Откроет ли Украина "крымский фронт"?

Автор : Валентина Самар
04 июля 20:55

Знакомство с заявлениями по крымской теме лидеров и спикеров основных политсил страны дает ожидаемый результат: в них нет ответа на вопрос - как они собираются возвращать Крым. Его, пожалуй, сегодня нет ни у кого, и не только в нашей стране.

 

Недели, кажется, не бывает, чтобы кто-нибудь из политиков/чиновников в Украине не сорвал аплодисменты публики за очередное заявление в стиле "Крымнаш". Последним на днях удостоился оваций только что назначенный министром обороны Валерий Гелетей. Он пообещал, что "Украина победит, и парад Победы обязательно будет в украинском Севастополе".

Жаль, не пояснил: вследствие чего Украина победит, то есть, как она собирается возвращать Крым? Или не собирается? И если таки да, то когда?

Многие тут же скажут: сейчас не время - на Востоке война, а в Крыму, слава Богу, не стреляют. Вот наведем порядок на Востоке - тогда и Крымом займемся. Однако эти звучащие со всех уровней власти ответы "украинским Крымом" не принимаются по целому ряду причин. Но, прежде всего, потому, что у власти нет ни одного убедительного аргумента в пользу того, что АТО на Донбассе и работа по возвращению Крыма не должны вестись одновременно. Зато есть куча аргументов за то, чтобы именно так это и было. И отсутствие ресурсов, на которое так любят ссылаться наши чиновники, здесь не определяющее. Главное - как они распоряжаются теми, что есть в наличии. Судя по масштабам и бесстыдству распила бюджетных денег, в том числе и в воюющем Минобороны, резервы есть. А если еще "продать ненужное" - в лице абсолютно бесполезных госструктур и госпредприятий с высокой степенью коррупционной составляющей - сэкономим кучу денег после их ликвидации. Как говорил где-то Каха Бендукидзе, представьте себе, что туда попала бомба…

Во-вторых, власть должна выполнять ею же принятые решения. Например, СНБО трехмесячной (!) давности, по которому Крыму "положен" отдельный вице-премьер. Или, как вариант - создание министерства по делам Крыма, которое станет своего рода "единым окном" по крымской проблематике.

Но самый мощный резерв властью вообще не учтен - это гражданский сектор, который, в отличие от государственного, свой "крымский фронт" открыл давно. И даже понес потери - погибшие и пропавшие без вести, прошедшие пыточные "самообороны" и аресты ФСБ активисты, подвергающиеся давлению и задержаниям украинские и крымские журналисты, притесняемые властями крымские татары и украинцы. И это не пресловутая "пятая колонна", это и есть сегодня Украина в Крыму. Другой по факту нет, а когда появится - непонятно.

Знакомство с заявлениями по крымской теме лидеров и спикеров основных политсил страны (в том числе претендентов на президентскую булаву и ее обладателя) дает ожидаемый результат: в них нет ответа на вопрос - как они собираются возвращать Крым. Его, пожалуй, сегодня нет ни у кого, и не только в нашей стране. Потому что единственно правильного ответа нет и быть не может. А машину времени, которая вернет разрушенную аннексией Крыма систему мироустройства, никто не изобрел. Известно одно - Путин миром Крым не отдаст, а войны с огромными жертвами и непредсказуемыми последствиями не хочет никто. А Украина - и не хочет, и не может. Наши европейские партнеры также очень не хотят дальнейшего ухудшения отношений с энергоносной Россией, что обернется потерями для их бизнеса. Но Украина уже на горьком опыте убедилась - помощь Запада будет тогда, когда сама Украина будет предпринимать решительные (что не исключает - хорошо продуманные и обеспеченные) действия.

Поэтому от политической элиты и руководства страны мы вправе сегодня требовать ответа на вопрос: что делается и предлагается делать для того, чтобы восстановить территориальную целостность страны и вернуть Крым. Первый шаг очевиден - надо прекратить его терять. Терять в лице сотен тысяч граждан Украины, не по своей воле оказавшихся на оккупированной территории и во власти другого государства, которые нуждаются в защите и которые наконец-то хотят слышать (уж извините за стеб) голос Киева. Но Крым его не слышит. И не потому, что ему уши напрочь заложила российская пропаганда, а потому, что Киев молчит. Или говорит выхлопами-лозунгами либо "с кашей во рту".

При этом почти вся наша элита отводит Украине (в своем лице, как мы понимаем) пассивную роль, а некоторые даже предпочитают употреблять формулировку "Крым вернется в Украину". Ну, типа, однажды на рассвете мы проснемся от стука в дверь: "Мама, я вернулся!"…

Из уст президента Петра Порошенко вскоре после избрания прозвучало: "Я убежден, что Крым восстановит свою свободу и будет в Украине, а Украина будет вместе с Крымом". (Учитывая, что это заявление делалось во время церемонии вручения Премии Солидарности им. Леха Валенсы лидеру крымскотатарского народа Мустафе Джемилеву, у многих сразу возник вопрос: уж не крымские ли татары, в понимании президента, и есть та сила, которая должна освободить Крым?)

В целом же вариантов возвращения Крыма у наших политиков немного:

1) надо дождаться ухода Путина;

2) надо дождаться результатов действия международных санкций.

Юлия Тимошенко в одном из предвыборных эфиров эти пункты объединила: "Крым вернется в Украину, когда финансово-экономические санкции будут невыносимыми для России в такой степени, что проще будет вернуть Крым. Или же тогда, когда падет режим Путина. Второй вариант - наиболее вероятен в краткосрочной перспективе".

Есть еще третий, популярный у наших политиков вариант возвращения Крыма - в очень долгосрочной перспективе, а, значит, с минимальной ответственностью нынешнего поколения политбомонда. Смысл сводится к тому, что некогда Украина станет богатой, сильной и процветающей, и крымчане сами попросятся обратно. Процедура не уточняется. И особо веришь в такое светлое будущее, когда об этом из безопасных киевских студий рассказывают политики с длинным шлейфом коррупционных скандалов, в том числе и в Крыму, перешедшие в новую обойму власти. В такие минуты понимаешь: для возвращения Крыма мало, чтобы Путин ушел, надо еще таких вот радетелей пережить.

Итак, что же властью уже сделано для возвращения Крыма не на словах, а на деле?

Еще в своих предвыборных заявлениях, исключая применение военной силы, Петр Порошенко пояснял, что для этого будут использованы юридическая, экономическая и социальная составляющие, а особое значение отводил обращению в международные суды.

"Мы уже работаем над тем, чтобы организовать соответствующее обращение в Международный суд ООН, чтобы показать всему миру четкую правовую оценку грубого нарушения всех норм", - говорил Порошенко.

Напоминая также о подготовке исков в Европейский суд по правам человека, Международный морской суд, Международный арбитраж в Стокгольме, он сообщал: "Мы подготовили мощную команду, которая будет четко координировать (свои действия. - Ред.) с самыми лучшими компаниями, которые будут с помощью представителей ЕС и США проводить судебную линию против Российской Федерации".

Заявление это - от 3 мая. Месяц спустя премьер-министр Арсений Яценюк сообщил, что Украина подала в ЕСПЧ два иска против России - "в связи с аннексией Крыма и об ответственности Российской Федерации перед Украиной". Еще было заявление о подготовке иска, как говорил Яценюк, "на триллион гривен" - в такую сумму был оценен ущерб от "национализации" крымско-российскими властями госсобственности Украины.

Это пока все, что могли узнать граждане из открытых источников. Состав "мощной команды" и названия лучших компаний, которых, надо полагать, наше правительство должно было официально нанять, а потому это информация публичная, пока не обнародован.

Далее - законодательное обеспечение как нового статуса оккупированной территории, так и защиты прав проживающих на ней граждан Украины. Абсолютно неадекватный проект о временно оккупированных территориях, переписанный с аналогичного грузинского, где ситуация совершенно иная, общественности удалось вовремя похоронить, и в результате страна получила вполне качественный закон. Но без важной составляющей - регулирования экономической деятельности, которой решено было посвятить отдельный закон. Однако правительственный проект куда-то испарился, а в зал был внесен депутатский, авторства Сергея Терехина и Ксении Ляпиной, который предлагает нам всем притвориться, что в Крыму создается свободная экономическая зона, полномочия ВР и Совмина Крыма фантастическим образом вместе с бюджетами всех уровней передаются некоей управляющей компании, налоги отменяются, но на границе мифической СЭЗ будет не только пограничный, но и таможенный контроль. Казалось бы, почему нельзя было просто внести соответствующие изменения в Налоговый, Таможенный и Бюджетный кодексы, чего, к слову, и закон требует, и Главное научно-экспертное управление рекомендовало? Хотя, наверное, кому-то эта мутная вода с несуществующей зоной все же была нужна. Думаю, что-то прояснится во время принятия во втором чтении.

С законом о статусе вынужденных переселенцев из зоны АТО и Крыма и вовсе вышел скандал. Накануне его принятия с общественностью, экспертами-правозащитниками и представителями международных организаций обсуждался один проект (авторы - С.Соболев, В.Пацкан, В.Арьев), а в зал был внесен совершенно другой, но почти того же авторства - Соболева и Пацкана. Принятие закона о "вынужденных мигрантах" напоминало о печальных реалиях 16 января: в один и тот же день проект был зарегистрирован, внесен в повестку дня и проголосован за основу и в целом. Без рассмотрения в комитетах, без выводов главного экспертного управления, то есть, с грубейшим нарушением регламента. О непригодности для жизни содержания этого проекта ZN.UA писало подробно. Добавим только, что около десяти общественных организаций, представляющих внутренне перемещенных лиц (так определяется статус международными актами) обратились к президенту с просьбой ветировать этот закон. Ответа из АП пока не последовало.

Нет информации из президентской канцелярии и по поводу принятых поправок к закону об оккупированных территориях. "Поправки Сенченко", как их называют правозащитники, значительно упрощают процедуру перерегистрации частных предпринимателей и юрлиц из Крыма на территории материковой Украины: снимают массу бюрократических проволочек, необходимость предоставления всевозможных справок, но самое главное - позволяют перерегистрацию без штампа в паспорте и потери "крымской прописки". Ее заменит документ миграционной службы о новом месте жительства. Что это дает? Крымчане не станут невъездными в Крым, минимизируют риски с оставшейся на полуострове собственностью, и, что важно - смогут быстро перерегистрировать бизнес и платить налоги Родине, а не оккупантам. Кроме того, законом предусмотрены гарантии для продолжения учебы студентам из Крыма. Скоро месяц, как эти поправки приняты ВР, но президентом закон еще не подписан. Нет, конечно, у него по закону есть еще время. Но его нет у тех, кто живет по закону военного времени.

Срочно от верховной власти требуется принципиальный публичный ответ по поводу того, как она намерена строить отношения с властями оккупированного Крыма. А то в эфирах "так называемые", а в кулуарных переговорах очень даже уважаемые. Или мы воюем - или торгуем. Или зона торговли - ограничена и четко обозначена. А правила торговли прозрачны и, к примеру, направлены на поддержку самозанятых граждан Украины. Определитесь, пожалуйста. Особенно те, у кого на полуострове активы. Потому что, проходя или проезжая мимо железнодорожного вокзала, жители Крыма и редкие теперь гости его курортов не могут не видеть немаленький баннер с надписью "Крымчане с Россией" на русском и английском языках, приваренный на крыше фирменного магазина ЧАО "Дружба народов-Нова", входящего в холдинг "Мироновский хлебопродукт". А новый первый замглавы АП Юрий Косюк не только им владеет, он в госреестре по сегодня еще числится руководителем "Дружбы народов-Нова", которая находится в Красногвардейском районе Крыма, с 17 тыс. гектаров, огромным современным производством и качественными продуктами - спору нет, терять будет больно и дорого. И он не один. Есть еще "химия" Фирташа, которая частично уже перерегистрировалась по российскому законодательству, есть "энергия" Ахметова от ДТЭК "Крымэнерго", встроенного, по данным СМИ, в новую схему продажи дорогой украинский электроэнергии "вражескому" правительству Крыма. Только спрашивается: где же все вы, дорогие олигархи, были в первые дни марта, когда от вас и ваших недюжинных в сравнении со слабым, разграбленным и проданным государством возможностей зависело развитие событий?

Продолжать гешефты украинских олигархов и чиновников со страной-агрессором, как теперь, наконец, определила ОБСЕ, и одновременно требовать от Запада санкций третьего уровня, согласитесь, мягко говоря, нелогично. Еще раз: или торгуем - или воюем. А торгуем только для того, чтобы упредить гуманитарную катастрофу, к примеру, или защитить граждан Украины на оккупированной территории и дать им возможность обеспечивать себя. Все остальное - от лукавого.

Как и та слепота, которую демонстрируют украинская власть и наши дорогие европейские партнеры в случаях нарушения закона об оккупированных территориях в части захода в крымские порты иностранных судов или полетов над Крымом российских авиакомпаний. По закону - это уголовное преступление (ст. 332-1 УК), по факту - деяния, которые замечает только "Майдан иностранных дел" и журналисты портала Вlackseanews, которые фиксируют заходы судов (в том числе и под флагами стран НАТО) и все рейсы авиакомпаний, составляя "черные списки" и напоминая об ответственности. Активистам таким образом уже удалось упредить заходы в порты почти 20 судов. А что удалось в этом плане власти? Пожалуй, стоит объединить усилия. Иначе на этом фронте будет без перемен. Надолго.