"Зеленые пути" для туристических маршрутов

Роман Якель 13 января, 23:00
горы
Кременецкие горы. Фото: Павел Мокрицкий / Wikimedia commons

Читайте также

2016-й принес сюрпризы для туризма и туристического промоушена Тернопольщины. 

Как заметил начальник отдела туризма Тернопольской облгосадминистрации Назар Яворский, "год изменил тройку лидеров Киев—Львов—Одесса. В плане промоушена на первые позиции в Украине вышли Закарпатье—Херсонщина—Тернопольщина". И потому уместным показалось недавнее проведение на Тернопольщине регионального туристического форума "Громада. Развитие. Туризм" с участием туристического руководства государства и ведущих общественных организаций Украины в сфере туризма. Это мероприятие доказало, что наиболее перспективное направление развития туризма в регионах — создание сети "зеленых путей" (green ways).

В странах Европы под "зеленым путем" понимают немоторизованный туризм, который воскрешает разнообразные виды туризма: пеший, водный, велосипедный, конный. Такой туризм обеспечивает возможность комплексного развития территории. А секреты этой гармонии просты — на данном пути могут действовать различные заведения размещения туристов: гостиницы, кемпинги, агроусадьбы. И всевозможные варианты организации питания — от блюд национальной, местной кухни до обычного. Один "зеленый путь" может охватывать разные туристические маршруты. Если какая-то территория имеет неповторимые особенности, например кулинарные, славится изделиями народных мастеров, производит свои сувениры и т.п., то почему же их не выносить в отдельный туристический маршрут?

Так что "зеленые пути" активизируют развитие малого и среднего бизнеса, занятость населения, способствуют росту его доходов, наполнению местных бюджетов.

В странах Центральной и Восточной Европы "зеленые пути" развиваются еще с 1990-х. Инициаторами концепции стали американцы чешского происхождения. Именно они "экспортировали" эти идеи из США. И сейчас на территориях европейских стран успешно действует многофункциональный туризм — пеший, велосипедный; пеший, конный и т.п.

Так, "Аистовый путь" протяжностью почти 400 км от Польши до Беларуси возник вдоль мест скопления гнезд аистов. И теперь он активно используется для туристических путешествий по рекам, озерам, для прогулок лесом, посещения мест гнездования аистов.

Другой "зеленый путь", протянувшийся на 1250 км в Южной Моравии (Чехия), связан с виноделием. Туристы могут видеть виноградники, побывать в винных подвалах и ознакомиться с процессом изготовления вина, посетить музеи вина и дегустировать разные сорта вин.

Еще один путь длиной 1200 км от Чехии до Германии вдоль реки Эльбы стал образцом того, как местные громады могут создать инфраструктуру. А это — десятки гостиниц и ресторанов, множество пунктов проката велосипедов и лодок. Дополняют туристический потенциал территории различные музеи и галереи, парки развлечений и т.п.

В Украине "зеленые пути" еще не начали развиваться. Потенциальных территорий для их создания — около сотни. Поэтому в ближайшие годы могут сформироваться несколько таких путей. Один из них — "Ровером по Гарду" — проляжет вдоль русла реки Южный Буг в Николаевской области и будет включать скалолазание, велотуризм, рафтинг и другие виды активного туризма. Другой "зеленый путь" создадут в Киево-Святошинском районе — с водным туризмом на реке Ирпень, различными методами оздоровления и т.п. Еще один путь откроется на Ривненщине. Его главной изюминкой является бортничество — древний и аутентичный способ добывания меда. С этим занятием связан целый пласт культуры украинцев.

Очевидно, "зеленые пути" создаются на территориях природно-заповедного фонда или вокруг них, в лесных угодьях или просто на живописных ландшафтах, доступных для туристов. Разумеется, они охватывают территории с самобытной культурой и... немыслимы без гостеприимных местных жителей, которые хотят принимать туристов.

А на Тернопольщине перспективными, прежде всего, являются два "зеленых пути" — в действующих Национальных природных парках "Кременецкие горы" и "Днестровский каньон". В первом уже сейчас развиваются велотуризм (промаркированы около 200 км четырех веломаршрутов) и пешие путешествия по горам. А водные сплавы на лодках и катамаранах по Днестру давно стали туристическим брендом Тернопольщины.

днестр
Фото: Катерина Красницкая / Wikimedia commons

Председатель правления Украинской ассоциации активного и экологического туризма Сергей Пидмогильный убеждает: "Логика этих путей, как и туризм, выходит за пределы области. Туризм не имеет границ. Люди готовы создавать такой путь и в Кременецком, и в Шумском районах Тернопольщины. К Кременецким горам можно подтянуть территорию Дерманско-Острожского национального природного парка на Ровненщине и соединить эти территории. Это была бы полоса от Кременца на западе до города Острога на востоке. Но процедура создания этого "зеленого пути" немного усложнена, поскольку здесь стоят вопросы коммуникаций, договоренностей о финансировании между властью разных областей. Если сделать этого не удастся, то думаю, что хотя бы в Кременецком и Шумском районах такой путь должен быть. На юге области этот путь может охватить четыре административных района, которые входят в Национальный природный парк "Днестровский каньон". Сам парк, как магнит, притягивает туристов. Он позволяет комплексно использовать туристический потенциал территории: с одной стороны, генерировать туристический поток, качество территории, а с другой — возможность получить весь набор услуг для разных целевых аудиторий. Например, в Кременецкие горы захочет поехать и просто семейный турист, чтобы отдохнуть среди нетронутой красоты природы, и, не исключено, тот, кому хочется покататься на велосипеде. Такие пути позволяют создать для разных групп пользователей разные услуги. Чем больше их, тем более шансов, что человек воспользуется ими и оставит деньги в этой местности".

Приняв на днях областной бюджет на 2017 г., депутаты Тернопольской облрады внесли изменения в программу развития туризма на 2016–2020 гг. Часть средств из предусмотренных на туристические нужды в 2017 г. 1,4 млн грн направят на создание "зеленых путей". Однако эти проекты относительно нерасходные. И суть не только в средствах на них реализацию.

"Такие проекты не разрушают экологию, а, наоборот, способствуют ее улучшению, улучшают благоустройство территории, — говорит Сергей Пидмогильный. — Если создавать микробизнесы, то здесь не нужны большие деньги — ни частные, ни международной технической помощи. Эти проекты относительно быстро создаются, ведь само проектирование такого пути и территории занимает всего несколько месяцев. А года через два можно выйти на неплохой уровень предоставления услуг. Это — быстрые и легкие для запуска деньги, но их специфика — в желании людей объединяться, сотрудничать. Даже если люди не знают, не умеют, но хотят научиться, уже можно браться за проект".

Но для того, чтобы сеть "зеленых путей" была создана, привлекала туристов и приносила ощутимые доходы в бюджеты, она должна стать органической частью туризма в государстве и регионах. Поэтому небезосновательно к представителям власти, бизнеса, местных громад, к их пониманию важности туризма апеллировал на форуме главный турист Украины, директор департамента туризма и курортов Минэкономразвития Иван Липтуга: "Если все заведения размещения, питания, транспортные компании, организаторы событий будут рассматривать туризм как приоритетный в каждой местности, и все будет работать как одна система, то в Украину будут ехать и украинцы, и иностранцы. А это — и культура, и инвестиционный климат. Появляются новые рабочие места, за счет конкуренции будет повышаться качество услуг. Это — системная работа, которую должны проводить как государство, так и каждый регион".

Теги:
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Нет комментариев
Реклама
Последние новости
USD 27.12
EUR 29.31