Реформа энергорынка: полумерами не обойтись

Поделиться
27 апреля правительство Украины объявило о начале очередного этапа реформ в энергетике. Ускорение реформам призван придать внедряемый рыночный механизм ценообразования на энергоносители и их доставку. В частности, Кабмин ввел единую оптовую цену на природный газ, поставляемый населению, бюджетным и промышленным предприятиям тепловой энергетики (ТКЭ), до экономически обоснованного уровня. По словам министра энергетики и угольной промышленности Игоря Насалика, повысив цены на газ, Кабмин ставит точку на масштабных спекуляциях за счет разницы цен газа.

Правительство решилось на качественные реформы в энергетике

27 апреля правительство Украины объявило о начале очередного этапа реформ в энергетике. Ускорение реформам призван придать внедряемый рыночный механизм ценообразования на энергоносители и их доставку. В частности, Кабмин ввел единую оптовую цену на природный газ, поставляемый населению, бюджетным и промышленным предприятиям тепловой энергетики (ТКЭ), до экономически обоснованного уровня. По словам министра энергетики и угольной промышленности Игоря Насалика, повысив цены на газ, Кабмин ставит точку на масштабных спекуляциях за счет разницы цен газа.

1 апреля реформа ценообразования добралась и до рынка электроэнергии - регулятор (НКРЭКУ) утвердил рыночную методику расчета оптовой цены электроэнергии. Есть надежда, что это первый, но далеко не последний шаг на пути к реформе энергорынка.

Не столько рыночно направленный подход к формированию цен газа, сколько их повышение вызвало немало критики в Украине. Вместе с тем наши западные партнеры, в частности восточноевропейские, которые уже прошли это испытание, уверены, что в перспективе украинские потребители ощутят и оценят преимущества рыночного подхода к определению стоимости не только газа, но и других энергоресурсов. Преимущества формульного подхода очевидны: рыночные цены на природный газ и другие энергоресурсы стимулируют каждого к их более рациональному использованию, активному энергосбережению и энергоэффективности.

Реформа системы тарифообразования получила позитивные оценки. "Большим шагом вперед" на пути к энергонезависимости Украины назвал внедрение единого тарифа на газ и посол США в Украине Джеффри Пайетт. Первый заместитель директора-распорядителя МВФ Дэвид Липтон также подчеркнул, что рыночный механизм формирования тарифов - это путь к финансовой и энергонезависимости Украины.

Более того, справедливая оплата за энергопродукт служит мотивацией для дальнейшего наращивания собственной добычи энергоресурсов. "Ранее газ украинской добычи продавался по операционной себестоимости. В нее не закладывались средства на геологическую разведку, разработку новых месторождений, бурение и т.д. При такой цене через семь-восемь лет добыча в Украине сократилась бы на три четверти", - пояснила первый замминистра экономического развития Юлия Ковалив.

Упадок отечественной энергетики из-за заниженных цен на энергоресурсы - прямой путь к политической зависимости. "Без рыночной цены невозможно говорить ни о развитии газодобычи, ни об активном использовании альтернативных источников энергии. Никто не будет вкладывать деньги, не имея гарантий возврата своих инвестиций. Нужно понять, что цену на газ в Украине в нынешних условиях не получится устанавливать указами президента и постановлениями Кабмина. Это приведет лишь к дефициту бюджета", - подчеркивает замглавы парламентского комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Ольга Белькова.

С 1 мая оптовая цена газа, доставляемого трубопроводами, для всех категорий потребителей (за исключением религиозных организаций) рассчитывается по формуле. В ней базовая цена основана на прогнозной цене газа немецкого хаба NCG (по данным агентства Platt's European Gas Daily). Плюс расходы на транспортировку импортируемого газа до западной границы Украины через территорию Германии, Чехии и Словакии (по тарифам еврооператоров газотранспортных систем, ГТС), плюс плата за услуги транспортной и газораспределительных компаний в Украине, НДС, а также торговая наценка поставщика (устанавливает регулятор).

Переход к евростандартам в ценообразовании на газ начался в октябре 2015 г., когда вступил в силу Закон "О рынке природного газа", который, по сути, разрушает монополию НАК "Нафтогаз Украины" в сегменте поставок газа промышленности. Промышленные предприятия получили не только право, но и реальную возможность самостоятельно выбирать поставщика, взвешивая прежде всего ценовые предложения поставщиков газа. Конкуренция заставила госмонополиста уже в ноябре 2015-го снизить цены коммерческого предложения на 12–15%.

По аналогии с газовыми ценами, в апреле 2016-го НКРЭКУ утвердила рыночную методику расчета оптовой цены на электроэнергию. Впервые за время независимости Украины госрегулятор разработал и утвердил методику формирования оптовой рыночной цены (ОРЦ) на электроэнергию. Ранее ОРЦ утверждалась, скажем, условно-досрочно, на месяц вперед за несколько дней до его начала. При этом отсутствовало понимание, из каких компонентов состоит оптовая рыночная цена на электроэнергию и по какой формуле она рассчитывается. Регулятор устанавливал ОРЦ на свое усмотрение, часто в угоду политической конъюнктуре.

"Отсутствовала прогнозируемость цены. Не было ясно, каким образом определяется оптовая рыночная цена. Отсутствовала также взаимосвязь между ценами на энергетические ресурсы в мире и в Украине", - отметил глава НКРЭКУ Дмитрий Вовк.

По его словам, новый порядок расчета ОРЦ нивелирует разницу цен на энергетические ресурсы на мировом и национальном рынках. Цена угля в тарифе электроэнергии (по аналогии с оптовой ценой газа) теперь будет формироваться на основе международного индекса API2 - цены угля в портах Амстердама, Роттердама и Антверпена. К нему суммируют стоимость доставки угля из портов Амстердам-Роттердам-Антверпен в Украину, перевалки, транспортировки угля железнодорожным транспортом до ТЭС.

"API2 - это ключевой индекс для Европы. На его базе котируются более 90% мировых деривативов по углю. Если мы хотим либеральную модель рынка электроэнергии со свободным ценообразованием и значительным количеством участников без доминирующего влияния любого из них, то нам нужно двигаться так, как это делали европейцы", - заявил Д.Вовк.

Важно отметить, что переход на рыночную формулу определения оптовой рыночной цены на электроэнергию, в отличие от газового сектора, не ведет к резкому увеличению тарифов для населения. Поэтапное повышение тарифов для населения до экономически обоснованного уровня утверждено НКРЭКУ еще в 2015 г. и сейчас планомерно выполняется.

Член наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук считает: "Переход к формульному ценообразованию - это вопрос прозрачности и снижения уровня коррупции. Тарифный вопрос всегда решался в "ручном" режиме. Это касалось и газа, и угля. По большому счету, цены определялись пожеланиями того, кто сидит в кресле. Теперь эта коррупционная возможность минимизируется. Есть европейский индекс, есть стоимость транспортировки - все это можно легко посчитать".

Рыночные цены - это и внедрение энергоэффективных технологий, в том числе в госсекторе, на что сейчас нет средств. Вопрос тарифов на электроэнергию и газ окажется второстепенным, когда на первый план выйдет проблема устаревшего оборудования. Износ энергоинфраструктуры достигает 70–85%, привлечь стратегического инвестора в отрасль с "ручным" управлением и административно устанавливаемыми ценами невозможно.

Законодатели и эксперты уверяют, что иного пути, кроме как приводить цену на энергоресурсы к экономически обоснованному уровню, нет. "Только это является гарантией прихода в отрасль инвесторов с новыми технологиями. Повысится конкуренция, а соответственно, и качество услуг для потребителя", - отмечает О.Белькова.

"Я против полумер. Бальцерович в Польше разрабатывал реформы, внедрил их комплексно", - говорит глава подкомитета по вопросам энергосбережения и энергоэффективности парламентского комитета по вопросам ТЭК Алексей Рябчин.

Окончательно все вопросы по ценообразованию будут урегулированы только с введением полноценного рынка электроэнергии, когда цены на энергоресурсы будут определяться спросом и предложением.

Готово ли правительство Гройсмана идти до конца, поэтапно внедряя и другие стандарты европейского энергорынка, надеюсь, понимая, что ограничиться полумерами не удастся?

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме