Украинская внешняя торговля: как не утонуть в либерализационных волнах

Тариэл Васадзе 9 августа 2013, 18:40
внешняя торговля

Читайте также

Как в мировом океане, так и в экономике каждая новая волна, которая порождается изменениями внешних или внутренних условий, кого-то подносит вверх и движет вперед, а кого-то накрывает. Только тот, кто с пониманием – для чего ему это нужно, ловит волну и подготовлен удержаться на ней, получает максимальные выгоды от нее для продвижения в своем развитии, в том числе и за счет тех, кого эта волна накрывает.

К сожалению, современная история выхода Украины на просторы глобального рынка – это история борьбы с накрывающими волнами.

Первая волна, с которой столкнулась Украина и которая накрыла ее, причиняя при этом достаточно серьезный ущерб экономике, это скоропалительное вступление в ВТО на невыгодных для страны условиях. Как не подготовленного к встрече с водной стихией ребенка бросают в бушующий океан, так и украинский бизнес, не подготовив, не дав времени для адаптации, накануне мирового финансового кризиса, прошлая власть бросили в объятия глобальной торговой системы. Усугубило ситуацию и то, что изменения условий и правил внешней торговли произошли в середине бюджетного года. Этим Украина повторила опыт/ошибку не самых успешных стран-членов ВТО – Ямайки и Грузии. В это же время остальные страны установили для себя переходные периоды для вступления в силу новых правил торговли и, соответственно, изменяли условия либо в конце, либо в начале года, заблаговременно заложив новые риски и возможные потери в свои бюджеты.

Что же мы получили в результате: падение промышленного производства; массовые сокращения рабочих мест; отрицательное сальдо внешней торговли начиная с 2008 г., которое достигло рекордного показателя в 2012 г. – 15,8 млрд. долларов США, и имело следствием, дефицит государственного бюджета, а также девальвацию национальной валюты, обнищание населения Украины.

Прошло уже пять лет, как мы провели либерализацию внешней торговли. Наш средний тариф на границе один из самых низких в мире. Но за эти пять лет мы не увидели ни одного нового серьезного инвестора в промышленном секторе. Ни один мировой производитель не пришел в Украину с производственной программой. Все это время нашу страну рассматривают исключительно как площадку для развития торговых сетей по сбыту готовой импортной продукции. И этого следовало ожидать. Никто не будет тратиться на создание производства продукта, который проще и дешевле завезти и продать. Мировой опыт показывает, что инвестиции в индустриальный сектор приходят тогда, когда он имеет высокий уровень тарифной защиты и гарантированную государственную поддержку. Именно такой подход лежал в основе экономического чуда и технологического прорыва Южной Кореи, Турции, Китая, а сегодня применяется в Бразилии, России, Индии т.е. наиболее динамично развивающихся экономиках.

Однако Украине функционеры ВТО и еврочиновники категорически не рекомендуют пользоваться этим рецептом. Стране, обладающей потенциалом в авиационной промышленности, в судостроении, автомобилестроении, приборостроении открыто навязывают роль сельскохозяйственного придатка Европы.

Как следствие, Украина демонстрирует стремительную технологическую деградацию. Вместо того, чтобы искать возможности выхода на новый уровень развития, мы добровольно теряем ядро существующего технологического уклада и возвращаемся к аграрному обществу, что является редчайшим случаем в мировой практике.

Возможно, присоединяясь к большому торговому клубу, наши бывшие руководители надеялись найти там друзей. Но в торговле друзей нет. Торговля – это борьба. Борьба за место на рынке, борьба за потребителя, за финансовые ресурсы… Нас бросили в этой борьбе без союзников, без оружия, без учета сильных и слабых сторон, как своих, так и конкурентов.

Наши попытки законно использовать инструменты защиты от возникших угроз, равно как и желание легально воспользоваться прописанным правом на пересмотр своих тарифных обязательств, наталкиваются на жесткое сопротивление более успешных коллег по ВТО, которые взвешенно, прагматично и в правильное для себя время присоединились к этой организации на удобных для себя условиях.

Находясь в таком, без преувеличения, униженном и ослабленном состоянии, Украина готовится к броску под новую волну либерализации торговли, имя которой – углубленная и всеохватывающая зона свободной торговли с ЕС, которая подается Украине как составная часть Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом.

Лоббисты этого проекта акцентируют внимание на евроинтеграционных настроениях общества. При этом они неохотно говорят о том, что политическая составляющая этого документа, которая вступит в силу только после ратификации всеми национальными парламентами ЕС, не дает нам статуса ассоциированного члена ЕС и не является инструментом интеграции в европейскую семью. Мало кто акцентирует внимание и на том факте, что соглашения об ассоциации с ЕС действует в таких странах как Египет, Марокко, Алжир, Тунис, Иордания, Ливан, Мексика и т.п. Что эти страны будущие члены ЕС?! или в этих странах нет проблем с демократией, или благодаря соглашениям уровень и качество жизни граждан этих стран приблизился к европейским стандартам?  Может быть они обласканы европейскими инвестициями? К сожалению, на эти вопросы есть один, достаточно определенный ответ.

Открытыми остаются другие вопросы: почему так плохо замаскированная под евроинтеграционный процесс потребность ЕС в расширении рынков сбыта своей продукции загнала в глухой угол наших переговорщиков? И почему эти переговоры вели те же люди, которые в свое время, так "удачно" подготовили соглашение с ВТО.

Мы являемся свидетелями уникального явления – агрессивное продвижение готовой продукции европейских производителей на украинский рынок преподносится как политическая уступка Украине. Браво европейской дипломатии!

Политика – политикой, но что ждет украинскую экономику, какие перспективы откроются у нашего бизнеса в условиях новой углубленной и всеохватывающей зоны свободной торговли, которая в отличие от политической составляющей Соглашения об ассоциации с ЕС начнет действовать сразу после ратификации Украиной.

Нам говорят, -  вы получаете доступ на рынок с населением в 500 млн. человек. Но при этом дипломатично умалчивают, что предложение на этом рынке уже давно превышает спрос, что градус конкуренции на нем такой высокий, что его не выдерживают высокотехнологические европейские, американские, японские компании, даже те, которых поддерживает государство за счет дотаций и дешевых кредитных ресурсов. Кроме того, в гонке за вступлением в ЕС часто умалчивается, что для преодоления существующих в Европе технических барьеров Украине необходим разумный переходный период.

Нам приводят в пример успех Южной Кореи, которая имеет зону свободной торговли с ЕС. При этом забывая сказать, что Южная Корея на момент подписания соглашения с Евросоюзом имела хорошо развитую экспортоориентированную экономику. Корейцы знали, куда они идут, а главное с чем. Еще до снятия таможенных ограничений в торговле они сформировали большой продуктовый портфель и успешно с ним развивались на рынках стран Евросоюза. Образно говоря, они оседлали волну либерализации, которая продвинула и закрепила их в Европе.

Получит ли Украина от новой волны либерализации такие же преимущества, как Южная Корея?

Сегодня мы не являемся конкурентами для европейских производителей на стагнирующих потребительских рынках ЕС. И если быть честными, то нам не с чем выходить на эти рынки. Опыт членства в ВТО подтверждает это. За последние пять лет дефицит торгового баланса в части товаров между Украиной и ЕС ухудшился для нашей страны на 2 млрд. долларов США. При этом в структуре украинского экспорта доля Европы уменьшилась на 5%.

Поэтому, совершенно очевидно, что, сняв оставшиеся барьеры для промышленных товаров, выгодополучателем будет только одна сторона, и это не Украина. Отечественной экономике можно будет ожидать только увеличения дефицита в торговле с ЕС и закрепления сырьевого характера экспортных поставок. И нам не удастся компенсировать возросшие затраты на импорт промышленных товаров из ЕС значительным увеличением экспорта в Европу продукции наших аграриев. Ведь Соглашение о всеохватывающей свободной торговле квотирует экспорт в ЕС более 300 сельскохозяйственных и продовольственных товарных позиций. Ограничения настолько серьезные, что по большинству товаров составляют не более 5 % от объема рынка Евросоюза.

Требуя от Украины создания равных условий для реализации товаров, как местного производителя, так и европейского, наши партнеры в ЕС не спешат создавать равные условия для бизнесменов и наемных работников в их перемещении по территории этой самой – свободной зоны. Уже сегодня, без соглашения об ассоциации, представитель любой европейской компании может свободно въехать на территорию Украины для решения вопросов своего бизнеса. В то время как для украинцев, даже после удачной ратификации всеми членами ЕС политической части Соглашения об ассоциации, въезд на территорию ЕС останется строго регламентированным и ограниченным визовым режимом. Такой подход априори не создает те равные условия в торговле, о которых нам постоянно говорят "евроинтеграторы".

Но даже ни усиление экспансии товаров из ЕС, ни заложенные в базовый документ ограничения для украинской продукции, ни сохранение одностороннего визового режима не являются самыми болезненными вызовами, которые встанут перед Украиной после подписания Соглашения об Ассоциации. Главный вызов, с которым столкнется наша экономика, это потеря свободного доступа на рынки стран, входящих в Таможенный Союз. Рынки, на которые приходиться 32% всего нашего экспорта, за счет которого только в прошлом году страна заработала более 22 млрд. долларов США. Это те рынки, где знают нашу продукцию, на которых она пользуется спросом. В конце концов, это те рынки, на которые ориентируются в своем развитии те же европейские производители и инвесторы.

Не секрет, что географическая близость, существующие кооперационные связи, тесное межгосударственное сотрудничество и беспошлинная торговля со странами СНГ, прежде всего входящими в Таможенный союз, дают Украине основные конкурентные преимущества в глазах потенциальных инвесторов. Потеря таких преимуществ поставит окончательную точку в надежде на привлечение внешних инвестиций в индустриальный сектор нашей экономики. 

Первым звонком, демонстрирующим эти опасения, является тенденция по сворачиванию своей деятельности в Украине европейскими банками. Представители финансового сектора Европы покидают страну, которая находится в одном шаге от создания углубленной и всеохватывающей зоны свободной торговли с ЕС!

Возвращаясь к опыту корейцев, можно констатировать, что мы действуем с точностью до наоборот. Ради лояльности электората, мы готовы вывести Украину с тех рынков, где она имеет хорошие и перспективные позиции, где динамика развития потребительского спроса одна из самых высоких в мире, освобождая место своим конкурентам.

Осталось совсем немного времени, и мы обязаны будем сделать выбор между перспективой развития сектора высоких технологий, машиностроения, авиастроения, электроники, созданием рабочих мест с достойной зарплатой и участью аграрной периферии – колыбели демократии без права голоса, но с жесткими обязательствами. От этого выбора будет зависеть судьба и качество жизни миллионов наших граждан. Будем надеяться, что мы не повторим ошибок прошлого и примем взвешенное прагматичное решение.

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
30 комментариев
  • Аферист 16 декабря, 05:34 Как обычно кучи умников книжных... ладно промолчу. Скажу только 2 вещи : ес/тс -разницы нет. Все равно подписывать они будут не в наших а своих интересах. за 20 лет неужели так ничего и не дошло? народ 4сть только перед выборами. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • alex 15 августа, 13:19 тяжело поверить, что васадзе сам написал эту статью. как всегда, забашлял реальному автору. пусть народ думает, что я такой умный. ты, дагагой, лучше расскажи нам, как обеспечил себе европейскую перспективу в отдельно взятой европейской стране........ а мы должны в говне всю жизнь
    виталий 15 августа, 17:01
    ) Он в Украине себя обеспечил. У вас же, от перемены прописки вряд ли что-то поменяется, но, если хотите себе европейскую "перспективу", то попробуйте эмигрировать, потому что ЗСТ вам членства в ЕС все равно не даст. Вы, наверное, плохо его статью прочитали.
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • МУ 15 августа, 11:13 Вот и видно, кто за ЗСТ горой, чиновники (смотрящие) всех уровней. Козе понятно, что брать откаты за ввоз "качественных" машин намного проще, чем налаживать производство пусть не идеальных. но все же покупаемых моделей в своей неньке. Так что, производители чего бы то ни было, сушите сухари и радуйтесь за украинского чиновника, что он сможет не вылезать из-за бугра за ваш счет. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Манфред 14 августа, 12:34 Думаю, что подписание соглашения Украины с ЕС зависит уже только от решения самого ЕС. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • гело akinak 12 августа, 21:57 Це ж треба так, випускає авто 90-х років і хоче нас назад в імперію, бо там ці його драчки ще можна спихнути...Такі як він не думає про модернізацію заводів, машин, національну самостійну державу, а їм би бабло срубіть...Чемодан, поїзд, Тбілісі і хай там заспіває цю пісню... Де він буде і що з ним зроблять? Ясно що чужої країни, народу не шкода, обогащайся....!!!
    смеругл 13 августа, 10:53
    Таріел Шакрович гнучкий політик (змінює партію разом із зміною влади в країні: За єду, трудова Україна, БЮТ, регіони), та як результат вдалий бізнесмен – власник близько 400 підприємств, які працюють через офшори. Його статтю потрібно читати думаючи лише про його гнучкість та бізнес цілі – де більше він заробить в ЄС, чи в МС. Швидше за все в ЄС його автобізнес заглохне під тиском хвилі якісних європейських авто. А нам, простим українцям, потрібно думати не про зайд акул-олігархів з їх шкурними інтересами, а про рівень та стандарти життя, які можуть бути в європейській Україні - ми не гірші поляків, чехів, словаків….
    виталий 13 августа, 14:52
    ) При чем здесь ЗСТ? Васадзе как раз себе уже обеспечил и обеспечит "стандарты жизни" в любом случае, чего не скажешь про большинство. Вы уж если ратуете за ЗСТ, то требуйте от подобных Порошенко подписывать подобные соглашения только на условии предоставления ЕС хотя бы права свободного въезда и трудоустройства для граждан Украины, но, ведь, ничего подобного нет.
    гость 13 августа, 15:55
    Треба дбати не про те скільки зароблять чи не зароблять "акули", а перш за все чи залишаться в Україні підприємства з випуску авто хоча б яких-небудь і як наслідок чи будуть робочі місця для українців. Європі наші проблеми не потрібні. В статті зрозуміло сказано - потрібен ЄС наш ринок збуту без мит. Вкладати гроші в Україну вони не збираються - в саміх криза! І відкривати свій ринок праці для українців вони взагалі не мають наміру, тому безвізовий режим нам не бачити як власних вух!
    comment 16 августа, 00:47
    Как раз такой объем экспорта в ТС показывает отсутствие конкурентноспособных товаров для ЕС в Украине. И "закрытие" такого рынка должно привести к глубокой модернизации производства (если владельцы дружат с головой) или уходу с рынка вообще. Газ стал дорогим - Пинчук построил современный электрометаллургический комбинат. На нем себестоимость стали на 20% ниже, чем у конкурентов, а производительность одного рабочего в 4 раза выше. Для сравнения: по результатам 2008 года на устаревший (и дорогой) мартеновский способ производства стали приходится 2,2 % всей мировой выплавки стали (и наибольший удельный вес - в Украине (свыше 40 % мирового пр-ва)). ЗАЧЕМ поддерживать (экспортом) такое старье??? И так по всем отраслям. Владельцам пора раскошеливаться на правильную модернизацию всего и вся. Хватит накапливать (яхты, особняки, золото, бриллианты)
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Julik 12 августа, 14:34 Morih ответ на Ваш вопрос: В республиканские и местные бюджеты за каждый произведенный ланос отчисляется 17 тыс. гривен. Вам это что-нибудь говорит?
    morih 12 августа, 20:25
    Мене цікавить загальний баланс , а не окремі цифри, в які невідомо що входить.
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • morih 12 августа, 12:02 В мене до автора одне маленьке питання, скільки грошей, для виготовлення одного автомобіля ланос, залишається в Україні (зарплати , плати за землю, податки до бюджету, збори до різних фондів і т.д.),а скільки валюти йде з країни на закупівлю імпортних частин і вузлів? а який баланс по інших моделях? Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Манфред 12 августа, 09:12 Так остается не понятным заинтересована ли Украина в подписании соглашения с ЕС или нет? Насколько можно понять нынешнюю власть, она надеется играть на две стороны, как бы не осознавая обязательств ни перед какими партнерами. Можно ли такую игру назвать умной, если все стороны ее прекрасно понимают?
    гость 13 августа, 15:57
    Власть не очень умная.....думает, что никто ничего не соображает! Но зато сильная.........
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Гость 11 августа, 20:38 Если уже господин Васадзе прозрел - значит еще не все потеряно! Хотя сам то сидит в основном на импорте, но видно понял что при тотальной деиндустриализации украинской экономики некому будет покупать его мерседесы! Интересно кто из наших бизнесменов знаком с условиями о ЗСТ с ЕС? Наконец-то стали осознавать последствия сдачи украинского рынка! Тем более, что речь о включении Украины в ЕС действительно не идет. У них цель одна - беспошлинный украинский рынок! Браво г-н Васадзе! Объясняйте вашим коллегам чем закончится для них открытый рынок с ЕС!!! А то поздно будет! Ответить Цитировать Пожаловаться
  • ryzenkov 11 августа, 20:05 г-н Васадзе (он же по совместительству и засланец ТС) как-то забывает о тех перманентных войнах, которые ведет Россия с товарами из Украины и как в самой России приняты куча программ по замещению украинских товаров на российские аналоги и господа онищенки и стоящие за их спинами путины-шмутины спят и видят как обогащаются российские олигархи-чиновники от их протекционистской политики... И тогда (алилуйя!!!) Украина вступает не в говно, так в таможенный союз...Только вот опыт соседней Беларуси показывает нам, что это отнюдь не панацея от Российских претензий и опыт успешного поглощения конкурентоспособных белорусских предприятий Россиией у зюзюков уже немалый - это и белтранснгаз и калийные предприятия и сотовая связь, вот еще лукашенковсое НПЗ приватизируют и будет полный комплект - тогда бацька будет даже в парашу ходить с разрешения ВВП. Вообще глупо искать причины своей глупости извне - ведь никто не решал за януковича, сажать ему оппозицию или не сажать или продавать Севастополь за эвфемерную скидку в 100$ за газ, если привязка идет к самому дорогому рынку Италии? Проблема в том, что народ Украины, не контролируя власть НИКОГДА не сможет жить СВОБОДНО, вести бизнес ЧЕСТНО и процветать не хуже Китая... А уродов у власти, думающих о людях только под выборы президента у нас всегда хватало и нынешний тому прямое подтверждение.... Ответить Цитировать Пожаловаться
Реклама
Последние новости
Курс валют
USD 24.82
EUR 27.64