Засуха на вербном поле

Василий Худицкий 11 июля 2014, 20:30
фото

Читайте также

То, о чем говорилось так много лет, наконец-то случилось. Украина не договорилась о цене на российский газ. Он, конечно, еще есть в украинских газохранилищах, но на зимний период его вряд ли хватит. А это холодные квартиры, остановленное производство, безработица и т.д. Но патриотизм на словах и патриотизм на деле — в Украине разные вещи. Яркий пример этого — производство пелет. Пелеты дешевы, комфортны в использовании, легки для транспортировки и загрузки, обеспечивают экономию на складских затратах (склад для хранения пелет всемеро меньше, чем для дров). И, конечно, пелеты — возобновляемое топливо, не наносящее ущерба окружающей среде. Например, отопление дома площадью 600 кв. м в сезон обойдется владельцу в 36 тыс. грн. По этим показателям пелеты уступают только углю, но у него есть существенный недостаток — большая зольность и высокий загрязняющий фактор.

До недавних пор инициаторами производства пелет в Украине были иностранные инвесторы. Они предоставляли украинским предприятиям необходимые средства, а взамен обязывали все выращенное топливо экспортировать за границу. В последние годы в связи с ростом цен на природный газ у отрасли появились и отечественные лоббисты. Все больше руководителей коммунальных и государственных учреждений задумываются над диверсификацией рисков. Единственное, что сдерживает, — отсутствие государственной помощи на развитие.

Особенность производства пелет, или так называемого вербного бизнеса, — крупные стартовые капиталовложения и "кассовый разрыв" между вложением капитала и его возвратом. Прежде чем получить
сырье для производства пелет, предпринимателю надо арендовать землю, как следует ее подготовить, а также приобрести и высадить саженцы. Потом 3—
4 года ждать будущего урожая. Зато в дальнейшем в течение 25—30 лет верба, которую в народе называют лозой, практически будет расти сама, затраты на ее уход минимальны. Через 3 года высота кустов достигает 6—8 метров. В среднем с гектара посевов лозы собирают от 40 до 80 тонн древесины с влажностью 50—55%.

Украинский потенциал

Сегодня известно около 20 видов скорорастущих растений, которые можно использовать для получения растительной биомассы. Среди них: эвкалипт, тополь, верба, мискантус и т.п. В Украине, особенно в западной и северной ее части, лучше всего чувствует себя энергетическая верба. Из-за ограниченного количества влаги очень "некомфортно" будет ей на юге Украины. Кроме нехватки осадков, там еще засоленная почва. Плохо будет расти она на торфах, песках, болотах. Пионерами этого дела в Западной Украине стали предприниматели Волынской, Ивано-Франковской и Львовской областей. Там ее высаживают на почвах, которые фермеры не возделывают.

Иностранные бизнесмены, которым приходится бывать на западе Украине, не перестают удивляться, почему такие большие площади "гуляют". "Им трудно понять, — говорит директор ООО "Саликс Энерджи" Ирина Гнап, — что предпринимателям очень непросто получить эти земли под какое-то производство. Сложность земельного законодательства и отсутствие государственного финансирования на подготовку документов тормозят выгодное дело. Механизм аукционов, который позволял бы взять в аренду эти земли, существуют только на бумаге. Они не проводятся уже много лет.

Что же касается распаеванных земель, то здесь ситуация еще хуже. Это связано с большим количеством пайщиков и небольшими земельными наделами. Когда начинаешь искать их владельцев, сталкиваешься с тем, что часть людей находится на заработках за границей, а других вообще нет в живых. Часто у крестьян нет средств, чтобы оформить документы о праве собственности на землю. В результате приходится брать в аренду небольшие земельные наделы, что снижает рентабельность бизнеса".

Есть еще один потенциал для получения древесного сырья — обочины дорог. Придорожные лесные полосы сегодня мало кто чистит. А это — тысячи тонн зеленой энергетики. По мнению директора "Саликс Энерджи", до этих ресурсов очередь тоже дойдет, но это небольшие объемы сырья. К тому же собирать его в лесных полосах довольно дорого. Для бизнеса важен вопрос логистики. "Если свозить на завод щепу и другое сырье с большой площади, то транспортные затраты съедят все доходы. Для эффективного производства расстояние от места выращивания сырья до его переработки не может превышать 100 км", — говорит Ирина Гнап.

Сдерживает производство нехватка экспертов. Если на выращивание вербы смотреть как на серьезный бизнес, то большое значение имеет соблюдение технологии. Важно правильно подобрать почву, иметь качественный посадочный материал. Если сейчас предприниматель обратится с этими вопросами в научные заведения, получит там общие ответы. Даже в Государственном классификаторе продукции и услуг вы не найдете таких работ, как выращивание энергетической вербы. Ученые и рады бы помочь бизнесу, но на эти разработки не выделяется финансирование. 

Экономика бизнеса

Главный вопрос вербного бизнеса — земельный. Обычно для рентабельного и эффективного производства пелет нужны три земельных участка общей площадью не менее 150—200 га. Стоимость аренды земли в среднем составляет 3% от нормативной. Впрочем, "люфт" цен очень большой. По словам Ирины Гнап, в зависимости от качества почвы он лежит в промежутке от 300 до
2 тыс. грн. Средняя цена — 500—600 грн за гектар.

Следующий вопрос — приобретение саженцев. Как рассказала Ирина Гнап, их цена зависит от селекции. Обычные саженцы стоят от 20 коп. за штуку и больше, элитные шведской селекции — около 0,7 евро. Последние имеют ту особенность, что за них бизнесу надо платить роялти (поэтому цена значительно выше). В большой степени на ценах сказываются объемы закупок. На один гектар площади нужно от 15 до
20 тыс. побегов. Кроме саженцев, производителям пелет необходимы гербициды, удобрения для подкорма растений, техника, запчасти.

Дороже всего стоит оборудование по производству пелет. Хороший итальянский завод потянет на миллион евро, бывший в употреблении — около 100 тыс. евро. Сегодня почти 70% составляющих для вербного бизнеса можно приобрести в Украине, но их стоимость зависит от курса валюты.

Здесь следует уточнить, что сжигать в котлах можно и щепу (расстояние до 100 км). Пелеты можно транспортировать на расстояние 500 и более км.

Почему не в Украине?

Ни для кого не секрет, что более 90% произведенных в Украине пелет предприниматели реализуют за границей. За границу качественные пелеты отпускают по 100 и выше евро за тонну. Поэтому компании с крупными объемами продукции охотно выходят на западные рынки сбыта.

Главный аргумент против использования пелет в Украине — они значительно дороже обычных дров. Это действительно так. Кубометр дров на Львовщине можно приобрести за 200—300 грн, в то время как пелет стоит 800—900 грн. Но для обслуживания даже небольшой котельной надо держать 2—3 рабочих, пелеты же можно использовать в автоматическом режиме. Загрузил бункер — и 2—3 дня хоть не подходи. Но эти преимущества сводит на нет стоимость котельного оборудования.

По мнению предпринимателей, для заинтересованности производителей пелет в сбыте своей продукции в Украине необходима поддержка как производителей, так и потребителей.

"Один из минусов этого вида бизнеса, — продолжает Ирина Гнап, — высокие ставки кредитования. Мы привлекаем средства сегодня, а получаем отдачу только через 4—5 лет, что делает этот бизнес менее привлекательным. Подставить плечо могло бы государство. Например, в ряде стран западной Европы, в частности Швеции, Северной Ирландии, Великобритании, других странах, фермерам, закладывающим плантации энергетической вербы, государство возмещает до 40% потраченных средств".

Кроме того, некоторые западные страны стимулируют потребителей переходить на альтернативное газу топливо и доплачивают за потребление.

Но в Украине действует свое специфическое законодательство. Например, действующее законодательство гарантирует неплатежеспособным людям получение субсидий из-за разницы в тарифах. Но это правило действует только тогда, когда речь идет о подаче тепла, для генерации которого использован газ. В отношении тепла, произведенного из другого топлива, такого механизма компенсаций нет. Чтобы решить этот вопрос, государству следовало бы перейти от общего правила к введению адресных дотаций. Социальные службы должны проанализировать каждую семью. Если семья нуждается в компенсации на топливо, она должна ее получить. Сейчас дома и квартиры оформлены на дедушек и бабушек, а живут там люди, вполне способные платить за жилье и энергоносители.

Еще одна проблема на пути пелет к украинским потребителям — сугубо бухгалтерская. "Крупные коммунальные предприятия обычно работают на общей системе налогообложения. Значит, не заинтересованы иметь договорные отношения с малыми предпринимателями, которые находятся на упрощенной системе налогообложения", — говорит предприниматель из Самбора Львовской области Ярослав Кузьмяк. По его мнению, уже сейчас многие районные котельные можно было бы перевести на альтернативное топливо. "Пелет, которые я произвожу, вполне хватило бы на отопление 50-тысячного города. Но нужна поддержка местной власти. Ее нет".

Выход из ситуации производители пелет видят во вхождении в котельный бизнес. В частности, в создании вертикальных энергетических структур. Это позволит не только оптимизировать собственные затраты, но и будет гарантировать устойчивый сбыт продукции. Конечно, имеющиеся газовые котельные придется модернизировать. Предприниматели готовы выполнить эти работы за собственные средства. Но сначала надо решить четыре вещи: договориться с властью об аренде котельной и земли под этим объектом, получить лицензию на подачу тепла и утвердить тарифы. Первые два шага — компетенция местных органов власти, а вот выдача лицензии на подачу тепла и утверждение тарифов — функция НКРЭ.

По мнению эксперта Мирона Тереха, все объекты, работающие на местных видах топлива, обычно небольшой мощности. Все разрешения на их функционирование должны выдаваться на местном уровне. 

Кроме того, есть опасность несогласованно наплодить кучу объектов зеленой энергетики, из-за чего возникнет проблема нехватки "зеленого" сырья. Это аналогично открытию "трех аптек в одном квартале". В одном районе будет построено 10 котельных, и все будут рассчитывать на один лесхоз.

"При этом нельзя свести весь процесс к получению разрешений. Но эта информация должна быть открытой, чтобы не получилось так, что на один ресурс рассчитывает куча предпринимателей. Местные возобновляемые источники энергии хотя и возобновляемые, но не бездонные, — говорит Мирон Терех. — Для строительства газовой котельной во времена СССР надо было подавать заявку в центральные органы власти. А уже в Госплане эти заявки обобщали и группировали, чтобы потом спланировать текущие природные ресурсы, развитие инфраструктуры и т.д. В рамках государства система была координированной и управляемой".

Но "на местах" тоже не все так просто. Согласно Закону Украины "Об электроэнергетике", передают предприятия теплоэнергетики в аренду органы местной власти, которые должны утвердить соответствующее положение. Но бюрократия и плачевное положение местного самоуправления рискуют похоронить любую предпринимательскую инициативу. Например, в одном из районных центров Волынской области в штате районного совета нет юриста. Кроме того, в ряде органов самоуправления нет средств даже на выработку простейших положений.

Распространенный недостаток в работе местных органов власти — неоперативность. Чиновники всячески затягивают с принятием решений. Пускай постоит, оно есть не просит, — говорят председатели сельсоветов. "Но если бизнес будет тратить по несколько лет на то, чтобы взять в аренду небольшой объект, то наши административные затраты съедят все наши заработки", — говорит Ирина Гнап.

Нужны государственные программы

Для развития пелетного производства важно иметь надежный и выгодный рынок сбыта. В Украине, в частности на Львовщине, он крайне ограничен. Как считает Ирина Гнап, главную роль в стимулировании производства альтернативных видов топлива должно играть государство. Предприниматели готовы выращивать энергетическую вербу, покупать оборудование для ее переработки и даже модернизировать котельные, но есть куча проблем: с получением земли, взятием в аренду котельных, получением лицензий, утверждением тарифов и т.д. Именно государство своими бюрократическими процедурами тормозит инициативу бизнеса в этом направлении. Дело могли бы сдвинуть с места государственные и региональные программы. Но их нет даже на "высокопатриотичной" Львовщине.

Кроме того, существуют и вопросы экономические. Сегодня ЖКХ невыгодно переходить на топливные пелеты. По подсчетам директора научно-технического центра "Биомасса" Георгия Гелетухи, одна тонна пелет стоит в Украине 800 грн, а энергии в ней в два раза меньше, чем в природном газе. "Чтобы сравнять пелеты с газом, надо эти 800 грн умножить на два, получится 1600 грн. То есть, если ЖКХ с газа по
1300 грн за тыс. куб. м переходить на пелеты по 800 грн за тонну, то фактически оно переходит на более дорогое топливо", — заметил эксперт.

Кроме того, Г.Гелетуха подчеркнул, что для перехода жилищно-коммунального сектора на пелеты надо закупать специализированные котлы. Это дополнительные средства, которых у коммунальных предприятий нет. Самостоятельно, без государственной поддержки, эту проблему им не решить.

Комментарии

Иван СТЕФАНИШИН,
эксперт рынка:

— Можно услышать, что энергетическая верба истощает земли и что есть проблемы с их рекультивацией. Но это не самая большая проблема. Она в том, что в государстве не выработан системный комплексный подход к альтернативным источникам энергии. В Украине многие говорят об использовании биотоплива, но нет твердой последовательной государственной политики, политической воли и стабильного подхода к энергосберегающим технологиям. Необходим закон, который регламентировал бы отношения всех сторон, работающих в этой сфере. Здесь должны быть задействованы все министерства. Условия предоставления земли в аренду должны предусматривать и будущую рекультивацию площадей. Сейчас есть энтузиазм отдельных фирм, властных структур, людей. Но во Львовской ОГА нет никого, кто бы работал над этими вопросами. Можно говорить с учеными, но они в основном рассказывают общие вещи.

Мирон ТЕРЕХ,
инженер фирмы, занимающейся альтернативным топливом:

— Если инвесторы хотят установить 1—2 небольших котла, например в районном центре, то это несложно сделать. Сложнее сделать этот бизнес рентабельным. Если кто-то из инвесторов взял кредит, то затраты должен заложить в тариф на топливо. Но как убедить в этом НКРЭ?

Вопрос действительно существует. Намерения инвесторов не всегда понимает местная власть, которая хочет знать, что с этого получит. Например, переведет она на альтернативное топливо детские садики, больницу. А где гарантия, что завтра смежники инвестора не захотят существенно повысить цены на сырье или еще какие-то услуги? Это бизнес. Цена газа все же регулируется на государственном уровне, альтернативного топлива — нет. Или, например, может случиться так, что у предприятия для социальных объектов не хватить топлива, поскольку все пелеты или дрова пойдут на экспорт. Как выход можно предложить государственным лесничествам предусмотреть квоту на сырье для предприятий, инвестировавших в социальную сферу. Эти вопросы должны быть обсуждены, а решения — закреплены законодательно. Без гарантий надежных и бесперебойных поставок топлива местной власти лучше иметь дело с дорогим российским газом, чем с непрогнозируемым альтернативным. Без государственных программ по поддержке альтернативных видов топлива в интересах государства пелетное производство — "ничего личного, только бизнес".

Назарий РОМАНЧУК,
заместитель директора департамента жилищно-коммунального хозяйства Львовской ОГА:

— В сфере альтернативных источников энергии на Львовщине на сегодня подготовлено 15 инвестиционных проектов на сумму 17 млн 950 тыс. грн. Все они прошли соответствующую экспертизу и внесены в Единый государственный реестр инвестиционных проектов. Большинство проектов касаются переведения котельных теплокоммунэнерго и бюджетных учреждений на альтернативные виды топлива. В частности, отходы деревообрабатывающей промышленности. Первая котельная (стоимость проекта
6,5 млн грн) была переведена на альтернативные виды топлива (тырсу) в
г. Жолкве еще в 2010—2011 гг.

Развитие пелетного производства в области сдерживает отсутствие государственного финансирования на реализацию таких проектов. Не секрет, что государственные и коммунальные котельные очень зависят от тарифов, не покрывающих даже текущих затрат. Так что найти финансовый ресурс на модернизацию оборудования им очень сложно. К сожалению, ни областной, ни государственный бюджеты не предусмотрели средств на эти мероприятия ни на прошлый, ни на нынешний год. Единственная надежда на частных инвесторов. На то, что они заключат инвестиционные договора с райгосадминистрациями или бюджетными учреждениями и возьмут в аренду их котельные. От инвесторов также ожидаем, что они в течение определенного периода проведут модернизацию котельных и переведут их на альтернативное топливо или с газа на уголь. Преимущественно на отходы древесины. Такие инвесторы уже есть в Золочеве, Старосамборском и Турковском районах. В основном в тех районах, где есть леса и деревозаготовительные предприятия.

Кроме того, наше управление прорабатывает возможности привлечения средств Киотского протокола, где есть квоты для Украины. Полученные средства можно инвестировать в модернизацию оборудования и переведение котельных на альтернативные виды топлива.

В Швеции государство частично возмещает частным потребителям стоимость пелет. В Украине такого нет, хотя идея очень хорошая. Единственная льгота для украинских производителей тепла — скидка на растаможивание оборудования.

 

 

Тарас ФЕДАК,
председатель постоянной комиссии по вопросам инвестиционной и регуляторной политики Львовского областного совета:

— Без инвестиций не обойтись. Но они идут туда, где им не создают препятствий, где правила игры не меняются ежегодно. Инвестор, вкладывающий средства в генерацию тепла, должен быть уверен, что сможет их вернуть. Если в теплоснабжении, как это видим теперь, останутся непонятные схемы прохождения средств, непонятные тарифы и цены, инвестор никогда не будет вкладывать средств. Это уже функции государства и местного самоуправления.

Недавно мы разговаривали с чешскими инвесторами. Они готовы вкладывать средства в Украину, здесь есть партнеры, которым они доверяют. Но справедливо спрашивают: покажите нам, как мы сможем вернуть средства. И никто не сможет выполнить их просьбу. Если бы это зависело от меня, то прежде всего запустил бы инвесторов в бюджетную сферу. В ней действуют понятные схемы расчетов. Но здесь существует немало различных интересов.

Отдельный вопрос — государственные монополии. Если завтра инвестор захочет поставлять тепловую энергию, он должен получить разрешение от местного теплокоммунэнерго на подключение к сети теплоснабжения. Закон говорит, что здесь проблем нет, власть обязана это сделать. Но на практике создаются искусственные преграды, чтобы не пустить инвестора на рынок. Например, власть выдвинет такие условия подключения, что их выполнение будет стоить дороже генерации тепла. Скажет, что следует достроить новую сеть, так как имеющаяся — маленького диаметра. И никто ничего не докажет.

На сегодня в Украине в вопросах зеленой энергетики приняты прогрессивные законы. Правда, сейчас видим желание новой власти пересмотреть их нормы. Особенно в отношении солнечной энергетики. По моему мнению, это недопустимо. Инвесторам было гарантировано, что они смогут работать по принятым правилам до 2030 г. Но не прошло и полутора лет, как их меняют. Но ведь инвесторы вложили средства в зеленую энергетику. И немалые. Если кто-то построил солнечные станции и при этом воспользовался средствами из государственного бюджета — пускай власть разбирается. Но есть другие инвесторы, действовавшие прозрачно и вложившие свои средства. А теперь изменение правил игры сделает их убыточными. И это при том, что возобновляемая энергетика в Украине едва составляет 1% в общем энергобалансе!

Чтобы учесть все вопросы, в области следует разработать и принять четкую систему теплоснабжения каждого региона. Сегодня у нас каждый руководитель региона или населенного пункта приходит к власти и начинает развивать территорию в соответствии с собственным пониманием. Например, в Германии, когда возникли проблемы с газом, была принята программа его экономии. Ежегодно переходили на альтернативные источники энергии. И каждое правительство, независимо от того, какие политические силы находятся при власти, эту задачу четко выполняло. В результате в Германии теперь работают тысячи солнечных станций, ветроустановок и других источников альтернативной энергетики.

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
1 комментарий
  • Wadim_UA 12 июля, 15:09 Перспективность "Ивовой энергетики" для определенных регионов бесспорна. Оптимизация "Ивовой энергетики" может существенно сократить первичные затраты и себестоимость производимой энергии. Первый вопрос - а нужны ли именно пелеты? А может быть в качестве топлива можно использовать щепу? Устранив при этом линию производства пелет со своими затратами. Повторюсь, как то ранее в комментариях уже приводил эти соображения. Наиболее оптимальна и финансово выгодна система для комбинированного производства тепловой (ГВС + отопление) и электрической энергии. Подобные энергетические комплексы эксплуатируются в Швеции. Обеспечивая на 100% централизованно энергией - электричество + тепло (ГВС + отопление) целый город (населенный пункт) и обеспечивая при этом экологию (полная очистка дымовых газов в одном месте) + рабочие места + независимость от внешнего влияния на ценовую составляющую энергии. Система (котельная) работает в автоматическом режиме, с инверторными генераторами, производя тот объем тепловой и электрической энергии, который в данный момент необходим потребителям. Собственниками подобного энергетического комплекса могут быть в том числе и сами потребители энергии. В таком случае стоимость энергии и расходы на ее получение замкнуты на местный бюджет. Оборудование для подобного энергетического комплекса, это не космический корабль, и его производство может быть реальными рабочими местами для машиностроителей. А если делать его по уму без примитивизма и с учетом того, что оно должно работать надежно и десятилетиями.То и эффект будет несомненным и для всех. Модель сырьевой базы должна быть проработана и рассчитана исходя из балансов сырьевой базы и потребностей потребителей. То есть необходим комплексный проект охватывающий целый регион, в соответствии с концепцией устойчивого развития региона. В проекте должны быть учтены и взаимно увязаны интересы всех вовлеченных и заинтересованных сторон и естественно правила игры и поведения. Дабы все знали заранее на что в каких размерах и по каким причинам они могут ориентироваться в своем бизнесе. В результате все согласившиеся будут удовлетворены и довольны. Может быть оптимальным будет конфигурация энергетического комплекса типа мини ТЭЦ (в Дании на островах по такой схеме организована мини ТЭЦ на несколько сел и у них это рентабельно и эффективно). Создание подобного комплекса может быть организовано поэтапно с приведением в том числе зданий к требованиям и стандартам энергоэффективного дома (кстати в ЕС имеются соответствующие фонды для финансирования подобных проектов. В общем как то так. Интересно кто что по этому поводу думает? Ответить Цитировать Пожаловаться
Реклама
Последние новости
USD 26.10
EUR 28.01