Фонд помощи Украине

Дарья Довган 28 марта 2014, 19:45
фото

Читайте также

В среду вечером, 26 марта, в Киеве завершились переговоры с Международным валютным фондом. "Мы проделали большую работу, никогда раньше не работали так эффективно", — сказал на презентации результатов работы глава НБУ Степан Кубив. Миссия МВФ пробыла в Киеве три недели, хотя обычно не задерживалась дольше двух.

Результат визита — обещание выделить Украине финансовую помощь в размере 14–18 млрд долл. на два года. Кредит по программе stand-by, в свою очередь, должен разблокировать предоставление помощи со стороны других иностранных партнеров страны — Евросоюза, США, Японии и т.д. Общий объем внешней помощи Украине должен составить 27 млрд долл., заявил руководитель миссии фонда в нашей стране Николай Георгиев. Первый транш кредита МВФ может быть выделен уже в апреле.

Сразу после заявления МВФ доходность украинских еврооблигаций пошла на спад: за день они подешевели сразу на 7 процентных пунктов (до 21,36%, по данным агентства Bloomberg). Получив кредит МВФ, Украина сможет расплатиться с внешними кредиторами, в чем они в последние недели обоснованно сомневались. "Если (Киев) получит программу фонда, она покроет предстоящие выплаты Украины в валюте", — прокомментировали аналитики Укрсиббанка. Общий объем таких выплат на 2014–2015 гг., по данным банка, составляет 17,3 млрд долл. (с учетом долгов НАК "Нафтогаз Украины").

Но если у инвесторов в украинские госбумаги сейчас есть повод для оптимизма, внутри страны реакция вряд ли будет однозначной. Рекомендации фонда помогут сбалансировать госфинансы, но ударят по кошелькам обычных граждан и некоторым отраслям экономики.

Камни преткновения

Долгожданный визит миссии МВФ в Украину продлевался трижды: 14, 21 и 25 марта. "Комплексная программа реформ правительства охватывает широкий круг вопросов, и для обеспечения дальнейшего прогресса в обсуждении программы необходимо выполнить дополнительную работу", — объяснял Н.Георгиев в одном из официальных релизов. "Наше сотрудничество с украинской властью было отличным", — утверждал он. Но по информации ZN.UA, более быстрому завершению переговоров мешали, по крайней мере, три острых вопроса, решить которые удалось едва ли не в последний момент.

Первый вопрос — глубина девальвации гривни. С января национальная валюта уже обесценилась на 26%, и Национальный банк стремится не допустить ее дальнейшего ослабления. Но в МВФ считают, что такая девальвация соответствует состоянию экономики. И если обстоятельства будут требовать дальнейшего ослабления гривни, "сопротивляться" не стоит, говорит высокопоставленный собеседник ZN.UA в НБУ, знакомый с ходом переговоров. По его словам, рекомендуя проводить стресс-тесты украинских банков, МВФ предлагал моделировать их даже для 50-процентной девальвации.

Как итог, МВФ и Нацбанк договорились, что последний обеспечит полностью гибкий курс и вместо удерживания курса гривни возьмет под контроль темпы инфляции, говорится в заявлении фонда.

Второй спорный вопрос — повышение цен на газ и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения. Эта рекомендация последовательно озвучивалась в программах МВФ и 2008-го, и 2010 г. Ведь сейчас эти цены не покрывают даже расходов коммунальных компаний и "Нафтогаза" на предоставление их услуг. В результате дефицит НАКа в 2013 г. достиг почти 2% ВВП, что подрывает здоровье и без того больной экономики Украины. Но выполнить это требование у предыдущих правительств Украины духу не хватало.

Теперь Кабмин решился на этот шаг. С 1 мая цены на газ для граждан вырастут на 50%, заявили в нефтегазовой монополии. Но чтобы компенсировать потери для населения, МВФ требовал реальной реформы системы поддержки малоимущих. Компромиссом стало решение Кабинета министров расширить круг лиц, получающих субсидии на оплату энергоносителей, с 1,4 млн до 4 млн украинских семей, что составит почти треть населения Украины. "Каждая малообеспеченная семья будет дополнительно получать на покрытие своих расходов на оплату жилкомуслуг до 500 грн", — заявил в четверг, 27 марта, премьер-министр Арсений Яценюк.

Но как показало голосование в парламенте, самым сложным для Украины могло быть даже не решение по гривне и тарифам, а вопрос секвестра государственного бюджета.

Давняя болезнь правительств Украины — слишком оптимистичный взгляд на жизнь, в том числе в вопросе оценки будущего экономики. В прошлом году Кабмин заложил рост ВВП в 3,4%, но по итогам года экономика показала нулевой рост. Прогнозы прошлого Кабмина на текущий год тоже не отличались реалистичностью: 3% роста, хотя, к примеру, Европейский банк реконструкции и развития в ноябре 2013 г. ожидал лишь 1,5% роста.

Новое правительство пообещало пересмотреть перспективы экономического развития. 5 марта Минэкономики подготовило обновленный прогноз динамики ВВП: он в 2014 г. сократится на 1%, подсчитали в ведомстве. Инфляция составит 10,5% декабрь к декабрю, говорят данные сравнения позиций МВФ и МЭРТ, которые есть в распоряжении ZN.UA.

Но и эти подсчеты в МВФ забраковали. Фонд оценивает перспективы Украины пессимистичнее. Падение ВВП в 2014-м в этой организации оценили в 4%, инфляцию — в 14,2% (декабрь к декабрю). Похожие прогнозы динамики ВВП у "Райффайзен Банка Аваль" (ожидают падения ВВП на 3–7%) и JP Morgan (ожидают сокращения на 3,2%).

В результате переговоров Киев и МВФ сошлись во мнении, что ВВП упадет на 3%, а инфляция к концу года достигнет 12%.

Худшая динамика ВВП означает меньшее поступление налогов в бюджет. Согласно принятой 27 марта новой версии государственного бюджета, только из-за пересмотра прогноза роста экономики прогноз налоговых поступлений уменьшился на 44,1 млрд грн (сверх официального дефицита в 71 млрд грн). Если оставить бюджет в версии, принятой Кабмином Николая Азарова, это будет означать совокупную дыру в госбюджете почти в 10% ВВП (с учетом дефицитов "Нафтогаза"), говорится в заявлении МВФ.

Между тем, по условиям фонда, к 2016 г. Украина должна сократить дефицит до 2,5%.

Чтобы найти компромисс и сократить дефицит бюджета, Кабмин предлагает серьезно урезать расходы и увеличить доходную часть. 27 марта правительство внесло и протолкнуло через парламент сразу два проекта закона, которые снизили расходную часть сводного бюджета страны (на 19,4 млрд грн) и увеличили доходную — на 24,7 млрд грн (без учета поправок в проекты законов, внесенных в парламент в последний момент).

Пусть платят слабые

Даже теперь, когда точки над "і" по основным вопросам работы с МВФ уже расставлены, переговоры продолжаются. К примеру, до сих пор не решен вопрос, какой будет схема предоставления кредита. Обычно МВФ предоставляет поддержку центральному банку страны, но в прошлый раз часть помощи получило и Министерство финансов.

В этот раз Минфин надеется на такую же схему, говорит высокопоставленный собеседник ZN.UA в этом ведомстве: на нужды бюджета хотят привлечь около 3 млрд долл. обещанного кредита. Это позволило бы полностью рефинансировать валютные погашения в пользу МВФ, которые предстоят Минфину в этом году (2,9 млрд долл.).

Чтобы получить даже первый транш кредита, Украине нужно будет выполнить ряд предварительных условий, заявил Николай Георгиев. К примеру, до середины апреля, когда руководство МВФ будет принимать решение о выдаче кредита, украинский парламент должен принять новую версию закона о госзакупках, который обеспечит прозрачность в этой сфере. Доработкой проекта закона, по информации ZN.UA, Кабмин будет заниматься совместно с Всемирным банком. Кроме того, Нацбанк должен обеспечить полностью гибкий курс украинской гривни и перейти к таргетированию инфляции (то есть обеспечению заявленных показателей роста цен).

Но, похоже, именно секвестр и увеличение налоговой нагрузки станут основными болезненными последствиями договоренностей с МВФ.

Чтобы решить проблему секвестра и доходов бюджета, Кабмин пошел по давно проторенному пути — повышения акцизов и ставок мелких налогов, вместо того, чтобы использовать основные резервы пополнения госбюджета. К примеру, налоговые льготы по бюджетообразующим налогам.

По данным Министерства доходов и сборов, только в 2011 г. потери доходов госбюджета из-за льгот составили 58,8 млрд грн. Провести аудит и ликвидировать неэффективные и болезненные для бюджета льготы Кабмин обещает уже не первый год. Но, как и правительство Николая Азарова, новый его состав во главе с Яценюком трогать льготы не стал, вероятно, понимая, что шансов на поддержку парламента у документа просто не было. Хороший пример — судьба отмены льгот по НДС для зернотрейдеров. Это могло дать бюджету 5,8 млрд грн, но, по словам министра финансов Александра Шлапака, вызвало резкое сопротивление аграрного лобби в Раде. И в результате в нынешнем году Кабмин решил от этого отказаться.

При этом платить за лоббизм одних отраслей придется другим. К примеру, ставки акцизов на алкоголь, пиво, табачные изделия вырастут в среднем на 25–42,5%. (Подробнее читайте в статье Натальи Непряхиной "Фискальные новшества: новые реалии при старой системе"). Последствия таких действий предсказать нетрудно. К примеру, из-за очередного повышения акцизов нелегальный оборот алкогольной продукции в нынешнем году вырастет с 40 до 70% (или на 4 млрд грн в денежном эквиваленте), прогнозируют в ассоциации "Укрводка".

Но главное, от бюджетных инициатив серьезно пострадает население. В новой версии госбюджета Кабмин отказался от повышения уровня минимальной зарплаты, что должно сэкономить казне 6,8 млрд грн. Экономия на пособиях при рождении ребенка даст казне еще 3,8 млрд грн, отказ от повышения пенсий — 3,5 млрд грн и тд. Только три эти инициативы уменьшат доходы украинских граждан суммарно на 14,1 млрд грн. Зато расходы населения увеличатся, во-первых, за счет инфляции (прогноз 12% декабрь к декабрю), во-вторых, за счет повышения тарифов на газ и коммунальные услуги.

Правда, другого выхода у правительства все равно нет. Без помощи международных финансовых организаций, и прежде всего МВФ, украинцам грозит еще большее обеднение: государственный бюджет пуст, денег с трудом хватает лишь на выплату пенсий и погашение долгов, говорит высокопоставленный собеседник ZN.UA в Государственном казначействе.

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
4 комментария
  • morih61 29 марта, 22:02 дефіцит НАКу в 2013 р. досяг майже 2% ВВП, що підриває здоров'я й без того хворої економіки України. На кожного громадянина України,припадає 400кубометрів газу власного видобутку на рік.Якщо зберігається різниця в ціні на український і імпортований газ,то кожен громадянин повинен мати право розпоряджатися своїми400кубами-1.спалити його 2.якщо вигідніше то віддати на теплопостачальне підприємство 3.отримати грошову різницю між ціною українського і імпортованого газу. Кому не вистарчає 400кубів,докуповує за ринковою ціною, і дефіцит НАКу-0гр. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • pensioner 29 марта, 16:27 Для мене, взагалі, незрозуміло. Чому не скоротити захребетників, які отримують зарплатні з бюджету, яких ми всі утримуємо зі своїх грошей? Чому не відкрити можливості для роботи малого і середнього бізнесу, а, навпаки, давлять податками? Приклад тієї ж Польщі свідчить, що країна вілізла з ями, тільки коли люди самі собі створювали робочі місця, і платили розумні податки. А, при такій постановці питання, розвитку не буде, буде стагнація і рецесія. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Liza_UA 29 марта, 00:31 Те що з населення здеруть шкіру ніхто не сумнівається - з миру по нитці, олігархам чергові мільярди. Але буде цікаво подивитися на обіцянки продати землі Конча-Заспи і Пущі за РИНКОВОЮ ціною. От у це чомусь абсолютно не віриться, як і у справедливий податок на житлову нерухомість. Недарма вони дружно всі - і опозиція і ПР з комуністами в єдиному ієзуїтському пориві прокатили закон про доступ до держреєстру нерухомості. Взагалі говорити і обіцяти всі добре вміють, з реальними справами проблеми.
    Dezdichado 5 апреля, 05:28
    ссылки на рыночную стоимость - лукавство. В нынешней ситуации высокой цена продажи не будет. хоть и будет рыночной.
    Ответить Цитировать Пожаловаться
Реклама
Последние новости
Курс валют
USD 24.82
EUR 27.33