Три ключевые проблемы украинской экономики

Автор : Петр Калита
21 апреля 18:08

Неоднократно приходится слышать и от народных депутатов, и от партийных функционеров, и от чиновников разного масштаба о необходимости повышения зарплат и пенсий, существенного увеличения количества рабочих мест, улучшения условий для малообеспеченных граждан и пр. Но за счет чего?

 

Совершенствоваться не обязательно.

Выживание - дело добровольное.

Эдвард Деминг

Четверть века, как в королевстве кривых зеркал. Вместо предисловия

Неоднократно приходится слышать и от народных депутатов, и от партийных функционеров, и от чиновников разного масштаба о необходимости повышения зарплат и пенсий, существенного увеличения количества рабочих мест, улучшения условий для малообеспеченных граждан и пр. Но за счет чего? Ведь наша экономика, как и подавляющее большинство ее предприятий, является неконкурентоспособной. Она не способна "производить" достаточно денег, как в развитых странах. Именно поэтому возникают другие вопросы: об увеличении цен и тарифов, повышении пенсионного возраста, сборов, налогов и т.п. А Украина снова и снова просит деньги у МВФ и других финансовых институтов и еще глубже погружается в долги.

В последнее время в стране активно заговорили о негативном влиянии на экономику коррупции и чрезмерного регулирования и о необходимости улучшения бизнес-климата. И появилась надежда, что эти проблемы будут решены (при содействии США и ЕС). Но что дальше? Станет ли тогда Украина богатой страной? Существуют большие сомнения, потому что сегодня ее экономика находится в таком же состоянии, как и украинская армия сразу после Революции достоинства.

Уже четверть века мы живем в независимой Украине, как в королевстве кривых зеркал, искаженно понимая, каким образом в развитом мире обеспечивается конкурентоспособность, чем их деловая культура и совершенство отличаются от наших. Но без осознания и изучения того, что происходит в мире, в условиях глобального насыщенного рынка построить конкурентоспособную экономику практически невозможно. Особенно учитывая, что конкурентная борьба еще больше обостряется из-за четвертой промышленной революции. Для лучшего понимания того, что происходит в мире и Украине, ниже очень кратко приведены основные проблемы, понятия и определения в этой сфере.

Проблема первая

На насыщенном рынке конкурентная борьба ведется преимущественно выше норм стандартов и технических регламентов, на достаточность соответствия которым до сих пор ошибочно надеются в Украине. Такая устаревшая установка изначально заложила хроническое отставание украинской экономики. Без устранения этой принципиальной ошибки Украина никогда не сможет достичь эффективности и стать развитой европейской страной.

Комментарии

1. Показатели продукции (услуг, процессов) имеют три уровня:

- первый - обязательный (обеспечение безопасности, технические регламенты);

- второй - рекомендуемый (потребительские свойства, стандарты - добровольные!);

- третий - инициативный (показатели, превышающие нормы и стандарты).

Украина, к сожалению, сконцентрировалась исключительно на первых двух уровнях.

2. Нормы стандартов зависят от условий, в которых они применяются. Так:

- при дефицитном рынке нормы стандартов - это верх требований;

- при насыщенном рынке - это только низ требований.

В Украине же продолжают понимать стандарты как совокупность норм, обеспечивающую безусловное преимущество (как во времена дефицитной экономики).

3. В украинских государственных документах утверждается, что система технического регулирования направлена на повышение конкурентоспособности и улучшение состояния отечественной экономики. Безусловно, технические регламенты очень важны, но они не имеют отношения к конкурентоспособности продукции, предприятий и экономики. Это требования, устанавливаемые для обеспечения безопасности продукции для людей, имущества и окружающей среды. А соблюдение норм технических регламентов, даже если они отвечают европейским директивам, - это еще не реализация продукции на европейских рынках, а только пропуск на эти рынки. Ведь покупают не безопасность, а потребительские свойства, при условии, что они являются безопасными.

4. Украинская власть считает, что установление государством требований по безопасности и качеству продукции уже само по себе обеспечивает конкурентоспособность отечественных производителей. Но это не так. Планки требований - это всего лишь ориентиры. А реально преодолевать их должны непосредственно производители, что возможно только при условии их пребывания на определенном уровне делового совершенства. Далеко не все отечественные производители смогут выполнить даже обязательные требования к безопасности продукции без соответствующего усовершенствования. Если бы установление даже обязательных требований автоматически гарантировало их выполнение, достаточно было бы объявить обязательными все требования к продукции на уровне, превышающем мировые достижения.

Проблема вторая

На насыщенном рынке конкурентоспособность обеспечивается системами управления (менеджмента). А в Украине считают, что для этого достаточно сконцентрироваться преимущественно на продукции. Что присуще, опять-таки, дефицитному рынку. При таком подходе украинские компании априори не ориентированы на обеспечение быстрого и высокоточного реагирования на ситуации и их изменения, постоянно возникающие в условиях насыщенного рынка. А это недопустимо и не оставляет шансов на устойчивую победу.

Комментарии

Безусловно, продукция и ее качество имеют исключительное значение для потребителей, но сами по себе они еще не гарантируют устойчивости предприятия. Существуют и другие важные параметры, такие, как себестоимость продукции, производительность труда, экологическая безопасность производства и т.п. Еще лет 15–20 назад приходилось слышать от специалистов по развитым европейским странам, что основное внимание они уделяют не "яйцам", а "курам" (подразумевая под яйцами продукцию, а под курами - предприятия), потому что это нуждается в существенно меньших расходах и значительно эффективнее. Они утверждали: если курица здоровая, у нее все яйца качественные. Учитывая то, что сегодня уже любую продукцию могут быстро воссоздать конкуренты, основным условием устойчивой конкурентоспособности компании стала система менеджмента, то есть ее "мозг" (а не "кулаки").

Вместе с тем в нашем государстве недооценивают важность системного управления для повышения совершенства и обеспечения конкурентоспособности организаций. А также далеко не всегда адекватно понимают, какими должны быть современные системы менеджмента организаций и что нужно делать для повышения их эффективности. Подробно эти вопросы рассматриваются мною в отдельной работе.

Проблема третья

В Украине практически отсутствуют и не готовятся специалисты, которые системно и комплексно разбираются в современном менеджменте и его влиянии на конкурентоспособность организаций. Без чего надеяться на успех в условиях насыщенного рынка не приходится.

Комментарии

Принципы для неадекватного понимания современных систем менеджмента в Украине заложены ошибочной Концепцией государственной политики в сфере управления качеством продукции (утверждена КМУ в 2002 г., переутверждена в 2015-м), объектом которой определена не конечная цель "качество продукции", а "управление качеством" (под влиянием международных стандартов ISO серии 9000). Это сузило ориентацию по обеспечению качества самой продукции; вне пределов политики остались: нормирование ее качества, метрологическое обеспечение, техническое регулирование, рыночный надзор, защита прав потребителей и т.п. Вместе с тем под "управление качеством продукции" были подведены другие целевые системы менеджмента (не имеющие отношения к качеству продукции) только потому, что по ним также принимались международные стандарты. Кроме того, в концепции заложен слишком упрощенный подход к внедрению стандартов на целевые системы менеджмента, что привело к распространению имитации усовершенствования.

Согласно концепции в украинской высшей школе проводится неадекватное обучение в части качества, системного менеджмента и делового совершенства. Так, в квалификации "Качество, стандартизация и сертификация" под "качеством продукции" начали понимать также и "управление качеством" (кроме традиционных "нормирования", "контроля", "измерений и испытаний", "оценки и подтверждения соответствия"). Сюда стали добавлять целевые системы менеджмента, присущие насыщенному рынку, на которые принимались международные стандарты, но которые не имели отношения к качеству продукции: "экологический менеджмент", "менеджмент производственной безопасности", "менеджмент энергоэффективности" и др. Одновременно из специальности "Менеджмент" вопросы управления качеством (и подобных целевых систем) были практически исключены. Это привело к тому, что высшая школа выпускает менеджеров, недостаточно подготовленных для обеспечения успешности компаний в условиях жесткой конкуренции. А специалисты, обучающиеся по специальности "Качество, стандартизация и сертификация", из-за отсутствия базовой подготовки менеджера не в состоянии эффективно совершенствовать системы менеджмента компании в целом. И это стало одной из основных причин некомпетентности руководителей и специалистов в украинской экономике.

Отдельно о дерегуляции бизнеса

Большие надежды в Украине возлагают на дерегуляцию в сфере предпринимательства. Но сама по себе она не может обеспечить конкурентоспособность на рынках ЕС для большинства украинских предприятий. Зарегулированность и коррупция действительно существенно снизили и без того невысокую конкурентоспособность отечественных компаний. Поэтому победа над коррупцией и отмена искусственных преград, безусловно, позволят предприятиям повысить реальную конкурентоспособность, но не выше уровня, который будет обеспечен их реальным деловым совершенством. А учитывая, что уровень совершенства большинства отечественных предприятий существенно ниже, чем у большинства компаний европейских стран, можно утверждать, что Украина пока не превратится в равноправного игрока на европейских рынках.

Подавляющее большинство украинских предпринимателей после "разрегулирования" вряд ли сможет быстро разобраться в том, что происходит, и как нужно измениться, чтобы стать конкурентоспособными на насыщенном рынке. Поэтому они испытывают острую потребность в адекватных ориентации и поддержке со стороны государства. А главной целью здесь должны стать не дерегуляция, а развитие конкурентоспособной экономики.

Влияние на экономику

По экспертным оценкам, основная масса украинских предприятий по уровню делового совершенства (по 1000-балльной шкале, принятой в мире) в разы отстает от европейских компаний. Это стало основной причиной того, что относительно лидеров мирового бизнеса у них производительность ниже до десяти раз, дефектность выше до тысячи раз и в разы выше себестоимость продукции. В большой мере этим определяется и критически низкий уровень ВНД на душу населения, который в Украине относительно развитых стран ЕС ниже до 25 раз.

Если в ближайшее время не произойдут существенные изменения, следует ожидать очень печальных последствий. Украинский рынок могут тотально оккупировать инофирмы, их продукция и услуги. И в связи с этим возникают следующие вопросы:

- зачем же тогда при мизерном госбюджете тратятся государственные средства на внедрение международных стандартов на целевые системы менеджмента, на разработку технических регламентов и госстандартов, гармонизированных с европейскими нормами? Ведь без устранения упомянутых "недоразумений" эти локальные меры не спасут подавляющее большинство отечественных предприятий;

- оправдают ли себя расходы, связанные с дерегуляцией? Ведь разрегулирование бизнеса, как и снижение ровня коррупции, без существенного повышения совершенства большинства отечественных предприятий будут служить преимущественно продвинутым зарубежным компаниям, которые при благоприятных условиях быстрее вытеснят украинских производителей и заполнят наш рынок.

Ассоциация с конфликтом на Востоке Украины

Ситуацию с совершенством и конкурентоспособностью в отечественной экономике можно ассоциировать с состоянием боеспособности украинской армии и событиями на Востоке Украины. Для обеспечения защиты страны необходимо было срочно реформировать небоеспособную украинскую армию, переучить военных, прежде всего их командный состав, обеспечить войсковые части современными технологиями и вооружением.

Именно это нужно сделать и в экономике. В кратчайшие сроки пересмотреть существующие подходы к усовершенствованию предприятий и повышению их конкурентоспособности в условиях насыщенного рынка и глобализации. Реформировать организационно-методическую базу и систему подготовки и переподготовки руководителей и специалистов, прежде всего из числа руководящего состава отечественной экономики. Перевооружить отечественных предпринимателей новыми современными знаниями о подходах, методах, средствах и лучших практиках в сфере системного менеджмента, делового совершенства и конкурентоспособности. А для этого крайне необходимо предусмотреть активную государственную политику по этим вопросам. Причем надо понимать, что государство должно регулировать только те нормы, которые являются обязательными. Если необязательные нормы являются ценностью для общества, их достижению со стороны государства нужно содействовать, а производителей, соответственно, мотивировать.

Послесловие

Сегодня ситуация в украинской экономике напоминает воспоминания о Буденном, согласно которым он настаивал на необходимости усиления кавалерии уже во время Второй мировой войны, опираясь на опыт предыдущей гражданской войны. И это вопреки тому, что ситуация принципиально изменилась, и погоду на поле боя делали уже самолеты и танки. Но, к сожалению, приходится констатировать, что и вожди украинской экономики также до сих пор еще находятся под влиянием устаревшей вчерашней философии дефицитного рынка.