А что с ротацией бойцов дипфронта?

Владимир Кравченко 23 октября 2014, 21:45
МИД
ZN.UA

Читайте также

К выбору глав дипломатических миссий Петр Порошенко подошел основательно. И после четырех месяцев его пребывания у руля страны в начале октября у трех из 26-ти обезглавленных посольств появились послы.

Прервав затянувшуюся на месяцы паузу, глава государства подписал указы о назначении: Олега Шамшура — во Францию, Андрея Дещицы — в Польшу и Вадима Вахрушева — в Саудовскую Аравию. До этого, в августе, П.Порошенко назначил Андрея Олефирова и Евгения Бурката в Финляндию и ЮАР. За четыре месяца пять послов… Немного. Комментируя новые назначения на своей странице в Facebook, замглавы АП Валерий Чалый сообщил, что президент "подписал согласование на назначение послов еще в ряд стран. Но, очевидно, надо дождаться агреманов из стран пребывания и уже потом можно издавать соответствующие указы". Позже В.Чалый добавил на пресс-конференции, что Украина планирует направить молодых дипломатов в ключевые европейские страны.

Своими заявлениями замглавы АП не снял вопросы по поводу кадровой политики президента во внешнеполитической сфере. Их стало только больше. Ведь информация о готовящихся назначениях во Францию и Польшу просочилась еще в середине лета. И хотя О.Шамшур и А.Дещица получили агреманы в начале сентября, президент не спешил подписывать соответствующие указы. Так, до сих пор неясно, почему во время войны с Россией, когда в условиях активного дипломатического и информационного противодействия россиян важно добиться адекватного восприятия ситуации и правительствами, и общественностью за рубежом, в наших посольствах в Париже и Варшаве не было глав дипломатических миссий? Почему по сей день без послов остаются посольства в 23 странах? Среди которых — Великобритания, Германия, Швеция, Австралия, Венгрия. Ведь каким бы эффективным ни был временный поверенный, он все же не может заменить посла, длительное отсутствие которого на языке дипломатии означает проблемы в межгосударственных отношениях.

Неспешный темп президента при назначении дипломатов выглядит странно. Неужели Петр Порошенко не понимает значения посла в кризисный период? "В центрах принятия решений сейчас сидят умные люди. Но это люди, не имеющие практического дипломатического опыта. Ни одного дня за границей!" — одно из распространенных в дипломатической среде объяснений. Но месяцы совместного пребывания в МИДе в 2009—2010 гг. должны были показать президенту и замглавы его администрации всю специфику работы как главы дипломатической миссии, так и всего внешнеполитического механизма. Так в чем же дело?

"От прачечной до МИДа"?..

Как пояснили ZN.UA информированные собеседники из дипломатических кругов, причины комплексные. Причина №1 — в сложностях финансирования внешнеполитического ведомства и дипломатических представительств Украины за рубежом. В попытках сэкономить лишний цент в Киеве снимают всевозможные надбавки — на учебу детей, медобслуживание, бензин, представительские, аннулируют льготы на беспошлинный ввоз автомобилей и до последнего тянут с отправкой дипломатов на работу в посольства. Вот и ходят нетрудоустроенными по коридорам МИДа 120 отозванных из посольств и консульств дипломатов. И так до тех пор, пока из центрального аппарата не уедут те, кто должен заменить их в посольствах. А это будет, в лучшем случае, только после Нового года. Правда, В.Чалый утверждает, что правительство уже выделило необходимые средства, и ротация на уровне советников и советников-посланников значительно ускорилась.

Причина №2 — короткая скамейка запасных дипломатической службы: многолетнее системное уничтожение госслужбы дало свои результаты. Ветераны внешнеполитического ведомства с грустью констатируют: за исключением трех-четырех дипломатов, у Украины нет сильных послов, а в центральном аппарате мало тяжеловесов. Чтобы они появились — требуется время. Его нет. Поэтому выбрать подходящую кандидатуру достаточно трудно. Страх совершить ошибку сдерживает руку. Неслучайно один из дипломатов сравнил назначение посла с тонкой хирургической операцией.

Вот, например, посол в Соединенных Штатах Александр Моцык. Карьерный дипломат, опытный юрист. Но в Вашингтоне он неэффективен. В условиях информационной войны и скудости государственных средств растет роль посла в работе с общественным мнением: он должен быть активным, коммуникабельным, стать завсегдатаем политических ток-шоу и программ новостей. Работать так, чтобы его узнавали на улице или в супермаркете. "Прописаться" в офисах конгрессменов и экспертов из влиятельных аналитических центров. Начиная с весны, А.Моцык дал три интервью и написал столько же статей в американские масс-медиа… Трудно, конечно, противостоять российской пропаганде в Соединенных Штатах, где только у телеканала Russia Today насчитывается 3 млн абонентов. Но украинский дипломат, будучи объективно ходячим ньюсмейкером, должен был устраивать в информационном пространстве такой фон, чтобы администрации Барака Обамы было некомфортно отказывать Киеву в поставках средств летального и нелетального действия, увеличении размеров финансовой помощи… Александр Моцык с этим не справился.

Работа нынешнего посла в Соединенных Штатах, кстати, не удовлетворяла и предыдущую администрацию. Но каждый раз, когда во времена Виктора Януковича поднимался вопрос об отзыве Моцыка, возникала проблема преемника. 

Причина №3 — приближающиеся выборы. И в глазах многих дипломатов это главная причина задержки с назначением послов. Очевидно, что после избирательной кампании и последующего формирования правительства многие пасынки судьбы постараются устроиться в посольствах, работа в которых по разным причинам может быть им интересна. Поэтому, хотя сейчас и подготовлен большой пакет назначений в посольства, со временем он может быть кардинально пересмотрен. Вот и тянет Петр Порошенко с подписанием указов.

Подобный подход президента к кадрам больно бьет по дипломатической службе, негативно сказываясь на ее профессионализме и, в конечном счете, эффективности. К тому же, назначая новых послов в некоторые украинские диппредставительства, на Банковой и Михайловской изрядное количество старых, назначенных еще Виктором Януковичем, решили пока не снимать. Но поведение многих действующих послов во время Революции Достоинства не дает им морального права и далее представлять народ Украины. Наконец, как отмечают дипломаты, многие послы из числа политических назначенцев своим непрофессионализмом вредят Украине.

Кадровая политика Банковой приводит просто-таки в замешательство. 

Среди 58 послов шестеро назначены еще Виктором Ющенко, 47 — Виктором Януковичем. В таких странах как Беларусь, Грузия, Кипр, Китай, Туркменистан, Чехия кроме украинского языка послы знают только русский. Но если весной Киев отозвал из Великобритании тяжеловеса дипслужбы Владимира Хандогия, то почему в Словакии до сих пор остается политический назначенец Олег Гаваши? Много ли пользы для Украины от пребывания в Чехии Бориса Зайчука, который не только чешского, но и английского языка не знает? Как он может работать с правительством и формировать общественное мнение? Эти страны входят в Вышеградскую четверку. А в трех из четырех стран этой группы провалена работа посольств: Венгрия (откуда весной как отозвали старого посла, так до сих пор и не назначили нового), Словакия и Чехия рассматривают отношения с Украиной сквозь призму отношений с Россией, занимая антиукраинскую позицию. И не только из-за активности пророссийского лобби в этих странах. 

И почему до сих пор Петр Порошенко не уволил посла в Беларуси Михаила Ежеля? Неприемлемо, когда украинский народ, президента, государство представляет человек, которому предъявлено подозрение в рамках уголовного дела по подрыву обороноспособности Вооруженных сил Украины. Да и с практической стороны пребывание в Беларуси непрофессионального дипломата с подмоченной репутацией не способствует тонкой ювелирной работе с Минском, о необходимости которой время от времени вспоминают в Киеве.

Такой подход к кадрам мешает украинской дипломатии быть эффективным инструментом реализации интересов страны в мире. И то, что в этой ситуации нет личного противостояния между главой МИДа Павлом Климкиным и замглавы АП Валерием Чалым, помогает не развалиться сложной системе, переживающей непростые времена. Распределение функций между ними традиционно: администрация — центр принятия решений, внешнеполитическое ведомство — инструмент их реализации. Как и раньше, вне сферы компетенции внешнеполитического ведомства — Россия и газ. Но при особенностях управления Петра Порошенко, который хочет контролировать все "от прачечной до МИДа", по-другому и быть не может.

Конечно, возникают и межведомственные конфликты. Нынешняя АП, например, продолжает некоторые традиции АП периода Анатолия Орла, требуя и далее согласовывать назначения не только послов, но и советников. Подобное положение — атавизм времен Кучмы, не соответствующий нормам европейской дипломатической службы. И внешнеполитическое ведомство пытается его исправить, чего не хочет допустить администрация.

Но в целом бесконфликтные отношения между МИДом и АП могут кардинально измениться после назначения советником президента Руслана Демченко. Экс-глава офиса Виктора Ющенко, бывший первый замминистра иностранных дел времен Януковича, Демченко зимой 2014-го давал указания дипломатам, что говорить о Евромайдане. Но в то время как МИД увольняет ревностного исполнителя циркуляров Центра генконсула в Барселоне Александра Хрипунова, президент назначает их автора своим советником. Известный хамским отношением к подчиненным и подобострастным — к начальству, дипломат вернулся во внешнюю политику благодаря связям с российскими чиновниками и участию в переговорах в Минске, где был одним из создателей "минских договоренностей". 

Только, как отмечают близко знающие Демченко люди, он рассматривает официальный статус советника как трамплин для возвращения на Михайловскую. Учитывая его несомненные таланты в подковерном противостоянии, знание нюансов бюрократического аппарата, и Валерию Чалому, и Павлу Климкину предстоят нелегкие дни кулуарной борьбы.

Безденежная дипломатия

Сегодня дипломатическая служба переживает не только кадровый голод. Как заметил один высокопоставленный дипломат, "то, что происходит — просто какой-то финансовый голодомор. Мы успешно опустились ниже не только Беларуси, но и Молдовы. Впереди — Африка, причем не Южная и даже не Северная, а Сахара...". Вот мнение другого дипломата: "Такое нищенское прозябание, как в нашей дипслужбе, я видел разве что у камбоджийцев". Зарплаты у украинских дипломатов, к примеру, в 2,5 раза меньше, чем у их российских коллег, и раза в 4 меньше, чем у польских. За последний год отменили ряд надбавок и льгот. Теперь перед послами поставили задачу найти эконом-жилье площадью в 60 кв. метров и отказаться от резиденций. А некоторые украинские послы вынуждены жить прямо в посольстве.

Киев сэкономил и на членских взносах в международные организации, задолжав 895 млн грн. Хуже всего обстоят дела с взносами во Всемирную организацию здравоохранения: из-за невозможности перечислить первый транш в счет погашения реструктуризированного долга в 2014 г. нашу страну лишили права голоса. А выделяемых денег хватает только для того, чтобы оплатить годовой взнос в Совет Европы. Конечно, Украина не одна такая неплательщица. Хватает и других стран, которые из-за экономического кризиса откладывают свои платежи. Только эти долги мешают нашей дипломатии решать поставленные задачи. Например, в планах Украины стать непостоянным членом Совета Безопасности ООН в 2016 г. Конкуренция жесткая, а шансы нашей страны тают из-за ее задолженностей в ООН…

Дипломаты понимают, что воюющая страна переживает тяжелые времена. Многие не жалуются и надеются, что со временем все "устаканится", и они получат не только зарплату. Пока же пытаются сообразить, из каких средств им придется оплачивать поездку к попавшему в беду украинцу и школу детям. Только особенность ситуации в том, что дипломатия не бывает дешевой, а работу посольства можно лишь дополнить контрактами с PR-компаниями и лоббистскими группами, но не заменить. А отсутствие денег демотивирует дипломатов и снижает эффективность их работы. Понимают ли это президент, правительство, парламент?

Правительство увеличивает финансирование армии, что естественно в условиях войны. Но дипломатия — первая линия фронта, прорыв которой часто означает войну — энергетическую, экономическую, "гибридную". И если финансировать армию, при этом забывая о финансировании дипломатии, то это — программирование поражения. В 2009 г. бюджет МИДа составлял 1,024 млрд грн., 2010 г. — 1,065 млрд, 2011 г. — 1,168 млрд, 2012 г. — 1,366 млрд, 2013 г. — 1,191 млрд, 2014 г. — 1,281 млрд. В 2015 г. правительство запланировало на нужды МИДа чуть больше 100 млн долл. — 1,328 млрд грн (соотношение расходов на содержание центрального аппарата и дипучреждений обычно составляет 15:85). С учетом инфляции, это значительно меньше, чем в прошлые годы, когда в обменниках за доллар давали 8 гривен. 

Дипломатам следует не только поуже затянуть ремни, но также готовиться к тому, что в посольствах будут сокращения. Валерий Чалый недавно заявил, что государство будет вынуждено "несколько" сократить количество и дипломатов, представляющих Украину за границей, и дипломатические миссии, а вместо этого создать посольства, которые будут заниматься целыми регионами. 

Перспективы не радужные. Во многих наших дипломатических миссиях сегодня и так осталось по несколько человек. Например, в украинском посольстве в Дакаре помимо сотрудника, занимающегося бухгалтерией и канцелярией, работают только два дипломата — посол и консул. Посол занимается развитием экономических и политических контактов с Сенегалом, Габоном, Гвинеей, Гвинеей-Бисау, Кот-д'Ивуаром и Либерией, а в сферу компетенции консула входит 13 (!) стран. Очевидно, что в такой ситуации ни о какой эффективной работе в регионе не может идти речи. И президент, и правительство должны определиться в приоритетах: что важнее — экономия или эффективность дипслужбы, перед которой ставят масштабные задачи. 

Экономия сегодня — провал внешней политики завтра, когда исправление ошибок будет стоить куда дороже, чем полноценное содержание МИДа. Ведь ради экономии у футболистов можно забрать мячи и выдать воздушные шарики. Да только будет ли это футбол? Резиденция посла — это не роскошь, а место работы. Представительские — не возможность бесплатно поесть и выпить, а инструмент работы с источниками информации, агентами влияния и потенциальными инвесторами. Покрытие расходов на обучение детей — возможность дать ребенку достойное образование в интернациональных школах, не отправляя его в классы при российском посольстве, где он получает прививку "русского мира". Ведь даже правительство Руанды (!) оплачивает учебу детей своих дипломатов в международных школах. А это 15–18 тыс. долл. в год… 

Но если отсутствие денег, с одной стороны, снижает результативность работы, то с другой — заставляет более эффективно использовать имеющиеся ресурсы: нужда подталкивает руководство МИДа к реформам. 

Старые идеи на новый лад

Дипломатическая служба пережила уже не одно реформирование и оптимизацию. Как правило, сводились они к переименованию управлений и департаментов внешнеполитического ведомства, перераспределению между ними полномочий и переназначению дипломатов, а в посольствах — к сокращению штата сотрудников и уменьшению финансирования. Подобное произошло и нынешней весной. Однако внешнеполитическое ведомство требует другого — преобразования в современную бюрократическую структуру, способную эффективно решать поставленные задачи в условиях агрессии со стороны России. Во всяком случае, с подобными мыслями Павел Климкин и возглавил МИД нынешним летом.

Концепция реформы пока только вычерчивается. Но уже ясно, что она будет базироваться на нескольких ключевых элементах. Во-первых, ожидается пересмотр политики дипломатического присутствия Украины на карте мира: как уже говорилось выше, будут закрыты дипломатические представительства (прежде всего, в Балканском и Скандинавском регионах) и созданы хабовые посольства. При сохранении приоритета в работе с Соединенными Штатами и странами Евросоюза активизируется африканское и азиатское направление украинской внешней политики. Очевидно, что эта реформа продиктована интересом украинского бизнеса к потенциальным рынкам сбыта продукции: в Киеве идея "экономизации внешней политики" никогда не умирала.

Петр Порошенко на минувшей неделе уже сообщил, что в посольствах Украины во всех странах Евросоюза будут открыты офисы торговых атташе. Кроме того, в ближайшее время будут изменены приоритеты деятельности посольств в Юго-Восточной Азии и Японии. По словам президента, эти решения не позволят Российской Федерации поднять защитные экспортные пошлины для украинских товаров.

Пока неизвестно, какие посольства в странах Азии и Африки станут хабовыми, а какие будут сокращены. Только инициаторы реформ не должны забывать, что и хабовые посольства недешево содержать. Особенно в столицах, разделенных большими расстояниями: на одних перелетах дипломатов, спешащих оказать консульские услуги или провести переговоры, можно потратить немалые суммы. Кроме того, посольства должны не только нормально финансироваться, но и быть полностью укомплектованы. 

Во-вторых, разрабатывается более тщательный подход к кадровой политике. Он будет предусматривать, в том числе, и проведение конкурсов при приеме на работу и заполнении вакансий в зарубежных дипломатически представительствах. Мысль о том, что "МИДу нужна свежая, молодая кровь", постоянно звучит в неофициальных комментариях дипломатов. В-третьих, будут проведены изменения, способные приблизить украинскую дипломатию к европейской дипломатической службе. В частности, на Михайловской вынашивают планы введения электронной документации и изменения системы оплаты труда за рубежом. Обсуждается и отказ от многоступенчатой системы принятия решений и, соответственно, расширение полномочий исполнителя.

Некоторые идеи пробуют реализовать уже сейчас. Так, Павел Климкин пытается ввести практику, чтобы дипломат сам распоряжался средствами, выделяемыми для аренды квартиры. При этом должно сократиться количество тех, с кем необходимо согласовывать вопрос аренды помещения: разрешение должен давать только офицер безопасности. Это практика, распространенная в западной дипломатической службе. Но МИД — структура очень консервативная, и новшества приживаются крайне тяжело: на пути этой инициативы стала бухгалтерия, ссылающаяся на законы, нормативные акты, инструкции… Переломить сопротивление бюрократического аппарата очень сложно. 

Есть и другая проблема — сами дипломаты, не верящие в изменения и ненавидящие их, списывающие свой непрофессионализм на нищенскую зарплату. Таких людей всегда много. Неслучайно у сторонников реформ периодически возникает желание разогнать внешнеполитическое ведомство и заново набрать людей. Как с горечью заметил один из дипломатов, "штат МИДа на 2% состоит из людей, желающих использовать шанс, выпавший им, — изменить систему, создавать, работать… Оставшиеся 98% ненавидят все это и хотят лишь получать зарплату. Они ненавидят электронный документооборот, потому что это угрожает их спокойной жизни. Ненавидят и высмеивают все инициативы, в том числе и по Facebook и Twitter".

Но как бы оппоненты новшеств ни иронизировали над страницами украинского МИДа в Facebook, Twitter и "Вконтакте", идея-то сработала: в условиях отсутствия средств даже на необходимое, не тратя ни копейки, Киев получил дополнительный канал информации. Страница в "Вконтакте", например, стала важным коммуникатором в общении с жителями Восточной Украины и гражданами России. Это уже немало, учитывая, что большинство наших послов и дипломатов ни психологически, ни профессионально не готовы к информационной войне. Но даже посольству с очень активным составом трудно кардинально изменить ситуацию: дипломат часто воспринимается как пропагандист своего правительства. И если даже сотрудники посольства будут ночами переводить на языки страны пребывания пресс-релизы, чтобы к утру разослать их в местные масс-медиа, нет гарантий, что к этой информации прислушаются. Поэтому необходимо активно использовать возможности экспертов из неправительственных организаций, журналистов, иностранных дипломатов. А для этого с ними нужно ра-бо-тать. Умно, оперативно.

Моя коллега часто вспоминает историю из далекого 2009 г. В разгаре российско-украинская газовая война, и Европа замерзает. К нам в редакцию позвонил дипломат, аккредитованный в одной из балканских стран, с просьбой "достучаться" до руководства МИДа: в то время как российский посол в Сербии Александр Конузин по несколько раз в день сообщает с экранов разных каналов, что сербы мерзнут по вине украинцев, его украинский коллега Анатолий Олийнык ни разу не появился в телеэфире, чтобы рассказать о том, что это россияне, а не Украина, перекрыли кран. Дозвонившись до тогдашнего министра иностранных дел Владимира Огрызко и обрисовав ситуацию, в ответ услышала: "Мы уведомили правительство страны о нашей позиции". Формально Киев выполнил свой долг, "уведомив правительство". А 8 миллионов мерзнувших сербов — избирателей, которые влияют на политику своего правительства, простых граждан, испытывающих историческую привязанность к России? И дело здесь не только в Сербии.

После умиротворительных заявлений Петра Порошенко, всячески демонстрирующего свою готовность договориться с Владимиром Путиным, Запад мог забыть об Украине и быстро снять экономические, финансовые и персональные санкции с России. Но масс-медиа, формирующие общественное мнение, украинская диаспора создали в отношении Кремля такие общественные настроения, которые руководство стран ЕС и НАТО не могут игнорировать. Сегодняшняя задача украинской дипломатии — поддерживать эти настроения, не давая Украине окончательно исчезнуть с полос газет и телеэкранов, быть вычеркнутой из мировой повестки дня. И телефонных разговоров, и встреч президента с первыми лицами для этого недостаточно. МИДу нужны деньги, чтобы привлечь людей, чтобы выстроить системную дипломатию, способную обеспечивать стабильную работу по защите интересов страны.

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
11 комментариев
  • Oleg Malyi 30 октября, 18:30 Мені дуже сподобалася аналогія з Руандою і якщо порівнювати наше з ними ВВП на душу населення, то виходить дійсно влучно. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Ambassador 30 октября, 16:17 В продолжение изложенного...Да, украинские дипломатические представительства, и по количеству, и по составу, срочно нужно оптимизировать, это, казалось бы, понятно всем. Однако, если я не ошибаюсь, ни в одном из предложенных вариантов коалиционного соглашения победивших на этих выборах политсил, в программной части нет ни единого упоминания о предполагаемых изменениях в этой суперважной сфере. То есть, тут - всё в полном порядке??? А. Яценюк, например, который(напомню) был в своё время министром иностранных дел недолгий период времени, предложил публичную процедуру назначения членов Кабинета Министров. Почему бы не распространить такую идею на назначение наших послов? В США, как известно, кандидатуры послов номинируются загодя, потенциальных назначенцев обсуждают СМИ, эксперты, а затем, по процедуре, и законодатели. И всем понятно - подходит человек на эту должность или нет, по всем параметрам. Опять же, да, внешняя политика в Украине - это прерогатива президента. Но никто не отменял процедуры утверждения кандидатур послов в нашем парламенте, которая на практике, насколько известно, перестала на деле использоваться. У нас теперь парламентско-президентская республика, так давайте же это реально учитывать в нашей государственной деятельности. Тем более, что Президент П.Порошенко, сам прекрасный дипломат и тоже работавший министром МИД, в каждом своём выступлении на злобу дня неустанно провозглашает приоритет политического и дипломатического урегулирования ситуации в Украине. Как и им самим, и другими политиками, здесь и за рубежом, подчёркивается, что ведущиеся боевые действия не могут служить оправданием отсутствия реформ. Вот как раз именно сейчас и самое время инициировать хотя бы реструктуризацию властных подходов к потребностям национальной дипслужбы!!! Но никто и не заикается даже о необходимости срочно укрепить украинскую дипломатическую службу - кадрами, финансами, информационными и прочими ресурсами и т.д.! А если и говорится об этом, то реальных планируемых шагов в этом отношении никто не анонсирует(заявленное сокращение загранточек из-за недостаточного финансирования - не в счёт)! По дипкадрам имею такое мнение: как в нынешний сложнейший период можно себе позволить таких "зубров" от дипломатии, как В.Хандогий, А. Купчишин, А. Никоненко, В. Ельченко, Н. Зарудна, Ю.Костенко, Д.Марков, И. Литвин( не говоря уже о В.Огрызко и Б.Тарасюке), а из "молодёжи" - тех же Б.Ярёменко, Г.Латия и др. держать в откровенном отстойнике, когда как никогда ранее требуется имеющиеся у всех у них опыт, высочайшая квалификация и обширнейшие связи плюс огромный авторитет в тех странах, в которых они все успешно работали. Если причиной такого к кому-то из них отношения - возраст, то это не тот случай, явно. Додумались же, слава Богу, на самом верху, опять привлечь многоуважаемого В.П. Горбулина к разработке национальных стратегий, назначили же многопытного О.Шамшура послом во Францию! И, вспомните, недаром же увеличили планку пенсионного возраста для рангированых чрезвычайных и полномочных послов Украины в соответствующей законодательной норме - именно для того, чтобы использовать на благо страны колоссальный опыт и мастерство подобных специалистов. Так, что мешает? Не решаетесь назначить таких дипломатов послами ибо не входят они в число "своих" людей, так предложите им поработать вторыми номерами в посольствах(советниками-посланниками или, как эти должности квалифицируются в международной дипломатической практике - министрами посольства), генеральными консулами в тех консульских округах, которые по своей территории и по населению превосходят многие т.ск. "отдельные" государства. Все эти и многие неназванные тут украинские дипломаты из числа опытнейших корифеев - искренние патриоты своей Отчизны и способны выручить страну в данный кризисный период! Было бы желание верховной власти! Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Ambassador 30 октября, 14:40 Создалось устойчивое впечатление, что руководство страны в который раз ходит по кругу в вопросе реального обеспечения дипломатической службы Украины. С одной стороны, очень хочется резко повысить эффективность работы МИД и загранучреждений, с другой - откровенно не хочется подходить к решению этой задачи так, как того требуют элементарные нормы функционирования дипслужбы. Дипслужба ДОЛЖНА стать в Украине действительно приоритетной. МИД не должен быть лишь инструментом реализации внешнеполитической стратегии президента, МИД и наши загранточки должны стать также генераторами активности державы на мировой арене. Это и классные, профессионально выданные идеи, и опять же высокопрофессиональный "перформанс" по т.наз. "продаже страны оптом и в розницу" в нужных, тщательно отобранных, перспективных для державы в смысле очевидной выгодности развития отношений, регионах мира. Конечно, для этого нужны: 1) эти самые высокопрофессиональные и опытные кадры, 2) адекватные средства на обеспечение центрального аппарата и загранмиссий. Хочется руководству страны, под предлогом "омоложения" высшего "комсостава" национальной дипслужбы, поставить везде "в доску" свои кадры - будет одна ситуация, при которой, возможно, в перспективе(кое-где, точно - в оч.далёкой, в силу специфики стран-объектов нашего внимания), что-то начнёт получаться. Захочет президент получать результат прямо сейчас(а, полагаю, это как раз и нужно!) - представляется крайне необходимым срочно проанализировать имеющиеся профессиональные кадровые дипломатические ресурсы и укомплектовать каждое территориальное и функциональное внешнеполитическое направление именно теми реальными мастерами-дипломатами, которые, что называется, прошли "огонь, воду и медные трубы", имеют личные контакты в нужных кругах нужных стран, находятся в них, как говорится, в авторитете, и могут, по крайней мере, составить конкуренцию русским послам. То, что шикарно демонстрирует в ООН Юрий Сергеев, например, который чуркина временами "размазывает по стенке"(в отличии,напр.от своего зама). А, вот, уже к этим "авторитетам", которых надо на 200% пользовать сейчас, приставить вторыми номерами этих "своих" перспективных молодых спецов, чтобы обеспечить высококачественную работу прямо сегодня и плавную смену много умеющих и способных поколений. Не претендую на уникальность этих суждений и,естественно, не ожидаю, что кто-либо из принимающих решения в данной сфере сорвётся тут же и примется прислушиваться к такому мнению. Никогда, за всю мою дипломатическую карьеру, солидные годы работы украинским послом, не удавалось наблюдать действительно государственного подхода высшего руководства нашей страны к отечественной дипломатии, в которой,как в футболе и сексе, "разбираются" все(недаром у нас послами могли быть назначены врачи-гинекологи и т.п.Интересна была бы реакция общества, если бы карьерный дипломат, вдруг, был бы назначен завотделением гинекологии в клинике!). А уж разговор о средствах на национальную дипломатию - это вообще сплошная стыдоба. Ни в какие ворота! Из своей практики отлично знаю, как до неприличия скудно финансируется деятельность МИДа и дипмиссий и на какие ухищрения,в последствии беспощадно наказуемые, приходится идти главам посольств и генконсульств для того, чтобы выглядеть более менее пристойно в работе за рубежом. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Lanvan17 26 октября, 23:31 Народ, якщо вам вилізло і ви не бачите, що усі ці місяці зробив Посол Моцик для держави, то гріш вам всім ціна. Подивіться на сторінку нашого посольства у Вашингтоні, там же Посол по 2-3 рази на день дає інтерв'ю газетним виданням і бере участь в ток-шоу. Це питання до автора статті:" ви, що шановна у Вашингтоні живете і знаєте кого там пізнають, а кого ні?" Якщо ми будемо кращих, таких, як Моцик клеймувати, то дійсно дочекаємось, що якась чергова погань, що замовила цю статтю приїде до Вашингтону, але велике питання яку політику воно там буде провадити Українську чи Російську! Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Liza_UA 25 октября, 23:30 Жаль дипломатію, але так само жаль культуру, медицину, освіту, науку, і т.д., а найбільше жаль кожного стражденного маленького українця, життя якого вкрали мерзенні державні злочинці які називаються владою. Тому поки ця влада при владі подібні статті це глас вопіющого у пустелі. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Анатолій Стеценко 24 октября, 23:34 Если МИД будет привлекать людей деньгами, то пользы от таких людей не будет никакой, а вред не заставит себя долго ждать. Если люди, любящие деньги будут выстраивать "системную дипломатию", то в результате получится коррумпированная дипломатия, которая будет сидеть на шее у страны и создавать иллюзию стабильной работы по защите интересов страны.
    Sport Man 25 октября, 14:46
    В продолжение Вашей мысли предлагается не платить зарплату дипломатам, а наоборот брать с них деньги за то, чтоб они могли зайти на свое рабочее место. Это же по-европейски!
    Sport Man 25 октября, 15:07
    Статья - как корабль в шторм, то влево, то в право. Судя по всему в Украине дипломатия никогда не считалась элитным подразделением госслужбы. Сейчас, кажется, сокращениями и финансами ее хотят уничтожить как класс. Видимо, мы стремимся стандартам Прибалтики и Кавказа, но там и население не 40 млн. ТВ ШОУ! Хотелось бы увидеть Посла США или Великобритании в роли ньюзмейкера: одеть шляпу Дональда и "чтобы узнавали в супермаркетах" - МАРАЗМ! Финансирование (коротко): дипломатам, в отличие от врачей, учителей, воспитателей в садах, налоговой, таможни, милиции и можно дальше перечислять благотворительных взносов никто не делает. Соглашусь: посольство лучше закрыть, чем ПОСЛУ жить на чердаке! Относительно "региональных посольств": в Европе, где все в радиусе 3 часов езды на авто можно, а вот в других регионах - навряд ли. К слову, в данном случае как тещей (чем дальше, тем любовь сильнее) не получится. Только ПРИСУТСТВИЕМ можно чего-то добиться. Не пора ли тем, кто принимает решение ПОДУМАТЬ, или просто посчитать стоимость содержания посольства и например объем товарооборота (правда если налог будет идти в бюджет, а не из страны).
    Ksenia 30 октября, 11:30
    о том, что в Украине дипломатия никогда не считалась элитным подразделением госслужбы можно все же поспорить хотя бы потому, что конкурс в институт международных отношений всегда был очень большим и соответственно контингент студенчества тоже знаете ли несколько отличающийся от остальных ( дети дипломатов, госслужащих; простых крестьян вряд ли там найдешь), были ли случаи, когда из дипломатии (имею ввиду посольства, консульства, но не МИД в Киеве) уходили только лишь потому, что з/ п маленькая? Да, есть нечто как крутяться на месте работники дип.миссий, которое недоступно простому обывателю.Поверьте, я не ратую за то, что финансирование должно быть мизерным или за жилье на чердаке( хотя бывают такие "чердаки" , что обзавидуешься ( чердак можно оставить чердаком, а можно сделать пентхауз, но в документах назвать хотите студией, хотите мастерской бедного художника и т.д.)) и здесь должен проявить себя глава МИДа- способен он показать качество работы и как результат требовать увеличения финансирования.Я не готова Вам ответить что здесь первично, а что вторично- кадры или финансы.Отсутствие послов в таких державах как Великобритания, Германия вызывает большие вопросы и наталкивает на нехорошие размышления, а ведь автор пишет, что дипломатия — первая линия фронта , а потому в причины, названные информированными собеседники из дипломатических кругов, лично я не поверю ибо нет незаменимых людей и при всей бедности выбора найти 2-3 человека все же можно
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • iskanderovch 24 октября, 23:23 "Дзеркало тижня" продовжує традицію періодично порушувати це найболюче в останні роки питання: кадрова політика та фінансування української дипломатичної служби. Автор абсолютно прав у своєму аналізі і висновках, під його словами може підписатися практично кожний дипломат, який намагається чесно служити державі і не перетворив цю службу у власний кішеньковий бізнес. Про яке просування наших економічних інтересів, наприклад в усьому регіоні Західної Африки, можна говорити, якщо в Посольстві більше 2-х років немає жодного фахівця з економічних питань? До речі, ПУ в Дакарі відповідає за 7 країн, є ще й Республіка Конго (Браззавіль). Знову живемо надіями на зміни на краще.... О.Овчаров, Посол України в Сенегалі. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Flutter 24 октября, 22:52 «Але місяці спільного перебування в МЗС у 2009–2010 рр. мали показати президентові й заступникові глави його адміністрації всю специфіку роботи як голови дипломатичної місії, так і всього зовнішньополітичного механізму. Так у чому ж річ?» - українці-виборці, обираючи Президента України, сподівались на практичну реалізацію ним раніше вже набутого досвіду державного службовця, але життя в черговий раз демонструє наївним їх наївність. Ответить Цитировать Пожаловаться
Реклама
Последние новости
Курс валют
USD 25.99
EUR 29.15