Налоговая реформа: аргументы и предложения

Александр Кирш 3 октября 2014, 21:59
налоговая реформа

Читайте также

Мы снова на изломе. Снова предстоит реформа всего. Но я сейчас — не обо всем, а только о родном, о налогах. Да, опять о них, ибо от них зависит очень многое. О том, что будет, и о том, что надо.

1. Планируемое изъятие из Налогового кодекса коррупционных пунктов об индивидуальных индульгенциях через индивидуальные налоговые консультации, чего все добиваются уже давно, будет способствовать:

— единому для всех характеру налоговых норм и единообразному их практическому применению;

— упрощению нормативной базы вследствие уменьшения объема консультаций, преодолению коррупции в налоговых органах.

При этом индивидуальные разъяснения должны быть заменены увеличением числа обобщающих разъяснений, где будут для всех регулироваться "массово-спорные" вопросы по конкретным налоговым деталям.

2. Предложенное правительством уменьшение числа налогов и смягчение условий для плательщиков единого налога, то есть упрощение налогового законодательства с его либерализацией для малого и среднего бизнеса, даст позитивный эффект для всех, как вежливость:

— оно практически ничего не стоит государству, поскольку удешевляется администрирование, чем компенсируется относительно небольшой недобор мелких платежей;

— и при этом высоко ценится бизнесом: единоналожники — в благодарность за простоту, меньший штат, снижение риска штрафов и уменьшение проверок — демонстрируют более высокую налоговую нагрузку, чем предприятия на общей системе с реальной нагрузкой 0,5–1%, что, опять-таки, выгодно государству.

Этим также обеспечится рост занятости и наличие относительно недорогих товаров.

3. Из минфиновской концепции реформы единого налога:

— снижение ставки до 2% + НДС или 4% — хорошо;

— переполовинивание затрат на выплаты единоналожникам (и юр, и физ) — очень плохо.

4. Предложенное КМУ снижение ставки единого социального взноса (ЕСВ) сверх некоторой суммы позволит снизить "цену вопроса", из-за которой зарплаты сегодня оформляют на шефа, который ЕСВ с "запредельных" сумм все равно не платит, а потом раздает эти зарплаты в конвертах, вследствие чего практически не действует КЗоТ (начальство всегда может незаконно расправиться, пригрозив неполной выдачей неофициальных сумм).

5. Собственное предложение.

Реформа налога на доходы физических лиц (НДФЛ) должна быть вместе с реформой ЕСВ.

Для прекращения злоупотреблений с переоформлением зарплат на тех, кто с больших сумм ЕСВ не платит, было бы полезно, чтобы предусматривался — для выравнивания общего обложения — рост ставки НДФЛ, начиная с той суммы, с которой прекращается начисление пенсионных взносов (сегодня — 20706 грн).

Такая ступенька может быть единственной, как и сегодня, но разница в ставках должна быть выше 2%: хотя бы 5–10%.

Это позволило бы, кроме прочего, компенсировать некоторое снижение ставки ЕСВ.

6. Линия правительства на прекращение снижения ставок базовых налогов (НДС и на прибыль) в сочетании с ликвидацией неоправданных и необъяснимых отраслевых и прочих льгот позволит вернуть налогообложение в легальное русло, из которого оно было выведено в годы применения популистско-беспредельного принципа "больше собирать при меньших ставках", когда налоги собирались через ужесточение администрирования.

7. Собственное предложение.

Требует скорейшего пересмотра порядок трансфертного ценообразования, чрезвычайно сложный для реального применения, требующий предоставления и использования в налоговых целях информации, отсутствующей у предприятия, и регулируемый не столько через НКУ, сколько через меняющиеся и действующие задним числом еще более неудобоваримые налоговые разъяснения.

Будем надеяться.

8. Следующее предложение (пока — не от власти): минимальная налоговая нагрузка на юрлица (и это должно быть проведено через Налоговый кодекс) должна составлять (по сумме НДС, налога на прибыль, удерживаемого как налоговым агентом НДФЛ и ЕСВ) к общей фактической выручке, включающей все налоги, не менее чуть откорректированных единоналожных процентов:

5% — для производства товаров и розничной торговли;

7% — для работ и услуг;

а для посредничества и оптовой торговли — 7% от разницы/вознаграждения.

Иначе налоги, как и сейчас, будут уплачиваться практически добровольно (хоть и шумно), причем только теми предприятиями, на которых отвечающие за их начисление/уплату бухгалтеры (финдиректоры) слабо простимулированы хозяевами своих предприятий.

Ограничитель должен быть гуманным и выполнимым, но без него налоги пока что не собрать.

Для реальной их уплаты необходим нижний ограничитель в процентах.

9. Еще личная фантастика-фантазия: теоретически может быть введен порядок, в соответствии с которым налоговое уклонение (включая циничное, выявленное задним числом) может повлечь не отсидку до
10 лет по части 3 статьи 212 УК, а наказание более мягкое — выкуп государством соответствующего предприятия по цене, рассчитанной из старого доброго коэффициента эффективности 0,15 и фактически уплаченного налога на прибыль (или же просто штраф, вносимый имуществом предприятия, засчитываемый по той же цене).

То есть налог, фактически уплаченный в каждом году из последних трех лет, делится на установленную в соответствующем году ставку, и полученная таким образом — обратным счетом — прибыль (180:18% = 1000) суммируется за эти 3 года, делится на 3, после чего средняя прибыль делится на 0,15 (1000:0,15 = 6667) для получения стоимости предприятия.

Упрощенно говоря, если оно дороже, то налицо недоплата и тюрьма; если же налог был правилен, то стоимость рассчитана примерно верно.

10. Спецсчета по НДС, предложенные КМУ, будут нести контрольную функцию, облегчая прослеживание уклонений, и тем самым способствовать реальной возможности своевременного возмещения.

А чтобы при этом не было временного отвлечения оборотных средств, возможны (личное предложение) дополнительные механизмы, например, низкопроцентный кредит от казначейства в рамках средств, аккумулированных на спецсчетах, со сверхвысокими штрафами за несвоевременность возврата.

Иначе — спецсчета будут невыгодны даже экспортерам, ради которых все и делается:

к 100-процентному изъятию валюты по принудительному курсу (а импортное сырье им же надо покупать по курсу реальному!) добавится замораживание на спецсчетах получаемого возмещения НДС — аж до оплат сырья поставщикам в части НДС; кредиты же в банке очень дороги, то есть компенсировать отвлечение оборотных средств не удастся и им.

11. Предложенное КМУ введение для крупных предприятий механизма определения объекта обложения налогом на прибыль сложением бухгалтерской прибыли с налоговыми разницами, количество которых при этом резко уменьшается, позволит унифицировать налоговый и бухгалтерский учет, параллельно "европеизировав" налоговый, и не осложнит работу малого и среднего бизнеса, где аналогичный механизм может быть добровольным.

12. Собственное предложение: целесообразно некоторое увеличение ставки обложения маржи в обменных пунктах для увеличения размера такой маржи хотя бы до европейского уровня, чем будет стимулироваться:

— переориентация денежных масс на покупки вместо обмена;

— также переориентация банков в направлении кредитования предприятий, а не обмена гривни на СКВ, снижающего спрос в магазинах.

13. Резкое ограничение наличных расчетов, предложенное НБУ, могло бы способствовать:

— неизбегаемости налогообложения;

— и (личное предложение) возможности обложения сумм на карточных счетах для стимулирования ускорения спроса ("налог на недопотребление") — с направлением этого налога на решение социальных задач, то есть беднейшим слоям, что будет увеличивать реальный спрос, а не "заначки", причем без инфляционного вброса новых необеспеченных денег.

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
13 комментариев
  • Desdichado 11 октября, 00:27 на картинке бессмысленный лозунг, "мы за честные налоги", это как? Все 23 года независимости подавляющая часть предприятий не платит те налоги, которые они должны платить по закону. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Pravo 7 октября, 22:57 Податки багато чого можуть дати, однак економічної моделі нема, це як квітка, з якої вирвали стебло, то вона й розсипалася, окремо - стебло, окремо - пелюстки, а квітки - нема. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • lesya 6 октября, 16:37 Незаметно изменилась цель экономики - ранее это было благосостояние народа, теперь прибыль инвесторов, владельцев. Фактически более 80% нищего населения. Только избранные пользуются всеми благами государства, а для беднейших включили очередную мантру - "А что ты дал государству?". Нет господа хорошие, все законы до недавнего времени, включая и налоговые имели целью забрать у 80-90% населения и перераспределить , в интересах собственников, администраций, в том числе и ЖЕКов. Не зря пишет Кирш о налогообложении единым социальным сумм выше 20706 грн, потому что у нас БИЗНЕС_БЕПРЕДЕЛ, бизнес людей сделал рабами, кто за это отвечает? СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ ПРАКТИЧЕСКИ - НЕТ, и скажу,что дедушка Ленин везде был прав, кстати, не пойму, почему его сносят, он же был против российского самодержавия - значит Герой для Украины, по этому критерию Мазепу героем назначили. Далее, прибыль по данным бухучета - ПРОРЫВ, потому что получают гигантскую прибыль - доят предприятия, а по налоговому - всегда убыток, ничего не платят. Убрать надо НДС с необходимых услуг населению - ЖКХ, и необходимого для здоровья, телефон - это хоть как то компенсирует затраты населения. Далее , конечно надо инвентаризировать и смотреть,что делается на каждом предприятии, потому что там - несправедливость, рабство и ад, делается. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА должна измениться, налоги - на развитие и социалку, чтобы люди могли жить, у меня почти все знакомые уже уехали, очень образованные и развитые люди, потому что относительно людей у нас - мрак. Поэтому есть возможность вести налогообложение, и нужно немедленно, чтобы люди имели экономическое право или попросту имели. Для этого еще раз повторюсь уже надо объявить ВСЕОБЩИЙ конкурс на должности в управлении государством, потому что после люстрации , надо чтобы пришли профессионалы - в этом смысл люстрации. Вот пойду и предложу свой метод, а то я по газу дала очень серьезные консультации , ну их Яценюку приписали, а я как русалочка. Одни делают - другие едят. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Станислав Стас 4 октября, 06:35 Все это конечно хорошо, но этими полумерами большого эффекта не добьешься. Давно пора отменить коррупционный НДС, налог на прибыль, загоняющий в тень прибыль юр. лиц и начисления на зарплату (включая подоходный налог), загоняющие в тень доходы физ. лиц и заменить все это дифференциированным налогом с оборота, где ставка налога определяется исходя из величины оборота, вида деятельности и с учетом государственных приоритетов. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Sergey Bochkarev 4 октября, 04:14 Да, совсем забыл. Гениальный налога автора "не недопотребление" (он называет его "на остатки средств на карточных счетах") на самом деле давно изобретен (вернее, появился естественным порядком). Он называется - гиперинфляция. И мы вот-вот накануне его полноценного внедрения. Слава бухгалтерии! Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Sergey Bochkarev 4 октября, 03:56 "Конфискация предприятий за неуплату налогов" - грандиозная придумка многолетнего бухгалтера. Вы не задумывались, почему предприятия даже банки не хотят забирать в качестве залога? Все живых денег пытаются выбить. Потому что забрать предприятие - еще не значит знать, что с ним делать. Угу, налоговая милиция или УБОП займутся дальнейшим "антикризисным управлением". Ответить Цитировать
  • Sergey Bochkarev 4 октября, 03:53 "Трансферное образование..." и так отменят. Без вашего вмешательства. Нынешняя "демократическая" власть и так не способна уследить за всеми этими потоками на уровне предыдущей. Придумают что-нибудь попроще. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Sergey Bochkarev 4 октября, 03:51 "Спецсчета по НДС, предложенные КМУ, будут нести контрольную функцию, облегчая прослеживание уклонений, и тем самым способствовать реальной возможности своевременного возмещения". Вы не поняли, в этой стране ничего проведно не работает без настоящего денежного залога. И потому счета будут не "контрольными" (некий реестр мы уже проходили), а самыми настоящими денежными. Заменить это "низкопроцентным кредитом от казначейства со сверхвысокими штрафами за несвоевременность возврата..." Завтра вы сами на своих семинарах будете представлять десять способов, как околозаконными способами поиметь то самое казначейство. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Sergey Bochkarev 4 октября, 03:46 "Личное предложение автора: возможности обложения оставшихся сумм на карточных счетах для стимулирования ускорения спроса ("налог на недопотребление")". Вот прекрасная мысль! Пропьем все и прямо сейчас! Если не пропьем, то все равно государство заберет! Комитеты бедноты в действии по раскулачиванию! Излишки денег и жилплощади должны изыматься! Гениально! Че там экономить и накапливать, страна все равно разваливается. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Sergey Bochkarev 4 октября, 03:42 "Увеличение ставки обложения маржи в обменных пунктах. Это позволит..." в общем достичь социальной справедливости. Я предложил бы задать вопрос более радикально: почему отрасли материального производства с "маржи" платят НДС+Прибыль, а разного рода финансисты - только налог на прибыль. У них заработки меньше? Или законодательные руки "по освобождению от НДС" длиннее? Теоретков и историков понятия НДС просьба не беспокоиться. Отвечать разрешено только тем, кто в качестве этих налогов платит свои живые заработанные деньги. Ответить Цитировать Пожаловаться
Реклама
Последние новости
Киев 25 °C
Курс валют
USD 25.14
EUR 28.07