Энергоучет без… энергоэкономии

Роман Якель 7 апреля, 18:20
теплосчетчик

Читайте также

Рано или поздно ВР все же примет законопроект "О коммерческом учете коммунальных услуг", который обязует до 1 октября 2018 г. во всех жилых домах установить узлы учета тепловой энергии, горячей воды и холодного водоснабжения. Тренировками желаний правительства стали "усовершенствованные" условия предоставления безвозвратной финансовой помощи на термомодернизацию многоквартирных домов. С 2017 г. компенсацию должны получать только те, кто установил счетчики тепловой энергии.

Можно понять попытки членов правительства наладить контроль в потреблении энергоресурсов и заставить население их рационально использовать. И более чем 20-летняя общеукраинская кампания по установлению приборов учета, сопровождаемая перерывами и неубедительной рекламой, доказала: установление приборов учета — не панацея от всех бед, связанных с неэффективным использованием энергоресурсов.

Проблему следует решать шире и комплексно. Потому и неудивительно, что многообещающая государственная программа поэтапного оснащения жилищного фонда средствами учета и регулирования потребления воды и тепловой энергии, утвержденная постановлением Кабмина №947 еще в ноябре 1995 г., была успешно провалена: местным бюджетам постоянно не хватало средств для приобретения и установления счетчиков, а население — при относительной дешевизне газа, тепла, горячей воды — не спешило их экономить.

Во многом поучительной оказалась ситуация в Тернополе. В 2007–2010 гг. владельцы квартир в многоквартирных домах массово получали разрешения на отсоединение от централизованного теплоснабжения и установление индивидуального, т.е. газового, отопления. Система теплоснабжения в дому становилась разбалансированной. И, наконец, бремя платы за тепло легло на плечи владельцев квартир, которые оставались подсоединенными к теплосетям. Случались неединичные случаи, когда жители самовольно делали достройку балкона, переносили туда прибор отопления, что запрещено правилами пожарной безопасности. А еще — оборудовали теплый пол или делали какие-то другие "улучшения". С другой стороны, стоимость тепла в доме, отдаленном от котельной, обоснованно получается выше, чем у того, который рядом. И после установления в некоторых домах счетчиков тепловой энергии, в первых платежках за тепло люди начали получали суммы больше, чем те, которые получали без него: жители платили за себя и за соседа. И они обращались в городскую раду: снимайте счетчик, потому что мы хотим платить меньше, — хотя приобретение и установление одного счетчика стоило городскому бюджету 50–60 тыс. грн. Поэтому неудивительно, что процесс установления домовых счетчиков тепловой энергии и горячего водоснабжения в Тернополе проходит медленно. Из 758 многоквартирных домов города сейчас только в 12 установлены такие счетчики.

Противоположной является практика малых городов Тернопольщины. По информации управления жилищно-коммунального хозяйства облгосадминистрации, во всех 69 многоквартирных домах, размещенных в райцентрах, городках и поселках Тернопольской области, уже установлены счетчики тепловой энергии. Довольно много квартир в домах этих небольших городов отключены от централизованного теплоснабжения. А потребители, которые к нему еще подключены, платят за себя и за соседа, но при этом молчат, не протестуют против нынешних заоблачных тарифов. И это при том, что тариф на тепловую энергию в системе областного коммунального предприятия "Тернопольтеплокоммунэнерго" выше, чем в Тернополе: 38 грн за кв м, по сравнению с 30 грн, при базовой температуре внешнего воздуха –0,5 градуса, которую записали в постановлении Кабмина №1037 от 30 октября 2015 г. Причину нетрудно угадать: люди получают субсидии — государственные деньги, которые не особенно заставляют экономить энергоресурсы.

Положительный выход в государстве найден давно — его просто не следует игнорировать. Если жители многоквартирного дома хотят отключиться от централизованного теплоснабжения, то они должны были бы утвердить коллективное решение и при этом помочь установить индивидуальное отопление тем жителям, которые финансово не в состоянии это сделать. В Тернополе с 2008-го по 2016-й таким путем пошли жители 37 многоквартирных домов. Еще лучший опыт такой самоорганизации населения накоплен в малых городах области.

— В райцентрах, поселках и городках невыгодно устанавливать в доме индивидуальный тепловой пункт, стоимость которого, с монтажными работами, составляет 230–250 тыс. грн, — говорит исполняющий обязанности начальника управления ЖКХ облгосадминистрации София Близнюк. — Целесообразнее отключить весь дом от централизованного теплоснабжения и перевести его жителей на автономное отопление.

Некоторые города, например Бучач, Лановцы, Борщев, Залещики, намного продвинулись в этом деле. Их жители уже около десятка лет назад полностью отказались от централизованного снабжения. Тамошняя власть задействовала программы поддержки малообеспеченных жителей многоквартирных домов, а в некоторых городах — еще и бюджетных организаций, чтобы они могли приобрести и установить котлы и оборудование и перейти на автономное отопление.

В качестве компромиссного варианта могло бы быть установление домового счетчика тепла в составе индивидуального теплового пункта (ИТП), ведь он позволяет регулировать подачу тепла в дом в зависимости от температуры внешнего воздуха. И чем теплее зимний месяц, тем больше средств на оплату отопления могут сэкономить жители. Вот убедительный пример. В доме на ул. Д.Лукияновича в Тернополе проведена незначительная термомодернизация, но установлен индивидуальный тепловой счетчик в ИТП. И в январе, когда среднемесячная температура воздуха составляла –
6,3 градуса, его жители заплатили 21 грн из расчета за кв м, в то время как в других (без ИТП) — почти вдвое больше — 40 грн.

— Мы убеждены, что устанавливать домовые счетчики тепловой энергии однозначно необходимо, — говорит заведующий сектором по вопросам энергообеспечения управления жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и экологии Тернопольской городской рады Павел Савечко. — И поэтому планируем до 1 октября 2018 г. полностью оборудовать ими жилищный фонд города, т.е. обеспечить выполнение будущего закона "О коммерческом учете коммунальных услуг". Но их надо устанавливать в составе ИТП. Коммунальное предприятие "Тернопольгортеплокоммунэнерго" участвует в трех инвестиционных проектах. В этом году, согласно соглашению с ЕБРР, за грантовые средства в размере 5 млн евро планируем установить 280 индивидуальных тепловых пунктов. За кредитные средства МБРР (Всемирного банка) — в объеме 24,6 млн грн город должен установить их втрое больше. Соглашение с Северной экологической финансовой корпорацией (НЕФКО) даст возможность оборудовать ИТП еще в 10 жилых домах. То есть до 2020 г. (именно на этот период рассчитана программа модернизации систем теплоснабжения Тернополя) планируем установить 1 тыс. ИТП в многоквартирных домах и блоках этих домов.

Остается только надеяться, что эти проекты будут полностью реализованы. А установление индивидуального теплового пункта в доме дает его жителям еще и другие преимущества — ИТП оборудован теплообменником. Это означает, что в течение отопительного сезона жители смогут получать горячую воду не по графику, а круглые сутки. Кроме того, одновременно с установлением ИТП в домах будет проходить реконструкция системы теплоснабжения — переход с четырехтрубной системы на двухтрубную. Две трубы, по которым раньше подавали горячую воду, будут отрезаны, а останутся только две. И подогрев воды будет проходить уже на месте. Да еще и можно будет подогревать собственно холодную воду, и дополнительных труб при этом не придется подводить.

Провал давнопрошедшей узкой государственной программы оснащения жилищного фонда счетчиками тепла и воды должен был бы напомнить государственным мужам: сами по себе учет и контроль желаемого эффекта не дадут. Необходимы комплексные меры по модернизации систем тепло- и водоснабжения и снабжения других энергоресурсов в жилищном секторе. Кредитные, грантовые средства международных финансовых организаций — это хорошо, но они всех проблем не решат. И здесь весомое слово должно было сказать государство, обеспечив постоянную поддержку этих программ госбюджетным финансированием. Иначе вновь будем наступать на те же грабли, которые уже набили множество синяков.

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
1 комментарий
  • aetes 8 апреля, 16:03 Теоретично централізоване опалення повинно бути в 2 рази дешевшим, ніж автономне, бо в ТЕЦ використовується відхідне тепло конденсаторів турбін, тобто без споживачів тепла воно все одно пропало б, його треба кудись відводити. Але на практиці централізоване в 2-3 рази дорожче ніж автономне, навіть якщо в будинку є лічильник. Чому? Тому що монополіст-постачальник необгрунтовано завищує подачу тепла й не підпускає мешканців до "краника". Йому так вигідніше. В результаті мешканці отримують платіжки по 1.5-2 тис за двушку і змушені зимою відкривати навстіж кватирки й закривати батареї ковдрами. Та щоб вам руки поламало з таким енергозбереженням! Між тим, вирішити цю проблему простіше простого: всього лиш прикрутити краник. Не треба навіть ніяких витрат з боку держави чи мешканців. Чому кабмін і муніціпальна влада відмовчуються, не збираються вирішувати цю проблему? Я думаю, тому що підкуплені Ахметовим. Ответить Цитировать Пожаловаться
Реклама
Последние новости
USD 26.73
EUR 28.60