Налет белой таможни

Автор : Нина Перстнёва
19 февраля 22:01

Правительство намерено привлечь иностранные компании к управлению четырьмя украинскими таможнями, чтобы продемонстрировать высокие стандарты обслуживания без взяток и коррупции. Но что дадут эти эксперименты при отсутствии системных изменений в хронически больной и глубоко коррумпированной сфере? Можно ли реформировать таможню, наводя порядок в отдельно взятых регионах? Разве реально без лечения всего организма побороть старые язвы, которые при их удалении в одном месте тут же вылезают в другом? Возможно ли вообще наводить порядок, нарушая законы или не меняя законодательную базу?

 

Правительство намерено привлечь иностранные компании к управлению четырьмя украинскими таможнями, чтобы продемонстрировать высокие стандарты обслуживания без взяток и коррупции.

Но что дадут эти эксперименты при отсутствии системных изменений в хронически больной и глубоко коррумпированной сфере? Можно ли реформировать таможню, наводя порядок в отдельно взятых регионах? Разве реально без лечения всего организма побороть старые язвы, которые при их удалении в одном месте тут же вылезают в другом? Возможно ли вообще наводить порядок, нарушая законы или не меняя законодательную базу?

Частично ответы на эти вопросы уже дала Одесская таможня, управляемая грузинской командой реформаторов. В апреле она намерена запустить электронную таможню. Что из этого получится, станет понятно позже. А пока команда Саакашвили вручную рулит процессами растаможивания, внедрив свои временные стандарты, весьма далекие от европейских. Как шутят в Одессе, нынче в порту вместо старого одесского еврея сидит новый украинский грузин и решает, какой груз как оформлять и по какой цене. Мзду не берет, но от этого не легче.

Беда в том, что бизнес как "наклоняли" раньше, так и делают это сейчас. Правда, во времена Януковича "выбитые" суммы шли в карман чиновникам, теперь - в бюджет. Но в лоб или по лбу - разницы, к сожалению, сегодня нет.

Что же касается "берет или не берет", вопрос в данном случае риторический. Соль в том, что растаможка по спискам, звонку, визиту к начальству, а именно такие нынче рычаги управления применяются в Одессе, не гарантирует избавления от старых коррупционных схем или появления новых.

Разумеется, усилия Михеила Саакашвили по преодолению контрабанды и наведению порядка на таможне нельзя не приветствовать. После назначения Юлии Марушевской и прихода грузинской команды ушли проблемы, не решавшиеся годами. Сократились в разы необоснованные досмотры. От таможенной кормушки убрали силовиков. Публично на причале Одесского порта и в присутствии губернатора областные начальники фискальных и силовых ведомств скрепили своими подписями совместный приказ, согласно которому отказались проверять контейнеры, проходящие через Одесскую таможню, без особой надобности и "доить" бизнес, как это было прежде.

Но вместе с тем нельзя незаконными методами наводить порядок, даже если они временные. Это не жизнеспособная история. Тем более что примененные грузинской командой незаконные инструменты проблем не решают, а лишь загоняют их в тупик.

В ручном режиме, или Бонусы для честных

Не так давно ситуацию с оформлением грузов на Одесской таможне рассматривали на общественном совете при главном управлении Государственной фискальной службы в Одесской области. Шутка о "новых" грузинах оказалась суровой реальностью. Вот рассказ очевидцев: "Как правило, представитель грузинской команды находится в порту и руководит растаможкой. Когда его нет, процедура приостанавливается, хотя таможня должна работать 24 часа в сутки. Пояснения инспектора такие: "Мы не знаем цены товара или что-то еще". Хотя установленных цен не может быть, это незаконно". А вот еще: "Зачастую вопросы растаможки решаются по звонку или на основании поручения, которое без подписи и даты. При этом руководству таможни отправляется СМС-ка, и оно решает, давать добро на оформление груза или нет. Либо инспектор называет имя представителя грузинской команды (должностей у них нет) и отправляет на улицу Гайдара, где расположено главное управление Одесской таможни". В итоге растаможивание выливается в нервотрепку, несколько дней простоя и влетает бизнесу в копеечку. Но не для всех.

Речь в данном случае идет о компаниях, которые работают или стремятся работать по белому. Дело в том, что грузинская команда для минимизации рисков в своей работе ввела списки стран и компаний-импортеров, которые могут оформлять свой груз из "списочных" стран по упрощенной процедуре при наличии сертификата происхождения. То есть по цене контракта, что экономит время и деньги импортеров.

В белый список первоначально вошли 30 стран - Великобритания, Канада, США, Австрии, Австралия, Бельгия, Финляндия, Франция, Германия, Испания, Швеция, Швейцария, Дания, Греция, Чехия, Исландия, Ирландия, Израиль, Италия, Япония, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Польша, Венгрия, Эстония, Словакия, Словения. На днях его пополнили Болгария, Литва, Латвия, Сербия и Южная Корея. Заметим, Одесская таможня, по ее данным, оформляет грузы из 117 стран мира.

В указанный список не вошли Турция и Китай - основные поставщики ширпотреба на рынки Одессы, включая крупнейший "Седьмой километр", что вызвало недоумения не только у бизнеса, но и у турецкой стороны. Этот вопрос обсуждался на встрече торгового атташе Турции и руководства Одесской таможни. И как после нее заметила начальник Одесской таможни Юлия Марушевская, Турция выразила желание присоединиться к списку.

Впрочем, ее желание так и осталось нереализованным. Позже Михеил Саакашвили вообще заявит о намерении отказаться от оформления грузов из Турции и Китая, потому что невозможно стопроцентно подтвердить происхождение и цену товара, указанную в декларации. "Когда запустим электронную таможню, тогда будем растаможивать все грузы", - обнадежил губернатор.

Но все дело в том, что руководство таможни к этому списку привязало еще и список добросовестных импортеров. Первоначально в него включили 90 компаний. Согласно поручению Марушевской, формировался он из крупных налогоплательщиков, у которых за плечами не менее трех лет внешнеэкономической деятельности и позитивный имидж. Словом, из тех компаний, с которыми у таможни не было и не будет проблем при уплате таможенных платежей. "Это тот бизнес, который нам удобно проконтролировать", - поясняет Юлия Марушевская.

Позже критерии для белого списка были расширены. Право оформлять груз по цене контракта получили компании, в которых доход за последний год превышает 200 млн грн. А еще крупные предприятия, импортирующие сырье для собственного производства, доход которых за последний год превышает 100 млн грн.

Двери для вхождения новых субъектов внешнеэкономической деятельности в белый список открыты. Но чтобы в него попасть, импортер должен обратиться в таможню, предоставить документы и убедить грузинскую команду, что он белый и пушистый. У кого этого получилось, информации нет. Обнародован только список из 90 компаний.

Кто же среди счастливчиков? В основном это крупные производители промышленных и продовольственных товаров, металлургические и транспортные предприятия, дистрибьюторские компании. К примеру, "Укртатнафта", "Азовсталь", "Портинвест лоджистик", фабрика "Світоч", "Укримпорт KV", "Медфарком-центр", "Хюндай мотор Украина" и др. Среди одесских - ОПЗ, группа компаний "ТИС", "Интерхим", "Одессавинпром", Одесский коньячный завод, компания "Шабо" и ряд других.

Кредит доверия получили и крупные торговые сети, такие, как "Таврия В", "Таврия плюс", "Антошка", "Фоззи-Фуд" ("Сильпо"), "САВ-дистрибьюшн" (сеть "Фокстрот"), "Метро", "Эпицентр К", "Комфи Трейд" (сеть Comfy).

Все эти компании, по словам Марушевской, дорожат своим имиджем, поэтому риск того, что они будут уклоняться от уплаты таможенных сборов, минимален. "Для импортеров важно, чтобы таможенная стоимость была прогнозированной. Это позволяет сохранить конечную цену на продукцию для клиентов. Пошагово идем в цивилизованный мир", - отметила глава таможни.

Но цивилизованны ли все эти шаги? Что мешает уже сегодня следовать своим же месседжам о создании "единых, четких правил игры для каждого", а не старым методам "кто и как договорился"?

Контрабанду растаможить нельзя. Но провести - запросто

Понятно, что ручное управление и списки импортеров - практика небезопасная. Неслучайно после появления перечня из 90 компаний бизнес стал сличать его со "списком благотворителей", жертвующих большие суммы в фонд "На благо Одессы" (он прославился на всю страну своей помощью команде Саакашвили), и нашел в них одни и те же компании. К примеру, ПТК "Шабо", ООО "Интерхим", ООО "Тис-Уголь", которые внесли в фонд в 2014 году по 2 млн грн каждый. Всего в фонд одесскими бизнесменами было перечислено свыше 15 млн грн. Официально опубликованы сведения об использовании чуть более 5 млн. Куда пошли остальные, сколько поступило новых пожертвований и на что потрачено - вопрос. После того, как в августе 2015 года фонд возглавил экс-консул Грузии в Украине Теймураз Нишнианидзе, получить информацию об использовании средств стало проблематично.

Однако дело не только в преференциях для приближенных. Куда страшнее, когда белые компании становятся для серых грузопотоков теми самыми "площадками", против которых так рьяно борется команда Саакашвили. Да и сами по себе некоторые предприятия из так называемого белого списка вызывают гомерический хохот у бизнеса.

К примеру, участники рынка считают "Эпицентр" той же "площадкой" для самых разных таможенных схем, так как при его ассортименте всегда есть возможность "замылить" любую серую и черную растаможку. Об этом открыто говорилось на общественном совете, где обсуждалась ситуация с импортерами в Одессе.

Беда в том, что Одесская таможня сегодня предпочитает работать по принципу: нет проблемных грузопотоков - нет контрабанды, а стало быть, и коррупции. Ранее, комментируя в СМИ намерения Одесской таможни отказаться от оформления грузов из Китая и Турции, Михеил Саакашвили так и заявил: "Пусть их оформляют другие таможни, потому что это потенциальный источник коррупции". Хотя большая часть этого серого добра - это внутренние товаропотоки. По неофициальной информации, 60–70% грузов, уходящих на растаможивание в Киевскую, Херсонскую, Львовскую и другие области, затем возвращаются обратно в Одессу. При этом есть большие сомнения, что часть контейнеров, проследовавших через пункты пропуска в портах, вообще доезжает до других таможен. Едут бумаги, а контейнеры ждут в отстойниках либо сразу отправляются на склады, без досмотра и взвешивания. Хотя в контейнерах может находиться совсем не то, что указано в бумагах. Скажем, в декларации - шнурки или стельки, а в действительности - обувь. Либо брендовая одежда, а вовсе не хозяйственные рукавички или нитки.

Подмена наименований, занижение веса и стоимости товара - это обычная старая практика. И она никуда не делась.

К сожалению, борьба с контрабандой в Одессе превратилась не в ее искоренение, а в выдворение на другие таможни. Хотя это все равно, что сбрасывать свой мусор во двор к соседу: у себя чисто, потому что там никто не гадит. И чьей вины тут больше - Одессы или Киева, уже не столь важно. Важно, что в Одессе контрабанду растаможить нельзя, но зато провести через Одесскую таможню - запросто, причем беспрепятственно.

Законодательство позволяет импортерам оформлять груз в той таможне, где им удобно. Этим благом сегодня и пользуются контрабандисты. А команда Саакашвили дает им зеленый свет. А потому очищение авгиевых конюшен в отдельно взятой таможне - это сизифов труд. Когда во всем организме метастазы, то лечение отдельного органа не поможет. О результатах этого труда свидетельствует и статистика.

Что портит картину реформ?

За четыре месяца, а именно столько прошло с тех пор, как команда Саакашвили взяла под свой контроль региональную таможню,из Одессы "ушла" не только контрабанда, но вместе с ней и денежные потоки. И теневые, и бюджетные тоже.

В январе 2016 г. Одесская таможня впервые (после получения права тратить на ремонт дорог половину сверхплановых таможенных поступлений) перевыполнила план - в бюджет дополнительно поступило 123,8 млн грн. Точнее сказать, дали перевыполнить. Но Ю.Марушевская, комментируя перевыполнение, на своей страничке в Facebook написала, что результат достигнут, несмотря на многочисленные препятствия при проведении реформ и вопреки отказу от оформления так называемых площадок, ям и при нулевой толерантности к любым договорнякам и коррупционным схемам. Но так ли это? Судите сами.

План на январь - 739 млн грн, выполнение - свыше 863 млн. Если сравнивать, как это принято, с январем 2015-го, то цифра пошла резко вниз. В начале прошлого года Одесская таможня перечислила в бюджет почти 1 млрд грн. Это притом, что курс доллара был намного ниже, чем сейчас. Примерно столько же Одесская таможня перечисляла ежемесячно в бюджет и во второй половине 2015 г. К примеру, в ноябре - 1136 млн грн при плане 1174 млн, в декабре - 1263 млн при плане 1336 млн.

О снижении динамики свидетельствует и поквартальная отчетность за 2015 г. В первом квартале в бюджет перечислено 4,3 млрд грн, что на 2,5 млрд (или в 2,3 раза) больше по сравнению с аналогичным периодом 2014-го. Во втором квартале - 3,9 млрд грн, что больше на
1,2 млрд грн (или на 44,1%). Но уже в третьем квартале - 3,2 млрд грн, что на 60,7 млн (или 1,9%) меньше, в четвертом - 3,5 млрд грн, что на 501,9 млн (или 12,5%) меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Хотя в целом за 2015 г. в госбюджет было перечислено 14,9 млрд грн таможенных и других платежей. Это на 3,1 млрд грн (или на 26,2%) больше по сравнению с 2014-м - тогда было уплачено 11,8 млрд.

А вот Киевская таможня, куда в основном и уходил грузопоток, за 2015 г. увеличила поступления в казну на 50,3% по сравнению с 2014-м. Если посмотреть помесячно, то рост тоже ощутимый, к примеру, в декабре - на 34% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, то есть динамика была стабильная и положительная. В июне в казну было перечислено 2 млрд грн, в августе - уже 2,8 млрд, в ноябре - 3,2 млрд, в декабре - 3,5 млрд. Всего за год - 31,7 млрд грн.

Правда, по Одесской таможне есть свои неприятные нюансы, не имеющие отношения к новой команде. Как возмущался М.Саакашвили, у Одесской таможни после появления права получать часть денег на ремонт дорог тут же забрали энергетическую таможню.

В 2015 г. общий внешнеторговый оборот товаров по Одесской таможне составил приблизительно 13,1 млрд долл., при этом экспорт - 10,62 млрд, а импорт - около 2,5 млрд долл. Основными бюджетоформирующими товарами были бензин и дизтопливо (14,9%), уголь (11,32), бананы и цитрусовые (5,38), легковые автомобили (7,02) и обувь (3,87%).

В своем официальном ответе ZN.UA руководство Одесской таможни заявило, что их служба работает исключительно в рамках действующего законодательства и осуществляет таможенные процедуры без каких-либо ограничений, избирательности и искусственных запретов относительно грузов, которые поступают в зону ее деятельности из более чем 100 стран мира. В том числе и грузов, поступающих из Китая и Турции. И привело статистику.

На протяжении января 2016 г. Одесская таможня оформила в режиме "импорт" порядка 8 тыс. т товаров из Китая общей стоимостью 15,5 млн долл., что составляет соответственно 2 и 9% от общих объемов оформленных импортных товаров. Для сравнения: в январе 2015 г. - 4 и 22%, а в январе 2014 г. - 16 и 25%.

Что касается товаров из Турции, то в январе 2016-го Одесская таможня оформила приблизительно 27 тыс. т грузов стоимостью 17,9 млн долл., что составляет соответственно 5 и 10% от общих объемов оформленного импорта. В январе 2015 г. - 3 и 8%, в январе 2014 г. - 25 и 14%.

По мнению руководства, такие колебания вызваны рядом экономических факторов и процессами, происходящими в сфере международной торговли, то есть они носят глобальный, а не региональный характер. И цифры тому подтверждение. В январе 2016 г. объемы товаров, к примеру, из Турции выросли и составили 5% (вес) и 10% (стоимость) против соответственно 3 и 8% в 2015 г.

Действительно, статистика - вещь упрямая. Но при условии полноты картины. А ее нет. Вообще, получить необходимую информацию в Одесской таможне, несмотря на ее реформаторский состав, сложно. Новая команда согласилась дать ответ лишь в письменном виде. А здесь чиновник - хозяин-барин, он сообщает то, что считает нужным.

Так вот, несмотря на приведенные таможней данные, все равно не совсем ясно, сколько, к примеру, в этих китайских и турецких тоннах и процентах того же ширпотреба, а именно он завозится в Украину по серым и черным схемам. И именно он уходит на другие таможни, где стоимость оформления в разы ниже. Сколько сырья и оборудования или, скажем, цитрусовых, которые сегодня новая команда заставляет растаможивать не по ценам, указанным в декларации, а на порядок выше.

Вот примеры, прозвучавшие на упомянутом выше общественном совете при фискальной службе, где присутствовала автор этих строк.

Импортер из Полтавы решил через Одесскую таможню оформить производственное химическое сырье из Китая. Несмотря на поданный брокером полный пакет оригинальных документов, таможня потребовала увеличить в два раза указанную в декларации стоимость груза. После предоставления дополнительных документов, на что ушло два дня, брокера все равно вынудили увеличить цену на 30%. В итоге таможня дополнительно выбила 10,5 тыс. грн в бюджет на одном оформлении. И отбила охоту растаможиваться в Одессе, хотя это были не последние контейнеры в адрес полтавского импортера, поверившего, что в Одессе все быстро, прозрачно и честно.

Судя по рассказам предпринимателей, это не единичный случай, когда импортеров, причем с белыми документами, заставляют менять заявленную в декларации стоимость груза в два-три раза в сторону увеличения. Ситуация, при которой одним - преференции, а другим - выкручивание рук, ненормальная, унизительная, считает бизнес. Но еще больше при этом теряет конечный потребитель, который за все заплатит из своего кармана.

Вот пример с цитрусовыми. Его на заседании общественного совета озвучил одесский импортер, закупивший апельсины в Турции по 450 долл. за тонну. Однако Одесская таможня решила поднять цену контракта до 1000 долл. за тонну, потом опустила до 800 долл. В итоге договорились о 750 долл. "Времени торговаться и доказывать свою правоту не было. Короткий сезон. Поэтому все выдохнули и согласились", - пояснил предприниматель.

Однако, судя из ответа таможни, в декабре 2015-го и январе 2016-го решения о корректировке таможенной стоимости на цитрусовые не принимались. Хотя на протяжении прошлого года было 15 таких решений, только в ноябре - два.

Есть примеры, когда бизнес соглашается повышать стоимость груза, а потом подает в суд на возврат средств. И выигрывает дела. Но такое могут позволить себе крупные импортеры, да и то не все. Многие предпочитают не злить начальство, ибо грузинские реформаторы - люди горячие и вспыльчивые.

Новое таможенное пространство

В январе команда Михеила Саакашвили презентовала проект электронной таможни под названием "Новое таможенное пространство", символом которого станет дорогой офис на морском пассажирском вокзале. Как обычно, губернатор позаботился о внешнем виде, а потому новое детище будет современным и презентабельным. Будут полностью реконструированы не только два этажа морвокзала, но и фасад здания. Эта красота обойдется почти в 30 млн грн. Деньги выделяет администрация Одесского порта, на балансе которого и находится здание.

К слову, морвокзал давно стал одним из символов туристической Одессы, а его территория - прогулочной набережной. Зачем в нем разместили таможенный терминал для оформления грузов - вопрос.

Далее. Еще 17,5 млн грн должны быть выделены из бюджета на покупку автоматизированной системы обработки таможенных данных ASYCUDA World, которой пользуются свыше 80 стран мира, в частности, Литва, Латвия, Румыния, Грузия, Молдова. Сама программа, которая позволит усовершенствовать и упростить таможенные процедуры, обеспечить их полный контроль и прозрачность, бесплатна. Стоит денег ее внедрение и обучение сотрудников. Во сколько потом обойдется обслуживание этой программы, которая имеет как свои преимущества, так и недостатки и о которых мало говорится, и как она будет сочетаться с существующей на сегодняшний день программой - тоже вопрос.

Новую электронную таможню с качественным и быстрым европейским сервисом планируют открыть в апреле. На работу в "Открытом таможенном пространстве" подано порядка двух тысяч заявок. Всего вакансий 132. Однако, несмотря на то, что договор с Конференцией ООН по торговле и развитию на покупку программы подписан в середине декабре, ее приобретение затянулось.

Со слов Юлии Марушевской, процесс внедрения программного обеспечения займет около года. По данным других специалистов, два. В таком случае не совсем понятно, как уже весной может заработать электронная таможня? Но еще больше вопросов связано с тем, как она может заработать в полную силу на отдельно взятой таможне?