Одни платят, а другим просто списывают . Налоговый долг отечественных предприятий за два года вырос в 3,8 раза

Артур Федорчук 31 марта, 23:02
123
stokkete / depositphotos.com

Долги украинцев по налогам перед госбюджетом с 2014 по 2016 гг. выросли в 3,8 раза и на начало этого года составили рекордную сумму в 59 млрд грн. Об этом сообщило управление информационной политики Счетной палаты Украины (СПУ), ссылаясь на отчет о результатах аудита эффективности взыскания налогового долга.

Основная часть налогового долга в госбюджет была сформирована за счет НДС, налога на прибыль предприятий и рентных платежей, удельный вес которых в общем объеме налогового долга в среднем достиг 88%. При этом налоговый долг зачастую не только обретает статус "безнадежного", но и впоследствии списывается. Вследствие списания безнадежного налогового долга в госбюджет за последние три года не поступило 15,8 млрд грн, отмечается в сообщении Счетной палаты.

Итак. В стране, воюющей с превосходящим противником, в стране, где подавляющая часть населения едва сводит концы с концами и без унизительных субсидий даже не в состоянии заплатить за коммуналку, где налоговая служба с непомерно раздутым штатом взимает налоги даже с пенсионеров, налоги, оказывается, можно просто не платить. Итог — суммы не уплаченных вовремя налогов достигли почти 3% ВВП. Как такое может происходить в Украине, где налоговая дисциплина предприятий и строгость налоговых органов традиционно высока?

Проверка аудиторами СПУ работы отечественных фискалов выявила принципиальные, системные прорехи в их деятельности и отсутствие должного контроля со стороны профильного министерства. В частности, аудиторы выразили удивление тем, что Минфин определил ключевой показатель эффективности для ГФС "Динамика налогового долга" на 2016—2017 гг. без учета его ежегодного роста. Это, по их мнению, не стимулировало работу ГФС по противодействию росту долга, а меры принудительного погашения были неэффективны и малорезультативны. При этом ГФС не только потеряла электронные копии части входящих документов, в частности, по вопросам предоставления рассрочки (отсрочки) денежных обязательств (налогового долга), но и до сих пор не может их восстановить.

Оглашение столь масштабных беспорядков в ключевом государственном органе страны, возможно, связано с недавними громкими разоблачениями в руководстве фискальной службы. Так, Специализированная антикоррупционная прокуратура считает, что действия главы ГФС нанесли государству убытки на сумму более 2 млрд грн.

Однако даже столь масштабные злоупотребления в руководстве государственного органа не объясняют, почему налоговый долг вырос столь стремительно именно в последние два года. Опрошенные нами специалисты утверждают, что на то есть и объективные причины.

"Нужно обратить внимание на несколько моментов: во-первых, за последние годы произошел значительный спад экономики в стране, — объясняет ситуацию руководитель практики налогового права ЮК Jurimex Вита Форсюк, — Во-вторых, в 2014 г. субъекты хозяйствования подавали налоговые декларации по налогу на прибыль предприятий за 2013 г., т.е. за период, в котором компаниями были понесены основные финансовые потери из-за аннексии Крыма и событий в зоне АТО. А поскольку в последующие годы динамика не улучшилась, значительная часть таких предприятий не смогла покрыть имеющиеся убытки и, как следствие, найти возможности рассчитаться с бюджетом, из-за чего удельный вес налогового долга в последующие годы только увеличивался".

Действительно, часть предприятий на оккупированных территориях фактически прекратила свою деятельность, а налоговые долги и обязательства продолжали начисляться. Проценты плюс пеня — все эти обязательства могли существенно повлиять на рост налогового долга в Украине. Впрочем, неразберихой, вероятнее всего, воспользовались и работающие предприятия, даже те, кто патриотично перерегистрировались на подконтрольной правительству территории Украины. Налоговые органы ныне лишены возможности как проверки правильности уплаты налогов и других платежей, так и взыскания налогового долга с предприятий, находящихся на территории Крыма и Донбасса.

Сыграли свою роль, по мнению специалистов, и чисто юридические особенности работы фискалов в последние годы. "Налоговый кодекс предусматривает, что контролирующие органы имеют право осуществлять мероприятия по взысканию средств налогоплательщика, имеющего налоговый долг, со счетов в банках только после обращения в суд, — рассказывает Вита Форсюк, — Но нужно учесть, что в сентябре 2015-го были внесены изменения в Закон "О судебном сборе", согласно которым контролирующие органы при обращении в суд обязаны платить судебный сбор в размере 1,5% цены иска, но не менее размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц. При этом налоговым органам не были выделены необходимые для уплаты этого судебного сбора бюджетные ассигнования, а потому налоговые инспекции на время фактически лишили возможностей для обращения в суд с иском о взыскании налогового долга".

И все же объяснить рост налогового долга почти в четыре раза лишь объективными трудностями и агрессией России очень сложно. Масштабы и динамика роста налогового долга заставляют задуматься о "человеческом факторе", неэффективности работы нынешних чиновников фискальных органов и коррупционной составляющей указанного явления.

Законодательство Украины четко регламентирует действия фискальных чиновников в случае неуплаты налогов плательщиком. Налоговый долг возникает на одиннадцатый день после такой неуплаты. Фискальный орган направляет налогоплательщику налоговое требование, а также может провести опись имущества в налоговый залог. В случае неуплаты налогового долга в течение 60 календарных дней контролирующий орган может осуществить продажу имущества, находящегося в налоговом залоге. Правда, разрешение на продажу такого имущества, а также взыскания средств со счетов плательщика, открытых в банковских учреждениях, осуществляются лишь по решению суда.

Списать можно лишь тот налоговый долг, который приобрел признаки безнадежного. Согласно Налоговому кодексу, безнадежным может быть признан исключительно: налоговый долг банкрота, не имеющего имущества, достаточного для его погашения; налоговый долг, по которому истек срок давности; налоговый долг, возникший вследствие форсмажорных обстоятельств и налоговый долг налогоплательщика, в отношении которого в Государственный реестр внесена запись о его прекращении на основании решения суда.

Законодательством предусмотрены случаи и порядок списания налогового долга, а также перечень документов, которые должен предоставить налогоплательщик в подтверждение соответствующих фактов. Как показывает отечественный опыт, везде, где надо предоставлять какие-либо документы и справки, появляется возможность различных трактовок их убедительности, и, соответственно, необходимость "проталкивания" необходимого решения. Именно это и есть коррупция. Однако доказать факт коррупции при этом чрезвычайно сложно. Речь о неправомерном списании налогового долга и, соответственно, о возможной квалификации действий должностных лиц контролирующего органа как коррупционных возможно лишь при условии доказательства несоблюдения установленных процедур. А они, как правило, оказываются неплохо задокументированы.

"Действенного механизма компенсации убытков, которые несет государство вследствие списания долга, законодательство Украины не устанавливает, — утверждает Вита Форсюк, — Речь может идти лишь об ответственности чиновников за ненадлежащее исполнение либо неисполнение своих полномочий, а также превышение своих полномочий. Законодательство предусматривает случаи привлечения должностных лиц к дисциплинарной или уголовной ответственности, а также о взыскании убытков в пределах уголовного производства, если такие действия нанесли определенный вред, однако такой ущерб нужно доказать в судебном порядке. Вместе с тем налоговое законодательство не позволяет взыскать убытки, которые может понести государство в
результате списания налоговых долгов".

На макроэкономическую ситуацию налоговый долг даже в размере 3% от ВВП пока, похоже, критически не влияет. По крайней мере, если судить об этом по спокойствию Кабмина. Иной вопрос, что это влияет на общую дисциплину уплаты налогов. Сегодня у предпринимателей всех уровней возникает естественный вопрос: почему одни предприятия вынуждены платить налоги в полном объеме, а другим из-за возможного наличия определенных коррупционных схем могут откладывать их выплату либо даже списывать? Если задуматься, это один из самых больших рисков сегодняшней Украины. У нас и так очень низкий уровень доверие между бизнесом и властью. А экономика без этого доверия не развивается. Об этом весь мир знает. Или у нас опять "особый путь"?

Теги:
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Нет комментариев
Реклама
Последние новости
USD 26.73
EUR 28.60