Донбасс: мы говорим Ленин, подразумеваем — Курченко

123

Читайте также

Блокада железных дорог в Донбассе поначалу выглядела, как чисто имиджевый проект актеров третьего плана отечественного политсериала. 

Однако у них был шанс, и персонажи его отработали. Ведь противостояли им совершенно откровенные "воровайки" с Печерских холмов, погрязшие в бизнес-схемах и договорняках. Поэтому простейшая реакция на блокирование дорог во время войны не работала.

Население может многое выдержать ради страны, но неприкрытое желание верхов и их челяди наживаться во время войны сбило их моральный авторитет до околонулевого уровня. Трудно расчищать дороги с криками "Здесь идет наша контрабанда!" или "Мы от Кононенко!". Никакой план "шатун" не сделал для опускания рейтинга Банковой больше, чем она сама.

О схеме закупки донецкого угля по задранным ценам писали все, кто мог, но Печерск упорно молчал. И все меньше было верящих в бескорыстность этого молчания. Вокруг линии фронта пышно цвела (да и дальше процветает) контрабанда. Идея ее прекращения не рассматривалась даже в перспективе. Одно из последних распоряжений уже "блокадного" периода от любимого правительства призывало максимум к ее "существенному сокращению". Определить уровень которого по факту должны были сами участники.

Кстати, полная уверенность в надежности наших уважаемых партнеров (ой, простите, проклятых террористов) была настолько высока, что в профильном министерстве даже устроили буквальную истерику при озвучивании самой идеи, что зимой (при прерывании поставок) возможны отключения. Между тем это совершенно рабочий сценарий, независимо от войны.

Так что несколько десятков вышедших на рельсы людей могли действительно не разбираться в экономике, балансе энергосистемы, ценах на металл и валютных курсах. Но они четко знали, что торговля на линии фронта густо обросла "крышами".

Власть, до этого вальяжно игнорировавшая проблему, ударилась в откровенную панику. Оказалось, что для резких мер нужен моральный авторитет, который напрочь отсутствовал. Вдобавок у ряда ключевых фигур в Киеве появилось желание на этой волне подвинуть конкурента.

Да и блокада поначалу была вялая, перекрытые направления второстепенны, и существовало ожидание, что померзнут и сами разойдутся.

Да и сказать нашим чиновникам по существу было нечего. Объяснить, почему за три года агрессии не было сделано практически ничего для хотя бы минимизации зависимости от территории, контролируемой противником, не получается. А объяснять, что у нас тут кормушка, — нельзя. Отсюда и метание в официальных заявлениях, то и дело опровергавших друг друга.

Забавно, но блокада вызвала почти аналогичную реакцию у наших уважаемых партнеров (ой, простите, террористов). "Официозы" с той стороны временами было трудно отличить от высказываний наших власть имущих.

Самое забавное, что основного потока контрабанды, налажено катящегося по автодорогам, блокадники даже слегка не коснулись (их ненавязчиво предупредили, что туда соваться не стоит, ну вот совсем). Они действительно перекрыли самый чистый и наименее коррумпированный канал. Но и этого хватило, чтобы вскрыть масштаб проблем. Главная из которых — зависимость по углю от ОРДЛО сейчас выше, чем в 2014-м.

Тем временем за блокадников "вписался" Игорь Коломойский сотоварищи. Контролируемые им структуры начали оказывать блокировщикам вполне реальную поддержку. Повышенная активность Игоря Валерьевича объясняется не только природным патриотизмом, но и ответкой за Приватбанк. При его национализации государству достался вдрызг разграбленный банк. И Нацбанк до сих пор нетактично требует вернуть хотя бы часть денег, чем доставляет его бывшим акционерам почти невыносимые моральные страдания. Как после этого не воспылать искренним негодованием к преступной власти?

Да и Ахметова (основного бенефициара торговли по железной дороге) Игорь Валерьевич не любит еще с давних времен.

По ту сторону линии разграничения тоже начались увлекательные процессы. Торговля по железке идет через предприятия, зарегистрированные на украинской территории, которые там же и платят налоги (как минимум основную часть). В прошлом году это составило около 30 млрд грн. Властям "ДНР"/"ЛНР" и Кремлю это сильно не нравится, но раньше было понимание, что перерегистрация оных компаний приведет к их остановке. И к созданию огромных проблем на оккупированной территории. Однако содержание оккупированной зоны стоит недешево: кроме финансирования двух сколоченных армейских корпусов, до двух третей бюджета ОРДЛО — безвозвратные субвенции из духовноскрепной, обходящиеся ей ежегодной потерей более чем 1,2 млрд долл.

Обострение в Авдеевке и переведение вопроса о блокаде ОРДЛО в практическую плоскость стали поводом разморозить принятое еще год назад решение местных "народных советов" об обязательной перерегистрации предприятий. В Москве состоялось совещание под руководством вице-премьера Дмитрия Козака на тему, как будут дальше работать отжатые предприятия. Кстати, по словам участников, сам он был настроен достаточно скептически, но существовало явное указание сверху.

Заметьте, принятое решение не предполагает смены собственников предприятий. Пока вопрос решается в обход, и де-факто после перерегистрации на территории "ДНР"/"ЛНР" владельцы потеряют управление, а Курченко и другие его найдут. То есть речь идет именно о перенаправлении денежных потоков.

Сама идея (а особенно план ее реализации — Захарченко не в восторге, что у него забирают самые потенциально вкусные куски) местным не нравилась, но их не очень-то и спрашивали. Но план уже оперативно получил и официальную позитивную реакцию из Москвы.

Что именно отобрали у Ахметова? Упомянем только некоторые, наиболее значимые. Два меткомбината — Енакиевский и Макеевский. ЕМЗ — один из ведущих мировых производителей непрерывнолитой квадратной заготовки, известен самыми современными в Украине доменными печами. Харцызский трубный завод — крупнейший производитель высокопрочных труб для магистральных газонефтепродуктопроводов. "Краснодонуголь" — объединение из семи шахт, ведущее предприятие по производству коксующихся углей. Комсомольское рудоуправление — крупнейший в Украине производитель известняка для метпредприятий и сахарной промышленности. Объединения "Свердловскантрацит" и "Ровенькиантрацит" (11 шахт и 6 углеобогатительных фабрик), добывающие и перерабатывающие антрацит, от которого критически зависят отечественные ТЭС. Одна из крупнейших ТЭС — Зуевская. Одна из крупнейших шахт — "Комсомолец Донбасса". Список длинный... 

Что самое интересное, на свет божий снова вынырнул дважды использованный — ранее Януковичем, а теперь Путиным — Курченко. Он и до этого мелькал на местном горизонте, поставляя газ. Местным это не очень нравилось, но московская "крыша" его неплохо прикрывала. Так что, несмотря на призывы "посадить киевского жулика", он там вполне процветает. А некоторые даже считают, что волшебное возобновление работы нефтяного продуктопровода, протянувшегося между Россией и Украиной, — это deal не Медведчука и украинской власти, а Курченко.

В середине февраля в распоряжении издания "Бизнес-Цензор" оказался забавный документ. Это рабочая записка о создании некоего мегахолдинга на базе отжатых крупных активов (в основном ахметовских). Документ явно промежуточный, но некоторые расчеты из него любопытны.

Для устойчивого функционирования энергетики и металлургии ОРДЛО необходимо 19 млн т грузов, в том числе почти 10 млн т железной руды. Сейчас этот поток, мягко говоря, намного меньше, но тоже составляет миллионы тонн.

Предположение, что "Газпром" станет покупать по факту ворованные трубы, слишком оптимистично. Вообще-то он и российские берет со скрипом.

Но самое забавное там другое. В бумагах признается очевидный факт, что донецкий антрацит никому, кроме Украины, в общем-то и не нужен. Его и дальше предполагается продавать нам до 8 млн т (причем 5 млн через территорию России). А вот на все остальные рынки мира — аж 2 млн т. И что интересно, цена указана примерно в два раза меньше печально известного "Роттердам+".

Заодно предполагалось, что Россия даст квоту на поставки 3 млн т угля на приграничную Новочеркасскую ТЭС (добив тем самым часть уцелевших ростовских шахт).

В принципе планы там крайне схематичные, и как управлять 47 предприятиями, никто толком не представляет. Но Ринату Леонидовичу передали привет, захватив "Донбасс Арену". Несмотря на попадание в перечень перебираемых предприятий объектов Таруты, Звягильского, Новинского и даже Нусенкиса, Ахметова Москва острыми палочками потыкает с особым удовольствием. В Киеве к Ахметову четкая претензия: "Он мог, но не остановил в 2014 г. разворачивание пожара в "ДНР". В Москве — прямо противоположное мнение: "Он мог ливануть бензина на нашу искру, но не захотел". Несмотря на регулярные поездки Ахметова к Суркову и зампреду ФСБ Беседе, у Путина к нему веры нет. Для него он чуть ли не агент ЦРУ. Не зря ведь Виктория Нуланд в Сочи называла Ахметова "единственным украинским олигархом, с которым можно иметь дело". Вот Медведчука и Бойко Путин любит. А Медведчук и Бойко, в свою очередь, по целому комплексу причин, включая неспособность разделить между собой шкуру неубитого "Оппоблока", не любят Ахметова. И явно в московских беседах не добавляли веры в на-двух-стульях-сидящего бизнесмена. А уж про взаимовыгодное сотрудничество Ахметова и Порошенко в Кремле и рассказывать не надо — русские о его подробностях знают куда больше, нежели граждане Украины.

В общем, процесс пошел, но насколько далеко, пока неясно. Москва колеблется, Киев тоже пребывает в параличе. Донецк с Луганском вообще никто не спрашивает.

Кстати, в обеих "свободных" республиках номинальным управляющим будет одна и та же структура. Зарегистрирована она в Чечне на улице Пионерской. В Донецке ее офис должен размещаться в несуществующем здании, по сути, на месте памятника Ленину.

Но это проблемы Москвы. Впрочем, Киеву предстоят не меньшие. После трех лет проволочек он натурально оказался у разбитого корыта. Пока не переведен на газовый уголь ни один блок ТЭС, приходится брать донецкий антрацит. Собственно, планами о переводе двух блоков пока все и ограничивается. Решение СНБОУ о дальнейших шагах в этом направлении пока просто проигнорировали. В новом постановлении Кабмина о работах на антрацитовых блоках такие планы отсутствуют. Исполнительская дисциплина, говорите?

На Печерских холмах явно ждут, что все устаканится и можно будет вернуться к схемам 2014—2016 гг. Но мир изменился. В какую сторону, пока непонятно. И Киев пока несет по течению, что совершенно не радует.

Теги:
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
14 комментариев
  • Николай Евмина 8 марта, 19:16 Мужики, нас уже 40 дней водят по пустыни и всю страну держат за дураков! Чем отличается для украинцев год 2016 от 2015 года? Правильно, 3-х разовым повышением цены на электроэнергию. Компания ДТЭК в 2015 году добыла 4,5 млн. тонн угля и его хватило. После повышения цены на уголь до Ротердам+ Ахметов поднял поставку угля до 8 млн. тонн. А после 1 марта, когда в очередной раз подняли цену на эл. энергию, он продаст Украине уже 12 млн? Тогда война до 2050 года точно не закончится. Не пора ли определиться и закупать по низшей планке и цене? Почему холдинг "Метинвест" - "украинское предприятие", если 70% акций у Ахметова, 24% - у Новинского Вадима, российского бизнесмена, и 4% - у неопознанного лица из "офшорки". А зарегистрировано он в Нидерландах? Говорят, что 30 млрд. гр. ОРДЛО дает доходов в Укрбюджет. А расходов на газ, воду, энергию и встречные поставки угля? Только за уголь с бюджета заплачено 10 млрд. гривень. Кто может свести приход-расход? Может, уже "хватит торговать - нечем.." Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Игорь Маскалевич 5 марта, 18:53 А плана у Киева нет,таки да У Семена есть-- отжать свой рейтинг от плинтсуса Только он зря говорит, ему надо многозначительно молчать.Умнее кажется Тем более тут он просто статист
    aetes 5 марта, 21:21
    Стосовно Семена, легше на поворотах. Шо за пацанська манера, плювати в своїх. Хлопці роблять те, що треба робити, ми повинні дякувати їм. Як обізвав когось ідіотом, то розумнішим виглядаєш?
    aetes 6 марта, 15:45
    Автор: "...потоку контрабанди... автодорогами, блокадники навіть скраєчку не торкнулися (їх ненав'язливо попередили, що туди пхатися не варто, ну от зовсім)" Мені здається, причина не в тому, що їм заборонили і вони послухались (це виглядає абсурдно, чому ж на залізниці не послухались?), а в тому, що автодоріг набагато більше, а ресурси обмежені. Якщо на кожний редут на автодорозі виділити по 5 чоловік, їх легко розженуть. Пане Маскалевич! Після Вашої заяви про Семенченка, я підозріліше ставлюсь до Ваших слів. Семенченко -- член партії. Яку роль він там відіграє і яке завдання виконує -- ці питання вирішуються на партійних зборах, а не в публічній дискусії. Не знаю, хто сидить на тих зборах і що вони вирішують, але довіряю їм, вибачаюсь, тепер більше, ніж Вам. Якщо це не містифікація. Дуже не в'яжеться пост зі статтею, ніби різні люди писали. Може, якийсь хитрий троль проліз, написавши Ваше ім'я.
    Игорь Маскалевич 6 марта, 22:16
    На дорогах контрабанду крышуют реальные люди( в т.ч. числе военные) Чужих там просто расстреляют («ДРГ сепаров»-да). Как группу Эндрю. На ж/д этого не будет ------ Мое отношение к Семенченко- клоун. Человек понятия не имеет про экономику и учится не хочет. Вомбат(с) Как к нему относятся в его партии, мне без разницы. ---------- При этом блокада вскрыла гнойник, что полезно. Дальше- окно возможностей -- как используем ( и используем ли) зависит от нас. Русские тоже ей воспользуются, для ограничения платежей из Луганды нам . Национализация ( в варианте внешнего управления)-- прямое указание путина И тут кто кого переиграет… Из минусов полная блокада – будет иметь кучу последствий Скорее всего (пока?) просто невозможна. Но иметь дырявую и крышуемую границу (это про «ноль»)- еще хуже --- Пока, увы -- вижу сплошную болтовню. А время идет Кстати, допускаю что одеяло украино-британско-венгерско поданного Насирова- повод спустить пар.
    aetes 7 марта, 00:12
    Ви пишете про людей, які за всіх нас мерзнуть в полі, терплять побої й ризикують сісти в тюрму. Майте тактовність. В даному контексті обзивати одного з них ідіотом і клоуном -- просто свинство. Як вважаєте Семенченка поганим хлопцем, у Вас ще буде нагода казати про це, але не тут. Vadym Khomakha (5 марта, 08:00) обізвав Вас дебілом, Ви обізвали Семенченка клоуном, що за цирк? Одні дебіли. Я нічого не знаю про Семенченка, крім того, що він відомий герой АТО, а Ви хто такий? Вас я взагалі не знаю (як і 90% читачів). Кому я маю вірити? Тільки не кажіть, що Вам "без разницы". Журналисту не має бути "без разницы", як інтерпретується його текст.
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Vadym Khomakha 5 марта, 08:00 Автор, як і більшість інших "експертів", не розуміє навіть половини проблеми. Особливо "по-дебільному" звучать розповіді про контрабанду автомобільними шляхами. Про фактор консерви курченка теж забавний пасаж. Хоча поява таких статей - це позитив. Бо демонструє, що у тих, хто біля корита, реального плана немає. Чим більше туману навколо блокади, тим краще. Пишіть ще. Підвищуйте ентропію.
    aetes 5 марта, 17:02
    Стаття хороша й дуже інформативна. Оцінюйте справедливо. Як Ви такий великий "інший експерт" і "не по-дебільному" міркуєте, то напишіть кращу. Але тоді не ображайтесь, що хтось інший скаже, що, на цей раз Ваша, стаття дебільна, не пояснюючи, чому.
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Игорь Маскалевич 4 марта, 18:09 На газе э/э примерно в 2,5 раза дороже Ответить Цитировать Пожаловаться
  • matros 4 марта, 08:02 А кто из экспертов может четко сказать: какая электроэнергия дешевле - произведенная на газе или на импортированном из ЮАР или США угле?И желательно - в цифрах. И сколько мы реально можем его перевалить, с учетом пропускной способности наших портов и железной дороги? Если из импортного угля дешевле чем на импортном газе. то объявите открытый публичный конкурс для публичных иностранных угольных компаний, заберите соответствующую сумму,тратящуюся на импортные закупки газа у НАК Нафтогаз, и закупите ровно столько заморского уголька, сколько надо оставшимся государственным ТЭС, с учетом пропускных способностей транспортно-логистической схемы. Где возьмет антрацит для пока еще своих ТЭС Ахметов? Поверьте, найдет, на тех же мировых рынках. Причем, учитывая,что по госконтракту, о котором говорилось выше, цена будет публичной, слишком много на ввозе он накрутить не сможет, соответственно - нагнать тариф тоже. И да - немедленно поместить в Феофанию Волка)))Без этого никак.....
    aetes 4 марта, 12:38
    На вугіллі електрика дешевша ніж на газі. В цифрах просто лінь показувати, відкрийте гугл самі й подивіться. "...Если... то объявите... заберите... закупите" -- чудові пропозиції, цілком погоджуюсь, але як змусити Ахметова робити це? Він же за копійку вдавиться. Нижче я вже казав: тільки з під палки, це єдиний спосіб.
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • matros 4 марта, 07:46 Вот интересно, а что мы все будем дружно делать с антрацитом на когда-нибудь отвоеванном Донбассе, если сейчас,путем неимоверных усилий и денежных затрат,таки переведем антрацитовые блоки ТЭС на другие марки углей? Или мы не видим в будущем Донбасс в составе Украины? Или заранее предполагаем, что при возврате все антрацитовые шахты будут взорваны и затоплены?
    Володимир Воловненко 4 марта, 09:58
    aetes 4 марта, 12:36
    Ні, шановні, промах. Антрацит -- цінна сировина для металургії й ТЕЦ у великих містах, бо він чистіший за газове вугілля. Як відвоюємо Донбас, він, антрацит, нам згодиться і без ТЕС. А переобладнувати ТЕС треба у будь-якому випадку, навіть якщо через тиждень Донбас буде наш і антрациту буде завались. І дуже жаль, що змусити робити це Ахметова і Гройсмана можна тільки палкою, по-доброму ніяк не виходить.
    Ответить Цитировать Пожаловаться
Реклама
Последние новости
USD 26.59
EUR 28.96