Бюджет-2017: налоги не хотят к нам возвращаться

Людмила Симонова 29 октября 2016, 00:00
Бюджет

Читайте также

Наверное, многие чиновники в Украине задаются сегодня вопросом: как сделать так, чтобы налоги платили все? Я попыталась задавать эти вопросы простым американцам. Не претендуя на репрезентативность выборки, скажу, что преимущественно ответ был такой: "Мы платим наши налоги потому, что они к нам возвращаются в виде школ, дорог, инфраструктуры и других благ, за которые отвечает государство. Мы можем найти в Интернете детальную информацию о том, куда идут наши налоги, и сколько наше государство тратит на себя, а сколько — на нас". И тогда я решила задаться таким же вопросом для Украины: а сколько денег из тех, что собираются в виде налогов и всяких платежей, государство возвращает нам в виде разного рода благ, и сколько тратит на себя, любимых?

Для ответа на этот вопрос я решила посмотреть "главную смету страны" — бюджет на 2017 г., благо впервые за многие годы данный документ подан вовремя, и его можно обсуждать ДО его принятия в Раде. И его даже приняли в первом чтении — во какой подвиг наши чиновники совершили в этом году!

Конечно, лучшее — враг хорошего, и, возможно, когда-нибудь мы применим лучшие мировые практики обсуждения бюджета, как в США, например, когда проект бюджета на следующий год вносится в парламент на рассмотрение в феврале текущего года и обсуждается до октября. Причем слушания происходят изо дня в день в зале бюджетного комитета размером примерно с зал нашей Рады — ну, Америка все же большая страна с
300 млн жителей. На слушания приглашают различных специалистов: юристов, экономистов, эккаунтетов, оценщиков и других, кто высказывает свое мнение о тех или иных статьях бюджета. При этом каждое министерство/агентство максимально детализирует бюджет как по типам затрат, так и по ответственным за исполнение. Каждая статья имеет предложение (по сумме) от демократов и отдельно от республиканцев, а также колонку "согласованная величина".

Но вернемся к проекту украинского бюджета.

Найти данные проекта бюджета оказалось несложно на сайте Верховной Рады. И даже все приложения (расшифровки) там присутствовали, во как! Хотя в прошлые годы эти расшифровки могли появиться уже ПОСЛЕ принятия бюджета. Безусловно, нужно отметить, что бюджетный процесс совершенствуется, а бюджет постепенно приобретает прозрачность. Например, на сайте Минфина можно найти выполнение бюджета-2016 чуть ли не в реальном времени, во всяком случае, на момент написания этой статьи в конце октября 2016-го на сайте присутствовали данные о выполнении бюджета по состоянию на 1 сентября 2016 г., что является большим прогрессом в бюджетном процессе. Тем не менее есть куда расти и действительно давать информацию в реальном времени с прогнозами до конца года.

Что же — в расшифровках бюджета-2017?

Прежде всего мы видим, что исполнительная власть собирается истратить в 2017 г. 818,8 млдр грн, а вот собрать планирует только 706,3 млрд грн. Причем сгенерировать эту сумму в налогах должны 7,8 млн чел., т.е каждый работающий в частном бизнесе человек должен сгенерировать 90,5 тыс. грн для бюджета. И это — без учета отчислений в Пенсионный фонд.

Разница между доходами и расходами бюджета, как мы знаем, называется дефицитом бюджета, и она составляет в проекте бюджета 706,3 — 919,8 = — 105,5 млрд грн. Т.е. правительство планирует истратить на 105,5 млрд грн больше, чем бизнес сможет сгенерировать налогов и других платежей. Где же правительство собирается взять эти средства?

Грубо говоря, оно собирается их напечатать, ну, или более цивилизованно — выпустить облигации государственного займа или взять кредит у внешних кредиторов. И тут возникают вопросы: Много это или мало? Какова цена привлечения таких средств, или сколько надо уплатить будет по облигациям? Каковы последствия привлечения займов/печатания облигаций?

Простое арифметическое действие позволило определить, что13% всех затрат есть та разница, которая создает официальный дефицит (дефицит бюджета рассчитывается от ВВП). Подчеркиваю — официальный, так как анализ доходной части бюджета вызывает сомнения в возможности ее выполнения, что влечет за собой еще больший дефицит. Неискушенный в вопросах бюджета читатель может задать вопрос: а нужен ли нам такой дефицит, и самое главное — какова его цена? Например, в США величина дефицита в 2016-м фискальном году заявлена в размере 3,4% ВВП. Почему так? Зачем Америке нужен дефицит?

Дело в том, что американцы еще со времен Великой депрессии пришли к выводу, что нет ничего страшнее дефляции, когда стоимость денег оказывается выше стоимости товаров и услуг, поскольку такая ситуация не стимулирует бизнес. Поэтому дефицит бюджета рассчитывается от ВВП. Американские экономисты считают небольшую инфляцию благом, позитивным моментом и потому ее создают искусственно путем выпуска облигаций на сумму дефицита бюджета. Причем эти облигации считаются самым надежным вложением средств, а ставки по этим облигациям очень низкие и зависят от срока погашения. Данные по ставкам можно найти в интернете на сайте казначейства США.

В среднем процентные ставки по облигациям США колеблются в пределах 0,5—2% (!) годовых. А вот облигации внутренних займов (ОВГЗ) в Украине привлекаются под 7,85% годовых в валюте (долларах США) — со сроком погашения в два года; под 16,2% для 3-месячных облигаций в гривне; для 2-летних облигаций в гривне цена долга составляет 19,7%. Как говорится, почувствуйте разницу!

Если банки покупают ОВГЗ под такие проценты, то понятно, какие ставки по кредитам будут для заемщиков, и в таких условиях возникает вопрос: а как перейти к "нормальным" ставкам, по которым кредитуются предприятия в развитых странах?

Поэтому многие считают, что дефицит бюджета Украины слишком велик и слишком дорог, он создает почву для завышенной инфляции и высоких процентов по кредитам и потому должен быть уменьшен. И единственный способ его сократить — это уменьшить расходы бюджета, а также пересмотреть доходы, вероятность получения которых является небольшой (скрытый дефицит), что также заставит уменьшить затраты бюджета.

Итак, посмотрим более детально на прогноз расходов бюджета-2017.

Самыми существенными статьями являются затраты на зарплату (с начислениями), которые составляют 31,3%, затраты на обслуживание долга (составляют 112 млрд грн, или 13,3%) и социальное обеспечение в сумме 286 млрд грн, из которых
156 млрд (или 19,2%) — дотация Пенсионному фонду, а 108 млрд (или 13,3%) — это льготы и субсидии.

Трудно сказать, много это или мало — 31,3% затраты на выплату заработной платы из бюджета, поскольку в этой сумме присутствуют не только зарплаты чиновников, но также врачей и учителей. Было бы хорошо увидеть более детальные расшифровки этих затрат.

Если посмотреть на бюджет США, то мы видим, что общая доля затрат бюджета на гражданских служащих составляет 6%, а если исключить тех, кто работает на гражданских должностях в вооруженных силах, то часть затрат бюджета на эту категорию служащих составит 3,5%. К сожалению, невозможно сравнить эти цифры с данными бюджета Украины, поскольку таких данных просто нет в расшифровках.

Из других существенных статей можно отметить капитальные затраты, которые составляют 58 млрд, или 7,2%. Затраты развития составляют в сумме 61 млрд грн, или 7,9%. Много это или мало?

Ответ на этот вопрос зависит от того, на что и насколько эффективно будут истрачены эти средства: на ремонт "дворцов", в которых находятся государственные служащие, или на дороги, больницы и школы? Как вернутся эти затраты обычному гражданину? Пока что ответы на эти вопросы найти сложно.

Следует отметить, что существуют еще и региональные программы в сумме 22 млрд грн (или 2,8% затрат), что не меняет существенно картину, но все же, видимо, позволит осуществить улучшения на региональном уровне. Хотелось бы также знать, на что эти средства будут истрачены, а еще пожелать более широкого вовлечения общественности в обсуждение вопросов о направлении этих средств на региональные программы.

Есть также и другой "срез" бюджета — по министерствам и ведомствам. В нем бросаются в глаза многочисленные ведомства, необходимость которых для обычного гражданина не очень понятна: зачем нужны эти агентства, комиссии, администрации как отдельные структуры с небольшими бюджетами? Почему, например, их нельзя включить на правах департаментов в Министерство экономики? Несмотря на то, что список этих структур весьма длинный, я призываю читателей не полениться и внимательно его изучить. Если мы не сократим затраты на бюрократию, мы никогда не будем иметь "бюджет развития". Нам необходимо направлять средства на развитие новых технологий, в том числе и военных. Хотелось бы понять, например, что для развития новых технологий сделали все наши академии различных наук за последние два года? Так ли уж нужна нам курьерская служба? Может, ее можно заменить DHL или другой иной? Я понимаю инерцию мышления любого премьер-министра, возможно, что он до конца списка не всегда добирается, но может быть надо привлечь общественность, чтобы коренным образом поменять подход к распределению средств бюджета?

Другая интересная сумма в 166,66 млрд грн, предназначенная Минсоцполиики. При этом на аппарат данного министерства будет истрачено 8,6 млрд грн. Понятно, что это министерство ведет учет пенсионеров и всех, кому предоставляется социальная помощь, но не пора ли все это автоматизировать, чтобы сэкономить на таком огромном аппарате?

Да, число расшифровок бюджета намного увеличилось, но, к сожалению, это все еще недостаточно для того, чтобы достичь западного уровня прозрачности. Также в бюджете мы видим множество управленческих структур, на которых вполне можно было бы сэкономить, сделав их работу более эффективной. Мы видим массу академий наук, которые занимаются непонятно чем, не раскрывают в достаточной степени результаты своей деятельности и действуют под лозунгом: "Как же мы без науки?" Но если вся эта наука направлена на удовлетворение своего любопытства за счет наших налогов, то необходимость такой науки вызывает большие сомнения. Тем не менее, Кабмин боится трогать эти затраты, чтобы не прослыть ретроградом. Если так, то где реформы в нашей науке? Какова ее эффективность? Где программы, которые позволят Украине совершить рывок в технологиях?

Теги:
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
3 комментария
  • Kostiantyn Tatarenko 2 ноября, 12:59 Очень хорошая статья! Изложено все просто и понятно. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Виталий Кушнир 29 октября, 16:42 "Академії наук" "займаються невідомо чим"; не роздають флаєри на вулицях, не водять маршруток, не підмітають вулиць... Яка їх ефективність, а? Їхні ті книжки як відкриєш, так і закриєш, бо нєпонятно. Тільки неправда, що кабмін боїться чіпати ті видатки. У пропорції до цін, вони кратно менші, ніж за антинародного режиму, адже і кабміну нєпонятно, чим вони займаються. Історики, наприклад, чим вони займаються? Для патріотичного виховання уже усьо єсть, і Мазепа, і бій під Крутами, а що ще треба? там навіть і назви часто непонятні. :))
    aetes 30 октября, 19:27
    Чому ж невідомо, чим займаються? Добре відомо. З 9 до 18 вони сидять і придумують, щоб такого написати в квартальний звіт, щоб виглядало наукоподібно. Нагріли, поміряли, ось таблиці, концентрації, зони Бріллюена, ось ренгеноструктурний аналіз... Та це за пару тижнів до звіту. Весь останній час займаються як в санаторії: ходять по коридорам, спілкуються, заводять романи, пліткують, дружать сім'ями, плетуть інтриги. Роботи вистачає.
    Ответить Цитировать Пожаловаться
Реклама
Последние новости
USD 26.92
EUR 29.09