"Возникает вопрос: мы движемся в Европу — или в "Евразию"?.."

Поделиться
Валентина Хоменко, генеральный директор ассоциации "Укртютюн", взяла на себя смелость донести до беспристрастного читателя позицию достаточно часто и многими критикуемой индустрии.

Валентина Хоменко, генеральный директор ассоциации "Укртютюн", взяла на себя смелость донести до беспристрастного читателя позицию достаточно часто и многими критикуемой индустрии. Не критикуют отрасль разве за то, что она, несмотря на непредсказуемость и непрогнозируемость властных решений, касающихся деятельности производителей табачных изделий, выполнила финансовые обязательства перед государством и заплатила в прошлом году более 33 млрд грн только акцизного налога. А еще, благодаря росту на 7,7% объемов экспорта, увеличила объемы производства. До минимума удалось сократить теневой рынок...

- Валентина Алексеевна, чего ожидаете в текущем году?

- Надеемся, как и каждый год, что изменения в Налоговый кодекс внесут в сроки, определенные законами Украины. Надеемся, что изменению ставок акцизного налога будет предшествовать конструктивный диалог с участниками рынка и размер ставок будет отвечать экономическим реалиям страны.

С появлением новых игроков может измениться структура рынка табачных изделий. В прошлом году ГФС выдала четыре новые лицензии на право производить табачные изделия.

В конце прошлого года из-за резкого увеличения ставок акциза возникла высокая вероятность роста объемов нелегальной торговли, которую в последнее время удавалось удерживать на низком уровне.

- По Соглашению об ассоциации Украина должна имплементировать Директиву 2014/40/ЕС, устанавливающую ограничения в сфере производства и торговли табачными изделиями. В парламенте зарегистрирован соответствующий законопроект - №2820. Как к нему относится отрасль?

- Должна вас немного поправить. Сейчас Соглашение об ассоциации не содержит обязательств Украины по имплементации 40-й Директивы. Они могут появиться только в случае, если Совет ассоциации внесет соответствующие поправки.

Законопроект №2820 индустрия не поддерживает из-за его чрезвычайно низкого качества. В его основу положен некорректный перевод директивы. При этом ее предписания взяты в существенно сокращенном виде, из-за чего многие положения законопроекта не соответствуют требованиям самой директивы. Законопроект писали "специалисты", даже приблизительно не представляющие себе производственный процесс и часто не понимающие, почему положения директивы сформулированы именно так, а не иначе. Все, что они не поняли или не посчитали важным, в текст законопроекта не попало. А между тем это такие "мелочи", без которых производство не сможет нормально функционировать. Кроме того, законопроект, как и директива, часто устанавливает лишь общие нормы, в развитие которых следует принять большой массив подзаконных актов. Директива по всем соответствующим вопросам ссылается на имплементационные или делегированные акты. Однако в законопроекте в большинстве случаев не предусмотрено принятие подзаконных актов во исполнение соответствующих норм. Поэтому реализация многих норм законопроекта фактически невозможна.

- Вы говорите преимущественно об общих вещах. А в чем конкретно законопроект не соответствует директиве?

- Например, предусмотренные им медицинские предупреждения являются большими по размеру, чем нынешние, и должны располагаться на верхней части пачки. Это требует переноса места размещения акцизных марок, поскольку и по украинскому, и по европейскому законодательству марки не могут перекрывать собой медицинские предупреждения. Директива предусматривает переходный период, в течение которого новые медицинские предупреждения разрешается размещать ниже акцизной марки, а законопроект - нет. Кстати, механизм утверждения наборов медицинских предупреждений в законопроекте кардинально отличается от прописанного в директиве.

Законопроект запрещает пачки сигарет со скошенными или закругленными углами, хотя директива допускает такую форму упаковки.

Законопроект запрещает все табачные изделия с так называемым характерным вкусом, хотя в директиве похожий запрет касается только сигарет и табака для самокруток.

Или вот вам еще один пример. В процессе сушки табак теряет сахар, который затем нужно восстанавливать. Так вот, директива позволяет использовать сахар, как и другие добавки, необходимые для производства табачных изделий. Законопроект - нет.

- Однако директиву все равно должны имплементировать. Какой выход видите из этой ситуации?

- Сначала надо внести соответствующие изменения в Соглашение об ассоциации, где четко определить, какие из норм директивы Украина должна имплементировать и когда. Кстати, именно к такому выводу пришел комитет ВР по вопросам европейской интеграции при рассмотрении законопроекта №2820.

Конечно, мы хотим, чтобы наше законодательство соответствовало европейскому, но не забывайте, что страны ЕС от внедрения одной директивы до другой прошли путь почти в 15 лет. Это было обусловлено рядом причин: необходимостью подготовить индустрию к изменениям, оценить регуляторное влияние тех или иных мероприятий, провести соответствующие консультации с бизнесом и общественностью, и т. п.

Однако авторы законопроекта №2820 полностью проигнорировали европейский подход к разработке качественного, сбалансированного регулирования. Более того, при регистрации законопроекта имели место откровенные манипуляции нормами Регламента ВР. Законопроект сначала был зарегистрирован под №2430 и направлен руководством парламента в комитет по вопросам налоговой и таможенной политики. Именно к его ведению отнесено регулирование технических вопросов в сфере производства и оборота табачных изделий. Поскольку это не устраивало инициаторов, они, не дожидаясь заключения налогового комитета, отозвали законопроект, изменили его название и зарегистрировали повторно под №2820. Таким образом инициаторы смогли заменить главный комитет, который будет рассматривать законопроект, комитетом по вопросам здравоохранения.

Очень важно, чтобы отечественные законотворцы внедряли не только нормы европейского законодательства (желательно не в искаженном виде), но и европейские подходы к самому процессу законотворчества.

- В парламент снова внесен законопроект об установлении так называемой маржи. Предлагается, чтобы производители, импортеры и оптовики реализовывали табачные изделия ритейла по цене, не превышающей 85% максимальной розничной цены. Что по этому поводу думает индустрия?

- Да, это законопроект №5676. Индустрия последовательно не поддерживает подобные инициативы. Они не рыночные, не согласуются с международными и отечественными принципами ценообразования, противоречат требованиям действующего законодательства Украины. Закрепление маржи станет дополнительным фактором для подорожания табачных изделий и, в совокупности с другими факторами, может стимулировать рост объемов нелегальной торговли.

- Как индустрия оценивает ситуацию с нелегальной торговлей сигаретами в Украине?

- Показатель нелегальной торговли в 2016 году - 1,1% от объема рынка. Для сравнения: во втором и третьем кварталах 2013 года он составлял 9,2%. Существенно уменьшить объемы нелегальной торговли удалось благодаря системным действиям контролирующих органов. Индустрия со своей стороны также делала и делает посильный вклад. Именно она выступила инициатором установления законодательных требований к государственной регистрации оборудования для промышленного производства табачных изделий и закрепления права на ввоз табака и нетабачных материалов для промышленного производства сигарет (папиросная бумага, фильтропалочки) исключительно за легальными производителями, имеющими соответствующую лицензию. Недавно, тоже по нашей инициативе, за производителями и их ассоциациями было закреплено право направлять представителей на процедуру уничтожения конфискованных табачных изделий. Представители, наравне с другими участниками, подписывают протокол об уничтожении. Эта, на первый взгляд, мелочь направлена на предупреждение схем по "уничтожению" конфискованных сигарет только на бумаге и их повторного ввода в незаконный оборот.

Однако ситуация очень нестабильная, и "тень" может вырасти в любой момент. Так, в декабре 2016 года уровень нелегальной торговли вырос с 1,2 до 1,6% по сравнению с октябрем
2016-го. Оснований для роста более чем достаточно: сложная экономическая ситуация, падение покупательной способности населения, повышение акцизов и т. п. Постоянно появляются новые риски.

- А какие формы нелегальной торговли имеют потенциал роста?

- Торговля с рук, на открытых рынках, через интернет, перевозка и доставка с использованием курьерских служб или служб перевозок.

- Беспокоит ли отечественных производителей проблема нелегального вывоза их продукции в другие страны? Украина традиционно является одним из источников контрабанды сигарет в ЕС. В эфире одного из телеканалов Константин Красовский отметил, что на самом деле производителям это выгодно, что есть определенные схемы...

- Это ерунда. Члены нашей ассоциации - это законопослушный, ответственный бизнес, который никогда не будет участвовать в нелегальных сделках. У каждого из производителей есть система отслеживания перемещения своей продукции по цепи поставок. Со своей стороны, компании делают все возможное, чтобы их продукция продавалась на том рынке, для которого она произведена.

Все группы международных компаний, в которые входят компании - члены Ассоциации "Укртютюн", в свое время заключили соглашения с Европейской комиссией по противодействию незаконной торговле. Этими соглашениями для компаний предусмотрены финансовые санкции в случае изъятия на территории ЕС их сигарет, если они были произведены не для европейского рынка.

Однако не все зависит от производителей. Есть ряд государственных органов, на которые возложена функция противодействия нелегальной торговли. От их деятельности зависит ситуация с нелегальным производством и нелегальным перемещением табачных изделий через таможенную границу Украины. Кроме того, есть пробелы в законодательстве, из-за чего становятся возможны те или иные схемы.

- Как думаете, повышение акцизов до европейского уровня поможет решить проблему незаконного вывоза сигарет?

- Знаете, средняя зарплата в большинстве стран ЕС превышает 1500 евро. В Украине, по данным Минфина, в ноябре 2016 она составляла 5406 грн, или около 200 евро по тогдашнему курсу. Поэтому ценой уменьшения объемов нелегального вывоза может стать резкий скачок "тени" на внутреннем рынке. Я не отрицаю необходимости повышать ставки акцизного налога до европейского уровня, однако такое повышение должно происходить взвешенно и постепенно. Особенно учитывая нынешнюю сложную экономическую ситуацию. Почему "новым" членам ЕС для повышения ставок акцизного налога до соответствующего уровня понадобилось 12-15 лет, а у нас, как всегда, все хотят ввести очень быстро, не задумываясь о последствиях.

- Какие шаги, на ваш взгляд, могли бы уменьшить объемы нелегальной торговли?

- Прежде всего мы подчеркиваем необходимость принятия Стратегии в сфере противодействия незаконному производству и обороту табачных изделий, проект которой был предложен EUBAM. Представители индустрии участвовали в рабочей группе по его доработке. Это фундаментальный документ для органов исполнительной власти, обеспечивающий системное видение проблемы. К сожалению, проект стратегии из-за бюрократических барьеров движется по коридорам власти очень медленно, хотя, согласно Плану приоритетных действий правительства на 2016 год, стратегия должна была быть одобрена еще в третьем квартале прошлого года. Создается впечатление, что власть на самом деле не заинтересована в ее одобрении.

Мы также поддерживаем криминализацию контрабанды табачных изделий. В парламенте, кстати, зарегистрированы два законопроекта на эту тему.

- ГФС предлагает ввести систему "Электронная акцизная марка". Как индустрия относится к этой инициативе?

- Это не новая инициатива, ее выдвигали уже несколько раз, в разных формах. И каждый раз предлагаемая ГФС система меняется по сравнению с предыдущими редакциями, иногда довольно существенно. Несмотря на то, что с целью обсуждения этой системы состоялись несколько рабочих встреч с ГФС, индустрия до сих пор не имеет достаточного понимания механизма работы системы. Кроме того, слова "электронная марка" в ее названии не отражают сути. Система работает с обычными бумажными марками, а не с цифровыми, как можно было бы предположить из ее названия. При этом механизм формирования стоимости бумажных акцизных марок остается непрозрачным, из-за чего сохраняется риск необоснованного повышения их стоимости для производителей. Введение системы никак не повлияет на объемы нелегальной торговли, ибо система "видит" только легальные операции. А если, например, киоск торговал мимо кассы контрабандными сигаретами, то он так и будет торговать. Индустрия не поддерживает инициативу ГФС.

К тому же ЕС планирует с 2019 года ввести систему отслеживания табачных изделий. Общие критерии этой системы уже прописаны. Сейчас европейцы работают над механизмом ее работы. В контексте интеграции Украины в ЕС было бы логично ориентироваться именно на европейские требования, а не изобретать велосипед, который, кстати, очень напоминает российскую систему ЕГАИС. Возникает вопрос: мы движемся в Европу - или в "Евразию"?..

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме