Как Европа решила проблему российского газа — FT

Поделиться
Как Европа решила проблему российского газа — FT © depositphotos/FlyOfSwallow
ЕС избежал энергетического кризиса, но краткосрочные решения могут помешать конкурентоспособности и зеленому переходу в будущем.

Вильгельмсгафен давно был стратегически важным портом Германии — в XIV веке там базировались пираты, затем он стал крупной торговой и военно-морской базой. Однако в 2022 году этот город на побережье Северного моря нашел новую роль. Он стал местом расположения первого в Германии плавучего газового терминала — жизненно важной артерии для поставок газа, обеспечивающей выработку электроэнергии как внутри страны, так и по всей Европе в момент, когда континент был опасно близок к ее истощению, сообщает Financial Times.

Вильгельмсхафен стал первым плавучим регазификационным хранилищем, введенным в эксплуатацию во время кризиса, но многие другие находятся в процессе строительства. С тех пор, как в 2021 году Россия начала сокращать поставки газа в Европу по трубопроводам, по меньшей мере 17 терминалов сжиженного природного газа были запланированы или находятся в стадии строительства.

Инфраструктура терминала была построена всего за 10 месяцев. Он получает природный газ, охлажден до жидкого состояния, регазифицирует его и затем направляет в разветвленную сеть газопроводов материковой Европы. Полная партия газа способна обеспечить энергией 90 тысяч домов в течение года.

Судно, принадлежащее норвежской компании Höegh LNG, получило название Esperanza, что в переводе с испанского означает "надежда". Согласно данным германского энергетического гиганта Uniper, управляющего терминалом, в 2023 году Esperanza обеспечила около 6% общего потребления газа в Германии, и в этом году ее мощности будут задействованы полностью.

СПГ, полученный плавучими регазификационными установками, помог заменить все, кроме 10%, поставок газа, ранее поступавших в ЕС из России по трубопроводам, что способствовало снижению цен на газ с рекордно высокого уровня более 300 евро за мегаватт-час в августе 2022 года до почти докризисного уровня около 30 евро за мегаватт-час сегодня.

Бывший государственный секретарь Норвегии по энергетике, а ныне старший советник консалтинговой компании Eurasia Group Амунда Вика говорит, что так быстро достичь состояния относительной стабильности Европе помогла "совершенно потрясающая удача". Во-первых, это была погода. Зимние температуры в ЕС в 2022-23 годах были на 5% выше, чем в среднем за 10 лет, а в 2023-24 — на 9%.

Теплая температура означает, что запасы газа могут быть увеличены. В апреле подземные хранилища ЕС были заполнены более чем на 60%, и аналитики ожидают, что в этом году 90% запасов газа будет в наличии задолго до наступления зимы.

Во-вторых, замедление экономической активности в Китае, в частности из-за закрытия магазинов в связи с пандемией, привело к тому, что в 2022 году потребление природного газа сократилось впервые за последние три десятилетия. Импорт СПГ в страну сократился на 20% по сравнению с 2021 годом.

Чтобы справиться с ожидаемым дефицитом энергоресурсов, ЕС ускорил внедрение возобновляемых источников энергии. Согласно данным аналитического центра Ember, в 2023 году ветровая и солнечная генерация производила 27% электроэнергии в ЕС. Это позволило ЕС сэкономить около 15–17 млрд куб. м газа, считает Ember.

Но ЕС достиг этой точки относительного комфорта не без значительных потерь. Рекордно высокие цены во время энергетического кризиса привели к постоянному снижению спроса в промышленном секторе, в результате чего многие энергоемкие предприятия и заводы вышли из строя. Германия пострадала особенно сильно ввиду ее прежней зависимости от российского газа и политики правительства по закрытию атомных станций после ядерной катастрофы на Фукусиме в Японии.

Новые объекты инфраструктуры, например терминал в Вильгельмсгафене, начавший работу в декабре 2022 года, позволили Евросоюзу стать крупным импортером СПГ. В 2021 году через порт проходило около 20% общего объема импорта природного газа в ЕС, в 2023 году уже 42%.

Около половины поставок в прошлом году пришлись на США, которые после сланцевого бума стали крупнейшим в мире экспортером СПГ, а также на Катар, третьего по величине экспортера. Но, по иронии судьбы, импорт российского СПГ в ЕС также вырос за этот период.

В настоящее время члены ЕС обсуждают с Европейской комиссией вопрос, может ли российский СПГ попасть под санкции и каким образом. Политики надеются, что принятые в ЕС законы, включая реформу рынка электроэнергии, призванную уменьшить скачки цен и регулировать поставки водорода и газа, позволят блоку продержаться до тех пор, пока США и Катар не смогут поставлять на рынок большие объемы СПГ с 2026 года.

Напомним, ранее газета Financial Times отмечала, что российский газ никогда не был дешевым для Европы. Россия никогда не продавала свой газ по себестоимости — так же, как продается по себестоимости ближневосточная нефть. Она продавала свой газ конкурентоспособным, но не дешево.

 

 

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме