Черноморский флот

Поделиться
Черноморский флот
Желание России решить вопрос модернизации - вполне естественно, исходя из стоящих перед флотом задач. Но "карт-бланш" со стороны Украины здесь не уместен даже в обмен на существенные экономические бонусы. Причина тому - риск втягивания Украины в чужие для нее конфликты.

На встрече 17 декабря в Москве не было принято революционных решений по российскому Черноморскому флоту. Но в Протоколе заседания украинско-российской межгосударственной комиссии вопросам ЧФ России уделено большое внимание: в резолютивной части российскому флоту посвящено пять пунктов из 31.

Итак, стороны договорились до конца первого квартала 2014 г. согласовать предложения об увеличении участия России в социально-экономическом развитии Севастополя и мест дислокации; ускорить работы по инвентаризации объектов; завершить подготовку к подписанию ряда соглашений, касающихся функционирования ЧФ; урегулировать вопросы налогообложения и взимания таможенных платежей; приступить к переговорам по подготовке двустороннего соглашения о замене вооружений и военной техники ЧФ. Сроки выполнения в большинстве случаев остались за кадром.

Ранее складывалось впечатление, что вопросы ЧФ входят обязательным компонентом в пакетное решение экономических вопросов (формула "газ-флот"). Теперь они стали, скорее, индикатором, по которому можно судить об уровне взаимного доверия и готовности сторон продвигаться в решении других, не связанных с флотом, проблем. Уровень доверия, похоже, остается низким.

В подготовленный российской стороной проект Протокола Украина внесла достаточно много изменений. По настоянию украинской делегации в тексте Протокола были отражены вопросы социально-экономического развития Севастополя и мест базирования флота, а также проведения его инвентаризации; отражена необходимость соблюдения украинского законодательства в вопросах налогообложения и таможенных сборов; сужен предмет ключевого для России соглашения о замене вооружений и военной техники ЧФ (первоначально предполагалась более широкая формулировка "соглашение о модернизации").

Названия готовящихся соглашений приведены в Протоколе с маленькой буквы, как имена нарицательные. Следовательно, текстов, близких к окончательному согласованию, нет. Интересы сторон, если рассматривать технический аспект проблемы, асимметричны. Украина стремится к инвентаризации, регламентированию деятельности ЧФ, увеличению платежей, связанных с его повседневной деятельностью (налоги, таможенные сборы и компенсации). Россия соглашается с необходимостью инвентаризации, склонна считать существующие выплаты разных форм адекватными и стремится максимально расширить возможности по модернизации и оперативному управлению флотом.

В течение последнего года представители российского министерства обороны заявляли, что вопросы ЧФ являются одной из основных проблем военного сотрудничества двух стран, но они не связаны с политическими разногласиями, их причины - технические. Украина это не опровергала. Но политический аспект пребывания ЧФ в Крыму все же существует.

На заседании 17 декабря Владимир Путин говорил о том, что Украине и России следует "плотнее взаимодействовать" в вопросах внешней политики и безопасности. Пристальное прочтение этого достаточно длинного и туманно сформулированного заявления позволяет заключить, что Москва хотела бы, чтобы внешняя политика Киева не мешала ей распоряжаться Черноморским флотом так, как она считает нужным. Россия готова обсуждать технические вопросы, но политические она хотела бы просто снять с повестки дня.

Если лет десять назад желание Москвы сохранить ЧФ в виде боеспособной единицы виделось в нашей стране как "геополитическая блажь", то сейчас Черноморский флот стал реальным компонентом внешней политики России, причем далеко выходящим за рамки узкой задачи поддержания российского присутствия в Украине. ЧФ сегодня - это реально действующий компонент Южного военного округа России, являющийся частью механизмаобеспечения ее внешнеполитических интересов не только в Черном и Средиземном морях, но также на Южном Кавказе и Каспии. Связанные с этим цели России находятся в основном за горизонтом внешнеполитических интересов Украины. Разумеется, вопрос базирования ЧФ именно в Крыму имеет разную степень важности для российской политики в различных регионах. Но Россия предсказуемо стремится к максимальной свободе действий.

Подозревать Россию в том, что главной целью ЧФ в современных условиях является влияние на Украину, было бы неправильным. Озвученные планы модернизации ЧФ за счет корветов проекта 1135.6, подводных лодок проекта 636, малых артиллерийских кораблей проекта 2163.0, боевых катеров и судов обеспечения не дают повода предполагать наличие планов по расширению зоны операций флота на территорию Украины. В силу многих причин следует также отбросить рассуждения о желании России вернуть на флот ядерное оружие.

Тем не менее, ЧФ остается важным фактором, влияющим на внутреннюю и внешнюю политику Украины. С его базированием на украинской территории сопряжены существенные риски. ЧФ глубоко интегрирован в гражданскую структуру Севастополя. Он может служить базой для распространения российского влияния на внутреннюю политику (хотя в базовых соглашениях имеются положения, запрещающие это). Расширяющееся использование ЧФ на международной арене может стать причиной втягивания Украины в конфликтные ситуации с трудно прогнозируемыми последствиями. Данное с легкостью согласие "плотнее" взаимодействовать в военно-политической сфере может запустить процессы, находящиеся за горизонтом украинских интересов, способно втянуть Украину в ненужное международное противостояние и увести в сторону от решения первоочередных задач.

Повестка дня в отношении ЧФ, согласованная в Москве 17 декабря, не дает ответов, как будут нивелироваться эти риски. Причем круг запланированных к подписанию соглашений не в полной мере отражает реалии сегодняшнего дня. Желание максимально поставить ЧФ в рамки украинского законодательства может только приветствоваться. Но оно не должно сводиться к идее максимального увеличения налоговых и таможенных сборов в местные бюджеты и размещению заказов на украинских судостроительных предприятиях (порядок вопросов, зафиксированных в Протоколе, позволяет заподозрить именно такой подход. А недавнее посещение российской правительственно-купеческой делегацией николаевских судостроительных заводов и планы владельцев частных судостроительных предприятий "получить от россиян заказы на сумму до пяти миллиардов" - лишь укрепляют эти подозрения). Тем более, решение финансовых вопросов не должно быть основанием для уступок, способных привести к большей интеграции ЧФ в гражданскую инфраструктуру Севастополя.

Желание России решить вопрос модернизации - вполне естественно, исходя из стоящих перед флотом задач. Но "карт-бланш" со стороны Украины здесь не уместен даже в обмен на существенные экономические бонусы. Причина тому - риск втягивания Украины в чужие для нее конфликты.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме