Закон о янтаре. Грабители заплачут и заплатят... налоги с награбленного?

Янтарь

Читайте также

Согласно официальным громким заявлениям чиновников и аналитиков, потери государства от наглого разграбления национального богатства Украины — янтаря составляют ежегодно до 2 млрд долл. Это намного больше годового бюджета таких важных отраслей, как образование и наука вместе с геологоразведкой. Общая сумма таких потерь за последние три года даже превышает годовой бюджет на оборону страны.

Существенных законодательных проблем с организацией легальной добычи и переработки янтаря в Украине нет. Есть проблема власти на всех уровнях — от депутата сельской рады до высоких должностных лиц и депутатов ВР, которые из-за сугубо шкурных интересов настойчиво препятствуют легализации одного из самых прибыльных для государства видов деятельности.

Если не учитывать властный фактор, то в Украине созданы благоприятные предпосылки для организации широкомасштабных работ по легальной добыче и переработке янтаря в пользу общества.

Легальных добытчиков янтаря в Украине достаточно

В непосредственном подчинении Государственной службы геологии и недр Украины свыше 23 лет успешно работает государственное предприятие "Янтарь Украины" (г. Ровно). ГП занимается добычей и переработкой солнечного камня, у него многолетний опыт и безупречная репутация на рынке ювелирных изделий, оно зарекомендовало себя как надежный и мощный партнер, отвечающий за высокое качество своих изделий.

Сегодня на предприятии трудятся более 150 высококвалифицированных работников. При необходимости предприятие может увеличить свои мощности по меньшей мере в десять раз и полностью обеспечить добычу янтаря по всей территории Украины, вытеснив полностью нелегальную добычу. В янтароносных районах могут создаваться самостоятельные структурные подразделения, а на месторождениях — участки. Все будет находиться под надлежащим государственным контролем и надежной охраной. Следовательно, для нелегальной добычи просто не останется места.

Есть еще одно государственное специализированное предприятие — "Укрянтарь" (г. Ровно) в составе Государственной акционерной компании "Украинские полиметаллы", которое также может выполнить значительные объемы работ по добыче и переработке янтаря.

Кроме того, есть государственные геологоразведочные предприятия, в составе которых — структурные подразделения, специализирующиеся на поиске, разведке и пробной добыче янтаря. Учитывая, что геологоразведочные работы на янтарь относительно несложные, появляется возможность оперативно переориентировать и сосредоточить деятельность всех незагруженных специалистов на этом важном направлении.

Институт геологических наук НАН Украины, ведомственные научные учреждения, научно-исследовательские подразделения университетов также могут приобщиться к научному сопровождению и внедрению лучших современных высокоэффективных технологий разведки, к добыче, переработке и использованию янтаря и восстановлению нарушенной окружающей среды.

Но это возможно только при едином государственном мониторинге технологических процессов на всех этапах прохождения янтаря — от геологоразведки до изготовления и использования продукции из него.

Отдельный закон о янтаре — пролонгация незаконной деятельности

Действующий Закон Украины "О государственном регулировании добычи, производства и использования драгоценных металлов и драгоценного камня и контроль над операциями с ними" четко определяет единые правила поведения при работе с драгоценными камнями, в частности и с драгоценным камнем органогенного образования — янтарем (п. 3. ст. 1). Поэтому, по нашему мнению, нет никакой необходимости предоставлять янтарю особый статус отдельным законом.

Существуют десятки различных видов драгоценных металлов и драгоценных камней, относительно которых также могут возникнуть подобные проблемы, для решения которых, по примеру янтаря, будут создавать отдельные законы.

Авторы нового закона о янтаре или не владеют действующим законодательством, или же намеренно делают это с целью внести путаницу, отвлечь внимание общества и способствовать продолжению незаконной деятельности с янтарем.

Называть нелегальной только добычу неправильно. Речь идет о всей цепи незаконной деятельности, связанной со скупкой, хранением, переработкой и реализацией обработанного и необработанного янтаря.

Прежде чем принимать новый закон, необходимо четко разобраться, в чем суть проблемы. А она заключается в том, что нелегальная деятельность с янтарем, как любые незаконные действия, хоть и рискованная, но легко приносит ее организаторам сверхприбыли, которые формируются за счет уклонения от уплаты налогов и социальных взносов и существенной экономии затрат на охрану труда, восстановление окружающей среды, развитие инфраструктуры, проектирование и еще многие другие виды работ, предусмотренных соответствующими законодательными нормативами.

Если учесть все эти затраты, то на стадии становления может произойти так, что вообще не будет получена прибыль. Для крупного государственного предприятия это нормально, и обществу это выгодно, поскольку создается значительное количество надежно обустроенных рабочих мест, местные громады и государство получают доходы в виде налогов, формируются социальные фонды, развивается инфраструктура (дороги, транспортное сообщение, больницы, школы и т.п.), создаются дополнительно предприятия по переработке сырья и отходов, а также развивается сервисная, обслуживающая сфера.

И это на десятки лет, потому что такие предприятия обрабатывают равномерно довольно значительные площади на максимальную глубину с высокой степенью изъятия полезных компонентов и рекультивации в комплексе с мероприятиями по повышению плодородия почв и рациональной системе орошения.

Все это будет содействовать развитию фермерских хозяйств и созданию мощного рекреационного ресурса, как это налажено, например, в соседней Польше.

Частные предприятия и предприниматели, а также отдельные старатели, главной
целью деятельности которых является получение сверхприбыли, будут пытаться любой ценой уменьшить текущие и капитальные затраты, поэтому будут искать различные пути избежать подобных нагрузок. Кроме того, они будут в первую очередь и в короткие сроки избирательно хищнически отрабатывать более продуктивные залежи, чем усложнят рекультивацию. Контроль в таких условиях малоэффективен из-за сговора с местными должностными лицами и процветания взяточничества.

Творцы специального закона о янтаре, очевидно, не понимают, что с его принятием принципиально ничего не изменится, а только усложнятся отношения и внесется путаница, что усугубит проблему. Это все равно, что создать закон, по которому грабители добровольно откажутся от своей преступной деятельности и будут действовать в соответствии с законами, в частности и будут платить налоги с... награбленного.

О реальных действиях для решения янтарной проблемы

Специалисты Союза буровиков Украины совместно с другими учеными неоднократно вносили предложения в Кабинет министров для решения этой болезненной проблемы, в которых главное внимание уделялось четкому соблюдению действующих законов, указов, постановлений, инструкций, элементарное выполнение которых положит конец нелегальной добыче не только янтаря, но и всех других полезных ископаемых.

Еще в указе президента Виктора Ющенко от 15 января 2008 г. №17/2008 "О мерах по упорядочению добычи янтаря в Украине" все было четко прописано, и в соответствии с ним парламенту и Кабинету министров надо было безотлагательно рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц за халатность, которая нанесла государству ущерб в особо крупных размерах. Вот с чего надо начинать, а не выдумывать новые законы, которые ничем не отличаются от хорошо проверенных временем старых. Надо просто выполнять уже существующие законы.

С учетом вышесказанного предлагаем сделать следующие реальные шаги в решении янтарной проблемы.

1. Постановлением КМУ обязать Госгеонедра Украины безотлагательно начать широкомасштабные геологоразведочные работы по янтарю и его добыче силами подчиненных этой службе государственных предприятий, учреждений и организаций.

2. Предоставить этим предприятиям по максимально упрощенной процедуре спецразрешения на геологическое изучение и добычу янтаря по всей территории Украины.

3. Установить руководителям этих предприятий по контракту напряженные государственные задачи по разведке и добыче янтаря.

4. В проектах по разработке месторождений янтаря определить обязательными работы по развитию инфраструктуры местных громад по евростандартам (прежде всего путей сообщения, социальной сферы, создания рекреационного ресурса и фермерских хозяйств).

5. Доходы от реализации янтаря и изделий из него прежде всего направить на финансирование геологоразведочной и добывающей отраслей, а также социально-экономического развития горнодобывающих регионов и осуществление масштабных экологических мероприятий.

6. Задействовать для поддержки этих работ все органы исполнительной власти и местного самоуправления согласно их функциям в соответствующей сфере деятельности, предусмотренным действующим законодательством.

7. Научным учреждениям, аналитическим центрам и представителям общественности провести масштабную разъяснительную работу среди громад по вопросам рисков и преимуществ добычи и переработки янтаря и роли этой деятельности в поступательном социально-экономическом развитии регионов.

К большому сожалению, правительство никаких реальных шагов в этом направлении не сделало, несмотря на то, что предложенные меры не предусматривают значительного финансового ресурса и кардинальных реформ. Необходимо только рационально использовать имеющиеся ресурсы, мобилизовать и сконцентрировать их на выполнение программы, которая реально в короткие сроки даст наиболее крупные поступления в бюджет и вместе с тем решит комплекс социально-экономических проблем и обеспечит устойчивое развитие регионов.

Очевидно, перед нынешним правительством не стоит задача поднимать экономику Украины, а наоборот, всячески целенаправленно ее разрушать, и подтверждением этого является преступная бездеятельность в решении янтарной проблемы, которая оказывается не такой уж сверхсложной, страшной и невозможной в выполнении, как ее пытаются подать обществу СМИ при значительной поддержке соответствующих деструктивных сил. И им это пока удается.

До какого уровня безответственности необходимо дойти властям всех уровней, чтобы оставить без внимания то, что лежит практически на поверхности и не требует значительных усилий для эффективного использования в развитии экономики и решении важных социально-экономических вопросов государства?

Теги:
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
1 комментарий
  • vai1947 6 февраля, 14:10 Єдиний народний депутат України, який спромігся надати відповідь на наш запит стосовно нового Закону про бурштин. Шановний пане Вдовиченко! В принципі поділяю Вашу позицію, у т.ч. відносно спеціального закону по бурштину. В проекті з цього приводу не вистачає лише одного: назви фірм і прізвищ, у т.ч. депутатів, які б монополізували цю сферу. Згоден, що потрібно виконувати ті закони, що є, а не намагатися через нові акти, написані під себе, монополізувати видобуток бурштину у хижацький спосіб. З повагою Володимир Литвин. 06.02.17 Ответить Цитировать Пожаловаться
Реклама
Последние новости
USD 26.73
EUR 28.60