Иллюзия собственности

Поделиться
Иллюзия собственности
Что же касается Закона "Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме", то это простое перекладывание проблем, созданных государственной безалаберщиной, на обычного владельца, которого заморочили иллюзией собственности.

Спиноза считал, что "цель государства - свобода". Ленин считал, что "государство - это аппарат насилия" господствующего класса над порабощенным, угнетателя над угнетаемым.

Если в эту условную систему координат ввести для проверки тот или иной закон, то по его приближению к тому или иному полюсу можно установить не только направление, в котором двигается государство, - к свободе или от нее, не только то, кто и над кем стремится господствовать, но и то, в чьих руках оказалось государство и кому оно в этот момент служит то ли как царство свободы, то ли как аппарат насилия. Закон Украины "Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме", принятый 15 мая с.г., но еще не подписанный ни председателем Верховной Рады Украины, ни президентом Украины, наглядное тому подтверждение.

Пунктом 1 раздела 9 Коалиционного соглашения (КС) предполагалось разработать и принять закон о "предоставлении владельцам жилья механизмов для эффективного управления и обеспечения жилья качественными услугами". Цель была понятна и вполне отвечала ожиданиям общества, поскольку в условиях переходной экономики владельцам частного жилищного фонда все еще приходилось с большим напряжением осуществлять свои права в условиях бывшей несвободы, которая была и остается живучим пережитком прошлого.

Чем больше владелец сталкивается с действительностью, тем больше недвижимая собственность в многоквартирном доме, которая сначала кажется ему незыблемой, становится иллюзорной, поскольку даже выкупленная у государства за немалые деньги, а не бесплатно приватизированная, нотариально оформленная и зарегистрированная, она так и остается по сути коммунальной, не снятой с баланса коммунальных предприятий и не выведенной с их бухгалтерского учета. Владельцу она кажется частной, а государству и коммунальщикам, судя по их действиям, - нет. Они и в дальнейшем содержат ее на своем балансе и отображают в бухгалтерском учете. Для них не имеет значения, кто назовется владельцем, лишь бы исправно оплачивал квартирную плату, которая больше похоже на дань, чем на плату за реально предоставленные и полученные услуги. Ведь такая недооформленная частная собственность в Украине - это иллюзия самого собственника.

Чтобы покончить с таким двойственным положением, оставалось только сделать собственника реальным, а не номинальным хозяином недвижимого имущества. Для этого надо было выполнить два условия: государство должно было передать владельцам квартир вместе со вспомогательными помещениями отремонтированный дом или средства на его ремонт, в ответ на это владельцы квартир должны были взять на себя бремя содержания собственности, после чего можно было перейти и к реформированию рынка жилищно-коммунальных услуг на условиях рыночной экономики. Государство всячески поощряло собственников к созданию объединений совладельцев многоквартирного дома (ОСМД), чтобы передать им приватизированный жилищный фонд на баланс, завершить этим приватизацию и исключить частный жилищный фонд из баланса субъектов коммунальной сферы экономики, правомочности которых распространяются исключительно на объекты коммунальной формы собственности.

Поэтому задекларированное в пункте 1 раздела 9 КС намерение помочь обществу владельцев осуществить этот переход звучало и актуально, и многообещающе. Хотелось верить, что следует выполнить намеченное, и все, наконец, станет и у нас, как у людей.

Владельцы квартир никогда не были против того, чтобы забрать дома, но ожидали от государства выполнения обязательств, которые оно декларирует, а выполнять отказывается, ссылаясь то на финансовые затруднения, то на нехватку политической воли. И те, кто решился на создание ОСМД, оказались в непростом положении. И их пример только отпугивает остальных. После всего, что натворили в жилищном фонде страны, самоорганизация владельцев путем создания ОСМД затормозилась. Поэтому окончательный переход прав собственности на многоквартирные дома на полдороги замер.

Чтобы выйти из патовой ситуации, государство решило покончить с двусмысленностью положения, в одностороннем порядке пойдя и на нарушение действующих законов, и на отказ от своих обязательств. Так вместо закона "О предоставлении владельцам жилья механизмов для эффективного управления и обеспечения жилья качественными услугами" и появился на свет законопроект Кабмина №1565 "Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме" (далее ЗП №1565), которым государство вместо того, чтобы решить созданные им проблемы, перекладывает их решение на владельцев квартир.

Метод простой: кто не хочет создавать ОСМД без выполнения обязательств на условиях государства, тому государство назначает частную управляющую компанию. А само выходит из игры, не спрашивая на это согласия у тех, кого оставляет, не выполнив перед ними обязательств и не вернув вспомогательные помещения.

Порочность такого принципа для государства, цель которого - верховенство права и свобода, очевидна. Так как вмешательство государства в вопросы, которые должны решаться через самоорганизацию совладельцев, как и объединение права и дискриминации, законно приобретенного и украденного имущества, недопустимо. Но Кабинет министров Украины как субъект права законодательной инициативы попытался в ЗП №1565 объединить несочетаемое. И получился продукт, после которого права собственности в многоквартирном доме стали еще большей иллюзией, чем были до этого.

Последнее слово оставалось за Верховной Радой Украины. Но когда это слово было сказано, от коалиционных ожиданий ничего не осталось. В пятницу, 14 мая 2015 г., как сообщало ZN.UA, вместо ожидаемого "предоставления владельцам жилья механизмов для эффективного управления и обеспечения жилья качественными услугами" украинский парламент принял Закон Украины "Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме". А уже в понедельник,
18 мая, против этого закона протестовали три десятка председателей ЖСК и ОСМД г. Киева. Не ожидая, когда этот "закон" подадут на подпись П.Порошенко, они пришли к администрации президента, чтобы выразить свой протест и, пока не поздно, просить гаранта Конституции наложить на него вето.

Замена ЗП №1565 механизма принятия решения при осуществлении права собственности в многоквартирном доме консенсусом по принципу "один объект собственности - один голос" на голосование квадратными метрами общей площади, которой владеют собственники, уравниловка в правах владельцев жилого и нежилого фондов, фактическое узаконение в правах с владельцами квартир и вспомогательных помещений рейдеров вспомогательных помещений и введение права местной власти назначать совладельцами многоквартирных домов, где не созданы ОСМД, частные управляющие компании настолько ограничили реальные права обычных собственников квартир, что те превратились в иллюзию. А и без того непростое положение председателей ОСМД и ЖСК, ощущающих на себе все возрастающее давление со стороны желающих захватить под свой контроль частный жилищный фонд с целью его эксплуатации и перераспределения в нем собственности, после принятия ЗП №1565 депутатами Верховной Рады усложнилось еще больше. Поэтому они предостерегают, что в случае, если президент подпишет принятый закон и тот вступит в силу, то в ОСМД и ЖСК резко вырастет угроза внутренних переворотов и снизится уровень личной безопасности председателей, шестеро из которых уже убиты, а также упростится возможность сознательного доведения ЖСК и ОСМД до банкротства с целью завладения их имуществом.

Они считают, что некоторым образом ЗП №1565 сможет действовать разве что в новых частных многоквартирных домах как целостных имущественных комплексах, которые не нуждаются в особых затратах на поддержку своего технического состояния и не имеют проблем со вспомогательными помещениями. А для других этот закон только создаст новые проблемы.

Желание государства не восстанавливать нарушенные правоотношения, а одним махом освободиться с помощью противоречивого законодательного акта от всех обязательств перевесило и этические нормы, и требование хотя бы элементарно соблюдать законы. Законотворец решил любой ценой освободить государство от бремени содержания приватизированного жилищного фонда, поэтому нарушение законов, прав владельцев и обязательств государства его не останавливало. Требования тех председателей ОСМД, ЖСК и органов самоорганизации населения, которые входили в состав рабочей группы по доработке ЗП №1565 и требовали привести его в соответствие с Конституцией и законами Украины, не были учтены. Это может свидетельствовать только о том, что цена вопроса действительно настолько высокая, что Кабмину и Верховной Раде Украины проще изменить Конституцию и законы Украины, нарушенные ими, чем привести в соответствие с ними свой законопроект. И они этого даже не скрывают.

Как сказала на заседании рабочей группы 14 апреля с.г. А.Бабак, заместитель главы комитета по вопросам строительства, градостроительства и жилищно-коммунальных услуг, ЗП №1565 будет приниматься не по результатам его проверки на соответствие Конституции и законам Украины, а по результатам голосования: как большинство проголосует, так и будет. Большинство - у коалиции. Поэтому и дискуссия по этому поводу неуместна. Именно из-за этого порочного механизма принятия законов большинством без их проверки на соответствие Конституции и законам Украины беззаконие и становится в Украине законом. Вот только можно ли после этого считать Украину действительно правовым государством, в котором господствует верховенство права и цель которого - свобода, если в нем в действительности господствует не право, а произвол ситуативного большинства?!

На регистрацию в Верховной Раде Украины 22 декабря 2014 г. и в профильный комитет по вопросам строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства 23 декабря 2014 г. проект №1565 совсем не случайно подавался без негативного заключения Главного научно-экспертного управления аппарата ВРУ. Зачем оно, когда все решается не законами, а большинством?

Указанный законопроект не подавался на рассмотрение и в комитет ВРУ по вопросам правовой политики и правосудия, не говоря уже о других комитетах, а Институт законодательства ВРУ официально документально подтвердил (информационное письмо №22/297-1-20 от 22 мая 2015 г.), что не имеет полномочий "обеспечивать контроль нормотворческой деятельности Рады"! Так кто же ее в таком случае обеспечивает? И зачем тогда сам Институт законодательства ВРУ, если у него нет полномочий обеспечивать контроль нормотворческой деятельности Рады?!

Удивил и комитет ВРУ по вопросам европейской интеграции. Информационным письмом №04-17/18-419(127813) от 25 мая 2015 г. он официально сообщил, что, получив на рассмотрение ЗП №1565, в тот же день принял решение, что "данный законопроект не относится к приоритетным сферам адаптации законодательства Украины к законодательству ЕС".

А как при таком нормотворчестве быть с правом? На него можно уже не обращать внимание? Поскольку право в Украине - это такая же иллюзия, как и право собственности, и сама собственность, и даже свобода. Потому что сегодня они есть, а завтра случайное большинство, которое и является законом, возьмет и отменит их. Так куда в таком случае движется Государство Украина: в направлении, указанном Спинозой или же Лениным, который, кстати, тоже был большевиком?

На примере одного только прохождения ЗП №1565 можно сделать выводы о том, что правового государства, цель которого - свобода, а собственность - незыблема, у нас еще нет, а законы не являются продуктом общественного договора. Что же касается ЗП №1565 "Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме", то это простое перекладывание проблем, созданных государственной безалаберщиной, на обычного владельца, которого заморочили иллюзией собственности.

И поэтому председатели ОСМД и ЖСК, вышедшие 18 мая с.г. с протестом и подавшие гаранту Конституции свое обращение, надеются, что президент проявит государственную дальновидность, наложит на ЗУ "Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме" вето и не будет подписывать законы, которые только ухудшают и без того сложное положение владельцев.

В государстве, цель которого - свобода, законы должны писаться при участии тех, кому их потом и выполнять.

P.S. На момент верстки этого материала глава Верховной Рады В.Гройсман еще не подписал ЗП №1565, и на подпись президенту Украины он еще не поступил.

Информационная справка

В течение 2010–2014 гг. на аналогичный по смыслу законопроект Минрегионстроя Украины №8474 по требованию общественности уже было наложено вето президента Украины, а аналогичные по смыслу законопроект Минрегионстроя Украины №11264 и законопроект группы депутатов VII созыва №3793 были отозваны из-за их уязвимости с учетом законов, требованиям которых они не соответствовали. Аналогичный по содержанию законопроект (реестр. №3793 от 19 декабря 2013 г.), внесенный народными депутатами Украины (VII созыв) В.Сальдо, С.Брайко, Е.Карташовым, Ю.Любоненко и В.Мысиком, был отозван авторами после Революции Достоинства (25 марта 2014 г.) из-за негативного заключения Главного научно-экспертного управления аппарата ВР Украины и замечаний Института законодательства ВРУ, Антимонопольного комитета Украины, Министерства юстиции Украины, Института государства и права им. В.Корецкого НАН Украины, НИИ частного права
им. Ф.Бурчака Национальной академии правовых наук Украины.

После неоднократных неудачных попыток протащить предыдущие варианты одного и того же "закона" Минрегионстрой Украины заказал реанимировать его под новым названием "Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме" иностранной компании IFS, выступив с предложениями о внесении соответствующих изменений в те статьи Гражданского и Земельного кодексов и других законов Украины, которым этот законопроект будет противоречить.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме