Пасынки госфинансов

Юрий Ганущак 15 января 2016, 00:00
налог

Читайте также

Бюджетный процесс-2016 в который раз подтвердил простую истину — последним в очереди будет самый слабый. В нынешнем году эта роль должна была быть отведена двум направлениям — местному самоуправлению и пенсионному обеспечению.

Местные бюджеты, которые всегда были неродными для Министерства финансов, в прошлом году показали неприлично высокие (даже с учетом инфляционной составляющей) результаты наращивания доходов — свыше 42%, на фоне которых динамика показателей госбюджета в целом выглядит более чем скромно. Поэтому соблазн отрезать от регионов часть налогов был естественным. Тем более что сюда добавляется и желание "отблагодарить" органы местного самоуправления за слишком смелые решения конца 2015 г. по фискальной децентрализации, когда Минфин остался почти статистом, наблюдая, как местная власть быстро осваивает средства, неподконтрольные в ручном режиме.

Надо сказать, что месть, готовившуюся, как и всегда, тайно, коварно и по всем направлениям, в большинстве случаев как-то да удалось всем миром предотвратить. На защиту местных бюджетов от посягательств Минфина дружно встали не только нардепы — бывшие городские головы, но и спикер парламента. Да и Ассоциация городов Украины в этом году серьезно поработала как с депутатами, так и с членами правительства.

А вот за сохранение ЕСВ на нынешнем уровне немногие из нардепов заступились. Только Виктор Пинзеник на заседании бюджетного комитета констатировал практическую ликвидацию Пенсионного фонда. Ведь наполнение его на две трети дотациями из государственного бюджета по сути нивелирует главную идею любого фонда — сбалансированность собственными доходами.

Впрочем, постепенная маргинализация ПФУ началась более десяти лет назад, когда Азаров по подсказке коллег из РФ решил объединить три фонда в один, назвав его "единый социальный взнос". Тем самым на психологическом уровне разрушив привязку размера будущей пенсии к объему отчислений в Пенсионный фонд. С тех пор работодатели начали считать ЕСВ еще одной фискальной нагрузкой на фонд оплаты труда. Со временем универсализировали распределение долей между составляющими фонда, сделав шахтерским и металлургическим баронам щедрый подарок, ведь до этого размер отчислений в фонд компенсаций от несчастных случаев был на этих производствах довольно высоким, что отвечало степени рисков.

Планы снизить ставку ЕСВ вынашивались давно, но то ли в Минфине оставались работники, понимавшие социально-политические последствия такого шага, то ли просто ждали хорошего момента к выборам, но правительство Азарова не сделало такой простой до банальности шаг. А вот Яценюк с Яресько смогли. Правда, забыли отрегулировать ряд нормативных актов, касающихся расчета пенсий в новых реалиях, когда главный показатель — коэффициент замещения — уменьшается с 0,6 до 0,4. И что важно, забыли об этом сообщить будущим пенсионерам. Ведь математику не обманешь. Если политически приемлемый показатель отношения пенсии к последней зарплате составляет 60%, то для этого человек должен отчислять в Пенсионный фонд 32% зарплаты. А вот если хочется перечислить 20%, то и коэффициент замещения должен быть на треть меньше.

При этом премьер искренне считает, что уменьшение размера ЕСВ поможет вывести зарплаты из "тени". Хотя та же математика не дает оснований для большого оптимизма. Старая взвешенная ставка НДФЛ — 15%, новая — 18. Следовательно, нагрузка на зарплату была 15+41%, стало 18+22. Вроде меньше, но специалисты не раз отмечали, что стоимость конвертации в денежную наличность составляет от 10 до 15%. Поэтому само по себе снижение ЕСВ не приведет к детенизации. Хотя справедливости ради следует отметить некоторые успехи правительства в этой сфере — существенно уменьшили базу для появления наличности через фиктивный НДС путем "зачистки" недобросовестных банков. Да и переведение агропромышленного комплекса на общую систему налогообложения тоже будет способствовать уменьшению объема "неоприходованных" средств. На очереди мероприятия по установлению контроля над операциями в интернет-магазинах. Останутся только отрасли, где уклонение от налогообложения является своеобразной платой за интеллект, — ІТ-сектор. К тому же программисты — благодарная для общества аудитория — деньги в основном вкладывают в новейшие технологии, а не тупо тратят на "лексусы" и "бриони".

Однако вернемся к новшествам в пенсионном законодательстве. Подарок работодателю в виде уменьшения ЕСВ не обязывает его приобщиться к социальной солидарности и вкладывать средства в корпоративные пенсионные фонды. Поэтому работнику и в дальнейшем придется надеяться именно на государственный Пенсионный фонд. И если исходить из требования его сбалансированности, то начиная с этого года новоиспеченные пенсионеры должны заметить уменьшение размера начислений по сравнению с теми, кто вышел на заслуженный отдых раньше. Ведь их отчисления, точнее, отчисления за них в Пенсионный фонд работодателем станут меньше. Конечно, такой пенсионер задаст резонный вопрос: почему я должен страдать из-за того, что государство решило помочь предпринимателю? Волну недовольства подхватят популисты всех мастей, обещая "защитить пенсию от посягательств". И пик этой "защиты" придется где-то на 2018 г. — под выборы как президента, так и парламента. Результаты таких выборов нетрудно предсказать: пенсионеры — электорат добросовестный.

Конечно, можно оставить тот же уровень коэффициента замещения — 0,6. Но тогда доля дотации Пенсионному фонду постоянно будет расти, и фактически любая зависимость размера пенсии от реальных вложений в фонд исчезнет. В конце концов, идея вообще отказаться от Пенсионного фонда и финансировать пенсии непосредственно из бюджета давно бродит среди ультралибералов, но они стыдливо забывают указать, ставку какого налога при этом нужно увеличить, чтобы все же сбалансировать публичные финансы. Приемлемым окажется только НДФЛ, а расчетная его ставка должна возрасти где-то под 40%. Кто-то там мечтал о детенизации зарплаты?

Что можно сделать в этих обстоятельствах? Как ни странно, кризис публичных финансов должен заставить как руководство Пенсионного фонда, так и законодателей наконец-то прислушаться к советам специалистов по внедрению видоизмененной пенсионной системы первого уровня под названием "условно-накопительная" (подробнее — в ZN.UA №25 от 27 июля 2012 г.) и постепенному введению негосударственного обязательного пенсионного страхования второго уровня. Общее в этих системах одно: пенсия жестко привязана к реальным вложениям в пенсионные фонды, причем за весь период трудовой деятельности. Понятие "трудовой стаж" для целей начисления пенсий теряет свое значение, как и термин "заработать пенсию" заменяется на "отложить на пенсию".

Неприятной новостью для политиков от внедрения условно-накопительной системы является то, что она слишком прозрачна — любой легко рассчитает свою пенсию с помощью пенсионного калькулятора в "личном кабинете" на сайте Пенсионного фонда. Поэтому мобилизовать электорат под лозунгом "увеличим пенсии любой ценой — все равно ее будут платить следующие поколения" будет трудно. Если, конечно, правительство развернет очень серьезную кампанию по популяризации этой системы.

Для того чтобы повысить ответственность застрахованных за свое пенсионное будущее, необходимо перевести работодателей из статуса плательщиков взносов в ПФ в статус налоговых агентов. Для этого нужно заменить систему начисления пенсионных взносов на зарплату системой отчисления с зарплаты. То, что называется "бруттизация зарплаты". Это также облегчит жизнь "единоналожникам", которые смогут перечислять на свои учетные счета регулируемые ими самими суммы, исходя из финансовых результатов деятельности, хотя и не ниже определенного порога, который гарантирует будущую пенсию на уровне не ниже уровня жизни.

Нужно лишить Пенсионный фонд несвойственных ему расходов, когда пенсия рассчитывается через статус пенсионера, а не реальные отчисления на лицевой счет. Доплата за статусность должна осуществляться за счет фондов социальной защиты. Расчет пенсий должен быть универсальным для всех категорий профессий, включая работников силовых структур. Просто для последних уровень отчислений должен быть выше по сравнению со стандартным.

На проведение такой реформы достаточно одного года. И медлить нельзя — угроза социально-политической дестабилизации реальна, и она будет расти.

Теги:
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Нет комментариев
Реклама
Последние новости
USD 27.05
EUR 28.64