Украинская внешняя торговля: как не утонуть в либерализационных волнах

Поделиться
Агрессивное продвижение готовой продукции европейских производителей на украинский рынок преподносится как политическая уступка украинской власти. Браво европейской дипломатии!

Как в мировом океане, так и в экономике каждая новая волна, которая порождается изменениями внешних или внутренних условий, кого-то подносит вверх и движет вперед, а кого-то накрывает. Только тот, кто с пониманием – для чего ему это нужно, ловит волну и подготовлен удержаться на ней, получает максимальные выгоды от нее для продвижения в своем развитии, в том числе и за счет тех, кого эта волна накрывает.

К сожалению, современная история выхода Украины на просторы глобального рынка – это история борьбы с накрывающими волнами.

Первая волна, с которой столкнулась Украина и которая накрыла ее, причиняя при этом достаточно серьезный ущерб экономике, это скоропалительное вступление в ВТО на невыгодных для страны условиях. Как не подготовленного к встрече с водной стихией ребенка бросают в бушующий океан, так и украинский бизнес, не подготовив, не дав времени для адаптации, накануне мирового финансового кризиса, прошлая власть бросили в объятия глобальной торговой системы. Усугубило ситуацию и то, что изменения условий и правил внешней торговли произошли в середине бюджетного года. Этим Украина повторила опыт/ошибку не самых успешных стран-членов ВТО – Ямайки и Грузии. В это же время остальные страны установили для себя переходные периоды для вступления в силу новых правил торговли и, соответственно, изменяли условия либо в конце, либо в начале года, заблаговременно заложив новые риски и возможные потери в свои бюджеты.

Что же мы получили в результате: падение промышленного производства; массовые сокращения рабочих мест; отрицательное сальдо внешней торговли начиная с 2008 г., которое достигло рекордного показателя в 2012 г. – 15,8 млрд. долларов США, и имело следствием, дефицит государственного бюджета, а также девальвацию национальной валюты, обнищание населения Украины.

Прошло уже пять лет, как мы провели либерализацию внешней торговли. Наш средний тариф на границе один из самых низких в мире. Но за эти пять лет мы не увидели ни одного нового серьезного инвестора в промышленном секторе. Ни один мировой производитель не пришел в Украину с производственной программой. Все это время нашу страну рассматривают исключительно как площадку для развития торговых сетей по сбыту готовой импортной продукции. И этого следовало ожидать. Никто не будет тратиться на создание производства продукта, который проще и дешевле завезти и продать. Мировой опыт показывает, что инвестиции в индустриальный сектор приходят тогда, когда он имеет высокий уровень тарифной защиты и гарантированную государственную поддержку. Именно такой подход лежал в основе экономического чуда и технологического прорыва Южной Кореи, Турции, Китая, а сегодня применяется в Бразилии, России, Индии т.е. наиболее динамично развивающихся экономиках.

Однако Украине функционеры ВТО и еврочиновники категорически не рекомендуют пользоваться этим рецептом. Стране, обладающей потенциалом в авиационной промышленности, в судостроении, автомобилестроении, приборостроении открыто навязывают роль сельскохозяйственного придатка Европы.

Как следствие, Украина демонстрирует стремительную технологическую деградацию. Вместо того, чтобы искать возможности выхода на новый уровень развития, мы добровольно теряем ядро существующего технологического уклада и возвращаемся к аграрному обществу, что является редчайшим случаем в мировой практике.

Возможно, присоединяясь к большому торговому клубу, наши бывшие руководители надеялись найти там друзей. Но в торговле друзей нет. Торговля – это борьба. Борьба за место на рынке, борьба за потребителя, за финансовые ресурсы… Нас бросили в этой борьбе без союзников, без оружия, без учета сильных и слабых сторон, как своих, так и конкурентов.

Наши попытки законно использовать инструменты защиты от возникших угроз, равно как и желание легально воспользоваться прописанным правом на пересмотр своих тарифных обязательств, наталкиваются на жесткое сопротивление более успешных коллег по ВТО, которые взвешенно, прагматично и в правильное для себя время присоединились к этой организации на удобных для себя условиях.

Находясь в таком, без преувеличения, униженном и ослабленном состоянии, Украина готовится к броску под новую волну либерализации торговли, имя которой – углубленная и всеохватывающая зона свободной торговли с ЕС, которая подается Украине как составная часть Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом.

Лоббисты этого проекта акцентируют внимание на евроинтеграционных настроениях общества. При этом они неохотно говорят о том, что политическая составляющая этого документа, которая вступит в силу только после ратификации всеми национальными парламентами ЕС, не дает нам статуса ассоциированного члена ЕС и не является инструментом интеграции в европейскую семью. Мало кто акцентирует внимание и на том факте, что соглашения об ассоциации с ЕС действует в таких странах как Египет, Марокко, Алжир, Тунис, Иордания, Ливан, Мексика и т.п. Что эти страны будущие члены ЕС?! или в этих странах нет проблем с демократией, или благодаря соглашениям уровень и качество жизни граждан этих стран приблизился к европейским стандартам? Может быть они обласканы европейскими инвестициями? К сожалению, на эти вопросы есть один, достаточно определенный ответ.

Открытыми остаются другие вопросы: почему так плохо замаскированная под евроинтеграционный процесс потребность ЕС в расширении рынков сбыта своей продукции загнала в глухой угол наших переговорщиков? И почему эти переговоры вели те же люди, которые в свое время, так "удачно" подготовили соглашение с ВТО.

Мы являемся свидетелями уникального явления – агрессивное продвижение готовой продукции европейских производителей на украинский рынок преподносится как политическая уступка Украине. Браво европейской дипломатии!

Политика – политикой, но что ждет украинскую экономику, какие перспективы откроются у нашего бизнеса в условиях новой углубленной и всеохватывающей зоны свободной торговли, которая в отличие от политической составляющей Соглашения об ассоциации с ЕС начнет действовать сразу после ратификации Украиной.

Нам говорят, - вы получаете доступ на рынок с населением в 500 млн. человек. Но при этом дипломатично умалчивают, что предложение на этом рынке уже давно превышает спрос, что градус конкуренции на нем такой высокий, что его не выдерживают высокотехнологические европейские, американские, японские компании, даже те, которых поддерживает государство за счет дотаций и дешевых кредитных ресурсов. Кроме того, в гонке за вступлением в ЕС часто умалчивается, что для преодоления существующих в Европе технических барьеров Украине необходим разумный переходный период.

Нам приводят в пример успех Южной Кореи, которая имеет зону свободной торговли с ЕС. При этом забывая сказать, что Южная Корея на момент подписания соглашения с Евросоюзом имела хорошо развитую экспортоориентированную экономику. Корейцы знали, куда они идут, а главное с чем. Еще до снятия таможенных ограничений в торговле они сформировали большой продуктовый портфель и успешно с ним развивались на рынках стран Евросоюза. Образно говоря, они оседлали волну либерализации, которая продвинула и закрепила их в Европе.

Получит ли Украина от новой волны либерализации такие же преимущества, как Южная Корея?

Сегодня мы не являемся конкурентами для европейских производителей на стагнирующих потребительских рынках ЕС. И если быть честными, то нам не с чем выходить на эти рынки. Опыт членства в ВТО подтверждает это. За последние пять лет дефицит торгового баланса в части товаров между Украиной и ЕС ухудшился для нашей страны на 2 млрд. долларов США. При этом в структуре украинского экспорта доля Европы уменьшилась на 5%.

Поэтому, совершенно очевидно, что, сняв оставшиеся барьеры для промышленных товаров, выгодополучателем будет только одна сторона, и это не Украина. Отечественной экономике можно будет ожидать только увеличения дефицита в торговле с ЕС и закрепления сырьевого характера экспортных поставок. И нам не удастся компенсировать возросшие затраты на импорт промышленных товаров из ЕС значительным увеличением экспорта в Европу продукции наших аграриев. Ведь Соглашение о всеохватывающей свободной торговле квотирует экспорт в ЕС более 300 сельскохозяйственных и продовольственных товарных позиций. Ограничения настолько серьезные, что по большинству товаров составляют не более 5 % от объема рынка Евросоюза.

Требуя от Украины создания равных условий для реализации товаров, как местного производителя, так и европейского, наши партнеры в ЕС не спешат создавать равные условия для бизнесменов и наемных работников в их перемещении по территории этой самой – свободной зоны. Уже сегодня, без соглашения об ассоциации, представитель любой европейской компании может свободно въехать на территорию Украины для решения вопросов своего бизнеса. В то время как для украинцев, даже после удачной ратификации всеми членами ЕС политической части Соглашения об ассоциации, въезд на территорию ЕС останется строго регламентированным и ограниченным визовым режимом. Такой подход априори не создает те равные условия в торговле, о которых нам постоянно говорят "евроинтеграторы".

Но даже ни усиление экспансии товаров из ЕС, ни заложенные в базовый документ ограничения для украинской продукции, ни сохранение одностороннего визового режима не являются самыми болезненными вызовами, которые встанут перед Украиной после подписания Соглашения об Ассоциации. Главный вызов, с которым столкнется наша экономика, это потеря свободного доступа на рынки стран, входящих в Таможенный Союз. Рынки, на которые приходиться 32% всего нашего экспорта, за счет которого только в прошлом году страна заработала более 22 млрд. долларов США. Это те рынки, где знают нашу продукцию, на которых она пользуется спросом. В конце концов, это те рынки, на которые ориентируются в своем развитии те же европейские производители и инвесторы.

Не секрет, что географическая близость, существующие кооперационные связи, тесное межгосударственное сотрудничество и беспошлинная торговля со странами СНГ, прежде всего входящими в Таможенный союз, дают Украине основные конкурентные преимущества в глазах потенциальных инвесторов. Потеря таких преимуществ поставит окончательную точку в надежде на привлечение внешних инвестиций в индустриальный сектор нашей экономики.

Первым звонком, демонстрирующим эти опасения, является тенденция по сворачиванию своей деятельности в Украине европейскими банками. Представители финансового сектора Европы покидают страну, которая находится в одном шаге от создания углубленной и всеохватывающей зоны свободной торговли с ЕС!

Возвращаясь к опыту корейцев, можно констатировать, что мы действуем с точностью до наоборот. Ради лояльности электората, мы готовы вывести Украину с тех рынков, где она имеет хорошие и перспективные позиции, где динамика развития потребительского спроса одна из самых высоких в мире, освобождая место своим конкурентам.

Осталось совсем немного времени, и мы обязаны будем сделать выбор между перспективой развития сектора высоких технологий, машиностроения, авиастроения, электроники, созданием рабочих мест с достойной зарплатой и участью аграрной периферии – колыбели демократии без права голоса, но с жесткими обязательствами. От этого выбора будет зависеть судьба и качество жизни миллионов наших граждан. Будем надеяться, что мы не повторим ошибок прошлого и примем взвешенное прагматичное решение.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме