Необязательность печати

Поделиться
Через шесть месяцев можно ожидать резкого всплеска недоверия в бизнесе. Что делать?

15 апреля Верховная Рада приняла во втором чтении и в целом Закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения порядка открытия бизнеса" (далее - Закон). 30 апреля его подписал и.о. президента Александр Турчинов.

Среди нововведений - следующие.

1. Отменяется уплата регистрационного сбора при государственной регистрации.

2. Устанавливается механизм осуществления государственной регистрации юридических и физических лиц - предпринимателей путем подачи электронных документов без обязательного использования электронной цифровой подписи.

3. Отменяется требование об обязательности использования печатей для субъектов частного права.

Стоит сразу же отметить феерическую скорость, с которой новость об упрощении порядка открытия бизнеса в Украине облетела страну и заставила приобщиться всех неравнодушных к ее обсуждению, вызвав при этом диаметрально противоположные эмоции. Кто-то радуется упрощению и удешевлению регистрации новых юридических лиц, а кто-то прогнозирует всплеск преступности и разгул рейдерства в Украине.

Казалось бы, Закон предлагает интересные прогрессивные изменения, как, например, отказ от обязательного использования печатей. Так, на сегодня (то есть - пока что) использование печатей для хозяйствующих субъектов в Украине обязательно. Можно, конечно, много спорить о степени надежности печати, о ее роли в деятельности юридических лиц в разные исторические периоды, о легкости ее похищения или рисках потери, а также о власти, которая до сих пор сосредоточивалась у владевшего основной печатью предприятия лица, и т.д. Но ее значение как "последней крепости" защиты документа на сегодня еще никто не отрицал! Подчеркиваю: может, она и не очень надежная, но - первая и последняя!.. И вот эту крепость через полгода разрушат.

Возможно, именно поэтому сейчас юридические форумы буквально завалены вопросами простых украинских предпринимателей - что делать, как защитить свой бизнес?.. Более того, самые смекалистые не теряя времени даром уже начинают строить интересные, но преимущественно противозаконные схемы использования будущих нововведений. На всякий случай попробуем выяснить, какие существуют риски и как их минимизировать.

Креативное использование

Отмена печатей не столько удешевляет ведение бизнеса, сколько провоцирует охочих до чужого имущества. Сразу же можно выделить как минимум три возможных схемы действий, которые, скорее всего, будут использоваться для рейдерства или других злоупотреблений вследствие отмены обязательного наличия печатей у хозяйствующих субъектов:

1) бывший директор (подписант) решит немного "пошалить" и, имея старые выписки, скроет от контрагентов тот факт, что соответствующих полномочий у него уже нет;

2) постороннее лицо овладеет техникой подписи вашего нынешнего директора и без его ведома будет ставить его "автографы" там, где не следует;

3) постороннее лицо само себя сделает директором, и даже подпись не понадобится постоянно подделывать (только один раз - подписи учредителей во время регистрации)!

Например, в рамках третьего способа возможен следующий алгоритм (приведенный как предостережение предпринимателям, чтобы проиллюстрировать простоту механизма его использования, он ни в коем случае не является руководством к действию!)

Шуточная инструкция
по "применению"
нового Закона

Шаг 1: подготовительный

Открываете сайт ЕГР, выбираете любое юридическое лицо "по вкусу", составляете следующие документы: протокол общего собрания (здесь неплохо было бы иметь капельку художественного таланта, чтобы подделать подписи учредителей); приказ о назначении нового директора (то есть вас); доверенность (если не хотите светить "лицо" и будете действовать через представителя); заполняете регистрационную карточку (конечно же, за подписью вновь назначенного руководителя - то есть вас) и весь этот пакет "липы" относите прямо к государственному регистратору, у которого не будет никакой (!) возможности проверить полномочия нового "директора".

Шаг 2: основной

После внесения изменений в ЕГР свежеиспеченный директор не ограничен в своих действиях: он заключает договоры, перечисляет средства, вносит изменения в сведения, содержащиеся в ЕГР, - одним словом, делает все, на что хватает его фантазии, наглости и времени.

Реальный руководитель при этом ни сном ни духом не ведает о том, что творится! Конечно, рано или поздно до него докатится информация о безобразиях, содеянных его двойником, но на это уйдет, в прямом смысле, драгоценное время, которое он безнадежно потеряет.

Шаг 3: завершающий

Директор-художник уже где-то далеко за рубежом греется на солнышке и спокойно тратит "заработанные" своим художественным талантом средства... А тем временем обманутый директор медленно и неохотно приходит в себя от неожиданной наглости злоумышленника и последствий его "невежливого" поведения.

Затем последует долгий и изнурительный процесс выяснения отношений между двумя обманутыми и обиженными сторонами (реальным директором и контрагентом "художника"), причем, скорее всего, в судебном порядке. Многочисленные экспертизы, судебные заседания, свидетели, образцы, документы... И все это только из-за того, что печать не обязательна!

Примечание. Но это исключительно при условии своевременного бегства, ведь уголовную ответственность за подделку документов никто не отменял даже
для "талантов" (статьи 205-1 и 358 Уголовного кодекса).

Поспешили?

Шутки шутками... Бесспорно, отказ от печатей - очень позитивная новость, и рано или поздно Украина закономерно подошла бы к этому этапу. Но в нынешних условиях принятый Закон создает впечатление "благих намерений" - тех самых, которыми вымощена дорога в ад. Похоже, увлекшись модной тенденцией "дерегуляции бизнеса", законодатели несколько переборщили с упрощением и забыли простую истину: любая дерегуляция вообще, а тем более - бизнеса, имеет свои рамки, нарушение которых приводит к прямо противоположным последствиям.

Даже не обладая знаниями в области криминалистики, можно догадаться, что подделать подпись намного легче, чем печать. Нужно лишь потренироваться как следует, довести до автоматизма некоторые движения, и - готово: подпись директора! Для подделки же печати, во-первых, нужен точный образец оттиска ее самой; во-вторых, надо найти предприятие, которое печать изготовит, или соответствующее оборудование (то есть, уже как минимум будут нежелательные свидетели); в-третьих, изготовление печати влетает в копеечку - за такое удовольствие нужно платить.

Конечно, есть и более простые способы получить печать - современные компьютерные технологии облегчают жизнь не только законопослушным гражданам, но и "продвинутым" злоумышленникам. Однако, опять-таки, в этом случае преступник должен обладать определенным уровнем знаний в области компьютерных технологий, уметь применять специализированные программы, иметь дорогую оргтехнику, а также сознавать риск того, что подделанные таким образом оттиски печатей выявить значительно проще. А вот талант художника - он всегда с тобой, и совсем даром!

Уже сейчас можно прогнозировать, что через шесть месяцев произойдет резкий всплеск недоверия в бизнесе. Так, ни один профессиональный юрист не допустит подписания своим клиентом договора, предварительно не убедившись на 200% в наличии соответствующих полномочий у контрагента. Но такая придирчивость может вообще отбить у последнего охоту к подписанию. Хорошо налаженный и более-менее действенный механизм: устав (доверенность) - выписка из ЕГР - подпись - печать - скоро можно будет вспоминать как волшебный сон. Вместо этого печати будут "выбиваться" силой, что существенно усложнит хозяйственные отношения. Можно будет, конечно, пойти по пути наименьшего сопротивления и подписывать договоры на свой страх и риск, но стоит ли? Ведь непонятно, как теперь вообще проверять аутентичность подписи непосредственно в момент подписания. По паспорту? Но у каждого второго подпись в паспорте и в жизни (особенно в спешке) не совпадает!..

Стоит также отметить, что закон в нынешней редакции не дает ответов на некоторые вполне естественные вопросы. Например, что делать со всеми теми юридическими лицами, которые заказывали себе печати, когда это было обязательным требованием? Понятно, закон обратной силы не имеет, то есть печати у них останутся. Но является ли в таких условиях само наличие печати решающим при ответе на вопрос о ее возможном использовании? Можно ли, например, изготовить печать и положить ее в сейф? А потом: хочу - использую, хочу - нет... Как же тогда проверить, имеет ли юридическое лицо печать вообще? И как заставить его эту печать использовать?

То есть, перейдя к добровольности в вопросе наличия печатей, непонятно, перешли ли мы к добровольности в ее использовании. Закон ответа на этот вопрос не дает. Более того, Закон даже не разграничивает эти понятия, создавая предпосылки для произвольного толкования.

Учитывая зарубежный опыт, можно было бы ожидать два пути развития: либо внедрение обязательного использования печатей при их наличии, либо установление самим предприятием правил их использования. Однако ни того, ни другого Закон прямо не предусматривает.

Новый же Закон не предлагает никакой альтернативы, которой можно было бы заменить печать. Например, в англо-саксонской системе права существуют такие самостоятельные способы подтверждения аутентичности подписей, как подпись свидетеля или подписание сразу двумя должностными лицами предприятия (например, директором и секретарем одновременно). Однако в Украине, как всегда, самые важные вопросы отдаются на откуп практике.

Что делать?

Возможно, советы, приведенные ниже, несколько ироничны и написаны больше от отчаяния. Но поскольку Закон фактически бросает предпринимателей на произвол судьбы, нужно действовать любыми методами, применяя весь доступный в рамках закона арсенал средств.

1. Подружитесь лично (или ваши представители-юристы, непосредственно подающие документы в регистрационную службу) с вашим государственным регистратором.

2. Ежедневно проверяйте в режиме он-лайн сайт ЕГР: а вдруг какие-то ловкачи уже позаботились о вашем предприятии без вашего ведома.

3. Увольняя работников, не ссорьтесь с ними. Ведь эти люди уносят с собой неоценимые знания об основных подписях - руководителей и учредителей предприятия. Особенно осторожно нужно относиться к руководителям, поскольку они не только знают подписи, но и владеют техникой (то есть, с их стороны подпись даже не придется подделывать!) Кроме того, такие директора могут прихватить с собой несколько старых выписок, в которых они указаны в роли руководителя, что они могут использовать в дальнейшем для противоправной деятельности во время общения с третьими лицами.

4. Исходя из пункта третьего, целесообразно устанавливать существенные ограничения для руководителей юридического лица, прописывая их в учредительных документах. Ведь чаще всего предприниматели, работающие с юридическими лицами, не забывают проверять полномочия представителей своих контрагентов, сопоставляя их с уставными. Такие ограничения могут заключаться прежде всего в необходимости предварительно одобрить правомочия общим собранием. С одной стороны, такой порядок может несколько усложнить обычную хозяйственную практику, а с другой - даст учредителям возможность контроля и минимальную уверенность в невозможности прежнего директора заключить, например, многомиллионный контракт без их ведома (минимальную - поскольку протокол общего собрания, зная подписи учредителей, подделать тоже легко).

5. Что касается отношений с другими, тут стоит проявлять особую осмотрительность. Лучше всего сотрудничать с проверенными временем и бизнесом партнерами. Но если обстоятельства требуют выхода на новые горизонты, то вот минимальный перечень документов, которые крайне необходимо получить от представителя будущей стороны договора - юридического лица:

а) свежая выписка из ЕГР (все данные необходимо лично сопоставить со сведениями, содержащимися на сайте ЕГР!), когда подписывает руководитель (лицо, имеющее право подписи), или свежая доверенность, когда подписывает представитель (желательно все же связаться непосредственно с руководителем и убедиться, не была ли такая доверенность отозвана);

б) учредительные документы (устав);

в) документы на директора/представителя (паспорт) + присутствие самого подписанта обязательно.

Если же вы видите, что предприятие было зарегистрировано до вступления в силу Закона, смело требуйте печать и настаивайте на своей позиции.

6. Еще один вариант: договориться о нотариальном подтверждении сделки. Однако это, конечно же, будет связано с дополнительными затратами.

7. Не помешает каждому предпринимателю ознакомиться с курсом технико-криминалистического исследования документов, особенно в части подделки подписей. Так, признаки технической подделки подписи включают: следы остановки ручки, нетвердость движений, наличие в штрихах и возле них частиц другого цвета и др. Интересно также, что каждый отдельный способ подделки подписи имеет свои характерные признаки, что значительно упрощает обнаружение подделок. Но это, конечно, вопрос для отдельного исследования.

И последний совет - не спешите выбрасывать свои печати, ведь закон вступит в силу только через шесть месяцев со дня его опубликования. А тем временем придумайте себе какую-нибудь интересную сложную подпись, чтобы если и не уберечься от подделки, то хотя бы усложнить жизнь горе-"художнику"!

А что дальше будет - покажут время и практика.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме