Видение Украины: от сырьевого экспорта к осознанной новой индустриализации

Авторы : Ирина Пидоричева, Анатолий Землянкин
18 декабря 00:00

В условиях формирования глобальных цепочек добавленной стоимости степень вовлеченности любой страны во внешнюю торговлю оказывает значительное влияние на ее экономическое состояние. Но чтобы вырваться из круга "неудачников с кармой ресурсного проклятья", стране нужно надлежащим образом расставить приоритеты в экономической политике, системная реализация которой откроет доступ к новым рынкам сбыта, улучшит условия торговли, усилит кооперацию с зарубежными предприятиями, снизит трансакционные затраты международного сотрудничества и др. Какими должны быть эти приоритеты?

 

В условиях формирования глобальных цепочек добавленной стоимости степень вовлеченности любой страны во внешнюю торговлю оказывает значительное влияние на ее экономическое состояние. Но чтобы вырваться из круга "неудачников с кармой ресурсного проклятья", стране нужно надлежащим образом расставить приоритеты в экономической политике, системная реализация которой откроет доступ к новым рынкам сбыта, улучшит условия торговли, усилит кооперацию с зарубежными предприятиями, снизит трансакционные затраты международного сотрудничества и др. Какими должны быть эти приоритеты?

Нынешние перспективы стабилизации и рост украинской экономики зависят не только от того, как решится конфликт на Востоке страны, но и от способности власти к более решительным и быстрым реформам. По прогнозам Всемирного банка, если внедрение реформ продолжится, ожидать оздоровления экономики можно уже в следующем году с ростом ВВП на 1%, а в 2017 г. - на 2,1. Решающую роль в этих процессах должна сыграть экспортная деятельность, но никак (и это не новость даже для студентов) не сырьевого направления, а основанная на производстве качественной конечной продукции с высоким содержанием добавленной стоимости.

О важности экспорта для украинской экономики говорит его доля в структуре ВВП, достигающая почти 50%. Но, сравнивая ее с соответствующей долей некоторых стран Балтии, Балканского полуострова, Словацкой и Чешской республик, сейчас являющихся членами ЕС, можно утверждать, что Украина обладает значительным потенциалом роста этого показателя.

Вопрос заключается в том, как превратить этот потенциал в ресурс развития. Ответ довольно прост: необходимо изучать инструменты поддержки экспортеров, используемые в этих странах, и стараться внедрять лучшие практики у себя, конечно, с учетом состояния украинской экономики, нашего географического положения, естественной среды и культурного наследия.

Успешность экспортной политики этих стран подтверждается цифрами. Если взять, например, десятилетний период - с момента вступления в ЕС в 2004 г. и по сегодняшний день, то доля экспорта в ВВП Словакии, Чехии, Словении и Эстонии увеличилась приблизительно на четверть, Литвы - вообще на треть (34,4%). В Украине за тот же период она, наоборот, упала на 12,0%. И хотя за этот период ВВП на душу населения Украины увеличился в 2,25 раза - до 3082,5 долл. США, он в 5–7 раз меньше, чем в названных странах (в Литве, в частности, 16444,8 долл., Эстонии - 19719,8, Словении - 23962,6 долл.).

По данным Госстата, сегодня Украина экспортирует товары и услуги в 224 страны и территории мира, основными рынками сбыта является Азия (33,5% от общего объема экспорта), Европа (33,2), СНГ (20,4%). Диверсификация экспортных поставок невелика: почти три четверти экспорта обеспечивают три отрасли - АПК и пищевая промышленность, металлургический комплекс и машиностроение. То есть товарный экспорт представлен в основном сырьем и продуктами низкой степени переработки. Например, на черные металлы приходится 23,1% общего объема экспорта, а на изделия из них - только 2,6. Или на зерновые культуры - 14,6 и лишь 6,3%, соответственно.

Что и говорить, если Украина занимает первое место в мире по экспорту подсолнечного масла, второе - зерновых, третье - кукурузы; а АПК является основным источником поступлений валюты в страну.

С учетом этого совсем неудивительно, что падение мировых цен на типичный украинский экспорт (руды, черные металлы, сырьевую аграрную продукцию), сокращение мировой торговли в 2015 г. (за первое полугодие 2015-го в мировой торговле был зафиксирован наибольший спад за последние шесть лет), перенасыщенность европейского рынка из-за применения Россией эмбарго на европейские товары в сочетании с внутренними проблемами (о них - ниже) сказались на состоянии экспортной деятельности Украины - за первое полугодие нынешнего года падение экспорта составило 33,6%. Это в который раз продемонстрировало уязвимость украинской экономики к колебаниям мировой конъюнктуры сырьевых рынков.

Вполне закономерно, что Украина импортирует преимущественно товары высокой степени переработки - машины, механизмы, электротехническое оборудование (15,1% общего объема импорта), средства наземного транспорта, кроме железнодорожного (3,9), и, конечно, большие объемы энергоносителей.

Просто удивительно, когда весь развитый мир старается наращивать производство высокотехнологичных товаров, Украина упрямо продолжает двигаться в обратном направлении. Экспорт продукции машиностроения - главной отрасли промышленности, влияющей на развитие других сфер хозяйствования, - в первом полугодии 2015-го составил всего 60,8% предыдущего года, что является, в том числе, результатом общего падения объемов производства машиностроительной продукции в последние годы.

Экспорт высокотехнологичной украинской продукции составляет только 6% общего экспорта промышленных товаров. Даже в Болгарии, туристической стране, этот показатель больше. Если же сравнивать его с новыми индустриальными странами, то отставание вообще поражает - в 3–8 раз. И это при хорошо развитом когда-то наукоемком производственном секторе, который за годы независимости существенно пострадал, оказавшись непривлекательным и дорогим для бизнеса. И это неудивительно, ведь на протяжении многих лет в Украине существовала модель хозяйствования, нацеливавшая предприятия на получение прибыли исключительно за счет экспорта сырья и использования дешевой рабочей силы. Как следствие, имеем сегодня индифферентное отношение владельцев предприятий к науке и инновациям, отсутствие тесных связей научной сферы с промышленностью, преобладание устаревших ресурсо- и энергоемких технологий производства.

Фактически страна оказалась в ловушке нового либерализма, чрезмерно увлекшись идеями свободного рынка, а участие государства в его функционировании было сведено к минимуму. Это проявилось, прежде всего, в отказе от активной промышленной политики (особенно активной инновационной политики, тесно связанной как с промышленной, так и с образовательной и научно-технической политикой) и в формировании экспортно-сырьевой модели, опирающейся на добывающие производства, которые в основном находятся в собственности крупного частного капитала. Пока существующая система сохраняется, не возник заинтересованности частного капитала в новой модели развития (в основе которой лежат инвестиции в инновационную деятельность, реализация масштабной новой индустриализации экономики).

Такая слабость в проведении экономической политики не является исключительно проблемой Украины, она распространена и среди других развивающихся стран.

В своей книге "Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными" всемирно известный норвежский экономист Эрик Райнерт жалуется на то, что современные руководители развитых стран забыли, как именно их страны становились богатыми, и ведут бедные страны к еще большей бедности. В своих выводах ученый опирается не на абстрактные идеи или субъективные убеждения - исторический опыт стран, которым удалось разбогатеть, служит основанием для его заключений. Это Италия и Голландия, Англия и Ирландия, Германия и Япония после Второй мировой войны, Южная Корея и Сингапур, другие. И оказывается, что все развитые сегодня страны использовали одну и ту же стратегию - отказывались от сырьевой ориентации ради перерабатывающей промышленности и обязательно проходили через период, когда эмуляция - желание и стремление сравняться или превзойти - была их главным приоритетом.

"…странам, сегодня терпящим неудачу, - утверждает Райнерт, - полезно вспомнить, как Германия сумела выбраться из глубокого послевоенного кризиса. Германию спасла производственная стратегия, осознанное развитие торговли и промышленности, отделенных от сельского хозяйства и производства сырьевых материалов".

На эти важные выводы украинским экономистам и политикам необходимо обратить более пристальное внимание, чтобы лишний раз не подтверждать парадокс "ресурсного проклятья".

А для того, чтобы произошли глубокие изменения в рыночном поведении предприятий, прежде всего крупных, важно побуждать их владельцев брать на себя риски и отказываться от удобного консерватизма предыдущих лет. Этого можно добиться путем разрушения устойчивой олигархической системы, окончательного удаления из власти ее носителей и развития новой системы, базирующейся на партнерских отношениях власти и бизнеса (к сожалению, нужно признать, что сегодня это практически невыполнимо). Или же есть другой вариант - создать конкурентную рыночную среду, которая заставила бы олигархический бизнес отказываться от устаревших технологий и начинать технологическую модернизацию промышленности.

Вступление в силу с 1 января 2016 г. торговой части Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС и связанная с этим либерализация торговли (которой будет охвачено 97% отечественных товаров) в значительной степени будут способствовать этому, открывая наш рынок для европейских товаров, побуждая украинских производителей к пересмотру своих стратегических установок и рыночного поведения, чтобы быть конкурентоспособными в глобальной экономике. Но чтобы полноценно использовать новые возможности и обеспечить выход отечественного бизнеса на рынки ЕС, правительство должно устранить несколько существенных ограничительных факторов, мешающих торговле. Они неоднократно назывались экспортерами и сводятся к следующему:

- сложному и непрозрачному механизму возмещения налога на добавленную стоимость, непогашению задолженности перед бизнесом. По информации главы Государственной фискальной службы, объем задолженности составляет около 20 млрд грн. Больше всего государство задолжало металлургам - 7 млрд грн ("АрселорМиттал Кривой Рог" (1,4 млрд), Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича (1,1 млрд), "Азовсталь" (0,86 млрд), "Запорожсталь" (0,72 млрд), Днепровский металлургический комбинат им. Дзержинского (0,91 млрд), а также аграриям - 4 млрд. Но вместо того, чтобы выплачивать предприятиям "живые" деньги, правительство намерено выпустить облигации для погашения задолженности перед предприятиями. Но это не удивляет, поскольку и раньше НДС возмещался только "своим" предприятиям;

- неэффективному валютному регулированию. Постановлением НБУ №248 от 14 апреля 2015 г. НБУ обязал юридических лиц и физических лиц-предпринимателей продавать на межбанке 75% поступлений в иностранной валюте. И хотя это постановление отменило ранее установленный лимит в 100%, никакого облегчения для бизнеса оно не принесло;

- отсутствию дешевых кредитов для развития бизнеса. Учитывая учетную ставку НБУ, которая с 30 октября с.г. зафиксирована на уровне 22% годовых, получить дешевый кредит бизнесу не удастся - средняя реальная ставка кредита в гривне составляет по состоянию на 11 ноября 2015 г. 26,73% годовых на три года и 27,39% - на год. Реальная ставка в долларах варьирует в пределах 12,91–14,35% годовых. Для примера, в Словении развитие бизнеса кредитуется под 5–6% годовых при условии двухлетнего положительного результата деятельности фирмы;

- непрозрачной и неэффективной работе таможни. Вместо внедрения понятной и удобной для бизнеса системы таможенного контроля, когда товар пересекает границу по первому методу оформления - контрактной стоимости (то есть стоимости в валюте контракта согласно базисным условиям поставки, как это, кстати, происходит в Европе), таможенный контроль постоянно корректирует таможенную стоимость по определенным, одному ему известным и непонятным для бизнеса критериям. В Европе, например, для отслеживания правильности таможенного оформления действует специальный орган, сопоставляющий таможенную стоимость с реальными ценами продажи товара, на основании чего и делается вывод о надлежащем или ненадлежащем оформлении;

- нехватке доступной и понятной информации для бизнеса, особенно малого и среднего, о перспективах и возможностях выхода на зарубежные рынки и связанной с этим массы нюансов, таких, как особенности тарифного и нетарифного регулирования, насыщенность рынка и существующий спрос на определенную группу товаров, поиск партнеров для бизнеса, подбор поставщиков необходимых услуг и др.

Сейчас работа по решению отмеченных проблем ведется в основном в направлении повышения уровня осведомленности бизнеса о выходе на рынки ЕС (досадно, но предприниматели пока не являются активными участниками таких мероприятий). Впрочем, очевидно, что без давно назревших (и перезревших. - Ред.) институциональных изменений ситуацию не переломить. В следующем году, наконец-то, планируется внедрить ряд следующих изменений - создать два учреждения по финансовой поддержке экспорта. Во-первых, специализированный банк для кредитования экспорта на базе Укрэксимбанка, во-вторых, экспортно-страховое агентство (своеобразную "подушку безопасности" для предприятий, решивших экспортировать), основной функцией которого будет уменьшение рисков и страхование экспортных операций украинских предприятий. Возможности же решения других проблем наталкиваются на отсутствие политической воли и профессиональных людей на местах.

Необходимо также отметить, что у Украины есть сегодня преимущество среди других европейских стран в плане заинтересованности зарубежных компаний, в частности американских, в размещении на украинских территориях их производственных мощностей с дальнейшим экспортом в ЕС и другие европейские страны - Исландию, Лихтенштейн, Норвегию и Швейцарию. Украине это позволит привлечь иностранные инвестиции, создать новые рабочие места, в том числе более высокого качества, повысить уровень местной конкуренции, и тем самым ускорить технологическую модернизацию и активизировать инновационную деятельность.

Подытоживая, следует еще раз подчеркнуть, что ключом к превращению существующих в Украине проблем в новые возможности являются инновации. Если государство нацелено на повышение благосостояния своих граждан, рост качества и уровня их жизни, альтернативы инновационному пути просто нет. В условиях кризиса роль инновационного фактора тем более усиливается. И, как утверждает Микко Алкио, бывший государственный секретарь и советник премьер-министра Финляндии, инновационная политика в таких условиях может выступить трамплином для нового роста.