Как сливают "киотские" миллионы

Алла Еременко 27 декабря 2013, 19:40
49а_21

Читайте также

У каждого небезразличного человека сжимается сердце, когда он слышит, а тем более видит детей, благодарящих за то, что... им и так положено. Должно полагаться. Дети, которые только что сняли варежки, не стремятся вызвать слезы. Они просто надеются, что после хотя бы небольшого утепления их школы не придется зимой сидеть на уроках закутанными и опять в варежках. Если школу утепляли качественно...

Обеспеченный покой и возможность обучения сегодня, завтра же — это конкурентоспособность на международном рынке труда. И прежде всего применение полученных навыков и знаний в Украине.

Вы, возможно, не сразу поверите, но речь идет о Киотском протоколе. И об обязательстве Украины относительно "зеленых" проектов, в частности и утепления школ. В первом периоде действия обязательств Киотского протокола Украина накопила около 2,73 млрд единиц установленного количества (ЕУК). Их можно было продать в обмен на обязательство внедрить проекты, которые будут защищать природную среду и сохранять уже произведенную энергию (если называть вещи своими именами). В начале действия первого периода Киотского протокола Украина продала в 2009 г. 30 млн ЕУК — Японии и 3 млн ЕУК — Испании. В 2010 г. Япония дополнительно приобрела у Украины еще 14 млн ЕУК. То есть в целом Украина продала 47 млн единиц установленного количества.

Цена купли-продажи квот ЕУК не разглашается, но от специалистов рынка ZN.UA известно, что она составляла около 10 евро за 1 тонну CO2. И эту информации никто не опровергал. Следовательно, есть основания полагать, что общая сумма средств, полученных Украиной по механизму международной торговли квотами в рамках первого этапа Киотского протокола, составляет около 470 млн евро. Где они? Поступления от продажи ЕУК были направлены в бюджет Украины и размещены на специальных счетах Госказначейства. Эти средства должны использоваться согласно действующему Бюджетному кодексу Украины через Минфин и Госказначейство. Но средства выделяются конкретным фирмам под конкретные проекты. Через тендеры...

Как и на что используются указанные средства, какой результат при этом получен, попробовали выяснить журналисты ZN.UA. Мы также поинтересовались мнением и оценкой имеющихся фактов в Госагентстве экологических инвестиций (ГАЭИ) и у экологических экспертов. Но все оказалось совсем не так "тепло", как мы надеялись. И даже далеко от планов государственных агентств и предприятий, по крайней мере, далеко от их публичных планов.

Однозначно заявить, что 450 "киотских" миллионов евро украли или "направили не по назначению", пока что не можем из-за отсутствия железобетонных документальных оснований. Но то, что далеко не все они используются на благо государства и его учреждений, — такие факты есть. И зафиксированы они не только ZN.UA.

Означает ли это, что Украине придется возвращать "экологические" евро по крайней мере Японии, да еще и в ближайшее время? Ведь несколько месяцев назад японская сторона предупредила украинскую (на дипломатическом языке это был почти ультиматум), что у нее немало претензий к срокам и даже качеству выполнения проектов за "зеленые" средства.

Как выяснило ZN.UA, пока Япония категорически не требует от Украины возврата "киотских" денег. Хотя, очевидно, имеет для этого основания. Но международный имидж и национальная гордость обязывают, и этим японцы не поступятся. Япония даже подписала в 2013-м с Украиной дополнительное соглашение к контракту 2009 г. о продлении на 2014–2015 гг. сроков выполнения согласованных проектов. Все трансакции с "киотскими" углеродными единицами в Украине должны быть завершены в этот период. Сейчас Украина и Япония согласовывают окончательные проекты и сроки...

Но технический и финансовый аудит проектов еще впереди. Хотя он будет не первым, а результаты предыдущих аудиторских проверок и использования японских "зеленых" инвестиций, проведенных аудиторами BDO и TÜV Rheinland, почему-то до сих пор не обнародованы. Несмотря на требования и законодательные обязательства.

И если следующий аудит выявит непреодолимые проблемы в реализации "зеленых" проектов, то у Украины возникнут настоящие проблемы, прежде всего, имиджевые. Тем более что никто не знает, как будет развиваться ситуация с Киотским протоколом в 2014–2015 гг. и что будет с уже полученными в его рамках Украиной деньгами.

Официальный "Киото"

ZN.UA обратилось с острыми вопросами и в Госагентство по экологическим инвестициям, и к экологам. Предлагаем вашему вниманию сначала вопросы ZN.UA и ответы ГАЭИ.

— Сколько Украина получила средств от японских и испанских контрагентов и сколько их использовано?

— От японских и испанских контрагентов Украина получила 470 млн евро, из которых на сегодняшний день использовано 2,6 млрд грн.

— Какое количество проектов по схеме "зеленых" инвестиций (СЗИ) согласовано с японскими контрагентами и реализуется?

— По договорам продажи единиц (частей) установленного количества выбросов парниковых газов (ПГ) с японской стороной согласовано 707 проектов целевых экологических ("зеленых") инвестиций на общую сумму 4,6 млрд грн. Из них в октябре 2013 г. с японской стороной дополнительно согласовано 162 проекта в социальной сфере. Их реализацию планируется осуществить на протяжении 2014–2015 гг.

— Какого ежегодного сокращения выбросов парниковых газов (СО2-экв.) можно ожидать в случае реализации "зеленых" проектов в Украине? Сколько это составляет в так называемом натуральном и процентном выражении?

— В случае реализации проектов целевых экологических ("зеленых") инвестиций общее сокращение выбросов парниковых газов ожидается в объеме 166 тыс. т СО2-экв./год.

— Действительно ли общее сокращение парниковых газов, которого можно достичь в результате реализации по схеме "зеленых" инвестиций, составляет менее 1%, а точнее, не превышает 0,03%?

— Если считать, что выбросы ПГ за 2011 г. в Украине составляли около 394 млн тонн СО2-экв. с учетом сектора "Землепользование, изменения в землепользовании, лесное хозяйство", то сокращение выбросов парниковых газов исключительно от внедрения проектов по схеме "зеленых" инвестиций составит немногим более 0,04% (166 тыс. т СО2-экв./год). Но и это очень важно — такой уровень выбросов ПГ (394 млн тонн) на 54% ниже уровня базового 1990 г. Этот показатель означает, что Украина выполняет свои количественные обязательства согласно Киотскому протоколу по ограничению выбросов ПГ.

Кроме этого, несмотря на незначительное сокращение выбросов парниковых газов, в рамках реализации проектов по схеме "зеленых" инвестиций Украине удалось достичь высокого социального эффекта и внедрить современные энергосберегающие японские технологии, что было предусмотрено договоренностями сторон.

Однако что касается значительного сокращения выбросов парниковых газов, то у Украины есть немало достижений в рамках реализации одного из гибких механизмов Киотского протокола — проектов совместного внедрения (ПСВ).

528 719 305 углеродных единиц (из них 38 681 786 ЕУК и 490 037 519 ЕСВ) было введено в обращение и передано Госэкоинвестагентством по итогам верификации 215 проектов совместного внедрения (с 2008-го по 2013 г.). 58,3% мирового рынка ЕСВ по состоянию на 15 декабря 2013 г. составляют единицы сокращения выбросов (ЕСВ) парниковых газов, которые были введены в обращение по итогам верификации украинских ПСВ. Поэтому можно говорить о значительном сокращении выбросов парниковых газов в рамках внедрения гибких механизмов Киотского протокола в Украине.

Статистика относительно проектов по схеме "зеленых" инвестиций

598 проектов по капитальному ремонту (теплосанации) объектов социальной сферы (утепление фасадов и крыш, замена окон и дверей), осуществляемых преимущественно в учебных заведениях и заведениях здравоохранения почти во всех регионах Украины. 27 проектов по техническому переоснащению светильников на основе ламп накаливания в светильники на основе LED технологий. 75 проектов по замене лифтов в жилых домах и заведениях социальной сферы.

А также следующие крупномасштабные проекты по использованию японских технологий:

— проект по строительству очистных сооружений по очистке шахтных вод шахты им. П.Войкова, г. Свердловск Луганской области;

— проект по реконструкции котельной квартала №165 с внедрением тепловых насосов, г. Дзержинск Донецкой области;

— проект по комплексной модернизации вагонов с внедрением асинхронного тягового привода на КП "Киевский метрополитен";

— два проекта по техническому переоснащению (замене подвижного состава существующих патрульных автомобилей) автомобилями с гибридной силовой установкой в Министерстве внутренних дел Украины;

— проект по реконструкции системы теплоснабжения микрорайонов "Солнечный" и "Строитель" в г. Горловка Донецкой обл. (первая очередь);

— проект по внедрению рационального потребления энергии с использованием современных высокоэффективных технологий на территории ГПУ "Международный детский центр "Артек" (первая очередь).

— Сколько проектов уже завершено?

— По информации ГП "Госэкоинвест", среди проектов по энергосбережению в социальных заведениях на сегодняшний день завершена реализация почти всех проектов по теплосанации объектов социальной сферы, по которым получены декларации о готовности объектов к эксплуатации. Также завершена реализация одного проекта по техническому переоснащению светильников на основе ламп накаливания в светильники на основе LED технологий в г. Новограде-Волынском Житомирской области.

— Сколько средств помогли сэкономить Украине названные проекты и на чем?

— Экономия в рамках договоров с японскими контрагентами составляла приблизительно 290 млн грн — за счет сокращения расходов на сопровождение проектов, исключения некоторых объектов, на которых невозможно было выполнить работы (по пяти проектам согласно письмам заявителей и подрядчиков было сообщено о необходимости исключения этих проектов из реализации из-за невозможности провести на них строительно-монтажные работы), за счет средств, полученных от разницы при обменных операциях из евро в гривню, а также за счет общей экономии в проектах (не использованные средства, заложенные на компенсацию рисков, и т.д.).

— Какие проекты были согласованы с испанской стороной?

— По договору продажи ЕУК с испанской стороной на заседании совместного наблюдательного комитета в г. Мадриде были отобраны для реализации следующие проектные предложения:

— производство и поставки тепловой и электроэнергии за счет сбора биогаза путем переработки животноводческих органических отходов;

— модернизация тепловых станций в г. Севастополе;

— строительство ветроустановок с целью создания автономного ветропарка для энергообеспечения Днепровского машиностроительного завода;

— сбор метана и производство электроэнергии в городах Лисичанск, Энергодар, Мелитополь, Бердянск.

Из этих проектов на сегодняшний день в Госэкоинвестагентство представлены, рассмотрены и одобрены на заседаниях Межведомственной рабочей группы следующие проекты целевых экологических ("зеленых") инвестиций:

— проекты по модернизации оборудования центральных теплопунктов в Севастополе (15 проектов с общей сметой 50,8 млн грн);

— проекты по сбору метана и производству электроэнергии в городах Лисичанск, Энергодар, Мелитополь и Бердянск общей стоимостью 56,6 млн грн.

 

Несмотря на заверения пресс-секретаря ГАЭИ Екатерины Кравченко, развернутая и подробная информация о состоянии реализации проектов СЗИ в полном объеме и своевременно не обнародуется. Госагентство должно ежегодно проводить финансовый и технический аудит проектов по схеме "зеленых" инвестиций и подавать отчеты стороне договора о продаже квот на выбросы согласно Киотскому протоколу. Но результаты официальной проверки схемы "зеленых" инвестиций в Украине до сих пор непубличные. Хотя проведение мониторинга и проверки реализованных проектов СЗИ в Украине закреплено странами-покупателями в договоре о продаже единиц установленного количества выбросов парниковых газов и законодательными актами Украины.

Сейчас же можем констатировать, что многие из проектов, финансируемых по "зеленой" программе, реализуются кое-как. Через год после того, как уполномоченное госпредприятие "Госэкоинвест" и Госагентство по экоинвестициям провели тендеры и выделили сотни миллионов гривен для утепления школ и больниц по всей Украине (согласно данным "Вісника державних закупівель" и сайта ГП "Госэкоинвест" (http://dpdei.com.ua/tenders/anouncment_and_result), к инициативе проверки выполнения "зеленых" проектов приобщились активисты общественной экологической организации (НЭЦУ, www.necu.org.ua). Они параллельно с журналистами проверили информацию о состоянии дел на 13 объектах, которые входят в список утвержденных Госагентством по экоинвестициям и "Госэкоинвестом" и работы на которых уже должны быть завершены.

Вот несколько примеров.

— Общеобразовательная школа в с. Новое Токмацкого района Запорожской области. Выделено 1 899 089 грн на утепление фасадов и замену окон и дверей. Но не нанесено на утеплитель стен защитно-декоративное покрытие "короед". Работы остановлены 27 сентября 2013 г.

— Специализированная школа "Надежда" по ул. Бабенко, 9, в пгт Черниговка Запорожской области. Выделено 1 671 322 грн на утепление фасадов и замену окон и дверей. Работы по проекту велись с июня по сентябрь 2013 г. Качество выполнения работ и отношение к их качеству работников оставляет желать лучшего, поскольку:

– не утеплен фасад стены площадью 1312 м2;

– фасад стен не прогрунтован, не нанесено защитно-декоративное покрытие "короед" и не покрашен;

– не установлены (16 штук) и не закреплены (139 штук) отливы;

– не заменены 9 оконных стеклопакетов;

– не сделаны откосы ко всем окнам.

— Общеобразовательная школа в пгт Компанеевка Кировоградской области. Выделено 2 823 547 грн на утепление фасадов и замену окон и дверей. В сентябре 2013 г. работы по проекту остановились, но не установлены отливы и некачественно сделаны откосы к окнам. Не утеплен ни один из корпусов школы.

— Городская поликлиника для взрослых №1 в г. Луцк, пр. Свободы, 66а. Площадь стен под утепление — 2474,2 м2, площадь окон для замены — 95,7 м2, фактически было установлено около 220 новых окон. Площадь перекрытия крыши под утепление — 1328,4 м2. Для теплоизоляции здания используется минеральная вата на площади около 2200 м2. Часть здания площадью 800 м2 утеплена пенополистиролом за средства, выделенные из местного бюджета. Не утеплен торец здания и около 100 м2 фасада пятиэтажного здания больницы. Ранее выполненное утепление пенополистиролом не было заменено. Для окончания работ отсутствуют материалы и оплата труда рабочих.

— Общеобразовательная школа І–ІІІ степеней №3 по ул. Мира, 12, в г. Обухов Киевской области (данные на август 2013 г.). Работы по утеплению приостановлены с 2012 г. Замена окон выполнена некачественно.

— Специализированная школа №16 в г. Бердянск. Работы не закончены и приостановлены, рабочим не заплатили. Полностью выполнено утепление трех стен, а остальные оставлены в прежнем состоянии. Рабочие трудились с июня по сентябрь 2013 г. Заменили не все окна (из 280 окон — около 100). Качество замены окон вызывает сомнение; откосы к окнам не закончены и сделаны кое-как.

— Любешовская центральная районная больница, Волынская область. Предусмотрено финансирование на сумму 9,6 млн грн (утепление и т.п.). Работы выполнены приблизительно на 50%. К ноябрю 2013 г. должны были выполнить ремонты фасадов трех корпусов и пищеблока. Работы начаты позже запланированного срока, а в конце лета практически остановлены. Сейчас утеплен корпус стационара, заменены окна и внешние двери. Но недоделаны откосы окон как снаружи, так и внутри помещения. Работа "так себе", поэтому в помещениях больницы стало еще холоднее, чем было до ремонта. В корпусе стационара, где 85% окон заменили до этого ремонта, существенно теплее.

Доказательной базой служат также фотоматериалы. Большинство работ выполняются с ужасным качеством. В некоторых школах и больницах утепление сделано наполовину, изоляционные материалы только прикреплены к стене, штукатурка и защитно-декоративное покрытие не нанесены.

Одна из явных проблем при выполнении проектов по схеме "зеленых" инвестиций заключается в том, что отсутствует контроль над процессом выполнения работ и техническим состоянием проектов после их завершения со стороны государственных строительных и архитектурных органов. Вместе с тем технические отчеты консалтинговых компаний BDO и TUV скрывают от общественности.

Эксперт НЭЦУ Андрей Железный по этому поводу говорит следующее:

— Напомню, что госзаказ на тепловую санацию объектов социальной сферы за средства, полученные от продажи квот согласно Киотскому протоколу, получили в 2012 г. следующие компании: ООО "Содетель", ООО "Антис трейд", ООО "Стройинвест 2007", ООО "Союз 2007", ООО "Теплотехник ТП".

Работы на объектах, доверенных этими компаниями подрядчикам, не были выполнены в установленные сроки и надлежащим образом не завершены до сих пор. Деятельность подрядчиков и государственных учреждений, привлеченных к использованию средств по схеме "зеленых" инвестиций в Украине, нуждается в расследовании на предмет соответствия стоимости выполнения работ и закупки товаров качеству выполнения работ и эффективности использования государственных средств.

По оценкам экспертов, из-за искусственного завышения смет, невыполнения определенного объема работ на многих объектах, замены предусмотренных согласно проектной документации материалов на более дешевые и менее качественные счет присвоенных средств может идти на сотни миллионов гривен.

Вместе с тем утепление зданий слишком растянуто во времени, ведь отобранные Госэкоинвестагентством исполнители многомиллионных проектов не завершили начатые работы ни до наступления зимы 2012 г., ни до осени 2013 г. и прекратили оплачивать выполненные работниками объемы работ.

В 2013 г. работы по утеплению социальных объектов и замене окон активно выполнялись в период с июля по октябрь. Именно в июле в ходе заседания общественного совета при ГАЭИ персонально главе агентства Д.Гончаренко были объявлены первые результаты общественного контроля проектов по схеме "зеленых" инвестиций и затронуты вопросы о проблемах с выполнением обязательств по условиям торговли квотами с Японией и Испанией.

"Предполагаю, что приведенные главе ГАЭИ на заседании общественного совета и Межведомственной комиссии по вопросам имплементации Рамочной конвенции ООН об изменении климата и Киотского протокола к ней результаты осуществленного контроля над выполнением работ на выборочных объектах, где планировались проекты по схеме "зеленых" инвестиций, стали катализатором для активизации ведения работ", — говорит А.Железный.

Собственно, с японцев много не спросишь. Они хоть и регулярно приезжают в Украину с целью надзора за выполнением проектов на их средства, но в целом посещают "показательно-образцовые" объекты вместе с руководством Госэкоинвестагентства. Ну почти "потемкинские деревни".

Вспоминая 2011 г., следует отметить, что из-за многочисленных недостатков при учете и инвентаризации выбросов парниковых газов Украину уже лишали статуса соответствия требованиям Киотского протокола. Из-за этого были введены соответствующие санкции и ограничения по выполнению предприятиями проектов совместного внедрения. Только еще через девять месяцев и с контролем решения проблемы со стороны руководства государства кадастр антропогенных выбросов парниковых газов был подготовлен в соответствии со всеми установленными требованиям. И тогда все права на использование гибких механизмов Киотского протокола Украине были возвращены.

"Похоже, что решение существующих проблем по выполнению проектов по схеме "зеленых" инвестиций в полной мере и в соответствии с международным соглашением Украины требует непосредственного контроля высоких государственных институтов... Президента и СНБО, правительства и Верховной Рады. Следует разобраться, почему утепление образовательных, лечебных и других заведений остросоциального значения выполнено не на совесть... не по-человечески как-то", — подытожил А.Железный.

Народными депутатами Украины Р.Павленко, Л.Оробец, М.Головко в парламенте уже зарегистрирован проект постановления №2082а "О создании Временной следственной комиссии Верховной Рады Украины по вопросам расследования обстоятельств и последствий расходования бюджетных средств для проведения капитального ремонта объектов социальной сферы в 2012 году" от 21 мая 2013 г. В результате деятельности такой ВСК можно провести расследование, результаты которого озвучат на пленарном заседании ВР, и депутаты смогут стимулировать привлечение к ответственности нарушителей.

Генпрокуратура три года назад (2010 г.) проводила "киотское" расследование, но касалось оно прежде всего Юлии Тимошенко. 

Расследования общественных активистов и журналистов наводят на мысль, что и именно сейчас происходит "нецелевое использование". Или даже разворовывание средств через "правильные" фирмы, которые выигрывают тендер у одного участника через десять дней после объявления конкурса? И контрольно-ревизионные органы государства просто упорно этого не замечают? ГАЭИ продолжает отчитываться об успехах в переговорах с японскими инвесторами, и об успехах выполнения условий Киотского протокола. А если те же японцы спросят по-настоящему, кто и что им ответит? А главное — что в Украине отсутствует взвешенная государственная политика в отношении энергосбережения и охраны природы. Что с этого околокиотского получила Украина?! Уменьшение выбросов СО2, хотя бы немного утепленные школы? Или только в очередной раз убедила, в этот раз японцев, что, имея дела с Украиной, надо всегда быть готовыми к неожиданностям? Неприятным неожиданностям?

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
12 комментариев
  • Aleksandr Petrov 27 января, 14:58 Из выступления Премъера - поручить новому бюро в старой гособолочке наказать 3 "стрелочников". А где же системный подход Кабмина? Негодяи не там и не так купили LED лампочки? Кабмин то наверное хотел на 550 млн грн. модернизировать во Львове на заводе "Искра" производство, тобто в рамках декоммунизации производство "лампочек Ильича" заменить на производство современных LED ламп. А деньги наверное внести как госинвестиции в уставной фонд предприятия. Но верно, несмотря на все усилия Кабмина, какой - то умник в Департаменте управления имущественными правами ФГИУ отказался от европейской цивилизованной схемы инвестиций, от доходов с производственной деятельности предприятия. Зачем производить, создавать рабочие места, просить у японцев технологию - возьмем лампочками. А годика через 3 опять же пора будет их менять Слава бездарно поедающим международные кредиты! А депутатская комиссия, по зарегистрированному проекту, конечно же во всем разберется. Пора в командировку к Восходящему Сол Ответить Цитировать Пожаловаться
  • третій десяток років 11 января, 20:16 НЕЦІЛЬОВЕ використання Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Валерий Николаевич 29 декабря, 21:12 Нас невозможно сбить с пути - нам пофигу куда идти... Ответить Цитировать Пожаловаться
  • осточертели гады 29 декабря, 18:53 Алекс vitaliy и очередной кум хватит отрабатывать ПР похлебку
    С огорчением 30 декабря, 11:58
    У них работа такая, гадить... кто на что способен... в семье, как говорится, не без путина...
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Алекс 29 декабря, 14:57 Автор "забыл" поблагодарить косатую кремлевскую подстилку за ее газовые контракты и низкую цену за газ. Или у него ума не хватает увидеть, что это причина перехода на уголь???
    Лана 29 декабря, 19:08
    Чем глупости писать, сходили бы на Майдан. Вот и у слышали бы, что люди думают
    вовка 30 декабря, 12:00
    Зачем? Ему и на окружной хорошо... только галлюцинации кошмарят...
    Анатолий 2 января, 14:58
    Алекс 29 декабря, 14:57, а у вас ума хватает задуматься, что мешало Януковичу и Ко подписать дополнительное соглашение, подобное подписанному 17.12.2013, ещё в 2010 году? Если не было согласия российской стороны, то почему не обратились в Стокгольмский арбитраж? Говорили, что с подписанием Януковичем Харьковских соглашений Контракт № КП купли-продажи природного газа между "Газпромом" и "Нафтогазом Украины", в котором пп. 4.4, 8.2, 8.3 позволяли добиться снижения цены газа, перестал действовать. Но ведь теперь подписано дополнительное соглашение именно к этому соглашению. Значит 3 года "профессионалы", мягко говоря, вешали лапшу на уши украинцев. Видно, высокая, по сравнению с ценой газа украинской добычи, цена на импортный природный газ была выгодна отдельным очень влиятельным лицам в Украине. На продаже газа украинской добычи по импортным ценам «делали» немалые деньги, и только доведя в крайне тяжёлое положение украинскую экономике, когда встал вопрос о существовании Украины, как независимом государстве, то есть о самой возможности получать «навар», заставило, в конце концов, Януковича и его камарилью добиться от России снижение цены природного газа от «Газпрома». Спрашивается, так кто виноват, что 4 года для Украины действовали цены, навязанные "старшим братом" в январе 2009 года?
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • vitaliy 28 декабря, 13:48 Этой осенью, кому я только не писал, дабы обратили внимание на проект, который мог бы привлекать не только много миллионные инвестиции в сферу альтернативной энергетики, но так же улучшил бы эк о-обстановку водных ресурсов и дал бы энергетическому сектору не один миллиард кубометров газа. Кто нибудь ответил, да никому даром не надо, все бегут только к наполненной кормушке. нажрутся и потом разводят демагогию кому на Руси (имеется ввиду Киевская Русь) жить хорошо. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Второй кум 28 декабря, 08:17 Как так? Раньше ЗН нас информировало что полученные деньги правительством (на момент поступления там председательствовала Ю.В. Тимошенко) использованы правильно. Что, еще одно уголовное дело по Воне?
    Громадянин 28 декабря, 15:02
    Тендери на проекти тепло санації проводилсь цією владою, коли Тимошенко вже була ув'язненою. То ж не треба пересмикувати факти
    Ответить Цитировать Пожаловаться
Реклама
Последние новости
Киев 21 °C
Курс валют
USD 25.12
EUR 28.18