Семь аргументов против #безлеса

Автор : Игорь Гужва
02 декабря 23:00

"Безвиз или безлес", "600 млн евро vs национальные интересы" - последняя неделя прошла под аккомпанемент перетягиванием каната вокруг десятилетнего моратория на экспорт необработанного леса-кругляка. Споры не утихают, и сегодня уже наблюдается настоящее противостояние между правительством и отечественным бизнесом.

 

"Безвиз или безлес", "600 млн евро vs национальные интересы" - последняя неделя прошла под аккомпанемент перетягиванием каната вокруг десятилетнего моратория на экспорт необработанного леса-кругляка. Споры не утихают, и сегодня уже наблюдается настоящее противостояние между правительством и отечественным бизнесом.

Несколько слов о его приверженцах и оппонентах. Основанием для введения моратория стала катастрофическая ситуация с массовой и неконтролируемой вырубкой лесов на Западе Украины, а также кризис, охвативший отечественную деревообрабатывающую отрасль вследствие массового экспорта необработанной древесины. Идея моратория вызвала мощное сопротивление как отдельных представителей отечественных правительственных кругов, так и европейского сообщества. Поскольку призывы отменить мораторий усиливаются, попробую выделить семь основных аргументов для его сохранения.

1. Первые итоги действия моратория свидетельствуют о положительном влиянии ограничения экспорта леса на развитие отечественной экономики. Тогда как объем реализации промышленной продукции в Украине в январе-сентябре 2016 г. уменьшился на 4%, деревообрабатывающая промышленность продемонстрировала прирост на 16% (до 983 млн долл.), мебельная - на 15% (до 506 млн долл.), а бумажная - на 5% (до 1,14 млрд долл.) к аналогичному периоду предыдущего года. Сумма уплаченных этими отраслями налогов в долларах за данный период возросла на 17% - до 89 млн долл. Экспорт леса-кругляка сократился на 30%, а поставки за рубеж обработанных лесоматериалов увеличились на 11%.

2. О положительном влиянии моратория на экономику свидетельствуют и прогнозные оценки экспертов по результатам экономико-математического моделирования. Так, согласно расчетам, цены на лесоматериалы для деревообрабатывающей отрасли упадут в среднем на 8%. В условиях роста доступа отечественных предприятий деревообрабатывающей отрасли к передовым технологиям и иностранным инвестициям мораторий также позволит повысить в Украине объемы производства (на 9,6%) и экспорта (на 22,4%) продукции из лесоматериалов.

3. Введение моратория на экспорт леса поможет уменьшить объемы его вырубки в Украине на 38,2%. Это чрезвычайно важный аргумент, поскольку, согласно статистическим данным, бесконтрольная вырубка лесов на Западе Украины привела к уменьшению показателя лесистости с 16% в 1996-м до 11% в 2015-м. Для достижения оптимального уровня лесистости 20% в Украине сейчас необходимо высадить новые деревья на территории площадью около 2,5 млн га. Более того, стремительно ухудшается и качество лесных ресурсов. Сегодня наибольшую площадь в лесных насаждениях занимают молодняки (45,4%) и средневозрастные насаждения (37,7%), а созревающие и зрелые древостои составляют лишь 10,1 и 6,8%, соответственно. С нынешними темпами вырубки в недалеком будущем мы рискуем оставить лесной потенциал Украины разве что для историков.

4. Мораторий в целом отвечает нормам международного торгового права и обязательством, взятым Украиной в рамках присоединения к ВТО. В частности, Статья ХХ (g) ГАТТ предусматривает возможность стран - членов ВТО принимать меры по сохранению исчерпывающихся природных ресурсов. Одно из главных условий - если при этом они применяются параллельно с ограничением внутреннего производства или потребления. Действующие законодательные наработки ВРУ по установлению ограничения на потребление лесоматериалов обеспечивают соответствие указанным положениям в полной мере.

5. На отмене моратория больше всего настаивают страны - члены ЕС. Логика проста - их деревообрабатывающие мощности работают на украинском лесе-кругляке. Между тем их законодательство запрещает им истреблять собственные лесные ресурсы. Наконец, отмена моратория стала основным требованием ЕС для предоставления Украине очередного транша кредита на 600 млн евро для макростабилизационной помощи. Принятие таких условий подтвердит абсолютную неспособность нашей власти мыслить стратегически и на долгосрочную перспективу. Иностранный кредит - это пилюля, которая временно облегчит экономическую ситуацию, но на общее состояние экономического организма отнюдь не повлияет. К тому же в будущем кредит придется возвращать с процентами. Или еще хуже - снова сдавать национальные интересы. Зато политика развития деревообрабатывающей промышленности со временем создаст мощную основу для роста ВВП, занятости, экономического благосостояния населения в целом.

6. Одной из основных целей моратория стало развитие деревообрабатывающей отрасли, предприятия которой, фактически, были лишены доступа к высококачественной древесине отечественной вырубки. Причины известны - на экспорт шло более 70% лесосырья первого сорта. Зато благодаря мораторию украинские предприятия получили доступ к украинскому лесу-кругляку, объемы ввоза в Украину станков для обработки древесины в январе-сентябре 2016 г. возросли почти втрое - с 24,1 до 69,1 млн долл. Эта динамика отображает рост инвестиционного спроса отрасли на 45 млн долл., что четко выделяется на фоне общей стагнации экономики. Таким образом, отмена моратория подорвет доверие инвесторов, ухудшит и без того не слишком благоприятный инвестиционный климат в стране.

7. Отказ от моратория подтвердит непоследовательность и бессистемность действий украинской власти в защите национальных экономических интересов. Отсутствие согласованной позиции всех ветвей власти Украины в вопросе введения моратория уже привело к распространению среди международных партнеров противоречивой информации о будущих перспективах действия ограничения на экспорт леса. Отмена моратория по требованию ЕС лишь для получения очередного кредита подтвердит слабость позиций Украины на международной арене, в который раз покажет ее не как субъект, а как объект международных процессов. А у некоторых субъектов международного права это вызовет насмешки и станет поводом к манипуляциям. Более того, новоизбранный президент США, как известно, уважает сильных и уверенных партнеров.

Поэтому сегодня критически важно сосредоточить усилия всех ветвей власти, заинтересованных сторон общественности и бизнеса на том, чтобы доказать мировому сообществу аргументированную позицию в вопросе актуальности и безальтернативности этой меры. Ведь она направлена на развитие перерабатывающих мощностей, налаживание производства с высоким уровнем добавленной стоимости и ликвидацию экологического бедствия, связанного с массовой вырубкой лесов.

Государственная политика может осуществляться комплексно, поэтому мораторий нужно развить дальнейшими шагами. В частности, следует принять дополнительно ряд законопроектов, в том числе об отмене импортных пошлин на деревообрабатывающее оборудование, о рынке леса, об индустриальных парках и т.п. Также немедленного решения требует вопрос введения комплексной и эффективной государственной программы развития лесного хозяйства. В частности введение сквозного электронного контроля, обнародование сводных балансов лесного хозяйства и самое главное - обеспечение высадки новых деревьев.