Что делать с просроченной киевской властью?

Юрий Ганущак 12 апреля 2013, 21:35
Киев
nevseoboi.com.ua

Читайте также

Украинское общество может в который раз стать свидетелем решения Конституционного Суда Украины, которое подтвердит тезис о том, что, если политическая целесообразность требует, здравый смысл отдыхает. Речь идет о выборах Киевсовета и Киевского городского головы. Казалось бы, дело простое: в самом представлении группы народных депутатов от Партии регионов уже кроется подсказка. Вопрос стоит так: проводить ли очередные выборы в Киеве одновременно с общенациональными осенью 2015 г.? Кто же может возразить против этого?! Но означает ли это, что до 2015 г. должен работать нынешний Киевский городской совет, а обязанности городского головы, точнее, то, что осталось после их секвестра, будет исполнять секретарь этого совета? Задача президентских лойеров и их коллег из Минюста — убедить судей, что это очевидно. Хотя тот же непокорный здравый смысл упрямо утверждает противоположное.

Коротко об истории вопроса. 25 мая 2008 г. состоялись выборы Киевского городского головы и депутатов Киевского городского совета, получивших полномочия с 3 июня 2008 г. Выборы были названы внеочередными. В это время действовала Конституция Украины с изменениями от 8 декабря 2004 г., ст. 141 которой было предусмотрено, что депутаты местных советов избираются сроком на пять лет, а городской голова — на четыре. При этом ни Конституцией, ни законами Украины не был определен срок полномочий, на который избираются депутаты и мэр на внеочередных выборах. Зато законом Украины "О выборах депутатов АРК, местных советов и сельских, поселковых и городских голов" в редакции, действующей в то время, было указано, что очередные выборы проводятся в связи с окончанием определенного Конституцией срока полномочий Верховной Рады Автономной республики Крым, местного совета. А вот в новой редакции этого закона от 10 июля 2010 г. говорится, что "местный совет, сельский, поселковый, городской голова осуществляют свои полномочия до избрания нового состава совета, сельского, поселкового, городского головы на следующих местных выборах". Можно было бы сделать приятный для власти вывод, что если выборы не назначены, то депутаты и мэры будут править едва ли не пожизненно, но другое положение вышеназванного закона опять же подтверждает норму, что "очередные выборы проводятся в связи с окончанием определенного Конституцией срока полномочий депутатов соответствующих советов, сельских, поселковых и городских голов". И в довершение: в Заключительных положениях этого Закона определено, что "очередные выборы 31 октября 2010 г. проводятся всех без исключения сельских, поселковых, городских голов, сельских, поселковых, городских, районных в городе, районных и областных советов", но с той же иезуитской припиской: "кроме выборов Киевского городского головы, Киевского городского совета и Тернопольского областного совета". То есть уже самим законом было предусмотрено неодновременное проведение местных выборов.

При внесении изменений в Конституцию в 2011 г. было определено, что "очередные выборы проходят в последнее воскресенье пятого года полномочий соответствующего совета или соответствующего головы", но в Заключительных положениях к этим изменениям законодатель забыл упомянуть о киевской и тернопольской власти, оставив открытым вопрос, когда проводить выборы и какими они должны быть — очередными или внеочередными. Последние очередные выборы проводились в 2006 г., внеочередные — в 2008 г. 2 июня 2013 г. истекает срок каденции как Киевсовета, так и Киевского городского головы как по старой, так и по новой версии Конституции. И если вернуться к первоисточнику —статье 5 Конституции, в которой говорится, что единственным источником власти в Украине является народ, который осуществляет ее непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления, — то выборы и являются именно тем случаем, когда эта власть осуществляется сувереном, то есть народом. Который в конце концов может брать на себя право на непосредственное осуществление власти чаще, чем это установлено уже другими статьями Конституции, но никак не реже. Иначе возникнет ситуация, запрещенная нормой той же пятой статьи Конституции: "Никто не может узурпировать государственную власть".

Таким образом, системный анализ Конституции и законов Украины дает основания утверждать, что срок полномочий избранных или на очередных, или на внеочередных местных выборах депутатов местных советов, сельских, поселковых и городских голов не может превышать установленный Конституцией пятилетний срок полномочий депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских голов. 

То есть выборы в Киеве необходимо проводить в 2013 году, причем так, чтобы была соблюдена норма о местном самоуправлении, а именно: сессия местного совета проходит не реже, чем раз в три месяца. То есть конечный срок проведения выборов — конец августа. Ведь для обеспечения непрерывности власти самое позднее в начале сентября должна состояться сессия Киевсовета. Но поскольку решения старого совета уже после 2 июня становятся нелегитимными, то очевидно, что на сессию в начале осени должен собраться новый совет.

Несколько слов об органах исполнительной власти. Известное решение Конституционного Суда о возможности совмещения должностей городского головы и главы Киевской городской государственной администрации указывает, что КГГА — в первую очередь исполнительный орган Киевсовета, а уже потом на него возлагаются государственные функции. То есть после 2 июня 2013 г. деятельность КГГА как исполнительного органа Киевсовета становится незаконной.

Каким может быть компромиссное решение? Очевидно, что 2 июня выборы уже технически не могут быть проведены. Не следует зацикливаться на термине "очередные" или "внеочередные" — все равно в 2015 г. будут новые перевыборы. Оппозиции нужны выборы в 2013 г., чтобы получить политическое большинство хотя бы в Киевсовете. Власти надо сохранить лицо перед евросообществом накануне подписания Соглашения об ассоциации. Поэтому рисковать оттяжкой выборов в Киеве далее, чем до конца августа, будет означать дать евроскептикам дополнительные аргументы перед судьбоносным для Украины Прибалтийским саммитом. 

Наконец, небольшая пауза может быть выгодна обеим сторонам. На рассмотрении в парламенте находится ряд законов, изменяющих саму систему организации власти в Киеве. Это и разделение полномочий главы КГГА и Киевского городского головы, который будет возглавлять исполнительные органы Киевсовета (№2279), и восстановление районных в городе Киеве советов (№1084), и гарантирование городу финансовой стабильности (№2375), и порядок решения вопросов границ города (№2278). И сегодня при условии равновесия политических потуг принятие этих законопроектов объективно необходимо всем, не говоря уже о яркой демонстрации принятия проевропейской модели организации власти в городе. О чем, кстати, говорил недавно Президент, на столе которого уже лежит проект Указа об утверждении Концепции реформы местного самоуправления. Если на этом документе появится подпись гаранта Конституции, то логически видеть его автограф и под законами, которые вводят реальную децентрализацию власти хотя бы в Киеве для начала. Ведь Президент обещал быть последовательным.

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Нет комментариев
Реклама
Последние новости
USD 26.13
EUR 27.96