Никаких компромиссов с Дедом Морозом

Анна Черевко 26 декабря 2014, 17:50
Святой Николай

Читайте также

 

 

 

Украинцы постепенно движутся от постсоветских реалий к новым, отечественным и проевропейским. Тем временем, отходя от псевдокоммунистических бытовых и политических практик, общество забывает о возрождении памятных для народа дат и традиций. Наиболее укоренившимся из образов, выдуманных пропагандой Союза, на сегодня является персонаж, который закрепил за собой позитивное реноме и пользуется немалым успехом, — Дед Мороз. Этот рудимент коммунистической эпохи все еще крепко держится в сознании украинцев как совершенно естественный и привычный герой Новогодних праздников. Мы предлагаем вспомнить историю и расставить исторические и нациеобразующие акценты в вопросах праздничного календаря страны.

Начнем с того, что Деда Мороза выдумал советский агитпроп. Этот персонаж появился в Союзе в конце 1930-х годов. Именно тогда возник образ, ставший неотъемлемой частью зимних празднований: Дед Мороз обязательно должен был быть на всех Новогодних праздниках (елку легализовали в 1935 г. по приказу Сталина, после статьи Постышева в "Правде", и она стала не рождественской, а новогодней). Особый упор делался на детских садах и школах, дабы, прежде всего, приучить к навязанной традиции детей. Коммунистическая власть пристально следила за "гигиеной" умов, шаг за шагом трансформируя представления людей о самих себе и своих обычаях.

Название персонажа взяли из мифического образа Мороза, уходящего своими корнями в языческие времена. Впрочем, украинская традиция никогда не была благосклонной к этому персонажу. Стоит лишь вспомнить трагический рассказ с роковым концом, где Морозко заморозил в лесу мальчика-сироту. Да и язычники Мороза скорее боялись, чем уважали: он напускал холод, портил урожай и т.п. Однако советской власти это не помешало. Тогда появились добрый дедушка-волшебник в синем или красном длинном тулупе и его помощница Снегурочка.

Праздник же, когда малышня получала подарки, был совсем не религиозным — Новый год. Хотя сначала коммунисты хотели и его утилизировать как сугубо буржуазное гуляние. Однако, поняв, что без светской традиции люди будут возрождать религиозную, Новый год возвращается, чтобы вытеснить Рождество. А Дед Мороз должен был заменить религиозный персонаж — святого Николая.

Что же касается последнего, то традиции празднования в этот день в Украине были достаточно давними. Версий по поводу самого Николая и причин его почитания несколько. Согласно первой, он был священником, который раздал все свое имущество, но помог бедной вдове и ее детям. По другой версии, еще в княжьи времена молодая семья плыла в лодке по Днепру, когда мать выронила ребенка из рук. Она заголосила: "Святой Николай, верни моего ребенка!", а на следующий день дитя нашли в соборе Святой Софии целым и невредимым. Однако и без таких легенд святой Николай, или Николай Чудотворец, считается покровителем детей, бедных, моряков, путешественников и воинов.

Праздники 
без содержания

Традиция праздновать день святого Николая зародилась в западной части Украины и была навеяна европейскими традициями. Тем временем в Центральной и Западной Европе святой Николай претерпел трансформацию во времена Реформации. Тогда его вытеснил Иисус, от лица которого подарки дарили на Рождество. С течением времени эта традиция исчезла, вместо нее вернулся новый, популярный и коммерциализированный образ Санта Клауса (сокращено от Николас — Николай). Кстати, сама история возникновения праздника была совсем не романтической и никак не связанной с культом, а, скорее, прагматичной. В начале зимы родители дарили детям зимние вещи, а для того чтобы придать этому дню привкус праздника и тайны, придумали волшебника-святого, который заботится о детях.

Директор Украинского института национальной памяти Владимир Вьятрович вспоминает, что, несмотря на все потуги советской власти, к нему в детстве приходил только святой Николай. "На Западной Украине эта традиция сохранилась немного лучше. Она меньше времени была под Советским Союзом, соответственно, там удалось не забыть корни", — объясняет историк. По его словам, внедрение Деда Мороза стало одной из первых ласточек советского наступления на религиозные праздники и национальные традиции. "Это делалось в годы усиленной советизации общества. Тогда была разработана система светских праздников, советский календарь, который должен был заменить христианские праздники и лишить народ памяти об исторических датах. Таким образом, внедрение культа Деда Мороза было элементом борьбы с национальными и религиозными традициями. А лишение исторической памяти и традиций было, в свою очередь, элементом унификации, превращения всего населения СССР в единую массу, единый народ", — говорит В.Вьятрович.

По его словам, на повестке дня новой власти вопрос Новогодних праздников и возрождения традиций, к сожалению, не стоит. Однако положительным сигналом может быть то, что образ святого Николая уже взяла на вооружение коммерция. Отчасти в эпоху массовой культуры она бывает значительно более эффективной, чем какие-либо действия власти. "Кто-то может расценить это явление как негативное — проявление консюмеризма, но на самом деле в нем есть определенный позитив, потому что это означает, что уже появился некий запрос на этот праздник, и рынок на него реагирует", — отмечает историк.

Кроме того, возрождение таких традиций могло бы способствовать восстановлению влияния церкви в украинском обществе. Доктор философии, религиевед Виктор Бондаренко отмечает, что в советское время, несмотря на утрату днем святого Николая его сакрального содержания, тысячи людей все же отмечали этот праздник. "Поступки этого святого люди помнят веками. Кроме того, этот праздник связан с детьми, благотворительностью и несет в себе много позитива", — отмечает Бондаренко. По его словам, украинская обрядовая традиция не потеряла день святого Николая. Сейчас этот праздник живет отдельно от церкви, но их воссоединение вполне возможно.

Заодно религиевед отмечает и тот факт, что большинство советских традиций среди украинцев не прижились из-за отсутствия содержания. "Человек — существо целеполагающее, каждое его действие должно иметь какой-то смысл. То же самое должно быть и с праздниками, они должны иметь какую-то цель", — говорит В.Бондаренко.

Возродить традицию

По убеждению же Владимира Вьятровича, день святого Николая имеет немалые шансы возродиться на территории Украины. Ведь еще в начале 1990-х вопрос стоял и о возрождении рождественской традиции в Украине. "В те годы я и коллеги с вертепами ездили в Луганск и Донецк на Рождество, и очень многие люди там не знали вообще о таком празднике, — рассказывает глава Института национальной памяти. — С каждым годом эта традиция приживалась там благодаря молодым людям, которые стремились все это возродить. Постепенно этот праздник отмечали все больше людей. Такой путь должен пройти и день святого Николая".

Более того, никаких компромиссов с Дедом Морозом не должно быть. "Хотелось бы, чтобы произошло вытеснение этих советских традиций в прошлое, — надеется историк. — Когда мы говорим о детских праздниках, приятнее воспитывать детей на украинских традициях, и чтобы речь шла о святом Николае, а не о Деде Морозе. Ведь первый герой — это и украинская традиция, и христианская традиция, а не какое-то искусственное продолжение советской мифологии после смерти Союза. Я убежден, что уже через несколько лет день святого Николая будет одним из праздников и традицией, которые полностью вернутся в Украину".

Теги:
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
14 комментариев
  • Владислав Христенко 2 января, 15:55 А вот в Харькове некто Лесик,который торговал своей сытой мордой от "украинского выбора"медведчука теперь торгует ею от Деда Мороза! Типа "Дед Мороз всегда был, есть и будет"! Ну прямо как безсмертный Ленин! И Гепа за Деда Мороза горой и Ленина обещается восстановить! И смех и грех со Снегурочкой! :-) Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Olena Kholodkova 28 декабря, 19:20 Вот из-за таких публикаций всякие марковы в Москве рассказывают, что в Украине отменили Новый год и Деда Мороза. Что Вам неймется? Дед Мороз мешает? Мало, что мы имеем в Крыму и Донбассе после ретивых посланцев с поездов дружбы, которые четко объяснили, что говорить все теперь будут только по-украински, а вместо донецких придут львовские и ивано-франковские? Нужно искать то, что народ Украины объединяет, а Вы его сейчас опять пытаетесь разделить на тех, кто празднует Николая, и всех остальных. Это недопустимая риторика, особенно во время войны.
    Heihasi 4 января, 19:36
    Вірно, не будемо дражнити гусей. Давайте розмовляти тільки московською, а задля єднання оберем такого героя, який усіх поєднає. Ну Сталіна, більше ж нема кого, тим більше він і війну виграв.
    Ответить Цитировать
  • lennion 27 декабря, 15:15 Можливо, тільки церква може надати потрібного ривка для остаточної перемоги, бо цей "старий стиль" вже дістав і Різдво повинно бути 25-го грудня. Ось тоді "першинги будут стоять в Плетеневке".
    Владимир Зинченко 27 декабря, 17:47
    1. А кто вам мешает отмечать 25 грудня? Но нет, нужно навязать свое мнение другим. У вас типичное тоталитарное мышление. 2. По поводу першингов то же понятно. Сразу видно запроданца готового сдать Украину США.
    Heihasi 4 января, 20:02
    1. А держава не дає, бо Різдво офіційно - 7 січня. От змінимо на 25 грудня - і не будемо вам заважати жити за старим календарем, як в часи Хуліо Сезара і його сучасних оброслих мохом та вкритих нанопилом послідовників, що продали Христа за швайцарські зникаючі годинники. 2. Я проти "Першингів" в Плетенівці (бо вони вже заборонені і знищені), я за "Томагавки" в Одесі, Херсоні та Маріуполі. Воно і дешевше.
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Татьяна Телькинена 27 декабря, 14:59 На доданок: тенденції відходу від штучно привнесених героїв притаманні й іншим країнам в Центральній та Східній Європі. Наприклад, в Чехії, якщоя не помиляюся. Вони намагаються "позбавитися" Санта Клауса.
    Владимир Зинченко 27 декабря, 17:43
    Таня вы не передергивайте. 1. Я не писал о всеобщем атеизме Европы. Я говорил о тенденциях. В Голландии вон несколько церквей закрыли. В одной конюшню разместили. 2. "Шлункове сприйнятття" притаманне 99% населения. Зайдите в любой дом или квартиру на Новый год и увидите как ломятся столы от блюд всевозможных.
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Татьяна Телькинена 27 декабря, 14:43 Цікаво, з якою кількістю європейців спілкувався автор коментаря про суцільнимй атеїзм Європи? Його "шлунковке" сприйняття прийдешніх свят, на щастя, є притаманним не для усіх українців. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Виталий Кушнир 27 декабря, 13:27 Заголовок наводив на думку, що стаття іронічна. Але ні - вона цілком серйозна. Безкомпромісна боротьба з Дідом Морозом, тоталітарним символом, це ж треба таке придумати. Один в один безкомпромісна боротьба з ялинками, Різдвом та іншими "попівськими забобонами". Та сама моторошна принциповість. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Ostapenko Genadiy 27 декабря, 11:48 Да и правильно! Сколько можно эти коммунистические мифы атеистические сохранять!? Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Владимир Зинченко 27 декабря, 10:24 1. Дед Мороз - это образ милый многим поколениям украинцев. Поэтому он будет жить вечно. 2. Сама автор статьи демонстрирует мышление, которое можно назвать рудиментарным. Много пишется о религии, а христианская религия в Европе можно сказать додыхает. Религия вступает в противоречие с демократическими свободами поэтому у нее нету будущего. В Великой Украине церковь никакого значения не имеет. А если галичанам нравятся эти бездельники именуемые попами, то это ваше право. 3. Новый Год всегда отмечали и будут отмечать. Впрочем и Рождество можно. Какая разница для нашего народа когда "бухнуть". У меня есть знакомые так они дней десять не просыхают. 4. Святой Миколай никак не противоречит Деду Морозу. Но Дед Мороз имеет преимущество так как он не религиозный образ, а Украина светское не религиозное государство.
    Igor Severchenko 3 января, 13:12
    Heihasi 4 января, 20:39
    1. - " Дед Мороз.... будет жить вечно". Ага - "Лє-є-єнін всєгда живой, Лє-є-єнін всєгда с тобой..." 3. - "В Великой Украине церковь никакого значения не имеет. А если галичанам нравятся эти бездельники именуемые попами, то это ваше право" Відвідували коли-небудь Святогорську Лавру? Там навколо тих, як ви кажете "бєздєльніков" натовпи, мабуть суцільні галичани понаїхали. 4. Дід порівняно зі святим Миколаєм чисто немовля, йому ще й 80-ти нема, але дитинчатко з вродженими совіцькими вадами. Мабуть таки помре - і реанімація не допоможе, бо Україна все ж не совдепія.
    Ответить Цитировать
Реклама
Последние новости
Курс валют
USD 24.83
EUR 27.56