За китайский нагрев?

Игорь Маскалевич 22 января, 22:02
нагрев

Читайте также

 

В конце прошлого года снова всплыла тема многострадального китайского кредита, соглашение о котором было подписано при Януковиче.

Три года назад, в декабре 2012 г., "Нафтогаз" заключил кредитное соглашение с Государственным банком развития Китайской Народной Республики (China Development Bank Corp.) на сумму 3,65 млрд долл. Тогда целью привлечения кредита заявлялось замещение природного газа украинским углем. Предполагалось перевести несколько ТЭЦ на использование водоугольного топлива и построить по китайской технологии заводы по газификации угля. Для "освоения" кредита была создана дочерняя структура НАКа — "Углесинтезгаз Украины". Не успели. Но за обслуживание доступа к кредиту Украина платит с момента подписания соглашения.

Откровенно говоря, изначально вопросов было немало. Даже беглые расчеты по газификации украинского угля показывали, что получаемый газ (если забыть о технических рисках) выходит на удивление дорогим. Впрочем, с началом войны в Донбассе тема газификации угля (как и борьба с его профицитом) канула в Лету. Но движение вокруг китайского кредита никогда не прекращалось. Слишком вкусная сумма предлагалась "для освоения" — 3,65 млрд долл. Прилично по любому курсу. Тем более что к июлю 2016 г. срок действия договора истечет и доступ к деньгам исчезнет.

Поскольку первоначальные цели кредита нынче не очень актуальны, возник вопрос об их пересмотре. В прошлом году Минэнергоугольпром и "Нафтогаз" вели переговоры с китайской стороной. Результат достаточно скромный, из китайцев выдавили вежливое: "Посмотрим, предлагайте проекты".

Хотя еще год назад китайская сторона подтвердила принципиальное согласие на изменение проектов. Но только в октябре прошлого года это зафиксировали в протоколе заседания с участием китайского Министерства коммерции и украинского Минэкономразвития и торговли. Темпы не впечатляют.

Вдобавок качество предлагаемых НАКом проектов вызывает массу вопросов. Некоторые из них явно делались "на отцепись", другие, вероятно, по принципу "деньги возьмем мы, отдавать будут совсем другие люди". Если кратко, то на сегодняшний день пожелание украинских чиновников выглядит следующим образом: сумма кредита остается прежней, но направлен он будет на другие цели.

Китайцам предлагают вложить средства в постройку трех ТЭЦ — двух в Киеве и одной во Львове (на это уходит половина кредита), профинансировать замену отопительных котлов у населения
(1,4 млрд долл.) и пары десятков буровых установок и сопутствующего оборудования для ПАО "Укргаздобыча" (0,4 млрд). Это программа-максимум.

При этом самый дорогой проект ТЭЦ разработан откровенно халтурно. Чего стоила дивная идея "посадить" в Киеве одну из угольных станций… почти в центре города! Разработчики "Нафтогаза" привязали ее на месте старой Подольской ТЭЦ, построенной еще в 30-е годы прошлого столетия. Мотивировка — наличие площадки и инфраструктуры.

Но даже при Сталине эту станцию построили все-таки за городом, подальше от жилья граждан. Сейчас же роза ветров уже не имеет значения — вокруг жилые массивы, и дым будет нести или на центр, или на находящуюся рядом Оболонь, или на Ветряные Горы…

Между прочим, на станции ежегодно собирались сжигать порядка 1 млн т угля. Сероочистка не предполагалась, но невнятно обещали использовать низкосернистый импортный уголь.

Да и эксплуатация предлагаемых котлов с циркулирующим кипящим слоем (ЦКС) вовсе не так проста. Первый построенный в Украине котел энергоблока на Старобешевской ТЭС "благополучно" взорвали и потом несколько лет ремонтировали. К тому же зола ЦКС имеет повышенную токсичность и предполагает особый режим захоронения.

Позже руководство НАКа в неофициальном порядке оправдывалось, что размещение станции — вопрос дискуссионный, и вообще они этим проектом хотели поддержать Кличко на выборах мэра. К счастью для последнего, детали этого замечательного "предложения" перед выборами в прессу не попали.

Приобретение буровых для "Укргаздобычи" — тема отдельного материала, тем более что они действительно необходимы.

Не вызывает сомнений полезность замены котлов у населения. Вопрос в другом: кто и как это будет делать?

Сейчас в стране происходит термомодернизация жилого фонда, под что госбанками выдаются кредиты. Масштабы реализуемой программы очень скромные: к началу зимы было выдано около 300 млн грн кредитов, причем собственно котлов пока заменяют менее 15 тыс.

Планы НАКа грандиознее: новых котлов и тепловых конвекторов обещают почти 3,5 млн штук, а сумма финансирования этого проекта — под 60 млрд грн.

По данным "Нафтогаза", сейчас природный газ для индивидуального отопления в Украине используют 6,9 млн домохозяйств (без учета Крыма и зоны АТО). При этом более половины этого оборудования (3,74 млн) неэффективно, а более миллиона котлов вообще требуют замены из-за истечения срока эксплуатации.

По оценке НАК "Нафтогаз Украины", годовое потребление газа устаревшим оборудованием составляет 7,28 млрд кубометров. Это две трети от общего объема природного газа, используемого для индивидуального отопления. Перерасход газа из-за низкой эффективности газовых приборов достигает 2,47 млрд кубометров в год. Из-за этого НАКу приходится дополнительно импортировать газ, что "негативно влияет на энергетическую безопасность государства и усиливает давление на курс национальной валюты".

Неэффективное использование природного газа также вызывает перерасход средств госбюджета Украины, которые в виде субсидий направляются на частичное покрытие стоимости газа, потребленного уязвимыми слоями населения. По данным Минсоцполитики, по состоянию на начало ноября
2015 г. документы на получение государственной социальной помощи по оплате жилищно-коммунальных услуг и энергоносителей подали 4 млн домовладельцев. Минсоцполитики прогнозирует, что… дополнительно за субсидией обратятся еще около 1 млн человек.

Суть предложения НАКа проста: мы меняем оборудование, снижаем потребление, а стоимость сэкономленного газа нам компенсируют (из сэкономленных субсидий населению) расходы на оплату кредита.

Сейчас ситуация (по данным облгазов) выглядит следующим образом. 1,75 млн абонентов эксплуатируют "морально устаревшие" газовые печи и кухонных очаги (со средним потреблением 2325 кубометров в год). Еще у почти 2 млн абонентов установлены неэффективные газовые котлы, причем у 1,1 млн истек срок эксплуатации.

В принципе, все верно. Хотя при изучении предложения выясняется, что к неэффективности относятся и "ухудшение теплообмена… из-за наличия отложений на стенках теплообменников при отсутствии регулярного технического обслуживания теплогенераторов (попросту говоря, из-за сажи в трубах. — И.М.), и неработоспособность элементов автоматики, и невозможность обеспечить проектный режим работы теплогенераторов из-за отсутствия в системах насосов для обеспечения принудительной циркуляции теплоносителя".

Извините, уважаемые газовщики, а вы чистить не пробовали? Или менять, а иногда и просто отрегулировать автоматику? Ведь точно обойдется дешевле. И есть ли уверенность, что новое оборудование установят без "ошибки при проектировании и организации работы"? Замена котла — это вообще-то новый проект.

И это далеко не единственные вопросы. Например, предполагается, что львиная доля оборудования будет попросту завезена (за валюту) из Китая. Так, в стоимости типовой установки котла (принят за 14 кВт) почти 72% приходится на импортные компоненты.

Даже китайцы, жестко отстаивающие свои интересы, были согласны на меньшее: "Условиями кредитного договора предусмотрено, что совокупная сумма коммерческих договоров, заключенных между НАК "Нафтогаз Украины" и китайскими поставщиками, должна составлять не менее 60% от общих капитальных затрат по конкретному инвестиционному проекту, который ГБР КНР согласится кредитовать". Хотя они, естественно, не будут возражать против лишней пары сотен миллионов долларов заказов у производителей Поднебесной.

Извините, а долю локализации в стране, где какое-никакое машиностроение все же пока имеется, не стоит ли повысить? Или мы уже даже радиаторы отопления не в состоянии произвести?

Фактически от нашего имени собираются отдать привлекательный сегмент рынка иностранному производителю. Не надо думать, что после нескольких лет установки котлов (а проект наверняка затянется) все закончится — потом будут еще ремонты, техобслуживание и прочие прелести для подрядчиков.

Интересно, что сначала в НАКе предлагали вообще замкнуть все субсидии на газ для финансирования его схемы, то есть обеспечить полную монополию. Их одернули, но осадок остался…

Интересно, что думали по этому поводу их китайские контрагенты, для большинства из которых Родина — это далеко не пустой звук, а согласие на подобные условия для своей страны означает как минимум конец карьеры. Наши китайские партнеры заслуженно славятся умением жестко и профессионально торговаться за выгодные условия. А тут им все сами приносят на блюдечке с голубой каемочкой.

Самое грустное, что изменить предложения сейчас будет сложнее — их уже увидели и запомнили. Кстати, еще до начала кредитования НАК должна иметь заключенные договоры с поставщиками товаров под проект на сумму не менее половины его стоимости.

Да, это очень сужает поле для маневра, особенно в ситуации, когда осталось около пяти месяцев до окончания срока действия соглашения. Но отнюдь не до нуля. Те же белорусы, получая китайское кредитование, вполне успешно торговались за условия.

И, напомню, пока у нас все еще идет парад "хотелок", юридически в силе остаются прежние условия, согласно которым кредит предназначен на газификацию и водоугольные технологии. Их должны для начала переутвердить (и, желательно, без проволочек) в том же Минэкономразвития и прочих госструктурах.

В Пекине требуют четкого прохождения процедуры согласования новых условий кредита, которую потом нельзя будет оспорить. Там зарабатывают деньги нелегким трудом и на слово верить нам не собираются. И, в общем-то, правильно делают. С другой стороны, китайцы (у которых сейчас дома тоже не все гладко) заинтересованы в партнере. Так что уступки от них получить можно и нужно.

Вопрос, готовы ли к этому в НАКе, и что реально для этого делают на Банковой и Грушевского и в других высоких кабинетах? Недавно НАК заявила, что процессы согласования проектов в Украине идут медленно. "Это нетрадиционный бизнес для "Нафтогаза", что смущает многих людей, от которых зависит согласование и продвижение проекта с банком Китая. Проблема в том, что если эти деньги не использует "Нафтогаз", то их не использует никто. Если не согласовать проекты по кредитному соглашению до июля, оно утратит силу", — подчеркнули в компании.

Это все правильно, как и то, что деньги нужны, но не любой ценой и не на любых условиях. Сможет ли сейчас Киев договориться о нормальных условиях? В одиночку НАК точно не потянет.

Уже видна разница между качеством проектов, в которых "Нафтогаз" разбирается — буровые (хотя тоже есть вопросы) и в которых откровенно плавает — теплоэлектроцентрали.

Интересно, что Киеву о ТЭЦ недавно напомнила Луганская военно-гражданская администрация, написав, что ее очень интересует перевод на водоугольное топливо Северодонецкой ТЭЦ как раз за счет кредита КНР и что китайцев линия противостояния в 100 км от города не пугает. Если честно, это как минимум реалистичнее, чем сжигать уголь возле Гидропарка в Киеве.

Теги:
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
1 комментарий
  • Roman Dmitriev 24 января, 10:21 Твердження: якщо цих грошей не використає "Нафтогаз", то їх не використає ніхто - помилкове, 90% котлів при відповідному регулюванні - будуть працювати ще 10-15 років. А ось термомодернізація житла - зниження споживання тепла у 3-5 разів - питання супер актуальне і давати цю роботу нафтогазу, все рівно, що лиса пускати у курятник. Така технологія пропонувалась і КМУ, і АП, і мінгегіону, відповідь одна - немає грошей. До речі, п.Ігоре, назвіть конкретно відповідального за використання коштів + відповідального за умови проекту, щоб ми знали, кого наступного відловлювати за кордоном через інтерпол. Ответить Цитировать Пожаловаться
Реклама
Последние новости
Киев 20 °C
Курс валют
USD 25.14
EUR 28.04