны. В истории других конфликтов пленных меняли на пленных, а когда переговорный контакт между сторонами становился более-менее постоянным и ненависть начального периода утихала, случались даже жесты доброй воли. Например, взаимные договоренности об освобождении безо всяких дополнительных условий военнопленных, не замешанных в уголовных и военных преступлениях, а также амнистии "политическим заключенным". В украинской истории, наверное, пока еще слишком много ярости и глухоты недопонимания между сторонами, чтобы могли появиться подобные отношения между сторонами конфликта.

Самый неприятный аспект проблемы заключается в том, что продукты, захваченные для обмена, действительно предназначались мирному населению.

То есть людям, которые, в отличие от плененных бойцов: а) не выбирали сознательно свою судьбу, это война сама пришла в их дом, а не они ушли на войну; б) не взяли в руки оружия за Украину, но не взяли в руки оружия и на стороне боевиков, а это тоже гражданская позиция, которую следует учитывать.

Несмотря на все перенесенные страдания, политику блокады со стороны официального Киева, возросшую безработицу, выбросившую на улицу десятки тысяч молодых еще и крепких мужчин, массового притока добровольцев в формирования "ДНР" не наблюдается. В головах у людей много путаницы, много чувства горечи, обиды, апатии и растерянности, но есть и вполне выраженное понимание того, что идти на войну - худший способ принести сюда мир. И есть отчаянное желание выжить, не брезгуя ничьей помощью.

Это желание отчасти удовлетворяется гуманитарной программой Рината Ахметова. Это самое малое, что он может сделать для своих земляков, чтобы отплатить за возможность некогда заработать здесь свой первый и несколько последующих миллиардов. Но это по вложениям и масштабам больше того, что делал кто-либо до сих пор на неконтролируемых территориях для поддержки страдающего мирного населения.

Гуманитарная помощь от Рината Ахметова распространяется за линией фронта с августа. На украинской стороне эта деятельность долгое время вопросов не вызывала, а на территориях, контролируемых боевиками "ДНР-ЛНР", пакет с простым набором продуктов для многих стал единственным способом выжить. Каким-то образом процесс удалось организовать так, что боевики не трогают резиденцию Ахметова и "Донбасс Арену", а также не мешают его менеджерам развивать инфраструктуру благотворительной деятельности в Донецке и еще ряде городов.

В июле, напомним, начались масштабные перебои с социальными выплатами. В сентябре увидели последнюю зарплату медики Донецка. Люди трудоспособного возраста помочь своим престарелым или больным родственникам зачастую не в состоянии - армия безработных пополняется быстро.

Например, когда в Донецке открылся пункт обслуживания жителей Макеевки (в самой Макеевке "народная" власть фонду работать не разрешила), визитеры, занимавшие очередь в семь утра, получали номера от двух тысяч и выше. К обеду число претендентов на "гуманитарку" превышало пять тысяч.

Кроме выдачи в стационарных пунктах, обычные продуктовые пакеты, специальные детские наборы и аптечки с базовым списком медикаментов доставляются на дом тем, кто не может далеко отходить от дома или вообще не ходит - одиноким старикам, тяжелобольным инвалидам и другим.

Не без труда, но за несколько осенних месяцев была создана масштабная гуманитарная махина. С учетом и контролем. И электронной базой данных с поименным списком получателей. Сделано это было не для того, чтобы удовлетворить внезапно возникший интерес людей с оружием. А потому, что многие местные стали приходить в разные точки и получать продукты несколько раз. В этом нет ничего странного - когда речь идет о выживании, мораль отходит на второй, а то и на третий план.

Итак, в сухом остатке имеем странную ситуацию.

МВД и Минобороны не приказывали батальонам устраивать блокаду.

Блокируются грузы, которые до этого несколько месяцев спокойно пересекали линию фронта. Доказательств того, что гуманитарная помощь раздавалась мирному населению, предостаточно.

В чем же дело?

Истинные причины произошедшего снова следует искать в непубличной сфере, где продолжаются игры олигархов. Мы можем видеть только верхушку айсберга. Например, принадлежащие Ахметову и Коломойскому телеканалы освещают ситуацию с блокадой так, будто речь идет вообще о разных событиях.

Украинские демократы, говорят, умеют объединяться за пять минут до расстрела. Украинские олигархи, видимо, не способны на это ни при каких обстоятельствах. Они увлеченно продолжают свои подковерные игры, не отвлекаясь ни на войну, ни на ясно обозначившийся экономический крах, ни на последствия своих действий для страны. Даже в тех случаях, когда мелкий тактический шаг в настоящем может стать причиной глобальных проблем в дальнейшем.

Так, инцидент с блокированием гуманитарных колонн Ахметова привел к тому, что представители международных гуманитарных организаций, работающих под эгидой ООН и Евросоюза, после этой истории отложили разворачивание своих постоянно действующих миссий на неподконтрольной территории за линией фронта. В Донецке находятся мониторинговые команды, скажем, фондов ООН по работе с беженцами и по защите детей – UNHCR и UNICEF. Но когда простое присутствие превратится в гуманитарную деятельность, теперь сказать сложно.

На данный момент в районах Донецкой и Луганской областей, занятых боевиками самопровозглашенных республик, помимо структуры Ахметова полноценно работают две гуманитарные организации - People-in-Need ("Люди в беде", Чехия) и Medicines Sans Frontieres ("Врачи без границ", штаб-квартира в Брюсселе). На стадии возобновления деятельности - миссия Красного Креста, ICRC. Предыдущая команда ICRC, напомним, покинула Донецк после гибели своего сотрудника во время артобстрела.

Есть еще российская гуманитарная помощь - огромные конвои регулярно приходят в Донецк и Луганск. Куда девается значительная часть их груза и что там было вообще, остается загадкой. Остаток распространяется среди мирных граждан из незащищенных слоев населения (причем пункты выдачи открыты в бывших отделениях "Приватбанка"), но российский "паек" - самый скудный из всех имеющихся: несколько банок консервов, иногда немного крупы или риса. Россияне же остаются единственными, кто работает через структуры "ДНР". От остальных участников гуманитарной деятельности они показательно дистанцируются.

Сейчас расширение масштабов работы международных миссий и старт новых гуманитарных программ от других участников - под вопросом. К проблемам с налоговой и таможней, на которые ранее жаловались международные фонды, добавилась проблема доступа грузов в зону АТО.

Не говоря уже о том, что это был серьезный удар по репутации Украины в глазах международного сообщества, где уже давно зреет глухое недовольство нашим государством, неоднократно отличившимся склонностью не выполнять своих обязательств и с неимоверной легкостью забывать данные обещания. В головах представителей миссий, по данным ZN.UA, есть альтернативный вариант доставки помощи на Донбасс - с территории России. А это будет, скажем прямо, откровенный позор для Украины.

Который, там, по счету?

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме