Антикоррупционные увольнения: почему это важно для нового Агентства восстановления

ZN.UA Эксклюзив Документ Опрос читателей
Поделиться
Антикоррупционные увольнения: почему это важно для нового Агентства восстановления © depositphotos/ilixe48
Как не перетащить старые проблемы в новую жизнь

Первый пошел — уволили руководителя Мининфраструктуры. Потом ушел с должности Кирилл Тимошенко, подал в отставку Вячеслав Шаповалов. Ряд кадровых изменений в Кабмине и регионах. Эту неделю президент Владимир Зеленский назвал «временем соответствующих решений», анонсируя серьезные кадровые шаги и предоставление обществу полной информации об энергетике и закупках для военных.

О начале проверки всех проектов, на которые пошли бюджетные и международные средства, заявил и министр инфраструктуры Александр Кубраков после того, как его заместителя Василия Лозинского уволили по подозрению в получении взятки размером в 15 млн грн (400 тыс. долл.) на закупках генераторов.

Это увольнение может стать началом очищениям системы нового объединенного Министерства восстановления. Ведь именно оно в ближайшее время будет ключевым в обеспечении восстановления, что требует чистой репутации для доверия международников.

Как вообще стала возможна коррупция на генераторах? Дело в том, что закупки ведут не прямо в бывший Минрегион, а в одно из государственных учреждений, учредителем которого является министерство.

В частности, летом 2022 года Кабмин выделил 1,68 млрд грн на восстановление объектов критической инфраструктуры. Если проанализировать распоряжение правительства, то ключевой является сумма в 1,4 млрд грн на приобретение резервного запаса генераторов и передвижных котельных. Средства для организации закупок оборудования пошли на ГИ «УкрНИИводоканалпроект».

Учредитель государственного учреждения — Минрегион, и.о. руководителя которого и был Лозинский. То есть госучреждение находится под полным влиянием профильного министерства.

Это является громким сигналом также для своевременных выводов и организации будущего восстановления, под которое правительство создает Государственное агентство восстановления и развития инфраструктуры Украины, которое будет находиться под прямым влиянием объединенного Мининфраструктуры.

Как в новое Агентство могут перейти старые проблемы

Новое Агентство восстановления станет первым отдельным институтом для реализации проектов восстановления — центральным органом исполнительной власти, который будет координировать Мининфраструктуры. Предыдущие предложения — Агентство по восстановлению (которое инициировал Гетманцев) и Фонд восстановления (инициированный президентом), несмотря на анонсы, реализованы не были

Интересно, что решили вопрос института простейшим путем — без дополнительных анонсов и создания новых учреждений: переименовали Укравтодор и в течение трех месяцев присоединят к нему Укринфрапроект (см. рис.). Напомним, аналогично создали и само Министерство развития громад, территорий и инфраструктуры — переименовали Мининфраструктуры и присоединяют к нему Минрегион.

Плюс такого решения в том, что правительство не создало «питомник» госучреждений, а даже объединило два. Минусом является то, что в новое Агентство восстановления могут перейти старые проблемы.

В новом Агентстве будет около 200 работников, а также разветвленная структура региональных представительств — службы автомобильных дорог в каждой области (САД), АО «ГАК «Автомобильные дороги Украины», действующие государственные предприятия.

Важно, что Агентство восстановления будет заниматься восстановлением не только дорог и инфраструктуры, как ранее Укравтодор, но и жилищного фонда, что будет новым для этого института.

На 2023 год у правительства уже есть источник на 110 млрд грн для восстановления, а рассчитывает оно привлечь как минимум 600 млрд грн на восстановление инфраструктуры и жилья.

Что обещает власть

Традиционно в основе работы Госагентства восстановления обещают прозрачность и подотчетность. Акцент на антикорр. С помощью объединения агентств хотят масштабировать наилучший опыт на проекты восстановления, которые будут реализовывать с привлечением государственных средств и внешнего финансирования.

Собственно, большой опыт в этом есть у Укравтодора, который может быстро воплощать дорожные проекты, как, например, отстроили уничтоженный в начале войны мост в Стоянке на трассе Киев—Чоп.

В том числе у Укравтодора есть опыт восстановления дорог за счет кредитных средств ЕБРР и финансирования по процедурам Всемирного банка, что важно для международных партнеров. Конечно, если не принимать во внимание нескольких громких скандалов с расторжением международных контрактов и расходами на судебные процессы, которые стоят сотни тысяч долларов.

По словам министра Александра Кубракова, на базе автодора уже воплощаются ключевые реформы — антикоррупционная и реформа закупок. Это происходит в рамках совместного проекта ЕБРР и ЕИБ в сотрудничестве с Базельским институтом государственного управления.

Почему правительство ставит на Укравтодор как на базу для Агентства восстановления? Как объясняют в Минвосстановления, у нового института есть перспективы стать первым публичным учреждением Украины, которое может получить международную сертификацию по предупреждению коррупции, а специалисты по закупкам — международную сертификацию CIPS. Соответственно, это и уровень доверия и финансирования со стороны международных партнеров Украины, что сейчас особенно важно.

Укринфрапроект (агентство, которое присоединят к новому институту), согласно Плану восстановления, должен был отвечать за восстановление объектов авиационной инфраструктуры. Фокус учреждения был на крупных проектах развития авиационного, морского и речного транспорта. Логично, что во время войны, в 2022 году, эти направления невозможно было развивать, поэтому Укринфрапроект не стал лидом по восстановлению.

Для усиления Агентства восстановления на его базе обновят Команду поддержки реформ и запустят Антикоррупционный офис. Это коснется как центрального учреждения, так и регионов.

Каких ошибок нельзя допустить в новом Агентстве восстановления

Украинская власть должна учесть риски, которые, на первый взгляд, из-за возможности влияния могут казаться плюсами, но в случае какой-либо коррупции могут послужить причиной громких скандалов.

Поскольку Агентство будет действовать как центральный орган исполнительной власти, то реально влиять на него и его руководство будут правительство и Мининфраструктуры. Таким образом, государство будет ключевым в распределении средств на объекты восстановления, их приоритезации и т.п. Руководитель Агентства тоже будет политически зависимым, ведь его будут назначать и увольнять по решению правительства. Таким образом, ответственность за качество, эффективность и подотчетность восстановления будет не только на новом институте, как сейчас заверяют чиновники, но и на Кабмине.

Важно, чтобы Агентство восстановления не было ширмой для Укравтодора по использованию средств восстановления на ремонт и содержание дорог.

Бесспорно, позитивом является перспектива работы Команды поддержки реформ и Антикоррупционного офиса при Госагентстве. Однако не менее важно участие и контроль работы института со стороны международников и общественных экспертов, а также открытость в деятельности (например, План антикоррупционных мероприятий пока не опубликован).

Таким образом, основными акцентами, на которые следует обратить внимание в организации работы нового Агентства восстановления, следующие.

  1. Внедрение Электронной системы управления восстановлением с «витриной проектов», полной публичной информацией о ходе их реализации и определением подрядчиков через публичные закупки — без возможности выводить проекты из системы, как это было с киевской кольцевой.
  2. Фирмы-любимцы и «укрупнение тендеров» — это наиболее частые случаи, из-за которых Укравтодор попадал в скандалы, несмотря на то, что использовал систему публичных закупок. Подобные «кейсы» недопустимы в практике нового Агентства, за деятельностью которого будут следить международники. Поэтому Минвосстановления следует учесть рекомендации по минимизации злоупотреблений при осуществлении закупок и по отбору проектов.
  3. Контроль и надзор не только со стороны Кабмина и внутреннего Антикоррупционного офиса, но и с привлечением представителей международных институтов и профильных общественных экспертов.
  4. Запуск антикоррупционных офисов в регионах и реформирование региональных САД.
  5. Субъектность органов местного самоуправления — местная власть должна быть привлечена к разработке планов и проектов восстановления.

Сегодня создание нового института, если будут учтены старые ошибки, — это возможность для власти продемонстрировать сделанные выводы, готовность к восстановлению без коррупции, а наказание топ-чиновников за коррупцию — необходимый шаг, чтобы сохранить лицо власти, в том числе перед международными партнерами.

Сейчас кейс Лозинского свидетельствует о том, что даже в условиях войны отдельные высокие должностные лица решаются на хищение денег на критически важных закупках. Поэтому следует не терять бдительность и продолжать осуществлять общественный контроль над деятельностью и нового Госагентства восстановления и развития инфраструктуры.

Больше статей Мартины Богуславец читайте по ссылке.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме