О рентовозврате и налогоизъятии

газ

Читайте также

 

По оценкам Министерства финансов, комплекс предлагаемых правительством мер, прежде всего налоговых, к 2025 г. может способствовать увеличению добычи природного газа в Украине частными компаниями до 8,5 млрд кубометров ежегодно. Для сравнения: в 2014-м доля частных добывающих компаний составила 3,4 млрд. Это без учета добычи полугосударственного ПАО "Укрнафта" и на 100% государственного ПАО "Укргаздобыча", составляющей в последние годы около 14 млрд кубометров газа. К 2035 г. предпринимаемые меры, как ожидает правительство, должны привести к увеличению объема добычи природного газа в стране только частными компаниями до 11 млрд кубометров ежегодно.

С 1 октября 2015 г. правительство намерено снизить рентные платежи при добыче природного газа в Украине вдвое: с 55 до 29% при добыче на глубине до 5000 м и с 28 до 14% — глубже 5000 м. Об этом заявила министр финансов Украины Наталия Яресько в ходе Первого Американо-украинского бизнес-форума, состоявшегося 13 июля в Вашингтоне. Добрая сотня американских бизнесменов, которые пришли послушать украинского министра, так бурно и долго аплодировали, что могло сложиться впечатление, что они уже готовы инвестировать в добычу газа в Украине. Но это была всего лишь вежливость принимающей стороны. По крайней мере, пока.

Тем не менее уже на следующий день, 14 июля, соответствующий законопроект о кардинальном изменении начисления рентных платежей на добычу газа был внесен Минфином на рассмотрение Верховной Рады Украины и зарегистрирован под №2352а.

Ренту снижают, вопросы остаются

Надо отдать должное главе украинского Минфина Наталии Яресько: в правительственном варианте поданного в парламент законопроекта действительно предлагается снизить ставку ренты в два раза — до 29% при добыче на глубине до 5000 м и 14% — свыше 5000 м. Это даже ниже, чем 35 и 28%, предложенные в законопроекте №2120 народными депутатами из партий коалиционного большинства — БПП, "Самопомочі" и "Народного фронта".

Напомним, что парламентский коалиционно-компромиссный законопроект №2120 был разработан еще в феврале 2015 г. Документ долго дорабатывался и до последнего момента рассматривался как базовый (см. ZN.UA №24 от 3 июля 2015 г., "Рента забуксовала"). Однако за пять месяцев, прошедших с момента его появления, этот парламентский законопроект так и не был вынесен на рассмотрение Верховной Рады.

О том, что Кабмин готовит свой законопроект по корректировке рентных платежей, тоже было известно еще несколько месяцев назад. По поручению Кабинета министров Минфин привлек для изучения ситуации и разработки приемлемого (насколько это возможно) для всех сторон варианта ставок ренты международную консалтинговую компанию в сфере энергетики — IHS. В июне 2015-го компания IHS представила предварительные итоги своего исследования и предложила пять сценариев налогового режима для развития газодобычи в Украины.

Но, несмотря на обнадеживающие сигналы от правительства и парламентариев, газодобывающие компании, прежде всего частные, очень осторожно, если не сказать с опаской, отнеслись к инициативам по корректировке ренты от Кабмина. И этому есть простое объяснение — 15 месяцев с момента повышения ставок рентных платежей правительство по сути игнорировало мнение негосударственных газодобывающих компаний.

Не секрет, что уровень доверия представителей газодобывающих компаний к правительству Арсения Яценюка крайне низкий. Именно с подачи премьер-министра в августе 2014 г. ренту резко повысили. Тогда повышение ставок ренты назвали вынужденной и временной нормой, обещали отменить их с января 2015 г. Но при разработке и принятии госбюджета-2015 правительство подало, а Верховная Рада проголосовала за продление действия повышенных ставок рентных платежей, вопреки ожиданиям бизнеса и рекомендациям профильного парламентского комитета.

При этом стоит отметить, что основную работу по подготовке правительственного законопроекта №2352а провело Министерство финансов. А его глава Наталия Яресько лично вызвалась представить законопроект инвесторам в ходе конференции инвесторов и Первого Американо-украинского бизнес-форума в столице США. На что она рассчитывала?

Снизить ренту — увеличить добычу газа

Новые ставки ренты на добычу газа в Украине для частных компаний были разработаны Министерством финансов и сначала представлены на рассмотрение Кабинета министров. По словам Наталии Яресько, действующие ставки рентных платежей на добычу газа в нашей стране являются одними из самых высоких в мире, что никак не способствует увеличению добычи природного газа в Украине (см. ZN.UA №13 от 10 апреля 2015 г., "Навыки канатоходца…"). Поэтому снижение ренты — это необходимый шаг для диверсификации источников газа и снижения коррупции в этой отрасли, объясняют в Минфине.

Цель, которую преследуют разработчики законопроекта (№2352а), — увеличить внутреннюю добычу газа в Украине благодаря снижению налогов и созданию конкуренции на рынке добычи природного газа. Хотя, по данным Минфина, госбюджет потеряет 4 млрд грн из-за снижения рентных ставок на добычу газа.

"Если мы раскроем потенциал природных ресурсов нашей страны, то тем самым мы сможем повысить национальную безопасность, создать большую конкуренцию в отрасли, что, в свою очередь, приведет к созданию большего количества рабочих мест в энергетическом секторе и уменьшит давление на платежный баланс", — отметила  министр финансов. "То, что мы предлагаем, — это очень просчитанные шаги: мы приложили большие усилия, чтобы вычислить, в чем нуждается бизнес, чтобы увеличить инвестиции в добычу, и сбалансировать его ожидания с нашим фискальными потребностями. И мы внимательно исследовали, как работает эта отрасль на других рынках", — добавила она.

Помимо снижения ренты в два раза (до 29 и 14% в зависимости от глубины добычи соответственно), главным нововведением Минфина в законопроекте №2352а стало введение с 1 января 2016 г. налоговых преференций при добыче газа из новых месторождений. На таких месторождениях рента составит 20% при добыче газа на глубине до 5000 м и 10% — свыше 5000 м. Таким образом, законопроект будет стимулировать газодобытчиков развивать новые проекты.

В то же время действующая норма о понижающем коэффициенте 0,55 из нового законопроекта исключена.

"Корпоративный" налог вместо ренты в 55–70%

Правда, помимо ренты и налога на прибыль в 18%, правительство Украины также предлагает ввести надбавку на налог на прибыль, которая составит для частного добывающего предприятия 30%. Этим налогом будут облагаться только новые инвестиционные проекты.

Применение "корпоративного" налога в 30% означает внедрение принципиально новой налоговой системы для газодобычи.

Появление "корпоративного" налога в законопроекте вызвало бурную реакцию у представителей газодобывающих компаний. Поскольку в правительственном законопроекте нет четкого определения предмета налогообложения, то у участников рынка возникли вполне резонные предостережения относительного 30-процентного налога.

Например, компания приступила к разработке нового месторождения после 1 января 2016-го. Рентная плата может составить
20 или 10% — в зависимости от глубины разработки месторождения. Предполагается, что инвестиции в такое месторождение не будут облагаться "корпоративным" налогом в 30%. Но не факт.

Инвестиционные проекты в газодобыче: активы без сервиса и свобода выбора системы налогообложения для каждого объекта

В "рентном" законопроекте правительства не содержится четкого определения, что такое инвестиционный проект, чего он касается непосредственно и какие объекты должен и может в себя включать.

Формально инвестиционный проект — это месторождение или участок недр. Но считать ли, например, установку подготовки газа, новую скважину на старом месторождении и трубопровод инвестиционным проектом, непонятно. И это серьезно озадачивает добывающие компании, представители которых, впрочем, сменили тональность с категорического недоверия на осторожную надежду.

Исходя из содержания правительственного законопроекта №2352а, добывающие компании могут отнести на инвестиции только материальные активы. При этом дорогостоящие и трудоемкие услуги (включая наукоемкий сервис), связанные с геофизикой, геологоразведкой и бурением, подпадают под 30-процентное налогообложение, что категорически не устраивает газодобытчиков.

"Так получается, что чем хуже экономика проекта, тем выгоднее применять новые ставки налогообложения", — возмущается директор одной из добывающих компаний.

Несмотря на очень привлекательную, на первый взгляд, предложенную правительством ренту на добычу природного газа из новых месторождений (20/10% — это не 55/70%), в сегодняшней ситуации практически невозможно просчитать общую налоговую нагрузку. Вполне может оказаться, что действующие месторождения будет выгоднее разрабатывать по ставке ренты 29/14%, чем вкладывать средства и силы (и оплачивать дорогостоящий сервис) в разработку новых месторождений по ставке 20/10% с учетом "корпоративного" налога в 30%. В таком случае привлекательность новых инвестиционных проектов резко падает, если не исчезает бесследно.

Также важным элементом для инвесторов должна стать свобода выбора системы налогообложения для каждого объекта: то ли это будет 29/14%, то ли 20/10% с учетом "корпоративного" налога 30%.

Выходом из данной ситуации может стать принятие подзаконных актов, дополняющих основной законопроект. С их помощью возможно решить существующие технические вопросы. С другой стороны, у правительства остается реальная возможность с помощью принятия подзаконных актов влиять на будущее газодобычи в стране.

Сдержанная реакция частных газодобытчиков

На первый взгляд может показаться, что Кабмин и Минфин наконец-то услышали добывающий бизнес, разобрались в его нюансах и пошли навстречу инвестору. Но в Украине добытчики газа, как государственные, так и частные, очень хорошо знают цену словам чиновников. Поэтому заявление о снижении ренты на добычу природного газа в два раза вызвало довольно сдержанную реакцию участников рынка.

Надо сказать, что вашингтонское заявление главы Минфина Украины Наталии Яресько о снижении ренты до 29 и 14% с 1 октября 2015-го, а также до 20 и 10% с внедрением "корпоративного" налога в 30% — с 1 января 2016 г. стало неожиданностью для участников рынка.

Да, все они знали о готовящемся правительственном законопроекте. Но, как уже было сказано выше, газодобытчики получили не только новые — сниженные — ставки ренты, но и принципиально новую систему налогообложения. При этом сам законопроект №2352а вызвал много вопросов.

В Минфине посчитали, что сделали все возможное для инвесторов, и вполне резонно ожидали от них заявлений с поддержкой "рентного" законопроекта. Но вместо поддержки со стороны добывающих компаний — гробовая тишина.

С одной стороны, законопроект о снижении ренты — исключительно позитивный документ для добывающей отрасли, а роль Минфина в его продвижении ключевая. С другой — качество законопроекта, с учетом недоработок, оставляет желать лучшего.

В среду, 15 июля, на следующий день после размещения законопроекта на веб-сайте Верховной Рады, практически никто публично так и не высказался в поддержку законопроекта. Может, не сразу увидели или не успели прочесть этот документ...

В это время министр финансов Н.Яресько находилась за рубежом. Ситуацию в срочном порядке пришлось спасать ее заместителю Елене Макеевой. В четверг утром состоялась встреча замминистра с представителями частных добывающих компаний, а позже был созван брифинг, посвященный законопроекту о ренте.

Поддержать законопроект Минфина пришел заместитель председателя правления НАК "Нафтогаз Украины" Сергей Коновец (заместитель по финансовым вопросам и вопросам налогообложения). По-видимому, заместителю министра финансов с такой поддержкой удалось несколько рассеять подозрения участников рынка относительно проблемных вопросов законопроекта.

Прогноз рентно-газодобывающей погоды

В правительстве с оптимизмом воспринимают снижение рентных ставок и прогнозируют, что это благоприятно скажется на добыче газа в стране. А введение нового режима налогообложения (с 2016 г.) будет способствовать привлечению инвестиций в геологоразведку, изучение и разработку новых месторождений.

По оценкам Министерства финансов, комплекс предлагаемых мер, прежде всего налоговых, к 2025 г. может способствовать повышению производства природного газа в Украине частными компаниями до 8,5 млрд кубометров ежегодно.

Для сравнения: в 2014-м доля частных добывающих компаний составила 3,4 млрд кубометров (без учета добычи полугосударственного ПАО "Укрнафта" и на 100% государственного ПАО "Укргаздобыча").

К 2035 г. предпринимаемые шаги и меры, как ожидает правительство, должны способствовать увеличению объема добычи природного газа в стране частными компаниями до 11 млрд кубометров ежегодно.

"Правительство выполняет свои обязательства по созданию условий для привлечения частных инвестиций и технологий и выводит Украину из энергетического тупика, в котором она находилась десятилетиями", — оптимистично заявила Н.Яресько в Вашингтоне.

Инвесторы скромнее оценивают возможности развития и увеличения добычи природного газа в Украине. Даже при самой благоприятной ситуации в сфере налогообложения газодобывающей отрасли только для стабилизации ситуации понадобится не менее года, а вообще-то — полтора года.

Новые ставки рентных платежей согласно правительственному законопроекту будут соответствовать уровню рентных ставок 2013–2014 гг. В тот период рост добычи газа в частном секторе достигал 25%. Газодобывающим компаниям, работающим в Украине, вполне по силам повторить успехи годичной давности.

Что касается привлечения новых инвестиций в газодобычу, то здесь ситуация более сложная. Очевидно, что иностранные компании будут проявлять интерес к Украине. Но ряд объективных факторов и риски будут сдерживать приход инвесторов в страну, на территории которой идет война и часть территории которой — Крым — "временно аннексирована". Именно та часть, где планировалось проводить геологоразведку и развивать добычу углеводородов на континентальном шельфе Черного моря.

Плохой новостью для инвестиционной привлекательности стал и уход из Украины американской Chevron, которая на прошлой неделе заявила о закрытии своего украинского представительства.

Тем не менее, когда украинская государственная делегация находилась в США, 13 июля появилась информация о том, что американская Frontera Resources Corporation заявила об интересе инвестировать в разработку газовых месторождений и добывающую отрасль Украины. Компания подписала двухгодичный меморандум о взаимопонимании с НАК "Нафтогаз Украины". Это пока никого ни к чему не обязывает, но является свидетельством потенциального интереса к добыче углеводородных ресурсов в Украине.

Другая американская газоторговая компания — Trail Stonе, поставляющая Украине газ с августа 2014 г., заявила о намерениях выйти на внутренний украинский рынок газа. Первые операции в этом сегменте рынка планируется провести уже в октябре 2015 г., сообщил 15 июля Билл Гебхардт, старший партнер американского газотрейдера Trail Stone. Самое время приходить и на рынок распределения и поставок газа Украины — с 1 октября 2015 г. вступают в действие основные положения Закона "О рынке природного газа" (см. также на сайте ZN.UA статью народного депутата Наталии Кацер-Бучковской "Преодоление болевого барьера непрозрачности").

Напомним, компания Trail Stone второй год поставляет в Украину газ по газотранспортной системе Словакии, по так называемому словацкому маршруту. В первом квартале 2015 г. эта компания продала "Нафтогазу Украины" 584,2 млн кубометров газа.

Государственной "Укргаздобыче" уменьшение ренты "грозит" через два года

Предлагаемое правительством снижение ставки рентных платежей для частных газодобывающих компаний — безусловно, важный и необходимый шаг на пути развития украинской газодобычи. Но остается открытым вопрос о будущем государственной компании "Укргаздобыча" (для которой с весны 2015 г. действует рентная ставка 70%), а также о будущем предприятий совместной деятельности, на которые не распространяется действие нового законопроекта и которые правительство фактически вынуждает платить 70% ренты. Или переоформить договоры совместной деятельности и самостоятельно получить лицензии на право разведки и эксплуатации углеводородных месторождений и участков. Премьер Яценюк так прямо и заявил, что максимально высокие рентные платежи призваны этому способствовать.

Подразделения государственного ПАО "Укргаздобыча" (100% акций которого находится в корпоративном управлении "Нафтогаза") добывают природный газ и в основном продают его "Нафтогазу" для обеспечения потребностей населения (покрывают около 80% потребностей населения, или приблизительно 13 млрд кубометров в 2014 г.). Прогнозная заявка "Укргаздобычи" на нынешний год — 12,8 млрд кубометров. Плюс еще полмиллиарда, а то полтора миллиарда кубометров газа компания может получить в рамках совместной деятельности с "частниками". (См. ZN.UA №7 от 27 февраля 2015 г., "Если вы что-то недоговариваете, вы что-то скрываете…".) Но на финансовом состоянии "Укргаздобычи" предлагаемые правительством налогово-рентные новшества пока не скажутся.

В Минфине прогнозируют пересмотр рентных ставок на добычу газа государственными компаниями через два года. Об этом в четверг, 16 июля, сообщила заместитель министра финансов Елена Макеева.

"По результатам работы рабочей группы, как я уже сказала, это не наше решение, не решение правительства, а результаты рабочей группы. Мы общались и консультировались с разными международными экспертами, в том числе и с МВФ, и совместно пришли к выводу, что пока говорить о применении единого режима как частными компаниями, так и государственными компаниями не актуально. Об этом можно говорить через два года", — констатировала замминистра.

Что касается цены газа для госкомпаний ("Украздобычи" и полугосударственной "Укрнафты"), то здесь тоже ждут изменений. Заместитель председателя правления НАК "Нафтогаз Украины" Сергей Коновец заявил, что с 1 апреля 2017 г. весь газ на внутреннем рынке будет закупаться по единой оптовой цене. "С 1 апреля 2017 г. полностью заработает либерализованный оптовый рынок газа, то есть у нас уже не будет каких-то отдельных цен для населения, будет все по единой оптовой цене, поэтому с 1 апреля 2017-го не будет такого понятия, как газ для населения, а будет единая оптовая цена и будут единые правила для всех", — отметил он.

***

Хотим дожить до обещанной (через десять лет) газовой самодостаточности Украины. Обещанной как предыдущими, так и нынешними президентом, премьер-министром и министром финансов Украины. До времени, когда Украина в энергетических аспектах (а не проблемах, как последние лет двадцать) не будет заложницей ни России, ни Европы, ни Азии, ни Америки. Ни социально, ни финансово, ни политически. А будет равноправным партнером компаний этих региональных энергетических рынков. Неужели такое желание — утопия?!

 
Теги:
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
6 комментариев
  • AShurshun 21 июля, 21:50
    Yevhen Vishnikin Вчера, 09:53 «Коллега, вопрос Chevron имеет крайне малое отношение к размеру рентной ставки. Тут дело в другом - Chevron это представитель большой Десятки нефтегазового мира, и его уход из Украины это крайне чувствительный удар по репутации. После этого для многих ВЕДУЩИХ компаний проекты в Украине попадают в тревожный список по умолчанию. И для того чтобы убедить их вкладывать деньги потребуется очень много ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫХ усилий. P.S. в Украине нет разведаных запасов СЛАНЦЕВОГО газа - совсем.»
    Коллега, с 2007 года тянулся мармеладный-шоколадный период отечественной газодобычи - ставки и издержки смешные, цены задушевные, но что-то очередь от иностранцев не замечена ... как там говорят, хочешь сделать хорошо – сделай сам... не надо направлять ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЕ усилия в свисток, хотя девиз: движение - всё, а цель – а кто спрашивает ? часто-густо господствует в сознании
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • matros 18 июля, 14:35 Очень бы хотелось услышать хоть один аргумент "рабочей группы" - на каком собственно основании ренту снижают только для частных добытчиков , а для госкомпании оставляют на прежнем , высоком уровне? Почему наполнять бюджет должны только госпредприятия , а не крутые коммерсы-владельцы скважин: гламурные коневоды и прочие "владельцы газет-пароходов-самолетов-яхт"? Или развиваться должна только частная добыча , а не чахнущие остатки государственной добычи? Я уж не говорю о закрепленном в Конституции равенстве форм собственности - на Конституцию все давно плевали. Складывается впечатление , что "рабочая группа" тупо получило денег засвои наукообразные выводы ,дабы обосновать антигосударственный подход. А потом олигархам от газа останется только простимулировать процедуру голосования,слегка поделившись своими форбсовскими статками с поиздержавшимися на летнем отдыхе "слугами народа" - и вопрос решен.Интересно - этот закон проходил антикоррупционную экспертизу?Егор Соболев - АУУУУУ!!! Ответить Цитировать Пожаловаться
  • AShurshun 18 июля, 09:14 "Плохой новостью для инвестиционной привлекательности стал и уход из Украины американской Chevron, которая на прошлой неделе заявила о закрытии своего украинского представительства" – а это-то здесь при чем на проект Chevron не распространялась ни одна из норм, о которых уже год рассуждают Chevron взял обязательства в рамках соглашения о разделе продукции в отношении объекта недр способного генерировать собственно СЛАНЦЕВЫЙ газ, где ставка рентной платы – 1,25% так, что использование авторами этого факта – манипуляция в чистом виде а вот существенность мотивации невыполнение взятых обязательств – это действительно вопрос, который вообще не раскрывался
    Yevhen Vishnikin 20 июля, 09:53
    Коллега, вопрос Chevron имеет крайне малое отношение к размеру рентной ставки. Тут дело в другом - Chevron это представитель большой Десятки нефтегазового мира, и его уход из Украины это крайне чувствительный удар по репутации. После этого для многих ВЕДУЩИХ компаний проекты в Украине попадают в тревожный список по умолчанию. И для того чтобы убедить их вкладывать деньги потребуется очень много ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫХ усилий. P.S. в Украине нет разведаных запасов СЛАНЦЕВОГО газа - совсем.
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • AShurshun 18 июля, 09:05 "В "рентном" законопроекте правительства не содержится четкого определения, что такое инвестиционный проект, чего он касается непосредственно и какие объекты должен и может в себя включать. Формально инвестиционный проект — это месторождение или участок недр. Но считать ли, например, установку подготовки газа, новую скважину на старом месторождении и трубопровод инвестиционным проектом, непонятно" – полноте законопроект изменения в НАЛОГОВЫЙ кодекс, а наличие ИНВЕСТИЦИОННОГО проекта, как изложение ПРЕДЛАГАЕМЫХ ИНВЕСТОРОМ технико-технологических и финансово-экономических РЕШЕНИЙ для ИЗУЧЕНИЯ или ОСВОЕНИЯ конкретного объекта недр, который ИДЕНТИФИЦИРОВАН в соответствующем сертификате на право пользования ИМУЩЕСТВЕННЫМИ правами – специальном разрешении на пользование недрами, - суть требование отраслевого закона "О НЕФТИ и ГАЗЕ" при этом способ решения отдельной задачи в процессе ИЗУЧЕНИЯ или ОСВОЕНИЯ конкретного объекта недр - это проект, но лишь составная часть ЦЕЛОГО проекта Ответить Цитировать Пожаловаться
  • AShurshun 18 июля, 08:47 "Правда, помимо ренты и налога на прибыль в 18%, правительство Украины также предлагает ввести надбавку на налог на прибыль, которая составит для частного добывающего предприятия 30%. Этим налогом будут облагаться только новые инвестиционные проекты" – красотища все читают одни и те же парирцы, но пишут совершенно разное – Галина Калачова, Сергій Лямець опубликовали опус "Нові рентні ставки: розквіт видобутку газу чи обвал бюджету?", а там ВЫБРАНА другая табличка из которой следует, что модель 4 от МВФ собственно и базируется на том, что: поступления "сверхприбыли" от СТАРЫХ проектов – суть механизма компенсации потерь бюджета от снижения ставок рентной платы, вот только переход должен происходить постепенно по мере подготовки ИНВЕСТИЦИОННЫХ проектов в едином формате – с четким оценками денежных потоков, как прошлых, так и настоящих и будущих с НОВЫМИ проектами естественно таких проблем возникать не будет по причине отсутствия прошлых издержек Ответить Цитировать Пожаловаться
Реклама
Киев 25 °C
Курс валют
USD 25.10
EUR 28.03