Экономика снежных заносов

Автор : Владимир Дубровский
29 марта 20:55

Сам по себе снег ничем не мешает абсолютному большинству из нас выполнять свою обычную работу. Только каждый шаг по целине, каждое перемещение по городу стоят таких огромных усилий, что понимаешь: еще немножко больше в том же духе - и вот ты какой, апокалипсис! А между тем наша экономика в подобном режиме работает с самого начала.

 

"Снег,

Город почти ослеп…"

А.Макаревич

Стихия, парализовавшая Киев и несколько прилегающих областей, не только проявила беспомощность и безалаберность коммунальных служб, но и вместе с разваливающимися дорогами стала своеобразным символом. Нет, дома и предприятия не разрушились и даже не остались без электричества. Сам по себе снег ничем не мешает абсолютному большинству из нас выполнять свою обычную работу, и она сама по себе не стала тяжелее. Только каждый шаг по целине, каждое перемещение по городу стоят таких огромных усилий, что понимаешь: еще немножко больше в том же духе - и вот ты какой, апокалипсис! А между тем наша экономика в подобном режиме работает с самого начала. Причем для нее (так и просится аллегория!) "снег" метет и метет - и на его фоне все отчетливее желание помянуть северного пушного зверька, который обычно ассоциируется с глубоким снегом…

Аналогия в том, что наряду с "обычными" издержками бизнеса (нашей с вами основной работой) огромную роль играют также так называемые транзакционные издержки, связанные не с производством товаров и услуг, а с трудностями при обмене. Например, чтобы купить товар, нужно определиться с выбором, найти по подходящей цене, съездить за ним… При этом есть риск: попадется несвежий - придется выбросить, некачественный - нести на гарантийный ремонт, несоответствующий указанным в инструкции параметрам - жаловаться в потребинспекцию… В свою очередь, продавец тоже должен донести до вас информацию, принять и обработать платеж, проследить, чтобы товар не украли. Особенно сильно такие издержки возрастают, когда права собственности передаются отдельно от самого товара, например, при покупке квартиры на первичном рынке. Об этом много могут порассказать вкладчики "Элита-центра" или жители домов и коттеджных поселков, получившие на свою голову "в нагрузку" от застройщиков управляющие компании, о которых "забыли" упомянуть в договорах. "Передвигаться" по "дикому" рынку так же трудно и опасно, как и по занесенному городу. А если продавать свой труд и его плоды тяжело и рискованно, то много не заработаешь, как ни вкалывай, - все утонет в "снегу".

Чтобы облегчить задачу, люди испокон веков протаптывали и расчищали "тропки" по принципу "свій до свого по своє". Когда с соседом жить бок о бок еще нашим детям и внукам, отношениями и репутацией приходится дорожить. Поэтому риск относительно меньше, да и с оценкой качества полегче, когда соседскую корову знаешь. Пока технологии были традиционными, а обмен - примитивным, сети таких "дорожек" между соседями было в основном достаточно для того, чтобы обеспечить себя всем необходимым на каждый день. А для остального были ярмарки - продолжая аналогию, "расчищенные и натоптанные" площадки для торговли с незнакомцами, где издержки были минимальными для тех времен. Но самый интересный здесь вопрос: кто, как и зачем обеспечивает снижение издержек?

Казалось бы, на последний вопрос ответить проще простого: мы все заинтересованы в том, чтобы передвигаться было легко и безопасно. Для этого люди создают и поддерживают правила игры, институты - образно говоря, прокладывают дороги и нанимают снегоочистительную технику (правоохранителей), чтобы поддерживать их проезжими. Однако в этом процессе существуют свои "транзакционные издержки", которые извращают его до неузнаваемости.

Для начала избранник, которого вроде бы народ призвал и наделил деньгами именно для того, чтобы он организовал расчистку, может не оправдать доверия. Еще хуже, что не только он, но и простой тракторист получают над всеми остальными власть. Ведь даже если правитель искренне хочет добра, он не может проследить за всеми - все те же издержки мешают (по снегу до всех не доедешь!). А хитрый парень, получивший в свои руки трактор, заинтересован не служить обществу, а наоборот, ограничить доступ где только можно: навалить непроходимые сугробы на самых важных направлениях, прорыть в них узенькие проходики и сделать их платными. Не расчистить чью-нибудь машину, а наоборот, засыпать по самую крышу и предложить раскопать за деньги. Конечно, реальный тракторист такого никогда не сделает - если и додумается до подобного бесстыдства, то самосуд будет скорым и суровым. А тех, кто подобное же проделывает с законами, народ почему-то терпит.

Нет, конечно, в благодарность за оказанное доверие шоссе на Конча-Заспу или Межигорье будет вылизано до черного асфальта - ведь там живут благодетели, наделившие "трактористов" орудиями извлечения прибыли. Но это никак не поможет людям создавать полезные продукты и обмениваться ими к взаимной выгоде, поскольку главные жители этих благословенных мест ничего сами не создают, а только перераспределяют созданное другими.

Всем остальным остается либо протаптывать тропки, как в старину, либо, если хватает денег и смелости, покупать внедорожник и ездить на нем напрямик, нарушая все правила, - под снегом не видно не то что разметки, но и самой дороги. Конечно, на это уходит уйма сил и горючего. Вдобавок есть риск увязнуть в особо глубоком месте, которое, кстати, и не разглядишь. Зато владелец "джипа" ездит в то время, когда другие не могут. Он, конечно, делает полезные дела, помогает людям, подвозит их, но и плату за это берет, соответственно, куда большую, чем обычное такси (о добровольцах - дальше), ведь конкурентов-то нет! В итоге такие "джипы" даже местами накатывают дорогу, по которой можно пройти-проехать. Но те, кому не нравится ее местоположение, могут всегда позвать "тракториста" в погонах или при должности, чтобы засыпать с таким трудом пробитый путь: "не положено!". Да и сами власть имущие не прочь если не совсем засыпать, то сделать на ней яму-кормилицу, из которой доставать машины тем же трактором. И, конечно, не бесплатно.

Итак, получается, что власти, поставленной якобы разгребать снег, он выгоден! Трактористы - верны, нужные ей дороги - расчищены, а без остальных даже проще: ведь ей ничего не стоит купить не то что джип, а вообще танк, и передвигаться напролом, игнорируя всякие правила. Ну и что, что простые люди при этом не могут сами себе заработать на жизнь? Пусть идут на заводы и живут при них, как в позапрошлом веке! Зато и протестовать никто не выйдет - увязнет в снегу. Да они, собственно, уже привыкли, притерпелись… Протоптали тропинки не только друг к другу, но и к заднему двору завода - тащат помаленьку, тем более что через утонувший в сугробе забор легче перебрасывать украденное, а следы можно и замести. Лихим парням на джипах так вообще выгодно: на обычной дороге их машина ничем не лучше других, только топлива жрет немерено.

А вот теперь, чтобы понять, откуда идет настоящий снежный апокалипсис, представим себе на минуту, что власть имущие научились сами вызывать снегопад. Кошмар? Ну, в отношении настоящего снега, конечно, нереально. А в нашей аллегории намеренно повышать транзакционные издержки - вполне обычное дело для нашей власти. Ведь кто штампует скользкие законы, сквозь которые практически невозможно ни напрямую пробраться, не поскользнувшись, ни обойти, не попав в занос (еще и при содействии ловких исполнителей, способных вылепить из них хоть снежную бабу)? Кто похоронил в сугробе останки судебной системы? Кто направляет остатки бюджетных средств на "органы" - то ли правонарушительные, то ли левоохранительные, в этой метели не разберешь? Кто гонит пургу о дерегуляции, а сам тем временем под ее прикрытием доедает последние островки среднего бизнеса? Безнадега…

К счастью, тот же снег проявил и другое.

Во-первых, люди убедились, что никто "сверху" о них заботиться особо не собирается, а если и хочет, то не умеет. Поэтому действительно "взяли лопаты", наняли трактористов (настоящих) и расчистили, где смогли. На общем грустном фоне особенно выделялись дома, где заблаговременно создали ОСМД и нашли хороших управляющих - там жильцам ни о чем беспокоиться не пришлось. Значит, можем и правила жизни создавать, когда не надеемся на начальство, хотя бы в пределах дома! И теперь нам никакое государство, со всеми его вышеописанными издержками, не нужно?! Но, увы, такая кооперация работает не дальше двора.

Во-вторых, немало джипперов, и настоящих, и аллегорических, добровольно и бескорыстно организовались, чтобы помочь людям, попавшим в беду. Значит, есть еще благородные люди, способные жертвовать своим временем ради общего дела и получать от этого удовлетворение! В то время как кое-кто из тех, кто по долгу службы обязан был это делать, вел себя в худших традициях, описанных выше. Вот только вступятся ли те, кому помогали добровольцы, за своих благодетелей, совершенно справедливо набивших морды корыстолюбивым официальным "спасателям"? Или опять отдадут их на растерзание милиции, как это случилось после предпринимательского Майдана? Может, поучиться у футбольных фанов?

В-третьих, не всюду было так ужасно, как в Киеве. Там, где гражданам удалось избрать ответственного и компетентного мэра, в Виннице, например, никакой катастрофы не было. Собственно, и не должно быть: в Канаде, например, такие снегопады - обычное дело. И никому даже в голову не приходит запрещать кому-либо выезжать! Впрочем, сама по себе демократия - не панацея: Черновецкого избирали честно, еще и дважды, а при нем с уборкой снега было еще хуже. И в прямом смысле, и в переносном. Поэтому демократия необходима - без нее нет ответственности, но для того, чтобы она работала, нужно еще научиться бороться с соблазном голосовать за популистов, как бы убедительно они ни обещали "поделиться".

"Что же за этим последует? - Будет апрель…". И, как поется песне, что послужила эпиграфом:

"У снега короткий век…

Сто долгих дней

Снег был сильней,

И исчез без следа

Лишь за пять теплых дней".

Впрочем, как бы страстно нам этого ни хотелось, понятно, что такое развитие событий чревато потопом, который может оказаться еще страшнее заносов. В частности, то, что осталось от дорог, смоет окончательно. Увы, с аллегорическим "снегом" все точно так же. Чтобы уменьшить ущерб, снег нужно, по возможности, вывозить подальше: чем больше нам удастся расчистить сейчас, тем меньше вреда причинит неизбежное таяние. Надо усиленно готовиться к тому, чтобы прокладывать новые дороги, теперь уже преимущественно там, где люди сами протоптали или накатали их, - законы должны вырастать из практики, а не наоборот. И тогда, как пел тот же Макаревич в другой своей песне: "И весна непременно наступит, а как же иначе…".