Объединенный налог на труд со ставкой 20%: перспективы, возможности, последствия

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Объединенный налог на труд со ставкой 20%: перспективы, возможности, последствия © depositphotos/treety
Целесообразно ли объединение НДФЛ, военного сбора и ЕСВ в единый налог

По расчетам Минэкономики, в 2020 году уровень теневой экономики составлял 30% ВВП, расчеты международных организаций порой оценивают «тень» в Украине в размере до 40%.

Ключевой преградой на пути выхода бизнеса из «тени» является сверхвысокая налоговая нагрузка на фонд оплаты труда. Когда от затрат на персонал зависит соотношение всех других статей баланса, работодатель принимает экономически целесообразное решение: либо искать пути «оптимизации», либо прекращать хозяйственную деятельность.

Легальное налогообложение заработной платы одного работника обходится работодателю очень дорого — в среднем примерно 34%. Администрирование также не самое простое: в среднем 92 часа в год бизнес тратит только на администрирование налогов на труд, а в целом на все налоги — более 327 часов. Снижение налоговой нагрузки и упрощение администрирования позволили бы существенно облегчить жизнь бизнесу и способствовали бы детенизации зарплат в государстве. Собственно, это и является целью законопроекта №6548.

Проект предлагает объединить налог на доходы физических лиц, военный сбор и единый социальный взнос в единый налог — НДФЛ со ставкой налога в размере 20%. В случае принятия такого закона он заработает с 1 января 2023 года.

Снижение ставки также будет происходить постепенно. Проект устанавливает, что временно до 2026 года ставка налога на доходы физических лиц применяется:

  • в период с 1 января 2023 года по 31 декабря 2023 года включительно — в размере 29%;
  • в период с 1 января 2024 года по 31 декабря 2024 года включительно — в размере 26%;
  • в период с 1 января 2025 года по 31 декабря 2025 года включительно — в размере 23%.

Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» при этом предлагается отменить.

Так или иначе правительству, местным органам власти, работодателям со дня вступления в действие этого закона предложат увеличить месячную зарплату работникам на среднюю сумму месячного ЕСВ, начисляемого в 2022 году.

Целью законопроекта является, во-первых, отбелить заработные платы, чтобы и бизнесу, и работнику было выгодно работать легально. Во-вторых, понятно, что государство должно заботиться о своих гражданах и прежде всего о пенсионерах, поэтому пытается гарантированно учесть интересы этой группы населения. В-третьих, это объединение должно упростить работу бухгалтерам.

Кроме того, есть идея, что нужно вычитать из дохода затраты на аренду жилья, лечение, содержание пожилых родителей в возрасте более 80 лет, на отдых в Украине. И задача этого объединения налогов в том, чтобы максимально приблизить доход к чистому доходу, то есть реальному объекту налогообложения. Насколько эффективно это будет работать в действительности, мы увидим на практике. А проверять, готовы ли люди в стране к этому объединению, не понадобится, поскольку, вероятно, в сочетании с объединением налогов будут введены и карательные меры, которые будут стимулировать готовность населения.

И сейчас речь идет не столько о сотрудниках компаний, сколько о теневых доходах людей от сдачи в аренду жилья, самозанятых, доходов по гражданско-правовым договорам, от авторского вознаграждения, прибыли с торговой активности с криптовалютой.

Отметим, что аккумулирование военного сбора на единый налог — гарантия того, что снижения уровня военных конфликтов в стране ожидать не следует. И перманентно мы будем жить в состоянии конфликта с северо-восточными соседями. Если вдруг наступит перемирие, то при снижении конфликтов на Востоке Украины граждане еще очень долго будут платить этот военный сбор в рамках единого налога. Потому что сначала не вспомнят о необходимости его сократить, а потом очень долго будут перерабатывать законопроект, чтобы его исключить. То есть в перспективе будущих 10–15 лет это будут наши налоговые реалии. Хотя следует вспомнить, что военный сбор в Украине ввели как временный налог на период АТО/ООС и окончания реформирования Вооруженных сил Украины. Военный сбор стал своеобразным дополнением налога на доходы физических лиц, образовав с ним неразлучный тандем. Ставка военного сбора составляет 1,5% начисленной заработной платы.

Затрагивая вопрос о том, что необходимо делать все возможное, чтобы наполнять Пенсионный фонд деньгами, то лучшего донора, чем ЕСВ, пока не придумали. Это если государство действительно декларирует, что оно социальное. ЕСВ — консолидированный (сводный) страховой взнос. Его собирают в системе общеобязательного госстрахования в обязательном порядке и на регулярной основе. В Украине с января 2016 года основная ставка ЕСВ составляет 22%. По статистике за 2020 год, Пенсионный фонд собрал только 19,9 млрд грн единого соцвзноса, хотя согласно плану должен был аккумулировать 22 млрд. Причиной такой нехватки называют, конечно ж, зарплаты в «конвертах» и неоформленных работников. Ситуация в фонде ухудшается с каждым годом. И как одну из причин вспомним, что с февраля 2020-го отменили высокие штрафы за работу работников без официального оформления. Это и привело к тенизации труда. В противоположность этому уже в 2021 году объявили, что за неуплату налогов и ЕСВ может угрожать до семи лет заключения. То есть ожидаем, что меры за неуплату налогов в стране будут усиливаться, поскольку при этой власти уже предлагались подобные инициативы.

Авторы проекта закона считают, что его принятие не приведет к потерям государственного и местных бюджетов, а в перспективе обеспечит дополнительные поступления. Высокий уровень финансовых поступлений в бюджет будет обеспечен за счет легализации заработной платы начиная с 2023 года и в дальнейшем.

Дополнительные средства, которые получат работники в виде заработной платы, будут стимулировать потребительский спрос, который окажет положительное влияние на экономику государства. Кроме того, более 20% дополнительных средств от заработной платы, сэкономленных вследствие уменьшения нагрузки на фонд заработной платы, при первой же покупке товаров работником сразу вернутся в бюджет в виде налога на добавленную стоимость и акцизного налога.

Впрочем, излишний оптимизм в таких вопросах вредит, ведь Украина пережила уже не одну попытку детенизации, и ни одна из них пока что не была однозначно успешной.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме