Дерегуляция или коррупция?

Оксана ПРОДАН 18 октября 2013, 19:35
коррупция

Читайте также

Дерегуляция хозяйственной деятельности в Украине осуществляется не один год. При этом среди представителей бизнеса вы не найдете ни одного человека в стране, который был бы доволен регуляторным климатом и считает проведенные ранее дерегуляции успешными. При этом Украина традиционно занимает последние места в международных рейтингах, оценивающих условия ведения бизнеса. Так, в рейтинге Doing Business наша страна сейчас находится на 137-м месте из 185 стран, в рейтинге глобальной конкурентоспособности 2012–2013 гг. от Всемирного экономического форума — на 73-й ступеньке среди 144 стран, по уровню коррупции согласно оценке Transparency International — на 144-м месте из 176 стран. Почему нет результатов работы, проводившейся неоднократно, инициированной властью и поддерживаемой обществом?

На мой взгляд, дерегуляция — обязательный элемент экономических реформ в постсоветских государствах, строящих рыночную экономику. Дерегуляция — это системное ограничение вмешательства чиновников в предпринимательскую деятельность, что упрощает правила ведения хозяйственной деятельности, создает условия для конкуренции и обеспечивает реальную защиту потребителей.

При этом в нашей стране дерегуляция не всегда проводилась "для отвода глаз". Были периоды, когда первые лица государства лично стимулировали деятельность органов власти и следили за их работой по проведению дерегуляции. Но реального упрощения советских, коррупционных и дублирующих нормативных актов в сфере хозяйствования не произошло. Более того, коррупционных норм стало больше, соответственно, заниматься бизнесом стало еще сложнее. Почему?

Уверена, мы в Украине "маємо те, що маємо", поскольку упрощением ведения хозяйственной деятельности все эти годы занимались люди, не заинтересованные в реальных результатах. Им надо было продемонстрировать работу, но не допустить реальных изменений.

Какова общая схема всех осуществленных в Украине дерегуляций? Руководитель государства или органа власти ставил задачу своим подчиненным сократить собственные возможности давления на бизнес и граждан, отказаться от действующих коррупционных возможностей и сознательно снизить уровень доходов чиновников. Одновременно этот же руководитель обращался к общественности за помощью: мол, ждем от вас рекомендаций по изменению законодательных норм с коррупционной составляющей. Я была одной из тех, кто подавал свои предложения, кто обосновывал коррупционность тех или иных норм, кто боролся за результат — нормальные условия ведения бизнеса в Украине. Поэтому я хорошо знаю, почему все предыдущие попытки дерегуляции не сработали.

Во-первых, в процессе дерегуляции определяли те нормы, которые нужно изменить, а остальные автоматически продолжали работать.

Во-вторых, перечень норм, которые надо отменить или изменить, определяли чиновники, заинтересованные, конечно же, в сохранении максимального их количества. Они же оценивали и предложения общественности об отмене тех или иных норм. То есть решение принимали те, кто получает выгоду от чрезмерного регулирования.

В-третьих, предприниматели, активисты, общественные деятели, к сожалению, недостаточно осведомлены о нормативных условиях коррупционных требований и действий чиновников, поэтому не в состоянии победить чиновников в бюрократической борьбе.

Таким образом, все попытки дерегуляции, осознанно либо нет, были обречены на поражение с самого начала. Тысячами отменялись нормативные акты, которые не мешали хозяйственной деятельности и которые не было жалко отраслевым чиновникам. Более того, благодаря процедурам дерегуляции чиновникам предоставлялось время для дополнительного анализа действующей законодательной базы, что часто приводило к возникновению новых норм регулирования после окончания очередной "дерегуляции". Ведь, за небольшим исключением (которые все же есть!), чиновники добровольно не срубят сук, на котором сидят.

Реальная отмена конкретного коррупционного давления осуществлялась лишь точечно, после продолжительной и кропотливой работы над отдельной нормой. Например, идея предварительного документального контроля возникла в 2005 г., а закон о нем был принят только в 2011-м, да и то в урезанном виде. Такая логичная вещь, как замена удостоверения водителя без дополнительной сдачи экзаменов, проводилась в 2009 г. довольно сложно и долго, чтобы состояться, зато в 2013 г. вновь была представлена общественности как новое очередное "покращення". Правда, даже приведенные примеры параллельно компенсировались усилением роли чиновников в других направлениях.

Следовательно, все проведенные ранее массовые дерегуляции были обречены на безрезультативность, а точечная дерегуляция нуждается в продолжительном давлении на бюрократию, что практически недостижимо в современных политических условиях.

Должны ли мы отказаться от создания в Украине простых и прозрачных условий ведения хозяйственной деятельности, от уничтожения коррупции и создания новых рабочих мест? Конечно же, нет. Мы должны поставить чиновников, систему государственной власти в целом в такие рамки, при которых они будут вынуждены реально заниматься дерегуляцией.

Именно такие условия создает проект закона Украины "О ликвидации чрезмерного регулирования" (регистрационный №3256).

Мы предполагаем, что с момента принятия этого законопроекта у чиновников, экспертов, общественных организаций, депутатов будет год, чтобы подготовить абсолютно новые регуляторные нормы, направленные на единственное — безопасность потребителей и окружающих условий при производстве, продаже и эксплуатации товаров и услуг.

Вместе с предпринимателями, отечественными и международными экспертами в сфере права, экономики и торговли будет подготовлен и презентован обществу свод законов, который будет формировать абсолютно новое, не коррупционное и европейское, регуляторное поле. Этот дерегуляционный кодекс заменит 87 действующих законов, которые утратят свое действие в части полномочий чиновников. Через год после принятия ЭТОГО закона в Украине начнут действовать новые правила регулирования землеотвода, строительства, производства и торговли, которые будут обеспечивать защиту права собственности и безопасность потребителя.

Так было сделано в Грузии, Венгрии, странах Балтии и так должны сделать мы. Премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю одной из причин успеха собственных реформ назвал то, что в стране отсутствовали коррупционные нормы старого управления. Это позволило сформировать новые и эффективные условия хозяйствования, которые стали мировым образцом стремительного развития экономики.

Сегодня для Украины проблема здоровья экономики — это не вопрос развития, а вопрос самого существования государства, поэтому ее решение должно быть приоритетом номер один. Следовательно, надо сделать все возможное и невозможное для ликвидации безграничной коррупции в органах исполнительной власти и местного самоуправления. И именно предложенный нами в законопроекте №3256 путь делает это возможным.

Реализация разработанного нами механизма возможна и должна быть осуществлена именно сейчас еще и в связи с тем, что Украина движется к внедрению европейских ценностей, к подписанию Соглашения об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом и его государствами-членами — с другой. Именно сегодня это будет сделать легче, так как подписание соглашения позволит привлекать к подготовке новой законодательной базы регулирования экспертов из ЕС, что предусмотрено целым рядом положений соглашения, в частности подпунктом d) пункта 2 статьи 1 проекта, статьями 344, 345, 405, 406, 416, 417 и другими. И именно сейчас реализация предложенного нами механизма необходима для замены действующей советско-коррупционной системы на прозрачную систему обслуживания государством граждан, а именно такие обязательства берет на себя наша страна в проекте соглашения об ассоциации.

В контексте дерегуляции и соглашения не могу не вспомнить еще один законопроект, внесенный мной и моими коллегами, — "О внесении изменений в Закон Украины "Об административных услугах" (относительно устранения возможностей коррупции при предоставлении административных услуг)" (регистрационный №2149). Этим законопроектом, как и проектом о ликвидации чрезмерного регулирования, формируется абсолютно новая система, но уже в сфере выдачи органами власти различных документов, предоставления административных услуг. Мы на уровне закона предусматриваем, что граждане, в том числе предприниматели, перестанут обслуживать чиновников, а для получения того или иного документа будут подавать только один документ — заявление о необходимости его оформления. А уже проверять, имеет ли право человек на тот или иной документ, чиновники будут самостоятельно, без сбора людьми справок и извлечений от одного органа власти для другого. Таким образом, не надо будет для регистрации новорожденного нести справку о его рождении, а для оформления пенсии — доказывать, что ты достиг пенсионного возраста, дополнительными документами. Сегодня люди обслуживают государство, а мы сделаем так, чтобы, как и в европейских странах, государство обслуживало людей. Этот законопроект уже рассматривался в зале, тогда против него проголосовал только один народный депутат, следовательно, еще до подписания соглашения у нас есть возможность осуществить системную и эффективную дерегуляцию в части предоставления административных услуг.

Дерегуляция необходима государству, поскольку она стимулирует развитие экономики, которая, соответственно, обеспечивает увеличение возможностей для реализации властных полномочий, в том числе и в социальной сфере.

Дерегуляция необходима бизнесу, поскольку она создает конкурентные условия, что позволяет развивать производство, делать товары дешевле, увеличивать объемы реализации, создавать рабочие места и получать большую прибылб.

Дерегуляция необходима гражданам, так как она создает дополнительный запрос на рынке труда, уменьшает стоимость товаров и услуг, увеличивает уровень реальных доходов граждан.

Единственная прослойка общества, которой дерегуляция не нужна, это коррупционеры. Коррупционеры, работающие на разных уровнях власти — от самого верха до самого низкого чиновничьего звена, — годами, десятилетиями препятствуют созданию в Украине прозрачных условий ведения бизнеса и достойных условий труда и жизни. И только ликвидация чрезмерного регулирования, предложенная проектом закона №3256, даст нам возможность создать в Украине европейские условия жизни.

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
21 комментарий
  • ЧМВ 21 октября, 12:39
    Оксана Продан 19 октября, 22:39 Спасибо, буду ждать. И буду продолжать рассказывать о идее проекта 3256, так как считаю этот принцип единственно реальным. А о том, какие цели были у разных людей в Налоговом кодексе 2010 -го ,это отдельная история.
    Оксана, не будьте такой наивной - ничего полезного вы от этого цензора не дождётесь, уверяю вас. Знаю я этих любителей заявить о себе любимом. Кончается это пошлой фигнёй. Со своей стороны должен заметить, что Бродский тоже прав, когда пишет о том, что даже при самых благоприятных обстоятельствах протянуть такой законопроект за один год, не выхолостив его по пути - дело весьма сложное. Почти невыполнимое. Ставьте перед собой реальные цели и задачи.
    censor 21 октября, 13:38
    Жаль, ЧМВ, что вы так думаете. Но уменя почему-то отложилось в памяти (не буду сейчас лазить и проверять), что под этим ником публикуются иногда содержательные комментарии. Еще вот помню ник `DoCent` как умного читателя. Ну и еще несколько человек, когда комментарий в несколько строк получается умнее самой статьи. Не все в этом мире платные тролли, мечтающие о личной популярности.
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • censor 19 октября, 15:31 Какая пламенная статья. В ответ вынужден написать следующее. Вы знаете, дерегуляция - это не программа и не политика. Это лозунг. Нечто вроде `экономика должна быть экономной` в брежневский период. Это не может быть осознанной долгосрочной политикой только лишь потому, что все эти нормы в здравом уме и трезвой памяти кто-то когда-то напринимал. И даже этим гордился. Не принимайте больше необоснованных нормативных актов, и не потребуется такой напыщенной политики с сомнительным названием `дерегуляция`. Но вы же отменяете старые, но вводите новые. Такие же непродуманные. Все это я написал и такому выдующемуся борцу за либерализм Дубровскому под его статьей на ЕП. Подскажите, а этот завсегдатай ЗН, никогда не занимавшийся бизнесом, совершенно случайно начал свой цикл статей `про дерегуляцию`, или вы ему поспособствовали? Так сказать, `поддержать пиар` нашего выдающегося проекта... Так вам покрасоваться или что-то сделать по сути?
    Оксана Продан 19 октября, 18:30
    Мне - создать в Украине условия, при которых производить товары и услуги будет просто, а государство обеспечит реальную безопасность потребителям. То, что тема дерегуляции обсуждается, подтверждает ее важность и необходимость именно сегодня. Для остановки падения производства в Украине, для создания рабочих мест нам не обойтись без освобождения экономики от чиновничьего давления, которое сегодня составляет в себестоимости украинской продукции больше, чем все официальные налоги и взносы вместе взятые.
    censor 19 октября, 18:43
    Сожалею, но то, что написано в ответе - не слог предпринимателя. Сомневаюсь, что даже слог Оксаны Продан, потому что у нее все же побольше жизненного опыта. Это продолжение набора лозунгов. Тогда напишу псевдоУДАРУ несколько более конкретных вопросов. 1) Где вы были, когда в этом году принимались нормативные акты по централизации электронной отчетности по кассовым аппаратам? 2) Где вы были, когда принималось законодательство по `трансферным ценам`, абсолютно не увязанное с действующими понятиями обычных цен, связанных лиц и уже существующей централизованной отчетностью по налоговым накладным, которые содержат абсолютно исчерпывающую информацию по всем ценам хозяйственных операций? 3) Где вы были, когда накладывались все мыслимые и немыслимые ограничения на покупку-продажу иностранной валюты? И т.д. Ах, вы готовились к боксерскому поединку и ваяли будущий `кодекс по дерегуляции`? А мы в это время все это проглотили. Дальше будем дерегулировать?
    Оксана Продан 19 октября, 20:29
    Продолжу рассказывать о том, что я делала и буду делать. Электронную отчетность ввела ВРУ предыдущего созыва, а я около двух месяцев согласовывала законопроект, подписанный депутатами всех фракций, номер 2087а-1, которым перенесли ответственность за отсутствие модемов, закон 357-VII. Когда принимали трансфертное ценообразование, я вместе с депутатами УДАРа ставили на голосование свои поправки, которые привели бы проект к нормальному, но за которые не голосовало большинство. Ограничения по валюте введены Нацбанком, против председателя которого УДАР выступал в первые дни своей работы в Парламенте. Я могу перечислять Вам все то, что мы делали в то время, как власть монополизировала экономику, могу перечислить все те "идеи", которые мы не пропустили принять и "счастье" от которых не ощутили предприниматели и не только. Мы ничего не проглотили, поверьте, мы уже сегодня готовим необходимые завтра решения. Вы можете говорить и писать обо мне все, что Вы считаете для себя возможным, это Ваше право. Но для всех нас было бы гораздо полезней, если бы Вы, как предприниматель или не безразличный менеджер, приняли участие как в необходимой сегодня защите бизнеса от власти, так и в формировании нашего будущего. Мой адрес prodanop@ukr.net .
    censor 19 октября, 21:15
    Вот в данном случае верю, что текст, возможно, писала сама Оксана Продан. Я не буду позиционировать себя модными словами `менеджер`, `предприниматель` или `бизесмен`. Скажем так: я человек, ведущий свою техническую тему. За счет которой и живу. Так вот. Мне страшно не нравятся сегодняшние пиар-компании, в которых в большинстве случаев из меня делают идиота. Есть такая старая притча: "Ты сказал - я поверил, ты повторил - я задумался, ты начал настаивать - я начал сомневаться..." Пока речь идет о конкретных вредных вещах, я верю. Но когда мне подсовывают сразу глобальный кодекс, да еще в сопровождении статей грантоеда Дубровского о дерегуляции, я начинаю глубоко сомневаться. Я бы с удовольствием написал на ваш электронный адрес, но в данном случае развернута пиар-компания. А я больше предпочитаю думать головой. Поэтому чуть подожду. Хочу увидеть реальные грамотные предложения и умные головы. Пока увидел только лозунги и очередные речи об общеевропейских ценностях, которые в корне исправят ситуацию. Извините, но европейское нормотворчество еще более сурово, чем наше. И что из этого, при желании, сделает наша бюрократия - еще придется `восторгаться`. Поэтому давайте не будем `в общем и целом`, давайте по конкретным вопросам.
    Оксана Продан 19 октября, 21:45
    Пиар-компания если и есть, то не наша, к сожалению. А что касается конкретики - может посмотрите законопроект 2436а? Я к нему сегодня закончила готовить поправки, в понедельник отправлю. Проект очень сложный и многовекторный, есть много спорных норм, технический подход не помешает. Ваша помощь была бы очень кстати.
    censor 19 октября, 22:19
    Законопроект посмотрел. В данном случае вряд ли смогу быть чем-либо полезен. Вопросы достаточно специальные, по ним у меня только понимание, но нет практического пыта. Без этого не считаю нужным навязывать свои мысли, дабы не засорять обсуждение. Однако свои сообраджения по некоторым другим вопросам на электронный адрес пришлю. При условии доверия к вашим словам, что пиар-компания `дерегуляция` не ваших рук дело. А в глобальные кодексы - не верю. Ибо всем известно, что даже достопочтенный налоговый кодекс создавался вовсе не во благо налогоплательщика, а с тем, чтобы одним махом внести множество поравок, переломив всех через колено.
    Оксана Продан 19 октября, 22:39
    Спасибо, буду ждать. И буду продолжать рассказывать о идее проекта 3256, так как считаю этот принцип единственно реальным. А о том, какие цели были у разных людей в Налоговом кодексе 2010 -го ,это отдельная история.
    censor 19 октября, 22:58
    Маленькое пожелание. От простого электората. В массовых изданиях не оперируйте номерами законопроектов. Это ваш парламентский междусобойчик, который в большинстве случаев мало понятен людям из реальной жизни. Да, это можно найти, но абсолютное большинство не полезет искать. Оперируйте смыслами идей, которые вы предложили. А иначе - это как нынешние бухгалтера с умным видом называют трезначные счета учета, буд-то это добавляет достоверности самому учету. Кстати, какой идиот сделал их трехзначными. В пределах сотни советских счетов (к которым вводились субсчета) хотя бы можно было сознательно ориентироваться. А в пределах тысячи - только на память заучивать номера. Хотя существенная часть зарубежных систем учета вообще обходится без стандартизированной (постсоветской) нумерации, именуя их словами, по сути самого раздела учета. Вопрос: сколько человек в отечественной экономической науке нужно в лучшем случае отправить на заслуженную псевдонаучную пенсию, а сколько - прилюдно расстрелять, чтобы подобная дерегуляция свершилась в отечественном сознании?
    Оксана Продан 19 октября, 23:55
    Много, не только в экономической науке, но и в отраслевых направлениях. Но надо. И это произойдет, пусть не в одном решении и не так скоро, как хотелось бы. За номера спасибо, и за Ваши соображения в будущем.
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Yes! 19 октября, 00:46 В какой-то момент казалось, что экономическую политику УДАРа определяет В.М.Пинзеник, но, слава Богу, что это не так.
    Оксана Продан 19 октября, 08:17
    Мы уже внесли комплекс законопроектов, направленных на улучшение экономической ситуации: 1182 - о снижении ставки ЕСВ до 18,1 процента; 2149 - об изменении системы оказания административных услуг; 2306а - об электронной коммерции; 2671 - об отмене ответственности плательщиков налогов без вины; 2595а - об упрощении трудовых отношений предпринимателей-работодателей; 3102-1 - о кардинальном изменении норм производства продуктов питания; 3215-1; 3216-1 - о введении персональной ответственности чиновников, это кроме описанного в статье 3256. Из системных я готовлю гос. закупки и налоговую формулу.
    ПТЮМ 19 октября, 12:04
    Как раз то, что мне хотелось увидеть от АСГ и ГП, но как-то пока не случилось :( Разве что отмена техосмотра и то не для всех... Как будто автобусники и грузоперевозчики не покупают эти талоны таким же образом, как раньше и частники. А Вы - одни из немногих, кто предлагает. И это многого стоит в этой измученной популизмом и госрегулированием стране.
    Роман 19 октября, 12:33
    То, что предлагает Оксана Продан и есть популизм в чистом виде.
    ПТЮМ 19 октября, 12:58
    Роман Сегодня, 12:33 То, что предлагает Оксана Продан и есть популизм в чистом виде.
    Так же говорили и о законопроектах Саакашвили, пока не убедились в обратном.
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • 77 09 19 октября, 00:26 Оксана Петровна, отдельное спасибо вам за то, что вы реагируете депутатскими обращениями на те письма-жалобы-предложения, что к вам поступают как к народному депутату. Почему говорюпро єто: лично наблюдал ситуацию на Садовой,3 возле ящиков почты народных депутатов: помощника депутата от ПР достала почту, отобрала в отдельную стопку пачку жалоб от избирателей и сразу порвала их и выкинула в урну. На мой вопрос, "ты чего?" она ответила, что "нечего шефа всякой х...й грузить". Вы, в отличие от МНОГИХ народных депутатов с почтой работаете, это позволило решить ряд проблем с Миндоходов, Минюстом etc
    Оксана Продан 19 октября, 08:22
    На самом деле более 70 процентов моих обращений по жалобам на действия органов власти приносят позитивный результат для тех, кто обращается за помощью. Иногда приходится для подготовки обращения просить дополнительные документы, иногда разъяснять законодательство. Я радуюсь каждому позитивному решению, и я, и мои помощники.
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Богдан Андрющенко 18 октября, 23:35 Моє шанування, Оксана Петрівна :) Як і раніше я підтримую Ваші зусилля, але як чиновник зі стажем дозволю собі де в чому не погодитись Чиновник не ворог, а такий саме громадянин України, але він повинен виконувати нормативні документи і по закону НЕ ПОВИНЕН виконувати доручення, що їм протирічать (яким би дурним не був документ). Це те, що не вміють зрозуміти керманичі, ані попередні, ані нинішні. І ці керманичі на жаль, все менше і менше грамотні, багато з них не мають навіть реальної вищої освіти, тому вони НЕ ЗДАТНІ навіть зробити те, що від них вимагається за посадою, і правильно поставити завдання підлеглим, або, ще гірше, роблять відверту дурню та/або злочини, бо змушують підлеглих порушувати закони, навіть із "благою метою". Але це - ПОРУШЕННЯ! З іншого боку, перед чиновником його керівництво (яке Вам обіцяє дерегулювати все на світі) залишає завдання по "контролю" за всім на світі. Знаю це з середини:)
    Оксана Продан 19 октября, 08:27
    Шановний Богдане, згідна з Вами в тому, що є гарні чиновники, про це зазначала і в статті. Згідна з Вами і в тому, що сьогодні працює державна система, в якій чиновник змушений тиснути чи працювати формально. Будемо формувати іншу систему, з іншими відносини ми та вимогами всередині.
    Ответить Цитировать Пожаловаться
Реклама
Курс валют
USD 24.88
EUR 28.34