"Цугцванг Януковича" девять месяцев спустя: труба стабильности или свет в конце трубы?

Автор : Владимир Дубровский
09 августа 19:15

Теперь девальвация, если она случится, может оказаться в разы глубже, чем она была бы еще полгода назад, и при этом вполне может сопровождаться еще и невыплатой зарплат и пенсий, как в приснопамятном 1998-м. Поэтому, если ничего не предпринимать, проблемы могут стать критичными уже этой осенью.

 

- Не, Виталька. Не могу. Подумать надо. Давай завтра.

- Ты чё? За нашу встречу… Только сегодня. Какой "завтра"? Ты посмотри на меня внимательно. Где я, а где завтра? Пошли!..

Михаил Задорнов. "Я никогда не думал"

Крах экономики вследствие политики нынешнего правительства некоторые горячие головы предрекали уже через год после прихода Януковича к власти. Действительно, не может же не аукнуться окончательное разрушение базовых институтов рынка: прав собственности в бизнесе и судебной системы. И хотя некоторое оживление мировой конъюнктуры вместе с естественным лагом несколько отсрочили последствия, они не могли их отменить. К октябрю прошлого года черты кризиса уже обозначились достаточно явственно, как и причины, которые к нему привели. Но правительству и президенту опять подфартило - США начали невиданную по масштабам денежную эмиссию. Это предоставило передышку еще на несколько месяцев: инвесторы сбились с ног, пытаясь пристроить свалившиеся с неба "шаровые" деньги, хоть даже в украинские государственные облигации. Однако печатать деньги до бесконечности невозможно. И вот пришло известие, которого все ждали: "количественное смягчение" подходит к концу, отчего прогноз рейтинга суверенных обязательств Украины упал до негативного уже у всех агентств. Что же нас теперь ждет?

Главная проблема в том, что стабильность гривни, которой так гордится власть (мол, мы лучше "папередников"), последний год держалась в основном на одном источнике: "экспорте" государственных или квазигосударственных (выпущенных государственными компаниями и банками) облигаций. Старожилам макроэкономического анализа ситуация не может не напомнить 1997–1998 гг., когда работал точно такой же механизм. Естественно, никакой стабильностью она и не пахнет, поскольку занимать можно только до определенного предела.

Впрочем, уместна ли аналогия? Ведь 15 лет назад дефицит был побольше, а сейчас и проценты по обязательствам, в отличие от тех времен, не зашкаливают за 20%, и резервы у НБУ какие-никакие есть. Да, но и инвесторы с тех пор кое-чему научились. Тогда, напомним, те, кто заигрался в высокую доходность российских и наших государственных ценных бумаг, потеряли миллиарды. А после этого была еще Греция… Поэтому сейчас никто не будет ждать до последнего. И правительство может уже завтра столкнуться с тем, что покупателей нет. А значит, нечем затыкать дыры в бюджете и платежном балансе.

Особенно плохо в этом сценарии то, что без потерь выйти из описанного выше механизма можно только за счет резкого роста экспорта, который одновременно и поддержал бы курс, и наполнил бы казну. Но для этого нужны либо чудо на внешних рынках, либо девальвация. А путь к плавной, контролируемой, сколько-нибудь политически приемлемой девальвации отрезан тем, что стабильность курса напрямую зависит от спроса на облигации, а спрос на них, в свою очередь, - от ожиданий стабильности курса. Получается замкнутый круг: одно тянет за собой другое.

В итоге теперь девальвация, если она случится, может оказаться в разы глубже, чем она была бы еще полгода назад, и при этом вполне может сопровождаться еще и невыплатой зарплат и пенсий, как в приснопамятном 1998-м. Причем сейчас, как и тогда, правительству не доверяют ни простые граждане, ни инвесторы. Поэтому, если ничего не предпринимать, проблемы могут стать критичными уже этой осенью. А то и раньше, поскольку в ожидании кризиса инвесторы начинают действовать на упреждение, избавляться от рискованных активов, и это само по себе способно ускорить необратимые процессы - в макроэкономике такой феномен хорошо известен как "самосбывающийся прогноз". Такой вариант для власти абсолютно неприемлем, поскольку тогда, скорее всего, придется думать уже даже не о 2015 г., а о том, куда бы посадить вертолет.

Конечно, на такой случай специально придуман МВФ как кредитор последней инстанции. И для любого мало-мальски ответственного правительства в подобной ситуации сотрудничество с ним - единственный разумный выход. Да, МВФ заслуженно критикуют за чрезмерную унификацию подходов и даже за близорукость. Но, с другой стороны, он ведь требует всего лишь сбалансировать бюджет. И любой разумный кредитор на его месте поступил бы так же. Более того, пресловутые "требования МВФ" - это просто пункты меморандума, который составляется правительством страны-реципиента и одобряется обеими сторонами. То есть как именно сокращать дефицит, предлагает именно оно. Таким образом, если бы у нас было ответственное перед страной правительство, способное проводить реформы и мало-мальски думающее о будущем страны, а не только о своем собственном, можно не сомневаться, что компромисс был бы найден.

Однако, увы, наша власть мыслит по-другому (см. эпиграф). Вдобавок нашему правительству в этом плане практически нечего предложить: не может же оно, в самом деле, ограничить "распил"! Поэтому его фантазии хватило в свое время только на повышение пенсионного возраста и тарифов на газ. И то и другое в принципе необходимо. Вот только влияние этих мер на популярность, особенно среди предельно патерналистских и при этом экономически мыслящих избирателей Януковича, никто не учел. "Мы живем, под собою не чуя страны" - это, увы, как будто про наших горе-реформаторов сказано. А когда политтехнологи Партии регионов подсчитали политический эффект от самых скромных первых шагов на этом пути, о "затягивании поясов" простыми людьми пришлось забыть, по крайней мере до 2015 г. Однако до него нужно еще дожить… Причем без МВФ.

Но что же правительство может сделать? Ну, почему для начала нужно сразу же "затягивать пояса" избирателям? Не лучше ли "подоить" "олигархов", как это, кстати, в конце 90-х сделал Леонид Кучма, чтобы выйти из вышеупомянутого кризиса? Насколько это получится - покажет судьба (не только принятие, но и в случае успеха практика применения) закона о трансфертном ценообразовании. Прогноз был дан девять месяцев назад (см. "Цугцванг Януковича", ZN.UA №38 от 26 октября 2012 г.): поскольку Янукович променял первородство "арбитра", каким был Кучма, на чечевичную похлебку из золотой тарелки и стал, в лице Семьи, вровень с остальными игроками - ничего у него на этом фронте не получится.

Проще всего, казалось бы, сказать вслед за Владимиром Высоцким: "я лечу туда, где принимают", то есть в Таможенный союз. Но это, во-первых, не решит проблему проблем: сохранение власти и возможностей, которые она дает, лично для президента станет весьма проблематичным. Напомним в который раз, что вековая мечта горстки интеллигенции о независимой Украине осуществилась именно потому, что украинская номенклатура попросту испугалась конкуренции со стороны зубастых и продвинутых российских собратьев в деле "большого хапка". И любой президент Украины, кем бы он ни был по убеждениям, остается в жестких рамках этой логики. Как, кстати, и "олигархи". Помнится, кстати, в отношении Кучмы тоже бытовали аналогичные опасения, мол, продастся России с потрохами…

Во-вторых, ситуация дополнительно усугубляется личными отношениями Путина и Януковича, которые, по понятным причинам, оставляют желать лучшего. И никакие обещания российского президента не будут в этой ситуации убедительны: попав медведю в лапы, договариваться и напоминать о каких-то обязательствах поздно. А внешние гарантии тут вряд ли возможны.

В-третьих, по данным социологов, в Украине есть не просто относительное большинство за ЗСТ с ЕС, но и очень решительно настроенное меньшинство, которое ТС не приемлет категорически. А настолько же резко против Европы настроены единицы. Плюс объяснить "своему" избирателю, почему мы (пока) не идем в Россию, нынешняя власть еще может, а убедить тех, кто ее на дух не переносит, хотя бы соблюдать нейтралитет - не получится. Поэтому подписание ЗСТ вызовет бурные аплодисменты одних и вялое ворчание других; а вот вступление в ТС способно послужить детонатором и без того взрывоопасной ситуации.

С учетом всех этих обстоятельств максимум того, что готовы отдать России, - "труба". С точки зрения нынешней власти, она может стать той самой соломинкой, за которую можно вытащить экономику из описанного выше "карточного домика", обеспечив одновременно и приток валюты, и средства для бюджета. Конечно, если бы за нее можно было выручить 26–29 млрд долл. (как оценили в Baker Tilly), то эти деньги позволили бы безбедно дотянуть минимум до 2015-го. Но главный вопрос в том, что продавать-то придется срочно, а покупатель - один (даже если в "консорциум" формально войдет какая-нибудь немецкая "дочка" "Газпрома", это дела не меняет). И он готов ждать, особенно учитывая, куда уже завела и продолжает вести страну нынешняя власть, - авось, еще подешевеет… Поэтому удастся ли выручить хотя бы треть от указанной выше цены - большой вопрос. Еще хуже, что наши российские партнеры, понимая бедственное положение нынешней власти, выдвигают далеко идущие неценовые условия, которые делают продажу более чем проблематичной (впрочем, об этом могут лучше рассказать специалисты в газовом вопросе).

Заметим только, что, как и в случае цены, в качестве основного средства шантажа используется угроза оставить трубу без газа. Однако стоит ли всерьез воспринимать эту угрозу? В теории игр доказывается замечательное утверждение: если после того, как угрозой пренебрегли, ее исполнение становится невыгодно самому угрожающему, то такая угроза неубедительна. То есть, если вместо того, чтобы кулуарно договариваться с Россией, правительство Украины решительно объявит, что продаст газопровод на условиях Третьего энергопакета тому, кто больше заплатит, то "Газпром" навредит сам себе, если из принципа откажется участвовать в таком конкурсе. Еще больше он себе навредит, если в случае победы другого участника откажется прокачивать газ по самому выгодному маршруту и вместо этого утопит миллиарды в Черном море. Поэтому, если только Россия не станет в ущерб себе (и при больших проблемах в самом "Газпроме") "держать фасон", то в итоге Украина окажется в выигрыше. Может быть, хотя бы в этом нынешняя власть проявит благоразумие?

Впрочем, что это мы? Как же вообще можно посягать на святое? На самом деле, рискнем заявить, что сама по себе продажа ГТС, проведенная цивилизованно и с соблюдением национальных интересов, ничего катастрофического нашей экономике не несет: это отнюдь не та курица, которая несет золотые яйца, как многие представляют. Или, во всяком случае, она несет их не нам с вами. Так, согласно официально распространенной информации, чистая прибыль "Укртрансгаза" в прошлом году не дотянула и до полумиллиарда гривен. Вся прибыль от транзита газа (включая все уплаченные "Укртрансгазом" налоги и даже амортизацию) составила в прошлом году около 400 млн долл. Для одного человека - цифра астрономическая. Но в масштабах страны это порядка двух тысячных от ВВП - в пределах статистической погрешности. Или где-то 70 грн на каждого жителя Украины, если бы эти деньги распределялись равномерно. Однако нужно учесть, что они частично достигают "простых людей" только в качестве некоторой части скидки на стоимость газа, замещая бюджетную дотацию. Впрочем, это теория: на самом деле, бюджет "Нафтогаза" непрозрачен, и, скорее всего, обычные украинцы от транзита получают куда меньше. Для сравнения, запретительные пошлины на ввоз подержанных автомобилей обходятся не самым богатым гражданам в миллиарды долларов неполученной пользы ежегодно, а попытка запретить текстильный секонд-хэнд может, в случае реализации, обойтись еще дороже плюс лишит работы сотни тысяч человек. То же самое можно сказать о потугах "урегулировать" внутреннюю торговлю и рынок такси, а также монополизацию, свершившуюся или планируемую, других отраслей. Так что бунтовать против продажи ГТС простому гражданину особого смысла нет, в отличие от перечисленных выше вполне реальных посягательств на наш карман. Хотя, конечно, обидно просто "проесть" и отдать на разворовывание такую сумму. И если и бунтовать, то против направлений ее расходования, а, также упомянутых выше неценовых условий, если они таки будут приняты.

Зато следующим логичным ходом правительства, вероятнее всего, должно стать подписание договора об ассоциации с ЕС, которое станет жизненно необходимо для сохранения геополитического баланса. Расчеты (в частности, профессора КШЭ Александра Шепотило, а также несколько других подобных) показывают, что это также даст немедленный толчок жизнеспособным секторам нашей экономики и принесет выгоды от торговли (напомним, что таможенные союзы, в отличие от зон свободной торговли, эти выгоды только снижают, тем более что ЗСТ со странами ТС у нас уже давным-давно есть). А политические и институциональные обязательства, которые придется выполнять Украине, будут способствовать росту честного бизнеса и политической конкуренции. Кстати, во многих странах, недавно вступивших в ЕС, именно период сближения (на основе таких же договоров об ассоциации) был самым успешным - его и сейчас вспоминают с тоской.

Конечно, в такой оптимистический сценарий верится с трудом - уж очень от многих обстоятельств он зависит. Тем не менее мы считаем его наиболее вероятным из всех прочих, хотя и при этом оценить вероятность более чем в 30% рука не поднимается. Но все же хорошая новость на фоне безысходности последних лет: не исключено, что и этот кризис мы будем через 15 лет вспоминать как очередной "волшебный пендель", заставивший страну сделать очередной трудный шаг вперед. Вот только тех, кто Украину до него довел, вряд ли вспомнят добрым словом…