От чистого сердца

Оксана Билык 23 декабря 2016, 23:02
благотворительность

Читайте также

О детской благотворительности.

В подземном переходе девочка лет семи просит у отца денег. "Сколько тебе надо и зачем?" — отец решает, что это обойдется дешевле, чем игнорировать. — "Да мне немного, хоть пять гривен". Получив купюру, девочка бежит не к киоску — она кладет деньги в коробочку возле бабушки, которая с собакой неизвестной породы сидит на ступеньках и собирает на корм в приют для животных. "Настя, ну я же тебе сто раз говорил — не давай денег нищим на улице, эти люди богаче меня". Девочка немного нахмурилась, но видно, что продолжает считать сделанное хорошим делом. Да и разве можно устоять перед такой милой собачкой?

Детская благотворительность — явление, во многих странах уже давно ставшее традицией, а у нас только начинающее набирать обороты. Года два назад украинские медиа едва ли не каждый день распространяли истории о детях, которые отдавали полученные от родственников деньги на нужды армии, относили свои игрушки в пункты сбора вещей для вынужденных переселенцев и устраивали в школах благотворительные ярмарки, чтобы собрать средства в помощь раненным бойцам. Сегодня таких сюжетов стало меньше, но не потому, что дети потеряли интерес к благотворительности, — просто из сенсации эти истории превратились в будничность.

Волна благотворительности, прокатившаяся по Украине два-три года назад, затронула все слои населения. Стремление помочь тем, кто стоял на Майдане, защищал страну от военной агрессии или был вынужден покинуть собственный дом из-за оккупации, возникало независимо от возраста, заработков, социального положения. В очереди к пункту приема вещей на улице Фроловской в Киеве можно было встретить и пенсионерку с кастрюлями, и мужчину в изысканном костюме с новенькими одеялами, и школьников со стопками книг. Сейчас острой потребности всей страной собирать кухонную утварь или деньги на восстановление самолета уже вроде нет. А вот интерес к благотворительности и восхищение людьми, готовыми делиться с другими, остались. 

Время делиться

Многие считают, что склонность к благотворительности зависит от характера: одни люди рождаются щедрыми и сочувствующими, другие с детства жадные и самовлюбленные. Однако все немного сложнее. Десять лет назад группа антропологов из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре опубликовала статью — в ней речь шла о том, что склонность к взаимной помощи играла исключительную роль в развитии человечества. Наши предки довольно часто демонстрировали альтруистическое поведение, а принципы взаимопомощи легли в основу сотрудничества между разными группами людей. Это означает, что для человека должно быть вполне естественным делиться с другими. Психологи же убеждены, что без положительного примера взрослых в воспитании доброго человека не обойтись, а семейные традиции могут повлиять на наше поведение сильнее, чем принципы наших пращуров. Если же соединить эти две мысли, получается, что стремление помогать другим есть в каждом из нас, просто иногда нужно помочь ему перейти в реальные действия.

Если вы действительно хотите приучить детей к благотворительности как норме жизни, начать придется, как всегда, с себя. Но недостаточно раз в год отправлять анонимное пожертвование в определенный фонд и просто рассказывать об этом — дети должны видеть как сам акт доброго действия, так и вашу реакцию на него. Что бы вы ни сделали — приняли участие в благотворительном марафоне, помогли убирать в приюте для животных, отдали старую мебель через Интернет, — лучше всего, если все это будет вместе с семьей. Каждое ваше доброе дело не только показывает пример желаемого поведения, но и дает возможность объяснить детям, зачем вы это делаете и почему важно делиться с другими излишками собственных ресурсов. 

"Моему сыну почти четыре года, и он месяцев с восьми смотрит, как мама перебирает вещи, что-то складывает, пакует, куда-то относит, — рассказывает Анна Ходыкина, которая уже несколько лет занимается благодетельностью в Боярке — собирает вещи и медикаменты для одиноких мам, многодетных семей, вынужденных переселенцев и детских отделений роддомов. — Теперь он уже спрашивает, что именно я делаю, и я стараюсь объяснить, что мы отправляем вещи для мальчика или девочки, которым они нужны. Иногда сын сам складывает игрушки и даже делится своими. Я считаю, что чрезвычайно важно воспитывать в малышне потребность помогать другим, сочувствовать и поддерживать. Детей обязательно нужно привлекать к благотворительной и социальной деятельности, и я намереваюсь уже через год начать посещать благотворные мероприятия вместе с сыном".

Давать ребенку шанс сделать свой вклад в доброе дело — важный шаг к воспитанию юного благотворителя. Однако не будем забывать, что, поощряя детскую помощь другим, следует дождаться хотя бы трех-четырехлетнего возраста: именно в этот период дети начинают понимать чувства других и обретают способность сочувствовать. Старшие дошкольники могут перебрать какие-то свои старые игрушки и помочь родителям сортировать одежду, из которой они выросли и готовы поделиться всем этим с другими детьми. Школьники могут отдать часть карманных денег на выбранный ими самими благотворительный проект, а еще — принять участие в волонтерских акциях или же своими силами организовать помощь одиноким пенсионерам, приютам. Неплохой идеей может стать благотворительный день рождения, на который гости будут приходить, например, с книгами для сельской детской библиотеки или игрушками для приемной в детской стоматологии, а о подарках для самого именинника позаботится семья.

При этом очень важно не делать из ребенка благотворителя принудительно, не брать вещей без его ведома и тем более если он еще не готов поделиться. Какие эмоции будут вызывать "добрые дела", если ради них у детей украдкой или через слезы заберут старые, но любимые игрушки, заставят отдать отложенные на важную покупку деньги — и все это в пользу абсолютно не знакомых им людей? В этих вопросах обязательно прислушайтесь к мнению ребенка, дайте ему возможность самому определить, чем именно он может и хочет поделиться, а в случае твердого "нет" — отложите это мероприятие на потом. Вместе с тем пусть маленький "нехочуха" увидит, что другие члены семьи с радостью отдают что-то свое с благотворительной целью и гордятся друг другом. 

Доверять и проверять

Несмотря на все положительные моменты, благотворительная деятельность скрывает в себе много ловушек, куда попадаются и дети, и взрослые. Школьник разбивает свою копилку, чтобы отдать деньги родителям больного одноклассника, — поступок, который вряд ли кто-то осудит. А вот если он извлекает из родительского кошелька купюру, чтобы отнести ее в ящичек "в помощь армии" на каком-то перекрестке, — за это точно не похвалят. А тем временем именно таким может быть последствие чрезмерно высокой оценки хороших поступков, к которой не были добавлены крупицы критического мышления. 

Под вывеской благотворительности часто скрываются корыстные намерения — из уже упомянутых уличных ящичков нуждающимся не перепадает ни копейки, а фото больных детей годами циркулируют в сети в обрамлении десятка разных историй и диагнозов. Именно поэтому учить детей объективно оценивать просьбу о помощи не менее важно, чем поощрять их помощь другим. Если вы считаете ребенка способным самому сделать выбор, кому и как помогать, самое время рассказать ему, как можно проверить, куда пойдут перечисленные деньги, и чем отличается волонтерство от эксплуатации. 

Другая опасность, которая подкарауливает слишком увлеченных благотворителей, — зависимость от положительной оценки их деятельности. В свое время не одно исследование подтвердило, что добропорядочность стимулирует центры удовольствия в человеческом мозгу, а значит, помощь другим — это еще один способ потешить самого себя или повысить собственную самооценку. В этом нет ничего плохого до тех пор, пока мы не начинаем оценивать себя исключительно по количеству добрых дел и страдаем из-за того, что иногда по каким-то причинам не можем сделать что-то хорошее для других. Когда речь идет о детях, не надо забывать, что родительская любовь и оценка не должны зависеть от того, согласился ли ребенок поделиться усилиями или деньгами с другими. 

С некоторой критичностью мы должны взглянуть и на результаты, которых мы хотим достичь благотворительностью, и объяснить детям, почему голодным лучше давать удочку, а не рыбу. К сожалению, многие взрослые не задумываются над тем, что порой их помощь больше вредит, чем действительно помогает. Одно дело собрать средства на операцию для больного, и совсем другое — годами удовлетворять нужды малообеспеченных семей. Для детей из детдомов намного полезнее будут консультации по трудоустройству, чем традиционные новогодние подарки. Что же касается уличных животных, то позаботиться об их стерилизации важнее, чем выставить одноразовую мисочку с кормом. Поэтому подчеркнем, что цель благотворительности — это, прежде всего, помочь другим в затруднительном положении, а не тешить собственное эго "добрым делом". 

Но вернемся к хорошему: благотворительность все-таки делает лучшими как отдельных людей, так и мир в целом, особенно когда она хорошо продумана и не ограничивается принудительной сдачей денег на чьи-то не всегда реальные нужды. И хотя в нашей стране еще долго будет достаточно целей для благотворительных усилий, все меньше людей чувствуют себя забытыми своими согражданами. И даже если кто-то бросил пять гривен в неправильный ящичек, такая лепта все равно приближает нас к ответственному и чуткому обществу. А чего же еще желать накануне зимних праздников?

Теги:
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Нет комментариев
Реклама
USD 27.12
EUR 29.45