Фейк-парад суверенитетов

Юрий Ганущак 11 июня 2016, 00:03
Украина децентрализация

Читайте также

На прошлой неделе в повестке дня ряда областных рад появилось неприметное, на первый взгляд, обращение к Кабинету министров Украины с требованием установить договорные отношения между правительством и этими самыми областными радами. 

Среди множества вопросов, вынесенных на очередные сессии областных рад, легко было упустить из виду очередное обращение к правительству, списав это на недосмотр или юридическую безграмотность аппарата рад. Инициаторами таких обращений были депутаты от "Батьківщини", и их благородный мотив "заставить центр считаться с регионами в контексте децентрализации власти" поддержали коллеги, представляющие едва ли не всю палитру политического поля. Что бросилось в глаза, так это синхронность рассмотрения указанных вопросов на сессиях областных рад и оперативная реакция российских СМИ на эти решения: регионы Украины требуют автономии! Причем не только на Востоке, но и на Западе Украины — в логове "бандеровцев". Ведь по сути договора между центральным правительством и регионами предшествуют оформлению федеративного устройства. Что является чуть ли не главным требованием России и противоречит конституционно закрепленному принципу унитарности Украины. 

Правда, массового принятия решений не получилось — акты успели принять только в Одесской, Житомирской, Кировоградской, Ивано-Франковской и Хмельницкой областях. Довольно быстро отреагировал президент, заявив, что такие заявления противоречат Конституции Украины, и пригрозил роспуском рад, хотя по Конституции таких полномочий глава государства не имеет. В Днипре, Виннице проект сняли с повестки дня, во Львове, благодаря умелым действиям председателя областной рады Александра Ганущина, проект обращения не набрал достаточно голосов. Жестко выступил против попыток шантажировать правительство председатель Харьковской областной рады Сергей Чернов, призвавший, как президент Украинской ассоциации областных и районных рад, не спекулировать на теме передачи полномочий, поскольку это дискредитирует реформу. Владимир Гройсман отметил, что в целом практика заключения региональных соглашений в прошлом дискредитировала себя, а фискальная децентрализация и учреждение Государственного фонда регионального развития создали намного более эффективный инструмент взаимодействия правительства и местных элит. Правда, при этом премьер не акцентировал внимание на том, что раньше речь шла о банальной формализации порядка выделения средств на социально-экономическое развитие, тогда как суть указанных договорных отношений заключается в изменении конституционных принципов организации власти. В конце концов "парад суверенитетов", похоже, остановился, оставив после себя много вопросов.

Прежде всего, трудно найти мотивы действий Юлии Владимировны. Можно понять критику тарифной политики правительства — кому хочется платить больше, тем более что аргументы бывшей "газовой принцессы" кажутся весьма убедительными. Можно найти рациональность в поведении "Батьківщини" относительно блокирования реформы административно-территориального устройства — на выборах административный аппарат очень помогает, а сельские головы, безусловно, вспомнят, кто защищал их комфортное до недавних пор положение. Можно, в конце концов, быть толерантным к призывам объявить военное положение как минимум на территории восточных областей Украины — электорат давно требует назвать войну войной, а Россию — агрессором. Но расшатывать саму конструкцию власти человеку, который рассчитывает занять ключевую позицию в этой самой структуре, как-то нелогично. Ведь в случае прихода к власти придется снова "сшивать страну", разорванную региональными кланами вследствие собственной недальновидной деятельности.

Досадно, но такие действия вполне вписываются в общую стратегию Кремля — создание образа Украины как несостоявшегося государственного образования, стимуляции "управляемого хаоса". Тактика же заключается в размывании статуса каждого из уровней власти в административно-территориальном устройстве. На базовом уровне еще во времена Майдана был запущен вирус "регистраторов территориальных громад". Суть учения этой чуть ли не религиозной секты состоит в произвольном трактовании Конституции и законов. Так, статья 140, на которую ссылаются "сектанты", никогда не цитируется ими до конца. А в ней право территориальной громады решать вопрос непосредственно или через органы местного самоуправления определяется именно на основании законов, а не на основании изданного свидетельства о регистрации общественной организации "Территориальная громада". Поскольку же, по их мнению, органы власти не зарегистрированы в порядке, определенном для регистрации предприятий и других субъектов хозяйствования, то они нелегитимны. Нелегитимны городская рада, полиция, суды, налоговая инспекция. И только "территориальная громада" имеет право на собственность на территории города, потому надо выделить долю этой собственности в натуре всем, кто записался в эту "громаду". Вопреки всей маниакальности этих тезисов, апологеты "территориальных громад" сумели взбудоражить многих юридически безграмотных, но социально активных граждан. 

На районном уровне усиленно распускаются слухи о закрытии сети бюджетных учреждений — школ, больниц. А для регионального уровня приготовлена роль борца за "естественные права регионов", которые узурпирует центр, забирая в государственный бюджет все ресурсы и раздавая по ложечке в виде трансфертов. При том, что уже два года действует новая система финансового выравнивания, стимулирующая все органы местного самоуправления наращивать доходы и открывающая широкие перспективы для местной элиты прилагать интеллект и опыт к разработке и воплощению развивающих проектов, на которые из государственного бюджета выделяются средства. 

Еще один урок, который нужно вынести из этой истории, — недостаточная работа аналитических структур безопасности, которые должны были предвидеть появление информационных и психологически-ментальных вирусов, запущенных российскими спецслужбами, и еще в зародыше их обезвредить. Да и работа правоохранительных органов вызывает нарекания. В частности, в ходе шабаша сторонников секты "регистраторов громад", съехавшихся со всей Украины в Хмельницкий в минувшую субботу. Только когда наглость "регистраторов" достигла непристойного уровня — захвата помещений, выдачи от лица власти удостоверений и номеров на автомашины, освобождения предпринимателей от уплаты налогов, оскорбления судей, — правоохранительные органы наконец-то начали действовать: в Хмельницком и Тернополе были проведены обыски помещений руководителей региональных отделений "регистраторов". Следует надеяться, уголовное производство против них будет доведено до логического завершения, несмотря на огромные финансовые и юридические ресурсы покровителей "сектантов" в Украине и их "кумовьев" в России.

Следующее неприятное наблюдение — политикум серьезно болен: ряд политических сил для достижения своих целей готов перейти черту между сугубо политической деятельностью и подрывом основ конституционного порядка в Украине. И к этому нужно быть готовыми государственным структурам. Ведь на Востоке все тоже начиналось с призывов "услышать Донбасс". Причем события могут развиваться очень стремительно. Объектами манипуляций могут быть не только и не столько жители русскоязычного Юга и Востока, но и привычные к скептическому отношению к власти "западенцы". Поэтому очень актуальным становится принятие законодательства в части государственного контроля над деятельностью органов местного самоуправления. Ведь правовой вакуум, возникший после лишения прокуратуры функций общего надзора, необходимо заполнять.

К осени можно ожидать роста реальных зарплат во всех секторах и уменьшения количества домохозяйств, нуждающихся в жилищных субсидиях. Первые признаки успеха реформы децентрализации постепенно развеивают мифы и ужасы о последствиях формирования крупных территориальных громад. Есть надежда, что могут быть приняты изменения в Основной Закон в части децентрализации власти. Даже с демонизированным 18-м пунктом Переходных положений. 

Ведь, объективно говоря, контроль над деятельностью органов местного самоуправления на территории, зараженной сепаратизмом, должен быть намного более жестким, чем в других регионах Украины. И именно это является особенностью осуществления местного самоуправления в ОРДЛО. Что и необходимо легитимировать в Конституции. 

Надо надеяться, что это объективное обстоятельство начнут пониматьи в Вашингтоне, и в Париже, и в Берлине. В конце концов, президент может использовать свой последний аргумент — референдум, на который может быть вынесен вопрос, поддерживают ли граждане Украины согласование актов местного самоуправления в некоторых районах Донецкой и Луганской области (на период до урегулирования там социально-политической ситуации) с представителями государства (в будущем — префектами). Здравый смысл украинцев, который всегда помогал им оставаться самобытной нацией, и в этот раз подскажет правильный ответ на поставленный вопрос. 

И тогда, опираясь на волеизъявление украинского народа, парламент с облегчением проголосует за конституционные изменения.

 

Теги:
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
9 комментариев
  • Aleksander Wójcik 22 июня, 16:39 Використаю риторику автора статті: ледь не адепти проурядової секти "децентралізаторів" з Косівської районної ради в нашій районній газеті "Гуцульський край" договорились до того, що територіальна громада в Україні взагалі є неправоздатною, не є юридичною особою, а науково-практичні коментарі розробників Цивільного Кодексу не можна брати до уваги, бо ці коментарі містять неточності та суперечності(!) з самим ЦК. В такому випадку ми маємо очевидне ігнорування самих конституційних засад української державності, причому робиться це якраз послідовниками пана Ганущака, котрий вирішив діяти превентивно та шукати ворогів не в себе під носом, а десь подалі. Очевидно, що негативний досвід укрупнення адмінодиниць, котрий старші люди пам'ятають особисто, нічому не вчить наших завзятих реформаторів, котрі керуються не економічними розрахунками, а політичною доцільністю. Типова ситуація - "Тримай злодія!" найголосніше кричить сам злодій (народна мудрість). Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Ihor Hurnyak 22 июня, 13:52 Щодо суверенів чи "народних підприємців" (у статті згадується Хмельницький досвід): "І тільки "територіальна громада" має право на власність на території міста, тож треба виділити частку цієї власності в натурі всім, хто записався до цієї "громади". Це фіктивне підприємництво. До чого тут конституційні громади, створені у відповідності з Європейською хартією місцевого самоврядування? Намагання звести громадян, що захищають Конституцію, і усеможливі бізнес - мережі в одне ціле - вершина популізму і непрофесійності ..... Або це маніпуляція свідомістю громадян з допомогою дійсно поважного видання, або автор не розбирається у представленій проблематиці ... Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Ihor Hurnyak 22 июня, 13:46 Щодо Дзеркала Тижня, дивно, що надруковано настільки юридично безграмотний матеріал. Щодо захисників конституційності громад, до яких я відношу і себе, пан Ганущак міг би вже давно зрозуміти, що ми (маю на увазі усіх, хто відштовхується в своїх поглядах від Конституції, Цивільного кодексу, Європейської хартії місцевого самоврядування) ніяких громад не реєструємо. Вони є в статусі юридичних осіб. Але відповідної статті з авторами Цивільного кодексу України (або принаймні цитат з витягу коментаря до ЦК за редакцією професора Довгерта) на цю тему Дзеркало тижня не вважало за потрібне опублікувати. Також автору статті не зашкодить вивчити текст Європейської хартії місцевого самоврядування: життєдіяльність тергромади визначається Конститутуцією, Статутом та законами. Тому виключне регулювання законами, як стверджує пан Ганущак, м'яко кажучи, суперечить чинному законодавству. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Volodymyr Tkachuk 13 июня, 09:57 Тільки сліпий не бачить, що обласні ради з таким набором повноважень, як сьогодні, є серйозним джерелом державних проблем. Фейк-парад суверенітетів в основі своїй - це прагнення покерувати майном, яке, фактично належить в кожному випадку якійсь окремій громаді. Потрібно переглянути ці повноваження, особливо в частині розпорядження майном, яке належить тергромадам. В законі про Місцеве самоврядування значна кількість функцій облради - розпорядження майном, яке в кожному випадку належить якійсь конкретній громаді. Яке відношення має облрада до цього майна невідомо. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Сергей Саханенко 11 июня, 19:42 Свідомість багатьох українців не сприймає та не уявляє будь-які форми місцевої автономії, договірних (рівних) відносин поміж регіонами та центром та ін. Тобто з централістськими азійськими уявленнями намагаємося потрапити до децентралізованих європейських інститутів. Дурні, які вважають, що договірні відносини є властивістю виключно унітарних держав не знають, що навіть за українським законодавством передбачено укладання угод регіонального розвитку. Угода це також договір, в межах якого обласна рада, що є строною угоди, може навіть притягнути до відповідальності КМУ, як іншу сторону угоди. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • ryzenkov 11 июня, 15:41 Как и следовало ожидать кремлевский агент юлия тимошенко ведет свою активную подрывную деятельность по дестабилизации в стране. Вот только не говорите мне что это ярлыки и она пламенный патриот. Патриот тимошенко только в плане своих карманов и карманов клана коломойского. Что представляет из себя эта записанная патриотка? Эта кандидатка в президенты в 2010 году на которую поставил ставку путен и проиграл партии жуликов и воров под патронажем януковича и клана донецких. Так вот чтоб вова не думал, с кем ему сподручней проворачивать свои делишки на украине витька шапошник и посадил юльку золотую ручку по принципу если не я, то никто... Спасибо вам юлия владимировна за газ по 450$ и за скачки курса с 4 грн. До 12 и отскока до 8 когда некий приват банк на ровном месте утроил свои активы. Неужели мы настолько слепы что доверяем этой украинской смерти с косой?
    Katerina Maslova 13 июня, 15:09
    15 лет прошло, а записные тролли всё по старым методичкам ПР работают. Слово в слово, по пунктам))))))))))))
    Katerina Maslova 13 июня, 15:10
    Поток бессвязного сознания. Набор слов без смысла. Цель стара - обгадить Тимошенко.)
    Ответить Цитировать
  • Юрий Плюшкин 11 июня, 00:54 В весь указанный путь ведет к конечному итогу распада Украины. И это недопустимо .И надо жестко этому препятствовать... Ответить Цитировать Пожаловаться
Реклама
Последние новости
USD 26.67
EUR 28.94