Где и как зарядить электрокар

Герман Богапов 10 марта, 23:00
123
volynnews.com

Читайте также

Рынок электромобилей в Украине пока что находится в зачаточном состоянии. Если в мире к началу 2017 г. количество электрокаров приблизилось к 2,5 млн ед., то в Украине — всего к 3 тыс. В то же время если в Западной Европе этот рынок растет на 100% в год, то в Украине за прошлый год — сразу в три раза. Хотя потребителей пока что отпугивает мнимая дороговизна машин и сложности с зарядкой их аккумуляторов.

Зарядка — быстрая и медленная

По данным AUTO-Consulting, средний суточный пробег автомобиля в Киеве не превышает 60–80 км в день. Батарея электромобиля обеспечивает 130–180 км пробега, поэтому достаточно заряжать ее каждую ночь, чтобы потом весь день перемещаться по городу.

В Киеве уже имеется около 100 зарядных станций, из которых 10 скоростных мультистандартных (supercharcher), способных зарядить батарею до 80% за 20 минут. Конечно, этого откровенно мало, поскольку на каждой АЗС имеется несколько точек для заправки, а здесь имеем дело с отдельными стойками, куда можно подъехать всего одному электромобилисту. При этом заправка обычного авто занимает считанные минуты, а зарядка электрокара даже в скоростном случае составляет 20 минут.

Станции быстрой зарядки должны быть сертифицированы по европейским стандартам, которых должны придерживаться как производители электромобилей, так и производители оборудования. Несертифицированные зарядки могут не поддерживать необходимое напряжение и попросту быть электрически опасными, особенно в сырую погоду. Ведь при заряде возникают токи порядка 120 А, а напряжение — около 500 В.

Теперь что касается стоимости услуг по зарядке. "Есть операторы зарядных станций, которые продают не киловатты, а время зарядки. Это может быть мнимый supercharcher, несертифицированный, который выдает недостаточную энергию, например, 3–5 кВт в час. Нужно понимать, что в этом случае есть определенные риски для исправности электромобиля и жизни человека. И по цене в итоге происходит уравнивание со стоимостью пробега на ДВС", — отмечает маркетинг-директор компании Oxygen Александр Макаренко.

Но заряжаться можно и в домашних условиях, от обычной розетки, пользуясь специальными переходниками. Проблема легко решается для частного сектора, несколько сложнее жителям многоквартирных домов. Хотя и им можно обеспечить спокойную ночную зарядку в гаражах и на автостоянках. Но в данном случае надо решать вопросы с их владельцами, поскольку они пока зачастую не понимают, что надо вводить такую услугу, как ночная зарядка. Знакомый рассказал, как пытался заряжать по ночам в паркинге под одним из торговых центров, на него посмотрели косо и спросили: "Зачем ты воруешь нашу электроэнергию?"

Технологически ночного времени, а именно 8 часов, достаточно для полной зарядки от обычной розетки. К тому же эксперты считают, что быстру. зарядку не стоит использовать часто, только в крайнем случае, да и заряжает supercharcher быстро только до 80%. Выше заряжать не имеет смысла, поскольку скорость процесса резко падает.

Поэтому стоимость зарядки можно привязать к стоимости электроэнергии, а не к услугам по быстрой зарядке. В Украине она остается относительно дешевой, и, по расчетам Oxygen Group, расход на зарядку электромобиля в течение месяца при постоянном использовании составит около
450 грн, в то время как у обычного авто на заправку уходит 2,5 тыс. грн. Таким образом, экономия на горючем составляет 82%.

Срок службы и погода

Многие считают, что аккумуляторы со временем выходят из строя и необходимо их будет менять чуть ли не через пару лет. Однако стоит заметить, что при любых повреждениях батареи достаточно заменить лишь один из ее элементов, а не покупать новую целиком.

Специалисты, изучив опыт эксплуатации электротакси, отмечают, что падение емкости батареи за 5 лет или 100 тыс. км пробега составляет всего около 15%. А еще производители предоставляют на аккумуляторы длительную гарантию. Так, на батарею для автомобиля Nissan Leaf дается гарантия на 4000 циклов, что составляет ориентировочно 250 тыс. км пробега, или 5–8 лет эксплуатации.

Также считается, что ресурс аккумуляторов сильно падает зимой. Действительно, в холодное время года некоторая часть энергии тратится на обогрев салона. Хотя, как оказалось, не так уж и много — емкость батареи падает примерно на 1% при каждом градусе мороза. То есть при температуре –20 °C дистанция пробега снижается приблизительно на 20%. А в среднем, можно считать, — на 10–15%. И оставшегося запаса энергии вполне хватает для среднего суточного пробега большинства машин.

При этом батарею можно еще утеплить, или установить автономную печь, что снизит нагрузку на аккумулятор. А с другой стороны — нет необходимости прогревать двигатель: сел — и поехал.

В целом же электромобили требуют намного меньше вложений в ремонт и сервисное обслуживание. "Они проще, и на сервис надо заезжать реже, поскольку нет масла, топливных и масляных фильтров, а тормозные колодки, благодаря рекуперации, изнашиваются в 2–
3 раза меньше", — отмечает генеральный директор "АВТ Бавария" Александр Тимофеев.

С другой стороны, надо создавать и официальный сервис для электромобилей, считает Яна Миненко, глава правления "Рено Украина". "Если не задействовать хорошо развитый официальный сервис для обслуживания существующих электромобилей, будущее их в нашей стране может быть плачевным, — говорит она. — И еще очень важен вопрос инфраструктуры и взаимодействия всех ее участников".

Ближние и дальние дистанции

Пока что остается проблема с ездой на дальние расстояния. Если надо будет ехать, например, из Киева в Одессу, по дороге заряжаться придется еще минимум дважды. И именно здесь есть смысл в скоростных зарядках, чтобы можно было перекусить в кафе минут за двадцать, и за это же время подзарядиться до 80%.

Пока что количество зарядных станций по всей Украине за пределами Киева составляет 300 ед., из которых всего 15 — скоростных.

Поэтому в первую очередь стоит задача создать инфраструктуру зарядных станций вначале по всем основным магистралям, а далее — повсеместно. Александр Макаренко говорит, что компания Oxygen подготовила проект по развитию сети зарядных станций в несколько этапов на основных магистралях между областными центрами.

"Мы обращаемся во все инстанции, не только в Украине, для получения грантов, — рассказывает он. — Украина получает деньги от той же Японии за продажу квоты на выбросы углекислого газа, и их можно было бы целенаправленно использовать. Мы подсчитали, что в месяц один автомобиль выбрасывает столько углекислого газа, сколько семь тридцатилетних деревьев будут перерабатывать в течение года!"

Эксперты отмечают, что электромобиль идеально подходит в первую очередь для передвижения по городу. Кроме экономии, за счет дешевизны электроэнергии по сравнению с бензином или дизтопливом, еще более впечатляет эффект при движении в пробках. Ведь в них тратится намного больше бензина от заявленных норм, при этом двигатель постоянно работает, выделяются вредные выхлопные газы. В то же время при остановках электрокара расход энергии нулевой, кроме зимних условий, когда незначительная часть тратится на обогрев салона.

Отрадным фактом является решение компании Oxygen выпускать зарядные станции отечественного производства. Ими планируется оснащать станции скоростной подзарядки электромобилей по всей Украине, и даже продавать их за рубеж.

Так что можно рассчитывать, что количество станций будет увеличиваться одновременно с ростом количества электромобилей, при этом должна снижаться цена авто. И было бы неплохо, если бы на рынке заявил о себе недорогой отечественный электрокар.

Теги:
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Нет комментариев
Реклама
Последние новости
USD 27.15
EUR 29.57