Черновик финотчетности "Нафтогаза": лакмусовая бумажка или шагреневая кожа?

naftogaz_DSC_3966_znua.JPG
Андрей Товстыженко, ZN.UA

Читайте также

 По результатам первого полугодия 2016 г. "Нафтогаз Украины" как отдельное юридическое лицо декларирует 21,8 млрд грн чистой прибыли

Эта цифра вызвала едва ли не ажиотаж, по крайней мере, в правительстве и наблюдательном совете этого государственного холдинга. "Нафтогаз" уже психологически готовится к тому, что его впервые за историю существования компании попросят уплатить не только все налоги, но и дивиденды. Поэтому заранее предупреждает, что финансовые результаты года, тем более консолидированная отчетность с учетом убытков и доходов всех компаний, входящих в холдинг "Нафтогаз Украины", могут и не оправдать ожиданий и предварительных расчетов. Все современные риски предусмотреть не берутся. Поэтому осторожно надеются на прибыль. Если…

Внимательно изучив промежуточный финансовый отчет "Нафтогаза", ZN.UA обратило внимание на существенные, наш взгляд, нюансы. На них в предназначенном не только для финансовых банкиров коротком релизе обращает внимание и "Нафтогаз". Однако, как ни называй перец медом, слаще он не станет. Поэтому предлагаем два взгляда — "Нафтогаза" и наш. Оба не константа, но вместе позволяют значительно глубже понять перспективы государственного холдинга и потребителей его услуг — наши с вами.

Итак, первый взгляд — "Нафтогаза".

 

Основным источником прибыли "Нафтогаза" в первом полугодии 2016 г. был транзит газа

НАК "Нафтогаз Украины" опубликовала не проверенную аудиторами финансовую отчетность компании как отдельного юридического лица (не консолидированную) за первое полугодие 2016 г. (финансовый отчет размещен на сайте компании). Финансовая отчетность сформирована согласно принципам Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и согласно требованиям Закона Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" от 16 июля 1999 г. №996-XIV, Порядку подачи финансовой отчетности, утвержденному постановлением КМУ от 28 февраля 2000 г. №419, другим нормативным документам по вопросам бухгалтерского учета. Компания планирует обнародовать консолидированную финансовую отчетность за первое полугодие
2016 г. до конца августа.

По результатам первого полугодия 2016 г. "Нафтогаз" получил чистую прибыль в размере более 20 млрд грн.

Основными факторами, обусловившими формирование положительного результата от деятельности, стала такая прибыль в общем размере 34,3 млрд грн:

18,8 млрд грн валовой прибыли от предоставления услуг по транзиту природного газа;

12,9 млрд грн валовой прибыли по сегменту "Оптовая торговля природным газом";

— 2,6 млрд грн других доходов, уменьшенных на другие затраты (доход от дооценки природного газа, восстановление резерва сомнительных долгов и т.п.).

Указанная прибыль частично в сумме 12,5 млрд грн была уменьшена на:

— 5,5 млрд грн НДС, доначисленных на стоимость услуг по транзиту для ПАО "Газпром". С 1 января 2016 г. согласно Налоговому кодексу Украины операции по транзиту природного газа, предоставленные ПАО "Газпром", облагаются НДС. Сумма указанного НДС относится в состав затрат, поскольку он не возмещается покупателем. "Нафтогаз" ожидает, что суммы НДС будут возмещены ПАО "Газпром" после принятия соответствующего решения Стокгольмским арбитражем;

— 4,2 млрд грн финансовых затрат (проценты по кредитам и т.п.);

— 2,8 млрд грн потерь от курсовых разниц, которые компания понесла из-за девальвации гривни. Задолженность "Нафтогаза" по кредитам в иностранной валюте на начало 2016 г. составила около 2,8 млрд долл. Курс гривни к доллару изменился с 24,00 грн/долл. на начало года до
24,85 грн/долл. в июне 2015 г., что привело к увеличению задолженности компании в гривневом эквиваленте и отображению убытка в отчете о финансовых результатах.

Сумма прибыли, полученной компанией за первое полугодие 2016 г., не учитывает расходов на увеличение резерва сомнительных долгов в размере 1,0 млрд грн, поскольку согласно постановлению КМУ от 3 октября 2012 г. №899 начислять такой резерв до утверждения финансового плана в установленном законодательством порядке запрещено. После принятия финансового плана компания отобразит в составе других операционных затрат расходы на увеличение резерва сомнительных долгов, что приведет к ухудшению финансового результата.

Результаты реформирования рынка природного газа и незначительная инфляция позволили "Нафтогазу" значительно улучшить финансовый результат по сравнению с прошлым годом.

На значительное улучшение финансового результата "Нафтогаза" по результатам первого полугодия 2016 г. по сравнению с соответствующим отчетным периодом
2015-го повлияли следующие факторы:

— 15,2 млрд грн увеличения валовой прибыли по сегменту "Оптовая торговля природным газом", которое стало следствием того, что часть убытка от реализации газа для нужд населения и предприятий коммунальной энергетики, поставляющих тепло населению (ТКЭ), полученного за отопительный сезон 2015/ 16 г., согласно требованиям Международных стандартов бухгалтерской отчетности, была отображена в четвертом квартале 2015 г., а реализация импортированного газа для ТКЭ осуществлялась в основном в начале отопительного сезона
(см. дальше). При этом валовой убыток от реализации газа населению и ТКЭ за отопительный сезон 2015/16 г. составил 0,5 млрд грн;

— 10,0 млрд грн увеличения прибыли от транзита, которое на 70% объясняется ростом курса доллара и на 30% другими факторами (ростом объема транзита при уменьшении ставки за транзит, согласно действующему контракту с ОАО "Газпром");

— 9,7 млрд грн уменьшения потерь от курсовых разниц. Курс гривни к доллару в первом полугодии 2016 г. вырос на 3,5%, тогда как в первом полугодии 2015 г. рост составлял 33,3%;

— 0,6 млрд грн за счет других факторов.

С другой стороны:

— в финансовый результат за первое полугодие 2015 г. были включены 8,0 млрд грн доходов от доли в прибыли дочерних и ассоциированных компаний согласно отдельной финансовой отчетности этих компаний за шесть месяцев 2015 г., не проверенной аудитом. Изменение доли в прибыли дочерних и ассоциированных компаний в отчетности за шесть месяцев 2016 г. не корректировалось.

Компания за отопительный сезон 2015/16 г. получила валовой убыток от реализации газа населению в сумме 0,5 млрд грн.

Финансовые результаты реализации природного газа для населения и ТКЭ необходимо сравнивать за отопительные сезоны, что связано со следующим. Согласно Международным стандартам финансовой отчетности компания применяет принцип консерватизма при отображении результатов деятельности. За счет этого в четвертом квартале 2015 г. были отображены убытки от реализации природного газа для населения и ТКЭ из подземных хранилищ газа, которые "Нафтогаз" фактически получил в первом квартале 2016 г. (отображена корректировка стоимости газа в ПХГ к чистой стоимости реализации). Сумма такого убытка составила 3,6 млрд грн.

Для нужд населения и ТКЭ на протяжении отопительного сезона 2015/16 г. был использован природный газ в объеме 14,0 млрд кубометров, при этом импортированного газа —
3,4 млрд кубометров. Поскольку согласно Прогнозному балансу поступления и распределения природного газа в Украине на 2015 г., утвержденному распоряжением КМУ от 15 апреля 2015 г. № 410-р, большая часть дорогого импортированного газа (2,2 млрд кубометров) использовалась на протяжении четвертого квартала 2015-го, то убытки от его реализации были отображены в основном в 2015 г.

Таким образом, несмотря на полученную валовую прибыль от реализации природного газа в первом полугодии 2016 г., компания за отопительный сезон 2015/16 г. получила валовой убыток от реализации газа населению и ТКЭ в сумме 0,5 млрд грн (убыток за отопительный сезон 2014/15 г. составил 27,9 млрд грн).

В 2016 г. Группа "Нафтогаз" уплатит налогов в бюджет на 25 млрд грн больше, чем бюджет израсходует на дотации газа для нужд населения.

Экономически необоснованные цены для населения и ТКЭ и отсутствие необходимого финансирования из бюджета убытков от реализации этого газа указанным категориям потребителей привели к накоплению "Нафтогазом" долгов, образовавшихся в связи с необходимостью финансировать закупки российского газа в 2009–2013 гг. (задолженность за газ перед "Газпромом", авансы, полученные от "Газпрома" за транзит, кредит Газпромбанку и евробонды). В начале 2014 г. сумма долгов составляла почти
8 млрд долл.

Необходимость погашать долги и финансировать убытки от реализации газа для населения и ТКЭ привели к необходимости осуществить значительное финансирование "Нафтогаза" из государственного бюджета в 2014–2015 гг.

Реформирование газового рынка и постепенное приведение цен реализации природного газа к экономически обоснованному уровню позволили "Нафтогазу" обеспечить формирование чистой прибыли в первом полугодии 2016 г. и превратиться из компании, деятельность которой финансировалась из бюджета, в крупнейшего в стране налогоплательщика.

В 2016 г. "Нафтогаз" впервые с 2006 г. не получает прямой поддержки от государства в виде компенсации разницы в ценах в виде рекапитализации за счет полученных ОВГЗ.

Учтите, что изложение версии полугодичных финансовых достижений "Нафтогаза" почти дословное, деловое, поэтому лишено эмоций. Однако именно так государственный холдинг коротко объясняет, почему, по его мнению, у него такие финансовые результаты и почему его ожидания по поводу годового отчета осторожны.

 

Денег нет —
есть только бешеная прибыль?

Премьер-министр Владимир Гройсман 8 августа 2016 г. в ходе заседания правительства публично объявил о значительном достижении правительства, а именно: о полученной государственной НАК "Нафтогаз Украины" в первом полугодии 2016 г. прибыли — свыше 21 млрд грн. В детали такой победы Гройсман не вдавался.

В тот же день "Нафтогаз" перехватил инициативу, убаюкивая общество хорошими новостями о бешеных прибылях НАКа. Накануне была обнародована промежуточная, не проверенная аудиторами и не консолидированная (без отчетов компаний, входящих в Группу "Нафтогаз Украины", а это прежде всего ПАО "Укргаздобыча", ПАО "Укртрансгаз", ПАО "Укртранснафта") финансовую отчетность "Нафтогаза Украины" как отдельного юридического лица за январь—июнь 2016 г. Чтобы все желающие могли убедиться в сенсационных достижениях "Нафтогаза".

НАК "Нафтогаз Украины" в первом полугодии 2016 г. получила чистую прибыль в размере 21,8 млрд грн. Сообщив о таком невероятном финансовом успехе вечного (со времени фактического создания в 1999 г. "Нафтогаз" декларировал прибыль только в 2008–2009 гг.) должника, премьер-министр Владимир Гройсман выразил надежду, что "Нафтогаз" уплатит в государственный бюджет "накопленные" 60 млрд грн налогов. Но очень похоже на то, что премьеру и госбюджету придется подождать уплаты налога на прибыль.

Более того, в обнародованном "Нафтогазом" отчете на стр. 32 отмечается, что поскольку "налоговые убытки минувших налоговых периодов, перенесенные на будущие периоды, составили 59 577 651 тысяч гривен, соответственно, учитывая перспективы погашения указанных убытков, динамики получения прибылей, изменений и ограничений налогового законодательства Украины, возникает отсроченный налоговый актив. Компания планирует использовать указанный налоговый актив на протяжении ближайших налоговых отчетных периодов".

В переводе на понятный язык это может означать: поскольку в "Нафтогазе" убытки предыдущих периодов достигают почти 60 млрд грн, то налог на прибыль компания не будет платить до тех пор, пока не покроет убытки — те самые 60 млрд грн.

С точки зрения бизнес-логики, или, как назвал топ-менеджеров главный коммерческий директор НАКа Юрий Витренко, финансовых банкиров, притворяющихся, что они газовщики, наверное, все закономерно. Но как быть с заявлением Владимира Гройсмана, который так обрадовался, что "Нафтогаз" заработал прибыль, что уже успел заверить украинцев на своей странице в FB в следующем: "Прибыли "Нафтогаза" будут распределены не только на пополнение бюджета, решающего проблемы нынешнего дня, но будут инвестирования (инвестированы. — Авт.) и в будущее".

"Нафтогаз" в пресс-релизе заверил, что заплатит за этот год 60 млрд грн налогов, уточнив, что заплатит на 25 млрд грн больше, чем бюджет страны потратит на льготы и субсидии.

Такое уточнение важно, учитывая тот факт, что почти все субсидии, запланированные на 2016 г. в госбюджете (около 35 млрд грн), правительство направляет на оплату газа… "Нафтогаза", который ими же и рассчитается с бюджетом.

Как говорят, "живых" денег эта узаконенная субсидионная схема не предполагает — эдакий круговорот бумажек. Хотя господин Витренко настойчиво подчеркивает, что стоит уже избавиться от таких, так сказать, атавизмов прошлых времен, как "живые" и "неживые", то есть безналичные, деньги. Деньги есть деньги. Однако Юрий Витренко и финансовый директор "Нафтогаза Украины" Сергей Коновец фактически подтвердили безналичный оборот средств.

Максимально упрощенно оборот средств выглядит приблизительно так. Сначала из госбюджета выделяются средства на финансирование субсидий, органы социального обеспечения рассчитывают размер субсидии для потребителей газа и передают эти данные в виде реестра поставщикам газа. Дальше поставщики передают эти бумажки "Нафтогазу" или его дочерним предприятиям как оплату за потребленный субсидиантами газ, а НАК вместе с компаниями, входящими в Группу "Нафтогаз", — "Укртрансгазом" и "Укргаздобычей", платит этими же бумажками налоги в госбюджет.

Итак, единственное отличие — вместо ОВГЗ, которыми раньше госбюджет поддерживал штаны "Нафтогаза Украины", теперь выписывают так называемые протоколы на рассчитанную сумму субсидий. Эти протоколы оборачиваются по кругу: бюджет—потребитель газа—поставщик газа (облгазы)—"Нафтогаз"—бюджет. Денег как таковых (простите, господин Витренко, но фактически вы и финансовый директор господин Коновец это подтвердили) подобная схема не предусматривает. Но все могут быть довольны: бюджет выполнен, "Нафтогаз" получает звание крупнейшего налогоплательщика в стране. То есть может получить, если не случится, как отметили топ-менеджеры "Нафтогаза", чего-то непредвиденного. Последние события свидетельствуют, что вероятность наступления таких непредвиденных нюансов сверхпрогнозируема...

Интересно, что "Нафтогаз" обещает в этом году, кроме протоколов, принести в государственную казну живые деньги, даже сумму называет — 25 млрд грн. За счет чего? Или, точнее, за чей счет?

Анализируя обнародованную финансовую отчетность, можно предположить следующее: максимум, что реально заплатил средствами "Нафтогаз" за полгода, — около 5 млрд грн. Возможно, ожидают, что за счет значительного подорожания газа для ТКЭ и отмены льготной цены для бытовых потребителей в отопительный период поступления от продажи газа стремительно вырастут и увеличатся платежи в бюджет по НДС?

Также среди обещанных 25 млрд в виде денег может быть часть ренты, которую надо будет уплатить в бюджет компании "Укргаздобыча" не "субсидиями", а именно деньгами. Но учитывая то, что сам "Нафтогаз" крайне плохо рассчитывается со своими дочерними предприятиями — задолженность НАКа перед компаниями госхолдинга "Укргаздобычей" и "Укртрансгазом" в первой половине текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого возросла на 22% и достигла 23,6 млрд грн, такие ожидания напрасны.

Однако менеджеры НАКа убеждают, что ренту "Укргаздобыча" уплатила своевременно. А задолженность не критичная, в пределах полуторамесячной — около 7,4 млрд грн. При этом, по словам С.Коновца, на сегодняшний день существуют неоформленные субсидии на сумму около 7,5 млрд грн. "На конец 2016 г. предполагаем, что текущая задолженность не будет превышать допустимого месячного платежа", — уточнил Коновец. То есть 4–5 млрд грн. Не пугайтесь, в масштабах многомиллиардного оборота "Нафтогаза" и "Укргаздобычи" эта сумма в самом деле не критичная, заверили нас специалисты даже не из НАКа. Однако не критичная при условии, что она, как сказал С.Коновец, будет в пределах ежемесячных платежей. И чем быстрее "Нафтогаз" станет придерживаться этих финансовых рамок, тем скорее преодолеет временной дисбаланс.

Но хватит делить шкуру неубитого медведя, поинтересуемся, за счет чего "Нафтогаз" получил прибыль.

И премьер-министр в своем посте в FB, и "Нафтогаз" в пресс-релизе уверяют, что основной объем прибыли НАКа сформирован за счет транзита газа, то есть за счет оплаты "Газпромом" услуг по транспортировке газа (транзита газа) газотранспортной системой Украины, оператором которой практически является ПАО "Укртрансгаз".

Действительно, рентабельность таких операций достигала 50%. Отчет "Нафтогаза" содержит красноречивые цифры о приоритетных и прибыльных операциях: за транзит (за услуги транспортировки газа) российского газа "Нафтогаз" получил в первом полугодии 2016 г. 28,9 млрд грн, а прибыль от этого вида деятельности составила 13,3 млрд грн.

В январе—июне 2016 г. "Укртрансгаз" транспортировал потребителям в Европе около 37,5 млрд кубометров "газпромовского" газа. Несложно подсчитать самостоятельно доходы "Нафтогаза" от транзита. Ставка за услуги транспортировки газа определена в "транзитном" контракте от 2009 г. и колеблется в зависимости от стоимости топлива. Сегодня размер ставки, по данным председателя правления "Газпрома" Алексея Миллера,составляет 2,5 долл. за 1000 кубометров газа на 100 км. Если учесть среднюю протяжность "украинской трубы" в 1240 км, которая также указана в "транзитном" контракте, то просто посчитать: 2,5 долл.*1240 км*37,5 млрд кубометров = 1,16 млрд долл., или по нынешнему курсу 29 млрд грн. Что фактически совпадает с цифрой дохода от транзита газа в финансовом отчете "Нафтогаза" за первое полугодие 2016 г.

Впрочем, учитывая изменения на рынке газа со вступлением в силу Закона Украины "О рынке природного газа" и утвержденными регулятором — НКРЭКУ кодексами ГТС и ГРС, "Газпром" должен платить значительно больше. Ведь остальные газоснабжающие компании, осуществляющие операции импорта газа в Украину, платят тариф на вход, который утвержден постановлением НКРЭКУ и составляет для всех точек входа 12,47 долл. за 1000 кубометров. По аналогии, "Газпром" должен был бы платить тариф на вход в размере 12,47 долл. и тариф на выход, который тоже утвержден НКРЭКУ и колеблется в зависимости от точки выхода, но в среднем составляет 30 долл. Но "Газпром" платит по контракту 2009 г., и пока в Стокгольме арбитражный суд не примет другого решения, российская компания по тарифам "вход-выход" платить не будет.

Более того, менеджеры "Нафтогаза" в своем отчете пишут, что НДС с транзита (налог был введен законом о бюджете на 2016 г. вместо ренты с 1 января), который с начала года составлял 5,6 млрд грн, россияне тоже отказываются платить, и НАК ничего не может сделать, поэтому эти деньги спишут с "Нафтогаза".

"Газпром" не спешит помогать "бедному" "Нафтогазу" платить налоги. За счет кого же тогда руководители государственной компании планируют рассчитаться с бюджетом?

Если посмотреть на другие доходы компании, то более рентабельными по сравнению с операциями по транзиту газа были операции по продаже газа… Кому бы вы думали? Конечно, населению. На стр. 22 отчета "Нафтогаз" отмечает, что от перепродажи газа населению он за полгода получил 24,2 млрд грн дохода и 12,2 млрд грн валовой прибыли (рентабельность составила 51%). Кто платит за всех и заплатит еще больше? Потребители! Правда, господин Витренко отметил, что рентабельность, как ее понимают до сих пор в Украине, это тоже атавизм. Для компаний в мире рентабельность в 10% — это уже "сверхприбыльный бизнес".

Приоритеты относительно потребителей газа у "Нафтогаза", очевидно, изменились кардинально. Если в прошлом году НАК старалась зарабатывать на операциях по продаже газа промышленности — рентабельность таких операций в первой половине 2015 г. составляла свыше 30%, то в этом году доходы от продажи газа промышленности сократились вдвое — с 16,4 млрд грн до 8,9 млрд, а рентабельность равнялась 12%.

"Нафтогаз" утратил свои почти монопольные (при содействии правительства и НКРЭКУ) позиции в сегменте поставки газа промышленным потребителям — не в состоянии конкурировать с частными компаниями-поставщиками газа (добывающими и трейдерскими компаниями). Юрий Витренко объяснил и это. Чтобы не натолкнуться на иск тех, кто может себя узнать, сформулируем, цитируя коммерческого директора "Нафтогаза": "В этом сегменте мы упали, чтобы подняться". По мнению Витренко, НАК проигрывает в частности и потому, что не может себе позволить демпинговать и, извиняюсь, брать откаты. Означает ли это, что если бы менеджеры НАКа не боялись сесть за решетку, в сегменте поставок газа промышленным потребителям "Нафтогазу" не было бы равных, — думайте сами.

Однако в сегментах, где "Нафтогаз" фактически владеет монопольным правом — транспортировки газа, поставок газа по тарифам, регулируемым НКРЭКУ и Кабмином, то есть в сфере, где цены на газ устанавливаются директивно, он наращивает прибыли.

Поведение потребителей газа иногда непредсказуемо, и ожидания менеджерами "Нафтогаза" золотого дождя от повышения цены газа могут не оправдаться. Собственно, они такие риски понимают и даже стараются учитывать. Однако негативная тенденция роста задолженности потребителей газа уже является реальностью и отражена в отчете НАКа. Так, если по результатам первого полугодия 2015 г. дебиторская задолженность бытовых потребителей за газ составляла 3 млрд грн, то за первую половину 2016-го она выросла до 12,6 млрд.

Учесть все риски "Нафтогаз Украины", как и кто-либо другой, не в состоянии — их слишком много. Однако попытки объяснить свои действия и логику, надо понимать, должны всех успокоить. Поэтому так осторожно топ-менеджеры "Нафтогаза" подбирали слова: "Наши обоснованные ожидания — в этом году должны быть с прибылью. Если...".

Теги:
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
2 комментария
  • Петр Борисович 13 августа, 10:33 Прибыль Нафтогаза – это консолидированный показатель группы предприятий, занимающихся добычей, доставкой и реализацией газа конечным потребителям. При оценке деятельности Нафтогаза более логично применять рентабельность реализованной продукции (нежели рентабельность продаж). Тогда рентабельность Нафтогаза за первое полугодие 100%. Как говорил классик (КМ): «Обеспечьте капиталу 10% прибыли, и капитал согласен на всякое применение, при 20% он становится оживленным, при 50% положительно готов сломать себе голову, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы пойти, хотя бы под страхом виселицы». Похоже, государственно-монополистический нефтегазовый капитализм в нашей стране не хочет быть просто применимым (для потребителей страны), просто «оживленным» (с хорошими зарплатами руководителей и персонала), уже готов «сломать себе голову» (в том числе о бронь мерседесов), законы цивилизованного рынка – это уже точно не для него.
    Петр Борисович 13 августа, 10:34
    . У него свои «нечеловеческие» законы, в том числе закон распределения Попандопулы «мне, это опять мне, это снова мне…» в использовании недр, ему по Конституции не принадлежащих. Может уже пора, пока не достигли 300% рентабельности с вытекающим последствиями по КМу, что-то поменять в «консерватории» и создавать действительно конкурентные рынки добычи газа и рынки продажи газа потребителям с множеством добытчиков (с установлением квот, к примеру, не более 3-5% одному добытчику) и множеством продавцов газа? Тогда, есть надежда, у потребителя будет выбор, добытчики будут конкурировать за покупателя, продавцы за потребителя, будут более справедливые и действительно рыночные цены, без сверхприбылей монополистов, капитализм «будет дружить с головой». Финансовая отчетность сегодняшнего Нефтегаза – это не только «лакмусовая бумага и шагреневая кожа» – это «истории болезней в палате № 6».
    Ответить Цитировать Пожаловаться
Реклама
Последние новости
USD 27.12
EUR 29.45