"Южный поток": искренность Москвы и притворство Брюсселя

Автор : Алексей Коваль
04 июля 20:25

Россия, ЕС и США - каждая из сторон гнет свою линию в отношении Софии. И битва за Болгарию - точку "А" для российского "Южного потока" - может стать первой в масштабной европейско-российской газовой войне.

 

Брюссель и Москва затеяли битву за доминирование в европейском энергетическом поле с весьма высокими ставками. При этом предметом торга вполне может стать и украинская ГТС, по которой идет львиная доля российского топлива в Европу, и проект "Южный поток". Кремль готовится дать решительный бой, рекрутируя в союзники европейские страны, зависимые от российских энергопоставок. Москва раскалывает Европу как по линии отношений отдельных государств с Украиной, так и по вопросу дополнительных поставок газа в обход украинской ГТС по "Южному потоку". Украина, а также целый ряд других стран, вовлеченных в газовые проекты, могут стать заложниками договоренностей Брюсселя и Москвы. Им стоит быть готовыми не только с открытым забралом отстаивать свои интересы перед угрозами со стороны явного противника, но, возможно, также не исключать вероятность получения "ножа в спину" от притворного союзника.

Что делать с трубой, которой нет?

Европа ни словом не обмолвилась о проекте предложенного Россией и "Газпромом" газопровода "Южный поток" в разработанной в конце мая и дополненной 16 июня долгосрочной стратегии своей энергетической безопасности - European Energy Security Strategy (EESS). Она обсуждалась в Брюсселе последний месяц и, в конце концов, стала одним из ключевых пунктов в ходе последнего саммита ЕС 26–27 июня в Брюсселе. Чуть ранее еврокомиссар по вопросам энергетики Гюнтер Эттингер заявил: "Проект "Южного потока" будет заморожен до тех пор, пока он не станет соответствовать европейскому праву". А страны - члены ЕС, которые самовольно будут предпринимать действия по его реализации, должны "считаться с последствиями". В том же интервью в газете Handelsblatt еврокомиссар подчеркнул, что надеется на разрешение спора между Киевом и Москвой "на обоюдных условиях", что указывает на стремление ЕС сохранить за Украиной роль главного транзитера газа. Отказ европейцев от перспективы дальнейшего увеличения поставок газа из России, по маршрутам в обход Украины, усиливает позиции Киева, который стремится лишить "Газпром" возможности взять под контроль отечественную ГТС и одновременно сделать ее частью общеевропейской газотранспортной системы. С другой стороны, чиновники в Брюсселе ведут с Россией собственную игру, и Киев должен это учитывать, ведь их главной задачей остается обеспечение бесперебойности поставок в Европу. Как сообщил российский министр энергетики Александр Новак, на этой неделе еврокомиссар Эттингер сам инициировал телефонный разговор с ним именно по "Южному потоку".

Возможен ли компромисс, ведь ЕС не принял окончательного решения, а лишь поставил проект "на паузу"? По мнению Гюнтера Эттингера, проект "Южного потока" сегодня противоречит положениям "третьего энергопакета" ЕС, согласно которому собственниками магистральных трубопроводов на территории Союза не могут быть газодобывающие компании.

Постоянный представитель России при ЕС Владимир Чижов в ответ на высказывания Эттингера заявил, что межправительственные соглашения России по "Южному потоку" были заключены еще в 2008 г. - за год до введения в действие "третьего энергопакета", а с некоторыми странами - даже до их вступления в ЕС. Россия продолжает давить на то, что ее энергетические соглашения с правительствами отдельных стран Европы не могут быть предметом возражений со стороны еврочиновников. Москва также воспользовалась процедурами ВТО для того, чтобы опротестовать нормы "третьего энергопакета" ЕС.

Президент РФ Владимир Путин оценивает все происходящее, как "конкурентную борьбу" против России, в которой Европу политически поддерживают США. Путин призвал отказаться от понимания этих проектов как направленных "против кого-то" (Украины, в частности). "Мы делаем это в своих интересах. Мы и наши партнеры", - говорит президент России. 1 июля он еще раз подтвердил намерение "продавливать" "Южный поток", несмотря ни на что.

Однако новым моментом является то, что Европа, пожалуй, впервые пытается противостоять России путем наработки неких общих подходов, а Еврокомиссия, наконец-то, выступает в данном вопросе если не главным игроком, то, по крайней мере, центром принятия решений. Европу в данном стремлении поддерживают и США.

В Брюсселе не скрывают, что инициатива разработать EESS вызвана, прежде всего, украинским кризисом, неспособностью Киева и Москвы договориться по долгам и ценам на газ, а также необходимостью долгосрочных перспектив снабжения Европы топливом. Напомним, что 18 из 28 членов ЕС импортируют от 10 до 80% потребляемого газа из России, а еще шесть стран на 100% зависимы от поставок российского топлива, и только четыре члена ЕС обходятся без него. В ближайшие месяцы Европа проведет газовые "стресс-тесты", которые позволят оценить степень уязвимости экономик стран-членов, если поставки российского газа будут по тем или иным причинам снижены, а возможно, и приостановлены вообще.

Однако политические решения даются Объединенной Европе сложнее. Так ЕС продолжает говорить лишь о среднесрочной перспективе формирования общего энергорынка Союза, а еще - о необходимости такой системы трубопроводов, которые бы позволили качать газ не только с востока на запад, но и в случае надобности осуществлять реверсные поставки, а также усилить энергетическую кооперацию различных частей континента, наконец диверсифицировать источники получения топлива и постепенно снизить его потребление. Главным лоббистом энергетического союза ЕС выступает Польша, а его основным противником - Великобритания, которая в своей энергетической политике не хотела бы каким-либо образом зависеть от решений Брюсселя.

Активные поиски европейцами альтернатив российскому топливу и попытки выступать сообща в вопросах энергетики провоцируют Кремль и подконтрольный ему "Газпром" на более активные контрмеры в Европе. Это касается отношений как российской газовой монополии со своими клиентами, так и России с отдельными странами, особенно теми, которые в большей степени зависимы от российского газа. Цель Москвы остается прежней - не допустить дальнейшей консолидации позиций стран Евросоюза. При этом руководство России прямо заявляет, что у Брюсселя нет альтернатив в выборе поставщиков топлива.

Кто войдет в поток?

Россия, однако, сама имеет ограниченные возможности для маневра, учитывая политические и геополитические факторы и реалии. Газопровод "Южный поток" (стоимостью
10 млрд евро и общей мощностью 63 млрд м3) должен пролечь по дну Черного моря к берегам Болгарии и, пройдя через Сербию и Венгрию, завершиться в Австрии. На прошлой неделе Сербия и Венгрия также подтвердили свою заинтересованность в проекте. По словам венгерского премьера Виктора Орбана, он поддерживает Украину… но не хочет зависеть от нее в поставках газа. "Те, кто говорит, что мы не должны строить "Южный поток", должны сделать альтернативное предложение, как нам жить без энергии", - заявил венгерский премьер 2 июля.

А 24 июня в Вене состоялись переговоры между президентом России Владимиром Путиным и президентом Австрии Хайнцем Фишером. В результате данной встречи австрийская энергетическая компания OMV и российский "Газпром" подписали соглашение на строительство австрийской части трубопровода "Южный поток", который стороны собираются запустить уже до конца 2016 г. По австрийской территории будет проложен лишь небольшой участок в 50 км от венгерской границы в Баумгартен с пропускной способностью 30–32 млрд м3 в год. Разрешение на начало строительства совместная проектная компания South Stream Austria GmbH планирует получить уже до конца т.г. Австрия, таким образом, уже "в потоке", однако, по сути, Венские договоренности Путина и заявления из Будапешта пока мало что значат.

Ведь, если с точкой "Б" - пунктом, где труба закончится, по состоянию на сегодня стороны определились, то точка "А" - ее входа - пока под вопросом. Болгария все еще колеблется (см. ZN.UA, №14 от 18 апреля 2014 г.) и за прошедшие месяцы только еще больше спутала карты "Газпрому" и Евросоюзу, но так и не внесла ясности в свои планы относительно "Южного потока".

Так российские СМИ со ссылкой на министра энергетики России Александра Новака сообщили, что все "рабочие вопросы" строительства "Южного потока" в Болгарии будут устранены, и работы на сухопутном участке начнутся согласно плану "Газпрома" уже в июле.

Однако одной из серьезных проблем на пути к началу работ стала победа в тендере на строительство "Южного потока" в Болгарии консорциума болгарских компаний South Stream Bulgaria AD. В нем доминирует российский "Стройтрансгаз" Геннадия Тимченко, тесно связанного c Кремлем. На Тимченко распространяются санкции, которые из-за аннексии Крыма Россией ввели США. Этим обстоятельством объясняют визит в Софию в первых числах июня делегации американских сенаторов, в числе которых были республиканцы Джон Маккейн, Рон Джонсон и демократ Кристофер Мерфи. Сенаторы якобы пригрозили, что за сотрудничество со структурами Тимченко под санкции США попадут и болгарские компании. После встречи с этими американскими политиками 8 июня, по сообщениям болгарских СМИ, премьер-министр Болгарии Пламен Орешарски распорядился приостановить работы по "Южному потоку".

Другой официальной причиной такого решения также стало письмо из Еврокомиссии от 3 июня, где сказано, что, по мнению Брюсселя, тендер, в котором победа досталась консорциуму во главе со "Стройтрансгазом", был проведен с нарушением процедур - и Болгария должна дать разъяснения по этому вопросу до 29 июня. Но расследование может и затянуться, поскольку существует версия, что Болгария подписала контракт со "Стройтрансгазом" уже после того, как
27 мая глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Бароззу лично требовал от Орешарски прекратить работы по проекту, противоречащему правилам ЕС, и грозил санкциями, если это не будет сделано. Однако в своем ответном письме от 23 июня болгарская сторона настаивала на соответствии тендера всем европейским процедурам. София проводит углубленные консультации с Еврокомиссией по данному вопросу, следовательно, говорить о том, что какое-либо окончательное решение принято, еще рано, но уже ясно, что прокладка трубы по болгарской территории вовремя не начнется.

Битва за Болгарию

Россия, ЕС и США - каждая из сторон гнет свою линию в отношении Софии. И битва за Болгарию - точку "А" для российского "Южного потока" - может стать первой в масштабной европейско-российской газовой войне. Победа в ней, возможно, в какой-то степени определит расстановку сил перед основным сражением за Украину и ее газотранспортную систему. Однако опыт Болгарии должен быть для Киева важным предупреждением, как не стать заложником чужой игры.

Пикантность данной ситуации в том, что любой исход противостояния России и Европы чреват для Болгарии потерями - она может стать первой жертвой этого противостояния. Данная ситуация уже привела к политическому и экономическому кризису в стране, в результате которого правительство социалистов было вынуждено объявить досрочные выборы 5 октября. Такой вариант абсолютно не устраивает Россию. Социалисты не получили поддержки болгарских избирателей во время выборов в Европарламент 25 мая, и одной из причин поражения БСП называют именно стремление строить "Южный поток" вопреки мнению руководства ЕС. Если Болгария "соскочит" с трубы, выбор альтернативных вариантов у русских невелик - Турция или Румыния - но о них в "Газпроме" говорят лишь гипотетически.

Внутренняя ситуация в Болгарии пока же складывается не в пользу России. В случае досрочных выборов оппозиционная правоцентристская партия ГЕРБ (Граждане за европейское развитие Болгарии) сможет рассчитывать на большинство в новом болгарском парламенте, а ее лидер Бойко Борисов имеет шансы стать следующим главой болгарского правительства.

Вероятно, именно он и уже только осенью примет решение о начале строительства "Южного потока". Интересно, что именно он подписывал соглашение об этом газопроводе с Россией, однако теперь будет вынужден проводить более осторожную политику. Многие в Болгарии вспоминают, как россияне несколько лет назад буквально "кинули" правительство Борисова с многомиллиардными проектами строительства в Болгарии атомной станции и нефтепровода. Теперь он попытается, очевидно, сыграть на стороне Брюсселя, поставив перед Кремлем вопрос ребром: для того, чтобы газопровод пошел через Болгарию, Путин и "Газпром" сначала должны договариваться с Еврокомиссией. Борисов уже заявил: "Я один из тех, кто умеет говорить Путину "нет".