Диверсификация поставок газа: поддержит ли Европа украинско-польский проект?

газ европа

Читайте также

Евросоюз импортирует 53% потребляемой энергии на сумму более 400 млрд евро в год, являясь крупнейшим потребителем энергоресурсов в мире. Однако его вес на международной арене не соответствует этому статусу, что особо проявилось в современном противостоянии агрессии России, активно использующей не только против Украины, но и против ЕС проверенное оружие — энергоресурсы и энергоинфраструктуру. Даже сокращение чистой прибыли "Газпрома" в 13 раз (!) в январе—сентябре 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом 2013-го — в результате энергетического "укрощения Европы" и строптивой Украины — не останавливает Кремль в стремлении навязать свои правила игры, в частности на едином энергорынке Европы.

Как отвечает на вызов Европа? Что предпринимает и намерен предпринять Евросоюз? И есть ли место в европейских энергетических планах Украине?

По мнению Маттео Каццулани, аналитика по вопросам энергетики и политики в Центрально-Восточной Европе, Россия пользуется зависимостью ЕС от своего газа, применяя различные тарифы для компаний отдельно взятых европейских стран, предлагая им заманчивые, на первый взгляд, условия участия в инфраструктурных проектах, например в строительстве "Южного потока" в обход Украины, все еще остающейся основным транзитным звеном в доставке российского газа в ЕС. От Еврокомиссии РФ добивается исключения из правил Третьего энергопакета газопровода OPAL. В случае уступки ЕК это будет означать отказ от обязательного резервирования 50% газотранспортных мощностей российского "Северного потока" для транспортировки газа третьими сторонами и монополизацию "Газпромом" маршрутов транспортировки газа в Европу, о чем ZN.UA уже не раз подробно рассказывало.

Стремясь такими способами ослабить ЕС, РФ пытается разделить его на западных "дружественных России союзников" и центрально-восточных европейских "антироссийских врагов". Поэтому сегодня, осознавая вызовы своей энергостабильности и энергобезопасности, государства — члены ЕС стремятся максимально сократить энергозависимость от РФ. И прежде всего Центрально-Восточная Европа, зависящая от поставок российского газа более чем на 82%, а отдельные страны — даже на 90–100%.

"Гуртом і батька добре бити" — гласит украинская народная поговорка. Можно сказать, что Европейская комиссия перенесла ее смысл в контекст энергетической безопасности, объявив в ноябре актуальнейшей задачей нового состава ЕК во главе с новоизбранным президентом Жаном Клодом Юнкером создание Энергетического союза ЕС.

Стратегия ЕК: "Безопасность, солидарность и доверие"

Такой подход вполне соответствует кратко- и долгосрочным планам Еврокомиссии, которая по результатам стресс-тестов, проведенных летом-осенью 2014 г., разработала рекомендации государствам ЕС, в частности, по энергобезопасности и уменьшению энергозависимости. К слову, в программу стресс-тестов также были включены Грузия, Молдова и Украина. Еврокомиссия отмечает "необходимость диверсификации источников энергии и маршрутов, а также необходимость снизить высокую энергетическую зависимость нескольких государств — членов ЕС". Более того, эти рекомендации ЕК положены в основу утвержденной в конце октября странами Европейского Союза новой энергетической политики на период 2020–2030 гг.

14 ноября, выступая на Tatra Summit в Братиславе накануне своего первого визита в Киев, новый вице-президент Еврокомиссии по вопросам энергетики Марош Шефчович заявил: "Необходимо перестать думать о рынках как национальных территориях. Необходимо интегрироваться. Необходимо изучать возможность совместной покупки газа". Эта идея совпадает с предложением украинской стороны государствам ЕС покупать российский газ не на западной границе Украины, как это происходит сейчас, а на границе Украины и РФ.

Более того, создание Энергетического союза еврокомиссар М.Шефчович назвал одной из самых неотложных задач нового состава Еврокомиссии. В основе создания Энергосоюза ЕС, по мнению еврокомиссара, должны быть пять столпов:

—безопасность, солидарность и доверие;

— завершение формирования внутриевропейского энергорынка;

— сдерживание спроса;

— декарбонизация структуры энергетики ЕС;

— исследования и инновации.

М.Шефчович призвал страны ЕС к солидарности и большей прозрачности в вопросе ведения переговоров с поставщиками энергоресурсов из третьих стран и к вовлечению Еврокомиссии в эти переговоры. "Солидарность является ключом к обеспечению поставок газа", — отметил он. Очевидно, это имеет прямое отношение к, мягко выражаясь, индивидуальным планам некоторых европейских стран, как, например, Венгрии, относительно проекта "Южный поток". Реализация этого проекта, навязываемого Россией ряду стран ЕС, крайне невыгодна Украине и, по большому счету, не решает задач диверсификации источников и маршрутов газопоставок в Евросоюз, чем последний особенно озабочен из-за неконструктивной и даже агрессивной, особенно в отношении Украины, политики России.

Призывы еврокомиссара по вопросам энергетики к государствам — членам ЕС о скорейшем завершении создания полнофункционального, прозрачного и конкурентного энергорынка и полной имплементации Третьего энергопакета с построением адекватной энергетической инфраструктуры, необходимых взаимосвязей, интеграции, о широком использовании возобновляемых источников энергии и ликвидации энергетических островов не голословны. Еще в октябре ЕС принял решение о финансировании инфраструктурных проектов, в частности достройки и создания новых интерконнекторов между государствами Центральной и Восточной Европы. Эти проекты уже активно реализуются при поддержке различных структурных фондов, совместных инвестиций и инвестиционного пакета Еврокомиссии.

 "Вышеградская четверка"—Украина: перспективы сотрудничества

Еще 28 февраля 2014 г. назначенный премьер-министром постмайданного правительства Украины Арсений Яценюк в своей "тронной речи", предшествующей голосованию в Верховной Раде, назвал одной из основных задач в энергетике страны интеграцию газовых рынков Украины и государств ЕС. Безусловно, речь шла, прежде всего, об интеграции со странами Вышеградской четверки — Польшей, Словакией, Венгрией и Чехией. При этом следует отметить, что, кроме принятия Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законы Украины о реформировании системы управления единой ГТС Украины" и робких попыток перехода к тарифной системе "вход-выход", за весь прошедший период практически ничего сделано не было.

Хотя еще несколько лет назад, во время председательства Венгрии в "Вышеградской четверке" (V4), в ходе конференции в Киеве топ-менеджеры операторов ГТС стран V4 выражали заинтересованность и готовность укреплять сотрудничество с Украиной в энергетической сфере, в частности газовой, а также намерения соединить их объединяемый региональный рынок газа с украинским посредством создания интерконнекторов (соединительных газопроводов). И даже обсуждали проект создания Восточноевропейского хаба (торговой площадки) на базе западноукраинских ПХГ (подробнее см. ZN.UA №28 от 9 августа 2013 г., "Восточноевропейский хаб: программа действий"; №42 от 15 ноября 2013 г., "Точка невозврата").

Тем не менее Венгрия прекратила поставки газа в Украину 25 сентября, вероятнее всего, под давлением "Газпрома". Хотя официальная версия — необходимость заполнить собственные ПХГ. Известно, что газ в венгерские газохранилища закачивает "Газпром". Глава "Нафтогаза Украины" Андрей Коболев 18 ноября в Брюсселе в ходе конференции, организованной Европейским политическим центром, сообщил, что Будапешт обещает возобновить поставки газа в Украину "в ближайшее время". Ранее он говорил о начале газопоставок из Венгрии в декабре. Председатель правления НАКа отметил, что если Венгрия стремится пополнить свои газовые резервы, то она могла бы сделать это с помощью Словакии, продвигая работу венгерско-словацкого соединительного трубопровода. Газ, поступающий из Словакии, даже дешевле, чем тот, что идет непосредственно из России. Коболев отметил, что Словакия уже готова начать газовые поставки в Венгрию, но венгерская сторона продолжает "испытания". Другой соединительный трубопровод — из Словакии в Украину — используется на полную мощность.

"Газпром" с весны ограничивает поставки европейским покупателям своего газа до минимально допустимых согласно контрактам, стремясь таким образом блокировать саму возможность появления на рынках стран ЕС свободного газа, который может быть закуплен и поставлен в Украину в реверсном режиме (см.ZN.UA №33 от 19 сентября 2014 г., "Как "Газпром" пломбирует реверс газа в Украину из ЕС").

Справка ZN.UA

С ноября 2012 г. в украинскую ГТС стал поступать газ со стороны европейских стран в реверсном направлении, прежде всего, через Польшу, а также Венгрию и Словакию. По данным Объединенного диспетчерского управления "Укртрансгаза", оператора украинской ГТС, за период с начала импорта газа из государств ЕС с ноября 2012 г. и по 17 ноября 2014 г. в ГТС "Укртрансгаза" поступило 5,8 млрд кубометров газа. Причем 2,2 млрд — из Словакии.

С 20 октября (даты начала отопительного сезона) по 17 ноября 2014 г. в Украину импортировано 893,9 млн кубометров реверсного газа, в том числе из Словакии — 826,1 и из Польши — 67,8 млн.

По данным Государственной службы статистики, в сентябре из Европы был поставлен природный газ в общем объеме 985 млн 320,2 тыс. кубометров общей стоимостью 339 млн 84,2 тыс. долл. В частности, из Германии было импортировано 823 млн 345,4 тыс. кубометров на 282 млн 770,4 тыс. долл. (средняя цена — 343,4 долл.), из Венгрии — 161 млн 686,8 тыс. кубометров на 56 млн 211,0 тыс. долл. (средняя цена — 347,7 долл.), из Словакии — 288 тыс. кубометров на 102,8 тыс. долл. (средняя цена — 356,9 долл.).

В сентябре 2014 г. Украина импортировала газ из Европы по средней цене 344,1 долл. за тысячу кубометров, тогда как в августе его средняя цена составляла 360,9 долл., в июле — 360,2, в июне — 366,9, в мае — 364,7, в апреле — 375,8 долл.

В целом по итогам января—сентября 2014 г. Украина импортировала из РФ и Европы 16 млрд 110,696 млн кубометров газа на 4 млрд 514,012 млн долл., в т.ч. из Европы — 2 млрд 178,37 млн кубометров на 773,084 млн долл., из РФ — 13 млрд 932,326 млн кубометров на 3 млрд 740,928 млн долл.

В 2013 г. Украина импортировала 27 млрд 972,035 млн кубометров газа на 11 млрд 538,192 млн долл., в том числе 25 млрд 840,479 млн кубометров на 10 млрд 685,045 млн долл. — из РФ, 890,616 млн кубометров на 347,036 млн долл. — из Германии, 613,571 млн кубометров на 250,347 млн долл. — из Венгрии, 533,876 млн кубометров на 217,539 млн долл. — из Австрии, 93,494 млн кубометров на 38,225 млн долл. — из Польши.

По данным Госстата, в 2013 г. импорт газа в страну сократился на 15% (на 4 млрд 954,93 млн кубометров) по сравнению с 2012 г. (32 млрд 926,965 млн кубометров).

Динамику цен на европейском и мировом рынках газа и нефти подробнее см.: http://www.ngbi.com.ua/bulletin.html.

Поставки "Газпрома" в адрес "Нафтогаза Украины" в 2013 г. составили 12,9 млрд кубометров, подконтрольный Дмитрию Фирташу Ostchem закупил 12,9 млрд кубометров, из Европы было импортировано 2,1 млрд кубометров газа.

С 16 июня 2014 г. "Газпром" прекратил поставки газа в адрес НАК "Нафтогаз Украины" в одностороннем порядке из-за разногласий в цене и объемах и цене оплаты НАКом ранее использованного газа.

30 октября в Брюсселе при содействии ЕК был принят временный "зимний пакет", позволяющий НАКу возобновить закупки российского газа до 31 декабря по цене 378 долл. на условиях предоплаты, погасив перед этим часть долга в сумме 1,45 млрд долл. (см.ZN.UA №40 от 1 ноября 2014 г., "Газовый компромисс для Украины ценой в 4,6 млрд долл."). "Нафтогаз" деньги перечислил, "Газпром" оплатил транзит за сентябрь и октябрь. Но НАК пока заявку на закупку газа "Газпрому" не подавал (см.ZN.UA №42–43 от 14 ноября 2014 г., "Рынок газа Украины: круг седьмой монопольного ада").

Но вернемся к описываемому проекту диверсификации. Ситуация сдвинулась с мертвой точки лишь в октябре 2014-го, когда на заседании заместителей министров иностранных дел стран Вышеградской группы и Украины во Львове был рассмотрен подготовленный украинской стороной доклад "Сотрудничество стран Вышеградской группы (V4) и Украины в газовой сфере".

Основные идеи октябрьского доклада 2014 г. приводят к следующим выводам.

Вывод первый. Необходимо объединить усилия стран V4 и Украины в разработке в соответствии с требованиями Третьего энергетического пакета единой нормативной базы, регламентирующей функционирование газовых рынков, принять общую дорожную карту проведения таких работ (в табл. названы первоочередные работы, которые необходимо учесть в этой общей со странами V4 дорожной карте).

Вывод второй. Реализовать новый инфраструктурный проект, обеспечивающий создание новых источников и маршрутов диверсификации импорта природного газа в Украину и использование западноукраинских подземных хранилищ газа (ПХГ) странами Европейского Союза и Энергетического сообщества.

Идея предложенного объединительного инфраструктурного проекта заключается в создании новых возможностей доступа Украины к наиболее ликвидным торговым площадкам Северо-Западной Европы и "вовлечении" ряда западноукраинских ПХГ в общеевропейскую сеть хранения природного газа (см. рис. 1).

Для европейских соседей Украины, прежде всего, из государств Вышеградской группы, этот проект не только упростит доступ к западноукраинским подземным хранилищам газа, но и повысит мобильность европейской ГТС, соединенной интерконнекторами, для оперативной переброски в определенный момент (пикового спроса или в случае форс-мажорных обстоятельств, возникших на каком-то участке европейской ГТС) необходимого объема газа в нужном направлении, а также будет способствовать расширению и упрощению доступа на украинский рынок газа (см. ZN.UA №40 от 1 ноября 2014 г., "Ориентир европейские интерконнекторы и хабы").

Отступление о вступлении и роли ПХГ

По поводу украинских ПХГ, которые было бы целесообразно использовать в проекте диверсификации маршрутов газопоставок в Украину. Это два хранилища — Опары и Бильче-Волицко-Угерское с активным объемом природного газа 1,920 и 17,050 млрд кубометров  соответственно. Расположены они вблизи границ Украины с европейскими государствами и используются для обеспечения стабильности транзита газа в ЕС.

Традиционно эти и другие западноукраинские ПХГ строились для создания и хранения резервного запаса газа, используемого, прежде всего, для поддержания технологического давления в экспортных газопроводах, оперативного отбора и поставки европейским покупателям российского газа в периоды пикового спроса. Так как при срочной заявке европейских покупателей на увеличение суточного объема поставок "газпромовский" дополнительный объем газа физически достигает западных границ Украины от границ РФ (а это свыше 2 тыс. км) минимум через 36 часов, без ПХГ, обслуживаемых оператором украинской ГТС — ПАО "Укртрансгаз", обеспечить стабильность экспортного газопотока невозможно.

Между тем "Газпром экспорт" с 23 июня отказался впредь хранить в украинских ПХГ так называемый резервный газ, предназначаемый для компенсации колебаний пиковых спросов, и не стал продлевать соответствующий договор с "Укртрансгазом", надеясь на свои и арендуемые мощности по хранению газа в Европе. Суммарно емкость ПХГ в государствах ЕС, которые использует "Газпром", в настоящее время составляет всего лишь около 4,1 млрд кубометров газа.

Проектная мощность 12 ПХГ материковой части Украины превышает 30 млрд кубометров газа (при 20ᴼС).

За хранение газа в недавно выкупленном россиянами австрийском ПХГ "Хайдах" "Газпром" берет 65,9 евро и выше за тысячу кубометров (данные Михаила Корчемкина, EEGAS).

Стоимость хранения в ПХГ "Укртрансгаза" тысячи кубометров газа с учетом стоимости закачки и отбора равна примерно 7,5 долл. при курсе 15 грн/долл. Так что выгода для европейских газовых компаний очевидна. Даже с учетом перехода "Укртрансгаза" на применение более гибкой системы формирования транспортных тарифов "вход-выход" для каждого пункта на входе и выходе ГТС Украины, а также применения гибкой системы формирования тарифа на хранение газа. 

Из общего объема ПХГ в Европе на долю "Газпрома" в РФ приходится 34% мощностей, доля ПХГ "Укртрансгаза" составляет 20%. Наибольшими объемами подземных хранилищ в ЕС располагают Германия — 11%, Италия — 10, Франция — 7%. Мощности ПХГ государств Вышеградской группы таковы: Венгрия — 2%, Чехия — 2, Польша — 1, Словакия — 1%.

"Дорожная карта" для инфраструктурного проекта "V4 +Украина"

Реализация предлагаемой концепции сотрудничества Украины и государств Вышеградской группы предусматривает осуществление таких ее составляющих (см. рис. 2):

1. Строительство нового газопровода и расширение действующих интерконнекторов Германия—Польша для получения свободного доступа к газовым хабам Северо-Западной Европы и обеспечение физической подачи природного газа как из Западной Европы на восток, так и в обратном направлении.

2. Расширение мощности регазификационного терминала в г. Свиноуйсьце (Польша) до 7,5 млрд кубометров природного газа в год, что позволит обеспечивать значительную часть внутреннего потребления Польши (по данным ВР, 16,7 млрд кубометров газа в 2013 г.), предлагать дополнительные объемы природного газа для реализации на региональных газовых рынках, а также обеспечит возможности для приема североамериканского СПГ в регионе Центральной и Восточной Европы, в том числе и в Украине.

3. Модернизацию ГТС Польши, увеличение ее пропускной мощности в направлении Украины до 10–15 млрд кубометров в год.

4. Строительство нового газового интерконнектора Польша—Украина с пропускной мощностью 10–15 млрд кубометров газа в год для диверсификации маршрутов газопоставок в направлении Украины, а также выхода на украинские ПХГ (предварительное ТЭО такого интерконнектора, правда, мощностью около 8 млрд кубометров в год, разрабатывает ПАО "Укртрансгаз").

5. Модернизацию украинских ПХГ, выделенных в Западной Украине (объемы хранения 15–20 млрд кубометров).

"Если мы сможем…"

Обсуждение украинского предложения вызвало определенный интерес. В том числе и в развитие этого предложения 10 ноября 2014 г. в Варшаве состоялись переговоры делегации Украины во главе с председателем правления НАК "Нафтогаз Украины" А.Коболевым с представителями оператора польской ГТС — компании Gaz-System.

Переговоры шли достаточно напряженно, ведь польская сторона уже имеет свои согласованные с Еврокомиссией планы развития сети газопроводов, в которых интересы Украины не предусматривались. Однако удалось договориться в ближайшее время на уровне групп экспертов рассмотреть возможности реализации предложения украинской стороны.

И, наконец, 16 ноября 2014 г. в Братиславе президентами стран Вышеградской группы и Украины было достигнуто, если верить средствам массовой информации, решение о создании физического газового хаба на базе западноукраинских ПХГ и интеграции газовых рынков Польши, Словакии, Венгрии и Украины. Это позволит создать восточноевропейский газовый хаб, охватывающий единый региональный газовый рынок с объемом потребления около 100 млрд кубометров в год.

17 ноября президент Украины Петр Порошенко и премьер Венгрии Виктор Орбан в телефонной беседе обсудили перспективы сотрудничества двух стран, в частности в сфере поставок газа. "Порошенко отметил важность совместных подходов в энергетической политике для упрочения региональной и европейской энергетической безопасности", — сообщила пресс-служба президента. Собеседники обсудили новые технические возможности диверсификации поставок газа благодаря запуску нового интерконнектора между Венгрией и Словакией уже в конце этого года.

П.Порошенко предложил создать рабочую группу между Украиной, Венгрией и Словакией для использования новых технических возможностей для укрепления энергобезопасности в Европе. А также предложил ввести совместный контроль на украинско-венгерской границе для оживления экономического сотрудничества и противодействия коррупции.

В.Орбан заверил, что Венгрия является надежным партнером Украины и полностью поддерживает ее суверенитет и территориальную целостность, ведь именно это, по его мнению, является залогом стабильности и добрососедских отношений.

Собеседники договорились о регулярном диалоге для координации усилий, что является важным фактором для единства Евросоюза и его солидарности с Украиной. 

18 ноября в Брюсселе А.Коболев заявил: "Мы хотим предложить Европе мониторить поток газа из Украины в Европу". При этом глава "Нафтогаза" напомнил, что все ГИС на входе в ГТС Украины расположены на территории Российской Федерации и Беларуси, что усложняет возможности для контроля данных.

Украина неоднократно демонстрировала свою готовность предоставлять официальным европейским наблюдателям доступ к украинским ГИС для проведения мониторинга обязательств по транзиту природного газа через территорию Украины. С целью общего видения ситуации по транзиту газа через Украину А.Коболев также считает целесообразным направить наблюдателей на приграничные ГИС, расположенные на территории РФ и Беларуси.

Измерение объемов газа и его качественных показателей на входе в ГТС Украины осуществляют 12 ГИС (десять находятся на территории РФ, две — в Беларуси), а на выходе — 11. На последних ведется учет газа, транспортируемого в страны Европы, в том числе в страны Балканского региона.

ПАО "Укртрансгаз", 100% акций которого принадлежит НАК "Нафтогаз Украины", эксплуатирует систему магистральных газопроводов и 12 ПХГ. Пропускная способность ГТС Украины на входе составляет 288 млрд кубометров, на выходе — 178,5 млрд, в том числе в страны Европы — 142,5 млрд, Молдову — 3,5 млрд кубометров.

Кроме того, А.Коболев сообщил: "Мы хотим получать какую-то часть газа из России. Мы понимаем, что скоро весь российский газ уйдет в Китай, но до того, пока этот суперэффективный проект ценой в 50 млрд долл. будет построен, мы готовы платить за газ из России".

Говоря об объемах импорта газа из РФ, Коболев отметил, что они могут составлять от 0 до 5 млрд кубометров в год. По его словам, Киев может полностью отказаться от российского газа, если сможет расширить связи со странами ЕС, откуда сейчас Украина уже импортирует 1 млрд кубометров газа в месяц. "Если мы сможем удвоить это количество, Украине больше никогда не будет нужен российский газ", — резюмировал глава "Нафтогаза".

Что ж, проекты оглашены, предварительные бумаги подписаны, теперь дело за конкретными решениями и практическими действиями. Очень не хотелось бы, чтобы снова все закончилось на уровне протоколов о намерениях.

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
1 комментарий
  • Roman_Hi 22 ноября, 14:42 "чи підтримає...?" - питання риторичне, на жаль - через низький рівень кваліфікації (компетентності) та безвідповідальності як тих, хто призначав (Яценюк...), так і тих кого призначили (Коболєв, Вітренко, Прокопів, Плавлюк...) займатися "конкретними рішеннями та практичними діями" у газовому секторі України в період після Революції Гідності. Ответить Цитировать
Реклама
Последние новости