Монопольные расчеты

Артем Святненко 19 июня 2015, 00:00
тарифы

Читайте также

 

 

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ "КИЕВЭНЕРГО" ВКУПЕ С ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫМИ ТАРИФАМИ  БОЛЬНО БЬЮТ ПО ПОТРЕБИТЕЛЯМ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ

В марте 2015 г. киевляне нашли в своих почтовых ящиках конверты с письмами от компании "Киевэнерго", в которых радостно сообщалось, что отныне они могут прекратить пользоваться абонентской книжкой, а "Киевэнерго" будет ежемесячно присылать полностью подготовленный к оплате документ — счет за электроэнергию". "Просим использовать его в дальнейшем для оплаты за электроэнергию!" — именно так, просьбой в практически приказной форме завершалось обращение к клиенту. В самом счете за электроэнергию было указано, что с подробной расшифровкой счета можно ознакомиться на сайте www.mega-billing.com, а также высказывался совет оплачивать электроэнергию через интернет в Личном кабинете "Киевэнерго" на сайте www.kyivenergo.ua. Однако главный сюрприз ожидал киевлян в самой "платежке". У большинства потребителей электроэнергии был указан достаточно солидный долг перед компанией за предыдущие периоды (изящно названный "сальдо") и угроза в отключении электричества в случае непогашения задолженности. Встревоженные потребители электричества массово бросились либо платить, либо звонить по указанным в письмах телефонам, выстраиваться в очереди в центры обслуживания клиентов "Киевэнерго" либо регистрироваться в личных кабинетах через сайт компании. Однако разобраться в происходящим оказалось не так просто.

Многочисленные комментарии взбудораженных киевлян в социальных сетях высветили достаточно неприглядную картину. По телефону добиться от сотрудников компании внятных объяснений образовавшимся долгам оказалось нереально. Огромные очереди в центрах обслуживания "Киевэнерго" умудрялись выстаивать, в основном, лишь терпеливые и упорные. Лучшим способом разобраться оказалась регистрация в личном кабинете на сайте www.mega-billing.com.

На первый взгляд, информационный интерфейс личного кабинета прост, удобен и информативен. Кроме угрожающей цифры задолженности, являющейся практически центром внимания личного кабинета клиента, и расчетов стоимости электроэнергии за последний еще не оплаченный период, на сайте можно найти достаточно много интересной информации, например, графики внесенных показаний, платежей и потребления электроэнергии за многие годы. Но самой полезной является абонентская книжка клиента — таблица со всей имеющейся у компании информацией на лицевом счету с начала учета (или от последнего акта сверки) до текущего состояния. В принципе, именно она позволяет определить, за что именно и каким образом была рассчитана текущая задолженность (или переплата).

Однако система учета и начисления оплаты за потребленную электроэнергию в ПАО "Киевэнерго" настолько сложная, что не только рядовой гражданин, но, наверное, и опытный бухгалтер не смог бы сразу разобраться, каким именно образом осуществляются операции, приводящие к формированию долга потребителя перед поставщиком.

Наиболее интересна колонка абонентской книжки под названием "Показания". Она щедро заполнена цифрами и буквами в скобках, которые обозначают тип показаний и могут принимать следующие значения: (С) — стартовые (начальные); (К) — контролерские; (А) — абонентские и (Р) — расчетные (прогнозируемые).

Абонентские показания — это показания счетчика, снятые абонентом и передаваемые любым способом: через интернет, по телефону, записью в квитанции и так далее. При этом "Киевэнерго" на сегодняшний день настоятельно рекомендует использовать только сайт. Показания, занесенные через сайт, сразу попадают в базу данных поставщика услуги и происходит мгновенный перерасчет сальдо. Все что остается — оплатить полученную задолженность. Контролерские показания вносятся работниками компании "Киевэнерго" на основе данных, полученных от контролера. Данные показания имеют наивысший приоритет, так как контролер является должностным лицом компании.

С буквой (Р) все немного сложнее. Данный тип показаний на самом деле может быть двух видов: расчетный и прогнозируемый. Расчетные показания — рассчитанные по факту — показания, которые рассчитываются системой на основе фактических показаний (контролерских или абонентских). Применяется в тех случаях, когда фактические показания занесены, но не на первое число месяца. Данные показания рассчитываются исходя из среднесуточного потребления между двумя фактическими показаниями. Компания утверждает, что ввод показаний на первое число месяца исключает применение расчетных показаний. Прогнозируемые показания рассчитанные по прогнозу — показания, которые рассчитываются системой на первое число месяца исходя из среднесуточного потребления каждого абонента за последние 12 месяцев для приблизительного расчета потребления по лицевому счету на период, пока не внесены фактические показания. Если прогноз применяется не к целому месяцу, а только к его части, система определяет среднесуточное прогнозное потребление в этом месяце, а затем множит его на количество дней. Полученное потребление прибавляется к последним фактическим показаниям. Как только внесены показания абонента или контролера — прогнозируемые показания не учитываются, утверждает сайт Киевэнерго.

В этой достаточно сложной, но логичной схеме расчетов имеется один маленький, но, на наш взгляд, очень существенный недостаток. А именно — влияние человеческого фактора. Во-первых, абоненты "Киевэнерго" достаточно дисциплинированные и ответственные люди, но они могут совершать ошибки, забывать либо не иметь возможности снимать показания счетчика именно первого числа месяца, следующего за расчетным, как настоятельно требует поставщик-монополист. Даже оплачивать ежемесячно до десятого числа может для некоторых быть проблемой. Во-вторых, сотрудники компании "Киевэнерго" тоже люди. Данные в базу данных вводит оператор, и именно он решает, какие показания внести, а какие считать "неучитываемыми". Именно такой термин применяется компанией для показаний абонентов, которые, по мнению оператора, внесены ошибочно, повторно либо сильно расходятся с контрольными или расчетными (прогнозируемыми). При этом изменения в электронной абонентской книжке может осуществлять любой работник любого из 12 центров обслуживания ПАО "Киевэнерго" и в любое время. То есть система практически не защищена, и наличие соблазна манипуляции цифрами ради отстаивания компанией своей выгоды и полной безнаказанности за это, заложенное в систему изначально, видно невооруженным глазом.

При более пристальном анализе записей абонентской книжки создается отчетливое впечатление, что появление долгов у потребителей является следствием именно манипуляции оператором с контрольными, абонентскими и прогнозируемыми показателями, путем их выборочного применения. Например, в случае когда потребитель снимает и вносит показания счетчика в середине месяца, оператор, чаще всего, вносит данные показания как данные по состоянию на первое число и программа насчитывает за предыдущий месяц количество потребленных киловатт практически уже за полтора месяца. Все бы ничего, но в условиях системы дифференцированных тарифов, изобретенной компанией "Киевэнерго", НКРЭ и правительством Азарова еще в 2011 г. и усовершенствованной сегодняшними чиновниками, стоимость электроэнергии зависит от объема, и в результате подобных манипуляций система насчитывает большие суммы в те месяцы, в которых оператор искусственно завысил количество потребленного электричества.

Используют операторы и открыто заявленную приоритетность показаний снятых контролером над абонентскими и расчетными. Например, если абонент снимал показатели счетчика примерно с одинаковым интервалом (18—20 числа каждого месяца), что гарантирует приблизительное соответствие средним объемам потребления за месяц, то оператор согласно внутренним правилам фиксирует контрольные (К) показатели в интервале, например, 12.10.14 и 27.11.14. Что никак не может актуально отображать среднемесячные объемы потребления и быть использованным для прогнозируемых и расчетных показателей. Иногда операторы даже вносят показания контролера, снятые посреди месяца, как данные на первое число, полностью игнорируя абонентские данные.

Примеры манипуляции данными в электронной абонентской книжке не исчерпывающие и описаны нами лишь в качестве наиболее ярких, сразу бросающихся в глаза.

Приходится сделать вывод, что выполняя в целом очень позитивную задачу по внедрению новой инновационной системы учета потребления электроэнергии через интернет, сотрудники ПАО "Киевэнерго" одновременно выполняют достаточно неблаговидную функцию. Путем манипулирования показателями в электронной абонентской книжке они непроизвольно либо сознательно создают искусственные долги населения. Возможно, это и политика руководства компании, ведь большинство рядовых граждан не смогли (из-за нехватки времени, отсутствия доступа к Интернету и т.п.) или просто не захотели разбираться с причинами возникновения задолженности и уже оплатили ее. В многомиллионной столице компания вероятно и получила многомиллионный дополнительный доход. Причем для этого ей не понадобилось ни греть воду, ни поставлять клиентам электричество.

Ссылки ПАО "Киевэнерго" на тот факт, что подавляющее большинство потребителей не снимает показания приборов учета электроэнергии первого числа месяца, и именно это является основной причиной расхождений, также не до конца обоснованы. Во-первых, в договоре о пользовании электроэнергией об этом ничего не сказано; во-вторых, это не определено и в Правилах пользования электрической энергией для населения, утвержденных в 1999 г. правительством, на которые постоянно ссылается "Киевэнерго". Согласно п.20 этих правил, расчетным периодом для определения размера оплаты за потребленную электроэнергию действительно является календарный месяц, однако в п.21, сказано, что "снятие показаний приборов учета производится потребителем ежемесячно", без конкретных требований или даже пожеланий по датам. В принципе сама программа расчетов достаточно корректно способна сглаживать проблему снятия абонентом показаний в любой день месяца. Но при условии корректного внесения данных оператором.

К сожалению, в условиях существующей системы учета и подходов к ее реализации в ПАО "Киевэнерго" при сохранении дифференцированных тарифов по лимитам объемов потребления, факты искусственного создания долгов, вероятно, будут повторяться и в будущем. А с учетом повышения с 1 апреля 2015 г. тарифов и, что самое главное, уменьшения лимитов потребления электроэнергии (нижнего порога до 100 кВт·ч и второго порога до 600 кВт·ч) начнут страдать и потребители, использующие гораздо меньшие объемы электроэнергии (ниже 150 кВт·ч в месяц). Вероятно, такая же ситуация, только в меньших масштабах, но с большими суммами ожидает нас и по газу следующей зимой. Еще раз спасибо спонсорам всего этого "счастья" — НКРЭ и Кабмину. Тариф должен быть единым — тогда и не будет этой головной боли для одних и соблазна получить дополнительный доход для других.

 
Теги:
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
5 комментариев
  • ya_vyacheslav 11 ноября, 21:49 Личный Кабинет позволил мне разобраться с якобы долгом, который числился за лицевым счетом. Долг растворился как утренний туман после того как я изложил свои аргументы специалисту в Центре Обслуживания на ул.Бориспольской, 6а. Достигнутый результат мы скрепили Актом Сверки. Все это заняло 60 минут, из них ожидание в очереди около 40 минут. Заодно переоформили договор. Посещать Центр лучше после 20-го числа, меньше посетителей. И еще: подготовка к походу в Центр заняла у меня около двух недель - это время было потрачено не зря. Аргументы не должны быть голословными. PS найти можно все с точностью до второго знака после запятой:) Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Мега Биллинг 22 июня, 16:13 https://www.facebook.com/megabilling/posts/895842267175876:0 Ответить Цитировать Пожаловаться
  • kroks 22 июня, 12:57 Автор поднял очень важную проблему. Долги действительно возникают на ровном месте, и эти виртуальные деньги сразу переходят в реальные, когда ты платишь по счету. Уверен, что это недоработка программы, скорее всего вначале неумышленная, но после того, как ребята из Укрэнерго увидели, какие деньги из воздуха можно получать, они культивируют это с огромным наслаждением. Сам с этим столкнулся. Необходимо требовать у компании безусловного списания таких долгов ( они обычно небольшие, 30-100 гривен) и новой упрощенной программы, которая не будет позволять такую виртуальную накрутку. С данными прошлых лет - вообще мрак. Например, на сайте инфа, что я вообще не платил два каких-то месяца в каком-то 2010, к примеру году, а у меня есть квитанции, которые подтверждают, что эта оплата происходила именно в эти два месяца. Расчет на то, что большинство народа уже эти квитанции, на которых было написано хранить три года, выбросило. Грабеж среди бела дня. Что, впрочем, не удивительно... Ответить Цитировать Пожаловаться
  • miscellaner 21 июня, 11:12 До речі, дуже зручно платити віртуальною карткою Хрещатик без комісії. Раз на рік створити віртуальну картку (5 грн, без походу в банк). Раз в місяць встановити ліміт і одним рипом сплатити комуналку, інтернет, телефон, і закрити ліміт. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • miscellaner 21 июня, 11:04 Шановний авторе, Ви впевнені, що перерахунок показань виконують оператори вручну? Мені здається, що комп'ютер перераховує автоматично. Суджу з того, що результат перерахунку з'являється на клієнтському комп'ютері через кілька секунд після занесення показань. Отже, якщо в комп'ютерній програмі не закладене шахрайство (перевірити це може кожний споживач вручну з калькулятором), то нас не дурять, не треба хибних звинувачень. Загалом, сайт просто чудовий, я в захваті. А щоб не нариватись на перевищення, споживачам достатньо заносити показання регулярно, наприклад завжди на початку або завжди в кінці місяця, і ніяких проблем. Якщо ж порушиться регулярність, втратить споживач (по своїй вині) півдесятка гривень -- це не кінець світу. Стосовно минулої заборгованості -- це не вина розробників сайту. Без сайту вже багато років населення платило як у прірву, без зворотнього зв'язку. Тільки коли з'явився сайт, я побачив, що в мене переплата 20 грн. Ответить Цитировать Пожаловаться
Реклама
Курс валют
USD 24.83
EUR 27.56