Период эмиссионных решений

Александр Дубинский 13 сентября 2013, 20:00
Деньги

Читайте также

Осенний синдром — снижение притока депозитов и активная скупка валюты населением — неизбежен и в этом году. Особенно если правительству не удастся реально улучшить внешнюю инвестиционную привлекательность страны, удержав доверие населения к гривне.

Между тем решение проблемы активизации банковского кредитования и стимулирования деловой и потребительской активности крайне затруднено, пока гривневые кредиты стоят слишком дорого, а правительство остается конкурентом реального сектора за ограниченный финансовый ресурс.

Замедление экономического роста на фоне нереалистичных бюджетных планов уже привело к сокращению бюджетных поступлений. Напомним, что, по данным Госказначейства, доходы госбюджета за январь—август 2013 г. уменьшились на 3 млрд грн (или на 1,4%) — до 217,6 млрд грн. По оценкам директора ЦCЭИ "CASE-Украина" Дмитрия Боярчука, сокращение доходов госбюджета по итогам третьего квартала ожидается на уровне 4,1%, а за весь 2013 г. — на 2%, или на 30 млрд грн по сравнению с 2012 г.

Для выполнения годового плана правительству необходимо повысить среднемесячную динамику поступлений примерно на 10 млрд грн, однако сделать это за счет фискальных инструментов практически нереально — увеличение налогов и акцизов не произойдет одномоментно и не даст ощутимого эффекта даже в среднесрочном периоде. "Поэтому в условиях растущего дефицита госбюджета правительство продолжит "стимулировать" покупку госбумаг местными банками", — считает Агшин Мирзазаде, начальник отдела стратегического планирования Укрсоцбанка.

При этом задекларированные программы Нацбанка и правительства по возобновлению кредитования достаточно значимого эффекта не оказали (темпы роста кредитного портфеля — 4,5% с начала года). "Согласно данным НБУ, по итогам первого полугодия текущего года лишь два банка из группы крупнейших продемонстрировали сокращение активов, все остальные показали рост в пределах от 1 до 60%, — напоминает председатель правления банка "Надра" Дмитрий Зинков. — Но реалии рынка таковы, что в структуре банковских активов доля кредитных операций за последние годы существенно снизилась (с 78% на начало 2009 г. до 63% на 1 августа 2013 г.)".

Зато увеличились вложения в гособлигации правительства. Так, вложения банков в ОВГЗ по состоянию на 12 сентября составили около 80 млрд грн (прирост с начала года 14 млрд), Нацбанка — 137,5 млрд грн (прирост с начала года около 33 млрд), тогда как объемы кредитования реального сектора выросли всего на 36,6 млрд грн.

Для сравнения: кредиты банковской системы в экономику за семь месяцев увеличились на
31,5 млрд грн, при этом из-за высокой ставки на ресурсы большая часть вновь выданных займов ушла в "оборотистый" торговый сектор. "Основу корпоративного кредитного портфеля банковской системы по состоянию на 1 августа 2013 г. формировали кредиты предприятий торговли (36,5% от общего объема корпоративного портфеля), перерабатывающей промышленности (21,3%), операторов рынка недвижимости (7,6%) и строительных компаний (7,1%)", — сообщили в Независимой ассоциации банков Украины.

На этом фоне принятые на нынешней неделе Кабмином за основу показатели бюджета 2014 г. крайне противоречивы. С одной стороны, экономические оценки роста ВВП на уровне 3% "плюс-минус" соответствуют прогнозам МВФ и Всемирного банка. С другой — ожидаемая 8-процентная инфляция явно не отвечает стабильному обменному курсу, который пытается удерживать Нацбанк. Достаточно вспомнить, что в бюджетных расчетах на текущий год была заложена инфляция 4,8%, тогда как по итогам восьми месяцев текущего года Госстат зафиксировал дефляцию 0,7%.

Стимулировать потребительскую инфляцию можно либо значительно более щедрой монетарной политикой НБУ (что чревато усилением курсовых рисков), либо путем повышения социальных стандартов и выплат (на что в бюджете особых средств нет — как пока планируется, в 2014-м на повышение соцгарантий будет направлено всего на 9 млрд грн больше, чем в нынешнем году).

Нисходящая экономическая динамика и происходящее на ее фоне падение бюджетных поступлений вынуждают правительство искать способы повышения спроса на облигации внутреннего займа (ОВГЗ), за счет которых можно финансировать дефицит казны. При этом потенциальная девальвация становится угрозой не только для стабильности банковской системы, но и для госбюджета, доходы которого также сократятся, если произойдет снижение реальных доходов населения вследствие ослабления курса гривни.

Решить проблему могло бы подписание нового соглашения с МВФ. Но здесь вступает в игру фактор курса гривни — в фонде считают, что Нацбанк должен существенно ослабить контроль за ним. Успешно проведенная управляемая девальвация (на 10–15%) могла бы не только стать курсовым антидефляционным стимулом, но и дать рынку "спустить пар" девальвационных ожиданий, заложенных сегодня в разницу стоимости валютного и гривневого ресурса.

При этом сами банкиры отмечают, что незначительное ослабление курса не окажет влияния на их финансовое состояние. "Мы видим такую зависимость: девальвация на 5% приведет к увеличению негативно классифицированных кредитов в валюте на те же 5% по отношению к существующему объему валютного портфеля (например, если доля проблемных активов до девальвации была 10%, то после 10-процентного ослабления курса гривни станет 10,5%) ,что не является критичным", — говорит глава наблюдательного совета Platinum Bank Юрий Блащук.

Это связано с тем, что только за 2013 г. в структуре кредитования физлиц доля валютных займов уменьшилась с 44 до 38%. "На валютные кредиты приходится только 35% всех выданных займов в корпоративном секторе, значительная часть которых предоставлена заемщикам с валютной выручкой. В портфеле частных клиентов доля валютных займов — 39%", — говорит Николай Войткив, начальник управления рыночных и операционных рисков банка "Финансы и Кредит".

По его словам, значительный рост "проблемки" произойдет только при курсе более 9 грн за доллар США, поскольку при таком уровне курса существенно вырастут цены и соответственно снизятся реальные доходы у многих заемщиков.

С другой стороны, очевидно, что для обеспечения надежного контроля над ситуацией на рынке после проявления девальвационных симптомов и соответствующего расширения коридора свободных колебаний курса в дальнейшем резервам Нацбанка следовало бы быть как минимум вдвое большими сегодняшних значений.

Да и позиция первых лиц государства в этом вопросе (для которых колебания курса, видимо, ассоциируются с колебанием власти) говорит о том, что от попыток сохранить курс на нынешних его значениях откажутся только в крайнем случае.

Но так как другие быстродействующие источники как стимулирования кредитной и деловой активности, так и финансирования бюджетной недоимки в нынешних условиях крайне ограничены, некоторые эксперты предлагают Нацбанку все же пренебречь курсовыми рисками, активизировав денежную эмиссию.

"Правительству нужно будет увеличить заимствования и использовать механизмы финансирования через эмиссию ОВГЗ. По сути, это финансирование дефицита бюджета Нацбанком и своеобразный вариант украинского "количественного смягчения", — объясняет возможный способ привлечения ресурсов в бюджет экс-зампред НБУ Александр Савченко. По его мнению, такие действия могут привести к определенной инфляции и, возможно, девальвации, но только так в нынешней ситуации можно создать действенные быстродействующие стимулы для оживления экономики.

Банкиры говорят, что, запустив эмиссионное финансирование бюджета, Нацбанк мог бы предпринять действия и по активизации кредитования. "Самый быстрый способ — увеличить объемы и сроки рефинансирования. Кроме того, на сегодняшний день несколько миллиардов гривен обездвижено лежат на спецсчетах в НБУ. Снижение норм резервирования по гривневым депозитам позволит уменьшить остатки на спецсчете и увеличить ресурсы банков", — отмечает Николай Войткив.

Однако само по себе такое послабление вряд ли приведет к необходимому наращиванию объемов кредитования реального сектора. В том числе и потому, что сейчас его конкурентом за ресурсы является Минфин, решающий проблему финансирования дефицита бюджета.

Такая конкуренция создает для Нацбанка и Минфина непростую дилемму. С одной стороны, они заинтересованы как в перетоке валютных вкладов в гривню, так и в снижении ставок по валютным депозитам, являющимся сегодня основным источником финансирования покупки банками валютных облигаций правительства. С другой — необходимо не перегнуть палку, чтобы сохранить привлекательность валютных депозитов для населения и не спровоцировать их отток.

Банкиры обращают внимание, что последние решения НБУ об увеличении резервирования по валютным вкладам уже приводят к оттоку из банковской системы валютных депозитов юридических лиц (с 1 июля Нацбанк ужесточил нормативы обязательного резервирования по долгосрочным вкладам в иностранной валюте юридических и физических лиц с 3 до 5%, а по краткосрочным депозитам в инвалюте — с 9 до 10%).

"Высокая ставка резервирования по краткосрочным вкладам приводит к тому, что многие крупные банки обязывают своих клиентов-юрлиц, которые хотят держать на счетах валюту, открывать отдельные гривневые счета и держать на них эквивалент 10% валютного депозита, для того чтобы банк мог зарезервироваться, — говорит казначей одного из средних банков. — В результате мы видим отток депозитов юрлиц на счета вне Украины". Так, по итогам августа, отток валютных вкладов юрлиц из системы составил 1,4 млрд грн, или почти 40% оттока с начала года.

При этом банкиры считают, что Нацбанк мог бы предоставить ряду крупных банков индивидуальные нормативы резервирования на валютные депозиты — в обмен на активизацию покупок валютных ОВГЗ правительства. "Сформированы условия для перехода клиентов-юрлиц в те банки, которые сотрудничают с Минфином", — говорит один из финансистов.

Такие действия регуляторов были связаны с низким спросом на бумаги правительства. В августе на аукционах по размещению ОВГЗ было привлечено 0,9 млрд грн и 0,2 млн долл (всего за восемь месяцев привлечено на внутреннем рынке 33,7 млрд грн и 3,7 млрд долл., из которых на долю госбанков приходится более 50%).

Банкам, не являющимся кредиторами Минфина, придется искать иные способы размещения и привлечения средств. При том, что потребность в ресурсах будет оставаться высокой, а значит, не будут снижаться и ставки.

"Рост депозитов клиентов, особенно физических лиц, при отсутствии других работающих инвестиционных инструментов будет продолжаться, но может оказаться недостаточным для компенсации сокращения внешнего фондирования и обеспечения кредитной активности", — отмечает Дмитрий Зинков. При этом соотношение "чистый процентный доход/средние работающие активы" устойчиво снижалось с 6,2% в 2009 г. до 4,5% в 2012 г. при растущей стоимости фондирования.

На этом фоне банкирам приходится увеличивать долю комиссионных доходов, которые станут основой для выживания кредитных учреждений в ближайшее время. В текущем году темпы прироста комиссионных доходов почти вдвое превышают темпы прироста процентной составляющей банковских заработков (16% против 8,5%). При этом доля комиссионных доходов остается незначительной (хотя и выросла с 13,8 до 14,7%).

"Процентные доходы формируют почти 79% всех поступлений банков. Учитывая рост объемов безналичных платежей, а также введенные ограничения на проведение операций наличными, позитивная динамика по комиссионным доходам сохранится. Если будет обеспечена стабильность гривни, и больше никто из крупных игроков рынка не станет доформировывать значительный объем резервов (в миллиардах), финансовый результат системы в 2013 г. однозначно будет в плюсе", — уверен Николай Войткив.

Однако такой плюс, конечно же, — совсем не то, что необходимо системе, которая и по прошествии пяти лет после начала кризиса осенью 2008 г. все еще не в состоянии возобновить полноценную работу. Которую, без выдачи кредитов, и работой то назвать сложно.

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Нет комментариев
Реклама
Последние новости
Курс валют
USD 25.33
EUR 28.60