«…Зачем президенту контроль над ЖКХ?», или Кадры решают все… когда они есть

Поделиться
Сегодня о плачевном состоянии жилищно-коммунальной отрасли не говорит разве что ленивый. Недавно президент обратил внимание, что ее нынешнее состояние является прямой угрозой национальной безопасности...

Сегодня о плачевном состоянии жилищно-коммунальной отрасли не говорит разве что ленивый. Недавно президент обратил внимание, что ее нынешнее состояние является прямой угрозой национальной безопасности. За ним и премьер продолжает пока только грозить карами египетскими творцам коммунальной разрухи.

…А Васька, то бишь министерские и местные руководители с чиновниками, продолжает действовать строго по схеме мудрого дедушки Крылова. То есть слушать и повышать тарифы, которые потом правительство в ответ на пожелания трудящихся в героической борьбе успешно отменяет само или с помощью прокуратуры, Антимонопольного комитета, других, размножающихся ныне как раковые клетки, контролирующих органов. И что?!

В одном из недавних номеров «Зеркала недели» в статье Инны Ведерниковой «Орган без политики, или Зачем президенту контроль над ЖКХ?» была поднята проблема смертельной опасности происходящих популистских политических игрищ вокруг самой отрасли и непрозрачной системы утверждения государством коммунальных тарифов, которые ставят большой и жирный крест на возможности проведения реальных, экономически целесообразных реформ в этой многострадальной отрасли.

Полностью разделяя сделанные в ней выводы о причинах «тотальной экономии издержек и инвестиционных предложений, деградации инфраструктуры как в техническом, так и в человеческом плане, приводящих к отрицательным экономическим результатам работы предприятий», считаем необходимым на примере Днепропетровской области дополнить их рядом исторически сложившихся первопричин, которые привели отрасль к нынешнему плачевному состоянию. Ведь без понимания его истоков крайне трудно искать выход из этого искусственно созданного тупика.

Напомним общеизвестное. Более 70 лет основным заказчиком жилищно-коммунальных услуг было у нас государство и из государственного бюджета своевременно оплачивали 94% фактических затрат на производство услуг. Мы же с вами по утвержденным тарифам — оставшиеся шесть процентов. Отдадим должное почившей в Бозе системе плановой экономики и государственного регулирования: при всей своей нерыночной ущербности она, хоть и со скрипом, но работала…

Первый удар по ней был нанесен в 1995 году. С того времени и по 1998 год хотя дотации и предусматривались бюджетом в необходимых объемах, фактически выделялось лишь 30—40% от потребности. Социализм в условиях разваливавшейся экономики и под могучими ударами рождающегося рынка, героически сопротивляясь, терпел одно поражение за другим. Задолженность госбюджета предприятиям отрасли стремительно росла. Но у этого обвального роста была еще одна могучая движущая сила.

Практически до 1994 года все необходимые материалы, нестандартное оборудование, оснастка, узлы и детали, как и сами ремонтные работы в системе ЖКХ области, поставлялись и выполнялись подведомственными специализированными коммунальными предприятиями, областными и городскими ремонтно-строительными трестами. Среди них базовые коммунальные предприятия — комбинат «Днепростройматериа­лы», завод железобетонных изделий, вагоноремонтный завод, завод коммунального оборудования «Днепро­коммунмаш»…

Достаточно сказать, что цены на материалы и оборудование соответствовали закупочным у изготовителя, а на базе треста всегда находился резервный комплект материалов и оборудования, которые использовались в случае аварий или непредвиденных обстоятельств. В результате ежегодный объем работ в Днепропетровской области по капитальному ремонту жилищного фонда в тот период составлял от 15 до 20 млн. крб. Аналогичная ситуация была и в дорожной отрасли.

Всю эту мощную коммунальную стройиндустрию вполне закономерно практически уничтожили зарождающиеся в стране рыночные условия хозяйствования. Непосредственным могильщиком стала тендерная система выполнения работ в ЖКХ. Ей оказалось нечего противопоставить конкуренции, очень часто недобросовестной, со стороны более ушлых и продвинутых частников. К тому же в отрасли быстрыми темпами нарастала тенденция массового доведения предприятий до банкротст­ва с последующим выкупом. В результате сегодня система ЖКХ полностью лишена собственной ремонтно-строительной базы и все работы выполняются на общих основаниях сторонними организациями — победителями тендеров и по ценам, на порядок превышающим ранее существовавшие в подведомственных организациях.

Возможно, победа частника и прогрессивна с точки зрения чистой рыночной логики, но, как оказалось, гладко было на бумаге, да забыли про овраги нашего дикого рыночного «базара», издержки коррупционного законодательства и его прямое игнорирование не только исполнительной властью, но и самими законодателями. Так, практически по сей день не выполняется принятый еще в 2004 году Закон Украины «О жилищно-коммунальных услугах», в частности статья 31, которая четко определяет порядок формирования, утверждения и возмещения цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Добавим сюда для полноты картины практически несовместимые в наших условиях идеологию руководства государственной отраслью, ее стремительно деградирующий кадровый потенциал с обслуживающим отрасль частным сектором экономики.

Но бесповоротно положили на лопатки ЖКХ все же лихие рыночники-законодатели. Начиная с 2000 года расходы на покрытие разницы в ценах и тарифах на жилищно-коммунальные услуги населению в госбюджете вообще не предусматривались, учет растущих долгов, а тем более их реструктуризация не производились. В результате все предприятия жилищно-коммунальной сферы автоматически перешли в разряд убыточных. Общая сумма этих убытков по области за год составила около 130 млн. грн. И так семь лет подряд. Отсутствие компенсации стремительно растущих расходов, то есть себестоимости содержания жилищного фонда через бюджетную компенсацию или повышение коммунальных тарифов, быстро и неуклонно вело отрасль к финансовому и технологическому краху.

Безусловно, специалисты понимали, что долго так продолжаться не может. На уровне госкомитета по вопросам ЖКХ, потом Минжилкоммунхоза Украины были разработаны основные направления деятельности жилищно-коммунального хозяйства страны. 19 октября 1999 года президент Украины своим указом вводит в действие «Основные направления ускорения реформирования ЖКХ», которыми предусматривается удешевление стоимости и повышение качества услуг, обеспечение прозрачности установления тарифов на эти услуги и увеличение источников их финансирования. Указ постигла та же участь, что и вышеупомянутый закон.

Более того, отдельные местные органы исполнительной власти и местного самоуправления при поддержке органов государственной власти решили пойти по наиболее простому пути — упорядочению тарифов на жилищно-коммунальные услуги только за счет их повышения для населения, предусмотрев для этого субсидии. Это вызвало справедливое возмущение большинства населения.

Очередной благой, но крайне неуклюжей попыткой устранить растущее напряжение и допущенные совместные с законодателями ошибки стало постановление Каби­нета министров Украины №705 «Об утверждении Порядка перечисления в 2006 году субвенции из Государственного бюджета местным бюджетам для погашения задолженности прошлых лет разницы в тарифах…» Неурегулирован­ность с налоговым законодательством этой «кислородной подушки» для полумертвой отрасли привела к своеобразной «кессонной болезни». То есть, превратившись в искусственно прибыльные, благодаря субвенции, но имея огромную кредиторскую задолженность, предприятия оказываются не в состоянии своевременно выплатить налог на прибыль. В результате налоговая служба вынуждена применять серьезнейшие штрафные санкции. Такая ситуация привела к тому, что около 70% средств были использованы не по назначению.

Вся изложенная выше история уничтожения жилищно-коммунальной отрасли, если отбросить чисто уголовные варианты искусственного доведения коммунальных предприятий до банкротства с последующим выкупом их за бесценок высокими заинтересованными лицами, просто вопиет о главной, системной проблеме отрасли — кадровой некомпетентности. Практически на всех уровнях — начиная с законодательного и заканчивая жэковскими диспетчерами.

Оставим верхний управленческий эшелон и поставим ряд, на наш взгляд, риторических вопросов по Днепропетровской области.

Почему за счет газового хозяйства не меняются счетчики газа 1-го класса точности по 100 параметрам, что даст экономию за год более 2 млн. грн.?

Почему квартплата в выкупленных квартирах местных сове-
тов 0,86, товариществах — 1,14, а в ведомственных ЖЭКах —
8,6 коп. за квадратный метр и, соответственно, зарплата начальников ЖЭКов, обслуживающих дома местных советов, составляет примерно 1000 грн., а находящихся на «самофинансировании» коллег — до 10000 грн., в то время как зона обслуживания последними гораздо меньше?

Почему во Львове проведено 85% санаций всех коммунальных сетей, в Донецке — 70%, что свело потери в них почти до нуля, а у нас эта работа не ведется, даже средства на ЖКХ из года в год не осваиваются?

Почему не несут, за редчайшими исключениями, ответственности за все недоразумения, ошибки, граничащие с преступлениями, конкретные чиновники исполнительной власти и местного самоуправления?

Почему не анализируется руководящий состав ЖКХ всех уровней на наличие профессионального образования и соответствующей подготовки, не принимаются меры для укрепления кадрового потенциала отрасли не партийными выдвиженцами, как у нас сегодня происходит повсеместно, а отлично зарекомендовавшими себя специалистами в конкретной отрасли?

Ответы на них, несомненно, лежат на поверхности и заключаются в кадровой политике. Точнее, в полном отсутствии оной в жилищно-коммунальной отрасли области. А действительно, можно ли считать ее таковой, если в отрасли куда большим почетом и уважением пользуются руководители, умеющие отлично рассказывать анекдоты и развлекать во время застолий, чем талантливые организаторы производства.

Учитывая стратегическое значение отрасли, относящейся к сфере национальной безопасности Украины, и в целях недопущения социального взрыва из-за остановки ее предприятий, а также для ускорения ее реформирования отраслевая организация работодателей ЖКХ разработала и еще в прошлом году представила Кабинету министров, Верховной Раде развернутые предложения по решению первоочередных проблем нашего коммунального хозяйства. Времени уже утекло достаточно, но ответов на все эти вопросы пока нет, как нет и реальных действий в этом направлении.

А ведь без скорейшего решения первоочередных проблем любые попытки системного реформирования отрасли, совершенствования необходимой законодательной базы будут обречены на скрытый саботаж и провал. И тогда нынешние коммунальные катаклизмы типа аварий в Алчевске, Орджоникидзе, Никополе, взрыва газа в жилом доме в Днепро­петровске покажутся нам только цветочками...

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме