Ядерная энергетика: донор скорее мертв, чем жив…

Ольга Дергачева 11 октября 2013, 19:30
Ядерная энергетика

Читайте также

В Украине, где горизонт государственного планирования ограничивается одним-двумя годами, ее руководство общественные интересы заменило личными, непрофессионализм в сфере государственного управления достиг катастрофического уровня, а все министры, похоже, обслуживают интересы "своих" финансово-промышленных групп, у ядерной энергетики и атомной промышленности будущего, похоже, нет. А ведь это отрасли, развитие которых требует долговременного планирования и крупных инвестиций.

Народный депутат А.Мирный (заместитель главы парламентского комитета по вопросам ТЭК, ядерной политики и ядерной безопасности) в сентябре текущего года на круглом столе, который был посвящен обсуждению проекта Концепции развития электроэнергетики Украины до 2030 г., подготовленного украинскими экспертами, выразил неподдельное удивление, что за время своей каденции он не видел в комитете людей, которые бы лоббировали атомную отрасль. А вот от тепловиков лоббисты появляются там регулярно. Кто же будет лоббировать атомную отрасль, если три ее ключевые госкомпании возглавляют исполняющие обязанности? Вдумайтесь: у НАЭК "Энергоатом" за почти 14 месяцев второй и.о. главы компании, в ВостГОК и госконцерн "Ядерное топливо" и.о. назначены в июне. Даже профильный департамент министерства возглавляет и.о.

Очевидно, что неопределенность статуса руководителя не может положительно влиять на производственную деятельность предприятий. В родном министерстве энергетики и угольной промышленности впервые за многие годы нет замминистра, выходца из ядерной отрасли. И вообще, сегодняшний министр энергетики больше занят нефтегазовыми вопросами. В экспертной среде бытует мнение, что Семья пока не решила, что делать с этой отраслью. С одной стороны, хочется "прихватизировать", а с другой — есть понимание, что АЭС — не макаронная фабрика, они находятся под пристальным международным контролем, особенно после аварии на "Фукусиме". Как в народе говорят, и хочется, и колется... Вот отсюда, скорее всего, и берет истоки такая кадровая политика: всех руководителей ключевых атомных предприятий держать в состоянии неопределенности для лучшей управляемости.

Системообразующее предприятие ядерной отрасли — НАЭК "Энергоатом", находящееся в 100-процентной государственной собственности, рассматривается высокими должностными лицами как источник для выполнения государственных обязательств перед гражданами Украины, ну и, само собой, для вспомоществования "родным" олигархам. Вот только источник уже исчерпался до дна. И живительных ключей, его подпитывающих, не только не наблюдается, но и ждать их неоткуда. А кризис в отрасли уже настал.

Оптовый рынок электроэнергии:
коллапс на пороге

Совет Оптового рынка электроэнергии (ОРЭ) на своем заседании 24 сентября одобрил текст письма премьер-министру Украины, в котором просит в проекте бюджета на 2014 г. предусмотреть средства, которые бы позволили сдержать рост задолженности потребителей за электроэнергию. Злостными неплательщиками являются коммунальные предприятия, производящие тепло, водоканалы и государственные шахты, которые покупают электроэнергию по льготным ценам, а разницу между среднерыночной ценой и льготной для них возмещают из государственного бюджета. На 1 сентября долг этих потребителей перед ОРЭ составил 9,6 млрд грн, из которых 4,8 млрд грн задолжали государственные шахты, на поддержку которых в госбюджете 2013 г. было предусмотрено 7,8 млрд грн. Угольщики только за первый квартал получили из этой суммы 40%, а вот водоканалы не получили ничего из предусмотренных 3,3 млрд грн. Если платежей из госбюджета-2013 не последует, то долг перед ОРЭ до конца года увеличится еще на 800 млн грн.

Всего же задолженность всех потребителей перед ОРЭ на 1 сентября составила 12,5 млрд грн. Первый тревожный звоночек прозвенел еще в мае.

По состоянию на 16 мая с.г. госпредприятие "Энергорынок" смогло рассчитаться с производителями электроэнергии только на 77%. Такой низкий уровень расчетов наблюдался лишь в середине 90-х годов прошлого века, когда экономика Украина практически находилась в коме после разрыва всех кооперационных связей вследствие распада СССР.

В свою очередь, неплатежи потребителей электроэнергии влекут за собой рост задолженностей других участников рынка — поставщиков электроэнергии (облэнерго) перед ГП "Энергорынок", а последнее не может рассчитаться с компаниями-производителями электроэнергии.

Так, задолженность ГП "Энергорынок" перед оператором всех АЭС Украины — НАЭК "Энергоатом" за восемь месяцев с учетом долгов предыдущего периода составляет 6,4 млрд грн, т.е. 3,6 месяца бесплатной работы всех энергоблоков АЭС.

ГП "Энергорынок" вынуждено было выпустить в мае гособлигации на сумму 1,5 млрд грн и брать кредиты в банках. По состоянию на 13 августа объем кредитов составил 3,4 млрд грн, а 24 сентября совет ОРЭ поручил открыть новую кредитную линию на 800 млн грн. При этом, привлекая кредиты, ГП "Энергорынок" авансирует производство электроэнергии только тепловым электростанциям, которые работают по ценовым заявкам. Так, 24 сентября было принято решение выделить 987 млн грн кредитных средств ПАО "Центрэнерго", ПАО "Донбассэнерго", ПАО "ДТЭК Днепрэнерго", ПАО "ДТЭК Западэнерго", ООО "ДТЭК Востокэнерго".

Интересный момент, что компаниям группы ДТЭК было выделено аж 620 млн грн, и лидирует в этой тройке "ДТЭК Западэнерго" с суммой 330 млн грн (ДТЭК является монополистом в экспорте украинской электроэнергии, а в состав "Западэнерго" входит Бурштынский остров, который синхронизирован с восточно-европейскими энергосистемами. — О.Д.). В августе объем авансовых платежей ТЭС составил 867 млн грн, а в июле — 1 млдр грн.

Если посмотреть на структуру производства электроэнергии по итогам 2012 г., то электроэнергия, производимая на АЭС, составила 47% от всей произведенной в стране. При этом ее доля в структуре среднеоптовой цены — 23%. На электроэнергию, произведенную на ТЭС, пришлось около 40% от всего объема, однако ее стоимость составила 54% среднеоптовой цены (см. табл.).

Для удержания среднеоптовой цены Нацкомиссия регулирования электроэнергетики (НКРЭ) упорно не повышает тариф для атомных станций. Так, в прошлом году у гидроэнергетиков, у которых при производстве электроэнергии нет топливной составляющей, средний тариф был 20,65 коп./кВт∙ч, у атомщиков — 21,6 коп./кВт∙ч.

Замечу, что ядерное топливо, закупаемое у российской компании ТВЭЛ, с годами не дешевеет, а вовсе даже наоборот. И именно высоким уровнем топливной составляющей — до 80–85% тепловики объясняют высокую цену, которую платит ГП "Энергорынок" за их электроэнергию, — в три раза больше цены атомного киловатт-часа. А их топливо — в основном уголь отечественного происхождения.

Но попытки удержать среднеоптовые цены на рынке не очень успешны. В 2012 г. цена электроэнергии выросла по сравнению с 2011-м на 15,64%. По состоянию на 1 сентября с.г. цена увеличилась на 10,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На сегодняшний день она составляет 74,84 коп./кВт∙ч, а облэнерго продает электроэнергию промышленным предприятиям первого класса напряжения по 81,1 коп./кВт∙ч, второго класса — по 103 коп./кВт∙ч.

Почему же это происходит? Несмотря на усилия НКРЭ удержать цены на рынке, заложенные в тариф "Центрэнерго" средства на восстановление после пожара Углегорской ТЭС, как и на компенсацию фонда заработной платы сотрудникам этой ТЭС, повышение числа льготных потребителей электроэнергии по решению правительства (меморандум КМУ и двух ферросплавных заводов) — все это делается за счет Оптового рынка электроэнергии, что и приводит к увеличению среднеоптовой цены и перекрестного субсидирования.

Кстати, давая преференции ферросплавным заводам, КМУ ничтоже сумняшеся нарушил требование части 2 статьи 25 Хозяйственного кодекса Украины, согласно которому органам госвласти, регулирующим отношения в хозяйственной сфере, запрещено принимать акты, которые устанавливают привилегированное положение субъектов хозяйствования или ставят в неравные условия отдельные категории субъектов хозяйствования и тем или иным способом нарушают правила конкуренции.

Кроме того, из-за экономического кризиса в Украине снизилось потребление электроэнергии. Для АЭС в декабре 2012 г. был установлен плановый объем производства электроэнергии на 2013 г. — 86,7 млрд кВт∙ч, что на 3,3 млрд меньше по сравнению с 2012 г. Однако в апреле в прогнозном балансе, утвержденном приказом Минэнергоугольпрома, план для АЭС "похудел" еще на 1,2 млрд кВт∙ч. И еще ежемесячно для АЭС устанавливаются меньшие плановые показатели даже по сравнению с утвержденным годовым балансом.

Специалисты НАЭК, исходя из фактических объемов производства за первые девять месяцев и прогнозного баланса на октябрь—декабрь, предполагают, что производство электроэнергии составит около 83,1 млрд кВт∙ч. За восемь месяцев 2013 г. недовыработка электроэнергии на АЭС за счет диспетчерских ограничений достигла рекордных 6,7 млрд кВтч! Для сравнения: аналогичный показатель за 2012 г. составил 1,4 млрд кВтч.

В результате такой политики правительства доля АЭС в производстве электроэнергии за восемь месяцев упала до 43,2%, в структуре Энергорынка — до 44,5%. Недостающие проценты дала дорогая тепловая электроэнергия. Получается парадокс — производство дешевой электроэнергии сдерживают, чтобы покупать недостающие объемы тепловой, которая в три раза дороже. Правительство объясняет это благими целями — для оплаты добытого угля и труда шахтеров. Решая таким образом социальные вопросы в угольной отрасли без проведения назревших реформ, правительство уничтожает высокотехнологичную инновационную отрасль, какой является ядерная энергетика, с высококвалифицированными специалистами, за которой к тому же стоят уранодобывающие, приборостроительные, энергомашиностроительные, строительно-монтажные предприятия, организации научно-технической поддержки, конструкторские бюро, проектные институты, получающие заказы от атомщиков для модернизации энергоблоков и получавшие бы их при новом строительстве ядерных объектов.

Тарифная политика
в электроэнергетике
ведет к банкротству
НАЭК "Энергоатом"

О дефицитности тарифа для атомной электроэнергии говорилось и писалось много, но воз и ныне там. Существенных сдвигов нет. Повышение с 1 июля 2013 г. тарифа до 22,2 коп./кВт∙ч проблем не решило. Прекрасно, что удалось привлечь кредиты ЕБРР и Евратома объемом 600 млн евро под Комплексную программу повышения безопасности украинских АЭС с учетом постфукусимских мероприятий, общая стоимость которой без НДС составляет 16,5 млрд грн и которая рассчитана до 2017 г. Однако
600 млн евро — это менее трети необходимых средств на всю программу. Возврат кредита и средства на выполнение этой программы в полном объеме должны быть в тарифе. Но нет, НКРЭ не повышает тариф.

Напомню, 2012 г. НАЭК "Энергоатом" закончила с чистым убытком 2,7 млрд грн. При этом правительство заставило НАЭК в конце года выпустить облигации на сумму 1,7 млрд грн, из которых 1,5 млрд сразу же ушли в госбюджет для покрытия бюджетных дыр как авансовые налоговые платежи за 2013 г. По итогам первого полугодия 2013-го, по сообщениям СМИ, чистый убыток "Энергоатома" составил 2,5 млрд грн.

Если НАЭК не хватает средств на выполнение в полном объеме суперважной, прежде всего для нашего общества, пережившего Чернобыльскую катастрофу, Комплексной программы повышения безопасности АЭС, что уж говорить о новом строительстве и других инвестиционных программах.

Сегодня инвестиционная составляющая в атомном тарифе составляет около 8%, в то время как в европейских странах для атомных энергокомпаний она не ниже 30%. А ведь надо продлевать срок эксплуатации действующих атомных энергоблоков, поскольку к 2019 г. проектный срок заканчивается у 10 из 15 блоков.

До сих пор не начато проектирование Централизованного хранилища отработавшего ядерного топлива для трех украинских АЭС — Хмельницкой, Ровенской, Южно-Украинской. Все документы, позволяющие дать начало процессу, готовы, в том числе закон Украины о размещении ЦХОЯТ, вокруг которого было сломано столько политических копий. ТЭО было утверждено еще в феврале 2009 г., закон принят в феврале 2012-го. Но в тарифе НАЭК и в минувшем году, и в текущем не заложено ни копейки на проектирование и строительство. Если бы закон был оперативно принят еще в 2009 г., и средства были бы предусмотрены в тарифе, компания "Энергоатом" сэкономила бы за четыре года около 400 млн долл., не вывозя отработавшее топливо на длительное хранение в РФ.

Важным проектом для всей Объединенной энергосистемы Украины, страдающей от нехватки маневренных мощностей, является достройка гидроагрегата №3 Ташлыкской ГАЭС, входящей в состав Южно-Украинского энергетического комплекса вместе с Александровской ГЭС и ЮУАЭС и находящейся на балансе НАЭК "Энергоатом". Рекордный долгострой (с 1981 г.). Дело сдвинулось в 2006-м и 2007-м, когда были введены в эксплуатацию гидроагрегаты №1 и №2. И после этого — шесть лет бездействия по причине отсутствия средств в тарифе НАЭК.

И о строительстве новых энергоблоков №3 и №4 ХАЭС. Пока договаривались с РФ об обещанном кредитовании проекта (с 2010 г. после подписания рамочного соглашения о сотрудничестве в этом строительстве), произошли события на АЭС "Фукусима-Даичи". Требования к безопасности новых проектов ужесточились, и теперь проект "Атомстройэкспорта" с ВВЭР-293Б, с которым компания победила в конкурсе реакторных технологий в 2008 г. (одно из его важнейших условий — возможность использовать существующие строительные конструкции), не актуален. ТЭО на этот проект было утверждено, строительство оценивалось в 39 млрд грн. В июне с.г. Госатомрегулирования на открытом заседании коллегии огласила результаты проведенной государственной экспертизы концептуального проекта новых энергоблоков №3 и №4 на базе проекта АЭС-92, который был представлен российской стороной компании "Энергоатом". Один из выводов экспертизы следующий: "У представлених концептуальних проектних рішеннях по нових енергоблоках № 3, 4 Хмельницької АЕС на базі проекту АЕС-92 передбачається застосувати нові активні й пасивні системи безпеки, однак вони фізично не можуть бути реалізовані на відповідних відмітках в існуючих будівельних конструкціях цих енергоблоків". А это значит, что строить надо с нуля, и речь уже идет о суммах около 12 млрд долл.

По-моему мнению, в силу обстоятельств сегодня отпало очень важное условие, входившее в конкурсные документы 2008 г. А поэтому необходимо объявлять полноценный международный тендер и приглашать к участию в нем всех владельцев мировых реакторных технологий. Все равно время упущено, так хоть можно финансово выиграть при наличии реальной конкуренции. Ведь предыдущий "конкурс по выбору реакторных технологий" проводился под одного всем известного участника без пакета финансовой составляющей проекта.

Наши российские коллеги в ядерной сфере уже неоднократно демонстрировали, чего стоят их обещания по финансированию совместных проектов. То вместо обещания государственного кредитования 85% от стоимости энергоблоков №3 и №4 стали предлагать кредиты коммерческих банков с соответствующими процентами, вследствие чего их окупаемость растягивается на десятки лет. То стоимость завода по производству ядерного топлива в Украине увеличилась с обещанных 300 млн долл. до
462,5 млн в ТЭО, которое готовилось совместно. (Замечу попутно, что завод по производству ядерного топлива в Казахстане — совместный проект компаний "Казатомпром" и французской АРЕВА с таким же объемом производства — 800 ТВС в год стоит порядка 250 млн долл.)

По подсчетам специалистов НАЭК, тариф с учетом девяти инвестиционных проектов (кроме крупных вышеперечисленных, еще реконструкция открытых распределительных сооружений 750 кВ РАЭС, ХАЭС, ЗАЭС, строительство на площадках комплексов по переработке радиоактивных отходов и т.д.) и для выполнения в полном объеме комплексной программы должен составлять 27,3 коп./кВт∙ч. Казалось бы, не Бог весть какая величина. Но правительство поддерживает частную тепловую генерацию и не идет на компромиссы с государственной атомной.

Если учесть, что по итогам 2013 г. НАЭК не продаст 7 млрд кВт∙ч, то валовый доход компании уменьшится на стоимость этих непроданных миллиардов киловатт-часов, а это на минуточку 1,5 млрд грн. Так что величину чистых убытков компании второй год подряд даже озвучить страшно. Из-за недостатка финансовых ресурсов НАЭК не выполняет свои контрактные обязательства, и последствия уже серьезные.

На грани остановки

Напомню, что долгие годы, с середины 90-х, Украина не могла произвести собственного уранового концентрата больше, чем
800 т в год. Перспективное урановое Новоконстантиновское месторождение, разведанное еще в советское время, никак не могли освоить из-за хронического отсутствия финансовых ресурсов, несмотря на принимаемые на уровне государства программы.

Дело сдвинулось с мертвой точки только после того, как НАЭК "Энергоатом" в 2008 г. заключила десятилетний контракт с ГП ВостГОК, обязуясь выкупать весь объем уранового концентрата, который тот будет производить. Началась опытно-промышленная эксплуатация Новоконстантиновской шахты, наблюдалась положительная динамика в росте объемов уранового концентрата, которые по итогам
2012 г. достигли 960 т. В ноябре 2012-го Кабмин утвердил проект строительства предприятия на базе Новоконстантиновского рудника стоимостью 6,5 млрд грн. Это большие деньги, и понятно, что проект может быть реализован только при ритмичном финансировании. А в связи со
строительством завода по производству ядерного топлива в Украине, который обещают ввести в эксплуатацию в 2015 г., в планах было нарастить уран собственной добычи к началу 2015-го до 1880 т в год.

Но, увы... В конце 2012 г. НАЭК "Энергоатом" не подписала допсоглашение к своему 10-летнему контракту с ВостГОКом, объяснив это низким тарифом на атомную электроэнергию и отсутствием средств. Несмотря на поручения министра энергетики и угольной промышленности по обеспечению стабильной работы урановой отрасли, НАЭК заявила о готовности приобрести только 870 т концентрата, что на 20% меньше годового плана ВостГОКа (1050 т). И ВостГОК вынужден был подписать допсоглашение на условиях НАЭК, что обеспечивает финансирование его деятельности только до октября 2013-го.

Если вопрос не будет решен, комбинат может остановиться в четвертом квартале. По состоянию на 1 января 2013 г., образовалась задолженность НАЭК за поставленный уран в 53 млн грн. Возникли задержки с выплатой заработной платы, обязательными платежами в бюджеты разных уровней, за потребленную электроэнергию и т.д. На предприятии работает около 7 тыс. человек. Среди работающих на предприятии — шахтеры с вредными условиями труда (работают в урановых шахтах). Шахты расположены в Кировоградской области, в которой наблюдается дефицит рабочих мест. В случае остановки предприятия возникнет социальная напряженность не только в Кировоградской, но и
в Днепропетровской области (г. Желтые Воды).

О сокращении работников заявило и руководство Кировоградского предприятия НПП "Радий", производящего автоматизированные системы для управления реакторами. Было заявлено о сокращении в октябре-ноябре 300 сотрудников, а сокращения начались еще летом. Это связано с "отсутствием финансирования проектов модернизации украинских АЭС", а основной заказчик предприятия — НАЭК "Энергоатом". Речь идет о предприятии, которое выжило в тяжелые 90-е годы, смогло освоить производство нового для себя оборудования — АСУ третьего поколения, имеет собственное конструкторское бюро, квалифицированные кадры.

НАЭК "Энергоатом" задолжала и другим организациям, например, проектному институту "Харьковский энергопроект". А на опытных проектантов АЭС идет настоящая охота со стороны РФ. Там планов громадье, а своих специалистов не хватает. Предлагаются прекрасные зарплаты и условия для жизни. Если Украина лишится таких специалистов, она лишится и институциональной памяти в этой сфере.

Не секрет, что украинские специалисты принимали участие в строительстве и введении в эксплуатации энергоблоков в Китае, Иране, сейчас в Индии, работая по контрактам с "Атомстройэкспортом". Переманивают наших атомщиков и с действующих АЭС. Так, бывший зам. главного инженера Запорожской станции возглавит строительство АЭС в Бангладеш по российскому проекту. Трудятся наши специалисты на строительстве АЭС в Беларуси и Турции. С таким отношением правительства к ядерной отрасли дойдем до того, что оставшиеся у нас АЭС скоро некому будет эксплуатировать.

Просто удивительно, что к стратегической отрасли, иметь которую мечтают многие государства, в нашей стране подобное отношение со стороны власти. Объявленные президентом в 2010 г. реформы в электроэнергетике не начались. Программа экономических реформ президента игнорируется правительством абсолютно. Если бы она выполнялась в сроки и по этапам, как планировалось, не сложилась бы описанная выше кризисная ситуация в электроэнергетике. С какими же результатами В.Янукович подойдет к следующим выборам, если его правительство саботирует объявленные им инициативы? Отсутствие результатов у сегодняшней властной вертикали является отличным сигналом для избирателей полностью сменить неэффективную власть.

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
16 комментариев
  • олег 25 октября, 18:41 Я працюю на СхідГзк шахтарем 10 років і можу з 100 відсотковою впевністю сказати,що останні роки найгірші.Нам вже багато років не підіймають заробітну плату,а останнім часом зрізали тарифи і не виплачують преміі.Заробіна платня в підземці на Урановій шахті 3200-7000грн.При чому 6000-8000грн. це прохідники та добич,всі інші 3000-4200грн.???Профкоми тільки для галочки,нічого не роблять.Міністри разом з нашими директорами косять бабло собі на карман...В нас давно ходять чутки про те,що нас хочуть прибрати до рук і вони небезпідставні.Так вони прибрали до рук пару років назад Новоконстантинівку,зробили це дуже тихо,тільки зовсім недавно іі повернули до складу СхідГзк,через суди.??? Шалена корупція,як на на самому підприємстві так і наших урядовців-це основна причина кризи,а ще таке чарівне слово як -ВІДКАТ!!! Урядовці,політикани брешуть з екранів ТБ.,що ми добре заробляємо,що вони виділяють кошти,але все це БРЕХНЯ.На СхідГзк майже кожного місяця якісь дежавні перевірки,які просто приізджають за даниною,ясна річ не офіційно і поповнють своі гаманці.ЯК раз після останньго візиту президента на Кіровоградщину нам різко зняли премію з усіх без винятку,кажуть до Нового Року,*яке співпадіння*...Про це треба не тільки писати,а і по телебаченню підіймати ці питання.Приізджайте до нас нас на Кіровоградщину,можливо разом,щось змінимо...??? Ответить Цитировать Пожаловаться
  • 25 лет в системе 19 октября, 13:15 Не очень люблю ЗН, но в данном случае, статья написана еще очень мягко... Потеря специалистов-атомщиков грозит Украине очередной ядерной катастрофой (не дай бог) и тогда нам Чернобыль покажется цветочком... Ведь не является секретом ни для кого то, что аварию на ЧАЭС ликвидировал весь Советский Союз со своим мощнейшим потенциалом. К стати после аварии и начались экономические проблемы СССР. А тут Украина останется один на один, и не надо никого уверять о том что поможет мировое сообщество. Да поможет, но обложит вистами *(как в преферансе). Сегодня лучшие спецы в АЭ или уже уехали или сделают это в ближайшее время. Сырьевая база АЭ - добыча урана, абсолютно не финансируется, добыча производится чуть-ли не как в каменном веке. Не подготовлены стволы, забои на новом предприятии, а о радиационной безопасности шахтеров уже и говорить не приходится. Можно много писать, но с атомной энергетики люди бегут а ведь как известно - КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ... А их опытных все меньше и меньше. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Den 18 октября, 00:01 Соглашусь с автором. Но вместе с этим отсутствует конструктив и пути решения вопроса. Снизить тариф ТЭС? На атомных станциях готовы трудоустроить 400 тыс соотечественников работающих в отечественной угольной отрасли? Без повышения тарифа АЭС? Есть лишние 20 млрд грн. Уголь есть в мире в большом количестве, но что делать с людьми его добывающими, нашими соотечественниками? Кто-то готов поехать в рабочий поселок лично и сказать трудягам, что их тяжелый труд никому не нужен? Нше государство не в состоянии создать альтенрнативу шахтерам, в плане трудоустройства. Именно поэтому имеет место протекционизм. В Европе доплачивают фермерам - у нас шахтерам. И еще. У нас везде, а особенно в Энергоатоме есть одна традиция. Не будь ее, все затраты были бы на 30% ниже и на все бы хватало. Решение проблемы, истинное, это повышение тарифов для населения. Которые у нас одни из самых низких в мире, причем необоснованно. В РФ платят намного больше к примеру. Но об этом ни слова. Зачем? Никто не взывает и не говорит о путях решения. Кто-то должен решить за нас, мы просто констатируем проблему. Дотационные сертификаты по населению 35 млрд грн в год без НДС. Поднимите населению средний счет за ээ на 9 грн/мес, получите свои деньги и живите спокойно. Или есть другой вариант решения проблемы, я не понял?
    автор 18 октября, 12:34
    Обо всем, о чем Вы спрашиваете, в предыдущих публикациях автора в этом же издании в этом же году. Там же предложения по исправлению ситуации.
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Лаврентий 17 октября, 12:57 Экономическая диверсия, направленная на подрыв государственности. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • мимо проходил 16 октября, 10:08 Чем меньше будет опасной и неэкологичной атомной энергетики на Украине - тем лучше. Ведь это верный путь к евроинтеграции (Германия ведь сокращает число реакторов, не говоря о Японии). А сланцевые кизяки (в сочетании с утеплением соломой) сделают отказ от позорного совкового наследия безболезненным. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • чем дальше от москалей, 14 октября, 21:28 тем ближе к Африке... и пальмам. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • George 14 октября, 18:50 Нужная, полезная и назревшая публикация. С начала сентября 2013 года это уже третья публикация в «ЗН», посвященная важнейшей проблеме – обеспечению электроэнергией жилищ, производств – про-блеме, от которой зависит качество жизни каждого гражданина, от которой зави-сит состояние и развитие экономики Украины. Для каждого отдельного гражданина и экономики в целом наиболее ощутимо повышение цен на газ, электроэнергию и поэтому понятно, что энергетика являет-ся ключевым фактором в жизни каждого гражданина. Особенностью этого факто-ра является то, что невозможно индивидуальное решение данной проблемы. А коль это так, то каждый гражданин должен быть заинтересован в том, как госу-дарство решает данную проблему? Относительно стоимости газа и нефти власти все сделали, чтобы гражданину Украины эти продукты обходилось по максимально цене, а чтобы граждане не роптали - показали пальцем на восток – вот там причина и мы, правительство, бессильны что-либо сделать. Так что, будьте добры – платите и мы платим. Что касается электроэнергетики, то каждый гражданин ожидает, что обеспече-ние будет надежным, безопасным и разумным по цене. Так ли понимает данную задачу руководство нашего государства? Автор публи-кации аргументировано доказывает, что государственные чиновники, которые должны решать проблему в интересах граждан, решают проблему исключительно в своих интересах, в интересах Семьи. В «ЗН» в номерах 32 и 35 от этого года, Юрий Корольчук и Владимир Рубцов, не касаясь вопросов развития атомной энергетики, показали, как и автор этой публикации, что чиновники от энергетики, депутаты действуют исключительно в своих интересах и интересах Семьи. Азаровское правительство приняло решение по усилению развития тепловой энергетики, дороговизна которой очевидна и это показывает автор настоящей публикации с использованием фактических данных. Почему вопреки здравому смыслу электричество вырабатывается на дорогих установках, в то время, как установки, вырабатывающие более дешевую энергию, не загружаются в полной мере? Что за экономика, вывернутая на изнанку? Почему Арабские Эмираты и другие страны Персидского Залива, которые «ку-паются» в нефти и газе приступили к строительству АЭС? У них не только нефть и газ, у них благоприятные условия для строительства солнечных и ветровых элек-тростанций, большая часть территории пустынная с обилием солнца и ветра. Просвещенные арабы строят солнечные и ветровые электростанции, но в то же время строят АЭС. Обеспечение электроэнергией - это не только выработка киловатт-часов, но и выработка по графику работы потребителей, по потребности нашего быта, чего не может обеспечить ветровая и солнечная энергетика в полной мере в силу своей специфики. Почему вопреки здравому смыслу используется дорогой уголь и не загружают-ся АЭС? Имеется другая сторона проблемы. АЭС, как правильно утверждает автор, это интеллект нации, но инженеры АЭС, инженеры машиностроители, разработчики систем управления не поедут в Киев и не станут колотить касками об асфальт, требуя повышения зарплаты, а постепенно уедут на новые места работы, кто в «Атомстройэкспорт» (Россия предоставляет гражданство), кто в AREV’у, кто в другие фирмы. Со временем за ними потянутся их дети, родственники. С кем ос-танется Украина? Власти по двум причинам приняли решение на развитие тепловой энергетики. Первая причина - эта отрасль, включая шахты, принадлежит г-у Ахметову и Семье. Ахметову надо и выгодно добывать дорогой уголь за наш счет, потому что бюджет дотирует шахты. Ахметову нужны тепловые электростанции для сбыта своего угля. Вторая причина – боязнь организованной силы шахтеров, а впереди выборы. Атомная энергетика становится опасней и опасней в данных условиях. Чинов-ники в погоне за личной выгодой лишают возможности обновления оборудования, полноценного ремонта на блоках АЭС. Первый блок Южно-Украинской АЭС практически выработал свой проектный ресурс, за ним пойдет второй блок и 5 блоков Запорожской АЭС. Проблема про-дления ресурса может быть решена определением оставшегося ресурса и час-тичной заменой оборудования. Как показывает автор, денег на продление ресурса не выделяется. Инспекция по ядерной безопасности, как показал опыт квалификации ядерного топлива изготовления Westinghouse, ручная – «чего изволите», подпишет все, что прикажут. Опасность кроется не в АЭС, а во власти. Одно время НАЭК возглавлял Деркач – абсолютно не подготовленный человек, теперь другой ставленик - Константинов. Подобные люди служат одной цели, как можно больше выжать из пока работающих блоков. Не приведи, господь, что случится, чиновники, власти дружно махнут в иные благополучные страны, мы останемся на зараженной территории. А пока власть преступно выжимает с АЭС все, что можно не слишком заботясь о безопасности. Не стоит скидывать со счета влияние на безопасность сменяемость кадров и особенно в будущем. В РФ началось сооружение АЭС на площадках в Турции, Бангладеш, Вьетнаме «под ключ». Обязательства России не только в сооружении, но и в эксплуатации. Это значит, что Россия откроет несколько тысяч рабочих мест для высококвалифицированных рабочих, инженеров. И это случится в ближайшие два-три года. Безусловно, атомная энергетика потенциально опасна, но сегодня нет альтер-нативы. Противникам атомной энергетики следовало бы помнить, что использо-вание угля при сжигании на ТЭЦ не является безобидным и не напрасно мировое сообщество ограничило выбросы продуктов сгорания с тепловых станций. Сжига-ние углей особенно опасно для Украины, так как кислые дожди не только снижают урожаи, но и снижают плодородие земель, что является особой ценностью для Украины. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Greg 14 октября, 14:11 Трудно не согласиться с автором. Вся энергетика идет к колапсу. Минэнергоуголь за пол года согласовало самый большой проект в энергетике совместно с ЕБРР и ЕК. Шли по беспределу, но добежали. Такого кредита и с такими условиями нет в Украине. Пришел новый Министр и все стало. Даже уже подписаные и парафированые соглашения не могут ратифицировать. Позор таким управленцам. А ведь договорится с европейцами, получить одобрямс 5 Министерств и 2 регуляторов, КМУ, Президента было уж поверьте очень непросто. Но воля политическая была, люди были которые понимали куда они бегут и зачем. Минэнергоуголь превратилось в отстойник сотрудников Минэкономразвития и Минэкологии, энергетики где??? Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Юрий 14 октября, 12:09 А не жалко наэковских крыс. Импотентность на всех уровнях принятия решений. Инициативности - ноль. Попыток самоорганизации и защиты своих интересов - ноль. При чем тут Янукович? При чем тут Россия? Проблема в вас - за 10 лет не смогших сдвинуть с мертвой точки ни один проект. И пресса соответствует. Только критика и ни одного клесьруктивного предложения. Гнийте дальше ;) Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Сергей 13 октября, 18:59 Наверное трудно говорить о победе столь "проработанного" проекта.Кстати 392Б или 392М? И победил ли? Ответить Цитировать Пожаловаться
Реклама
Последние новости
Курс валют
USD 24.88
EUR 28.34