Маршрутки, тарифы, шины… Громкий сигнал: акция протеста водителей маршруток столичного региона — это уже не локальный транспортный коллапс

Надежда Гоцуенко 14 апреля, 18:53
123
Сергей Нужненко / Радио Свобода

Впечатляющая картинка здания Киевской облгосадминистрации и ЦИК, "осаждаемого" пригородными маршрутками, не только взбудоражила киевлян и гостей столицы, но и обошла страницы практически всех информационных агентств. Скандалом не то чтобы запахло, — митингующих под ОГА водителей маршруток, пытающихся установить под административным зданием палатку и разгрузить шины, чему препятствовали правоохранители, и в результате произошли потасовки, ни "спрятать", ни "не увидеть" уже просто невозможно, — и скандал разразился в полную силу. А значит, долго затягиваемая проблема требует решения.

"Теневики" хотят "прозрачности"?

Громкий скандал с маршруточниками возник не вчера и не из ниоткуда. Причины накапливались. В январе на автомаршрутах Киевщины цены за проезд выросли в среднем на 40, а кое-где и на все 70%, — на фоне того, что число пригородных электричек как нельзя более "кстати" существенно сократилось... Из более чем 1,5 млн жителей области около 400 тыс. постоянно работают в столице, и их недовольство понять можно: поездки на маршрутках стали "съедать" слишком большую часть заработанного. Соцсети переполнили возмущенные отклики, а наиболее активные жители области перешли к флешмобам (например "Подвези земляка"), а то и вовсе к блокированию автомагистралей.

Учитывая резонанс, группы активистов были приглашены на совещание с перевозчиками в Киево-Святошинкий райсовет и в Киевскую ОГА. Во время совещания председатель КОГА Александр Горган во всеуслышание заявил, что администрация области на стороне общественности и поэтому требует от автоперевозчиков Киевщины обоснования повышения тарифов. Он также инициировал обращение к Антимонопольному комитету об изучении причин резкого повышения тарифов. Наиболее активные представители десяти населенных пунктов области вошли в состав профильной рабочей группы при КОГА, а двое из них были делегированы в соответствующую группу при Антимонопольном комитете.

Выходит, власть показала стремление решить проблему. Но нюансы остались. Вот что пишет в своей интернет-колонке председатель КОГА А. Горган: "Существует большое число перевозчиков, воюющих между собой за маршруты. Решение конкурсной комиссии всегда коррупционное. Решение принимается на основе или взяток, или политического давления. Поэтому качество транспорта очень низкое. Компании-перевозчики являются заложниками этой системы. С них собирают взятки, как дань. Они не имеют возможности улучшать качество транспорта. А между тем за год отрасль генерирует более 10 млн долл.". Председатель ОГА считает, что нет смысла бороться с дефективной коррупционной моделью — ее нужно менять: потому администрация внедряет новую открытую конкурентную систему тендеров, в соответствии с которой в нынешнем году будет проведено более сотни конкурсов на пассажироперевозки.

Александр Горган также обратился с призывом к перевозчикам: снизить стоимость проезда в маршрутках до уровня, предшествующего резкому подорожанию в январе. И в некоторых пригородных маршрутках (например, №721 "Киев—Вишневое") цены действительно снизили. Но, как говорится, "осадочек остался". Видимый его результат можно было наблюдать под "осажденной" КОГА. Вот что сказал корр. ZN.UA один из участников акции — Владимир, водитель с 19-летним опытом работы, последние 7 из которых — на междугородних маршрутках:

— Власти нужно отказаться от политики снижения цен за проезд. Требовать понизить цены ниже себестоимости — значит вынуждать бизнес уходить в "тень". А чего стоит приостановка действия договоров с неугодными перевозчиками и передача маршрутов другим? Что делать, если хозяин маршрута не выдержит прессинга и распродаст автобусы? Кому станет лучше от того, что не будет рабочих мест и перестанут поступать налоги? Поэтому мы протестуем, пока не увидим реакцию на наши требования: прекратить незаконно отбирать маршруты, компенсировать средства за перевозку льготников, ликвидировать нелегальные перевозки, внедрить прозрачный реестр маршрутов.

А вот позиция общественной организации "Стоп Нелегал": "…мы должны помочь, защитить легальный бизнес и присоединиться к акции протеста, чтобы привлечь внимание общественности и высшего руководства страны к проблеме незащищенности легального бизнеса, когда какой-то чиновник может сам решать (обходя закон), кто будет работать, а кто нет. Тогда зачем вообще придумали тендеры и правила? Мы пришли к стенам КОГА, чтобы выяснить… причины аннулирования маршрутов".

Видимо, в пылу нешуточных страстей и перечисления выдвигаемых требований (во многом справедливых) водители маршруток не осознают, что на сегодняшний день они мало чем отличаются от дружно порицаемых "теневиков". Ведь надлежащего-то учета весомого потока денежных средств, поступающих от пассажиров, нет, да и настоящей конкуренции между компаниями-перевозчиками за качество обслуживания, по сути, — тоже. Показательный момент: пока одни из бастующих говорили правильные слова, поясняя свою позицию журналистам и просто любопытствующим, другие чуть в сторонке, совсем неподалеку от интервьюеров, ничуть не стесняясь и не боясь быть услышанными, обсуждали животрепещущую тему: ежедневный личный "навар" водителя в 500 грн (а летом вдвое больше) — это много или мало? Столь открытая дискуссия вызывает сомнение в том, что все перевозчики действительно хотят легальности и справедливости, работать открыто и прозрачно.

…Главное еще не начиналось

Многочисленные скандалы со "льготниками" (всем знакома картина, когда старики или инвалиды униженно просят разрешения зайти в "маршрутку", а водитель их с позором оттуда выдворяет?) служат подтверждением того, что при бесконтрольной ситуации водители заинтересованы в побочном заработке. Их главный аргумент: вопрос компенсации за перевозку "льготников" не решается годами. На самом деле ответ следует искать не только в этом, но заглянуть глубже. В разгар описываемых событий в Украинском кризисном медиа-центре собрались руководители профильных ассоциаций, эксперты, чтобы, как анонсировалось, ответить на, пожалуй, важнейший вопрос: "Можно ли изменить рынок междугородных перевозок, чтобы он работал в интересах пассажира?"

— В Украине льготы предоставляют, к сожалению, за счет перевозчиков. На протяжении нескольких лет запланированная в госбюджете сумма субвенций за перевозку льготников покрывает менее четверти от необходимой, да и то отчисляется она нерегулярно и не в полном объеме, — проинформировал председатель Федерации работодателей транспорта Украины Орест Климпуш. — Но есть же мировой опыт: монетизация услуг, от внедрения которой выиграют и перевозчик, и пассажир.

Уместно вспомнить, что до поры до времени две стороны (местные власти и перевозчики) в ущерб третьей (населению) все же как-то находили компромисс. Первые возвращали не всю дотацию за проезд "льготников", а вторые понемногу повышали тарифы за свои услуги. На этом фоне конкурсные комиссии, погрязнув в коррупции, не смогли (не захотели) использовать свои возможности повлиять на ситуацию и через этот рычаг сдерживать повышение тарифов. В результате, когда их уровень резко повысился, обнищавшие люди потребовали справедливости. С тем, что у пассажиров "маршруток" нынче накопилось много претензий к перевозчикам, соглашается вице-президент Всеукраинского объединения работодателей автомобильного транспорта Петр Овчар:

— Мы, как потребители, видим, что автобусный парк не обновляется, в салоне ехать некомфортно, что особенно ощущается зимой и в жару. Качественная услуга не может быть дешевой, ведь все транспортные комплектующие, горюче-смазочные материалы поставляются в Украину по европейским ценам. Проблема уже достигла таких масштабов, что за последние годы предприятия не обновляют свой подвижной состав, а это значит, что бизнес полностью идет к уничтожению.

Простых решений в конфликтах с перевозчиками, в том числе и проходящем под стенами КОГА на Печерске, нет. Нужны стратегические решения. Ряд независимых экспертов считают необходимым отмену постановления Кабмина от 25.03.2015 г, позволяющего перевозчикам определять стоимость проезда по своему разумению. Частично вопрос можно решить путем возвращения ряда дополнительных рейсов электричек. Но главное — ввести строгий контроль прохождения средств, поступающих за проезд. Только при достоверной фиксации реальной выручки можно будет всерьез вести расчеты о затратах и доходах, а следовательно — о рентабельности перевозок и размерах тарифов, их обоснованности и справедливости.

Последние — требование времени. Как рассказал советник министра инфраструктуры Виктор Санин, в ведомстве имеется Стратегический план развития автомобильного транспорта и дорожного хозяйства на период до 2020 г. В числе основных задач — внедрение процедуры допуска к рынкам пассажироперевозок вместо нынешней формальной процедуры лицензирования. Проблему отсутствия реального механизма компенсации за льготные перевозки предлагается решить путем внедрения адресной помощи. Президент Союза перевозчиков Украины Валентин Демчук высоко оценил проекты нормативно-правовых актов, предложенных Мининфраструктуры к обсуждению: "Изменения, предлагаемые министерством, упростят условия проведения конкурсов и создадут здоровую конкуренцию на рынке пассажироперевозок, что даст возможность развиваться всем перевозчикам".

Словом, главные изменения в этой отрасли еще не начиналось. Имеется в виду следующее: хочется перевозчикам и чиновникам или нет, но проблему госконтроля платы за проезд, согласно обсуждаемым, и в перспективе — принимаемым новациям, придется решать по-новому. И чем быстрее это будет сделано, тем меньше будет "осад" административных зданий, подобных происходящей возле КОГА.

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Нет комментариев
Реклама
Последние новости
USD 26.63
EUR 29.00