Легитимный президент в Украине есть. На очереди — легитимная Конституция

Автор : Алексей Ющик
13 июня 20:40

Изменения в Конституцию должны быть внесены системно, т.е. во все ее разделы, таким образом, что это должна быть Конституция в новой редакции. Подчеркиваю: не новая Конституция, а нынешняя Конституция в новой редакции.

 

Новоизбранный президент Украины дал присягу украинскому народу и с этого момента официально получил полномочия. В легитимности нового главы державы сомневается теперь разве что только его предшественник. В обращении к народу президент Украины Петр Порошенко обозначил принципиальные шаги, которые он планирует осуществить как глава государства. В частности, он заявил о проведении внеочередных выборов в Верховную Раду Украины и местные советы на Востоке Украины.

Такие шаги граждане в целом поддерживают, однако при этом стоит вопрос относительно правовых оснований для их осуществления. Существует ли для этого законный путь, или мы и дальше продолжим действовать методом "революционной целесообразности"?

Действительно, в легитимности действующего главы государства сомнений быть не может. Выборы прошли в соответствии с законом, это признали все, а признавать нелегитимными, незаконными внеочередные выборы президента из-за отсутствия конституционных оснований для их назначения - означает стать на формальную позицию буквального толкования ст. 108 действующей Конституции Украины (чем, кстати, долго спекулировали российские СМИ и эксперты). Да, не было отставки или импичмента предыдущего президента Украины. Однако глава государства неконституционным способом самостоятельно досрочно прекратил осуществление своих полномочий, покинув страну. Можно мотивировать как угодно указанное решение, однако на этот неконституционный шаг существовал единственный правомерный ответ: назначить внеочередные выборы президента Украины. Тем более что бывший глава государства согласие на досрочное прекращение его полномочий (разве что осенью вместо весны) изложил письменно при подписании им известного политического соглашения накануне бегства.

При обстоятельствах фактического досрочного прекращения главой государства своих полномочий выборы президента Украины проводятся согласно ч. 5 ст. 103 Конституции в период 90 дней со дня прекращения полномочий, и парламент Украины был вынужден и обязан назначить внеочередные выборы президента Украины на основании п. 7 ст. 85 Конституции Украины.

Главным конституционно-правовым основанием такого решения, по моему мнению, является требование ст. 3 Конституции, в соответствии с которой права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства, а значит и парламента. А президент Украины, согласно ст. 102 Конституции, является гарантом прав и свобод человека и гражданина, поэтому государство не могло долго оставаться без главы державы.

Легитимность внеочередных выборов подтверждена гражданами Украины, результатом их голосования за нового президента Украины.

Есть ли правовые основания для досрочного переизбрания Верховной Рады Украины? Эта проблема в последнее время живо обсуждается в СМИ. Предлагаются различные варианты ее решения, главным образом искусственно создав ситуацию, которая будет подпадать под одно из оснований, определенных в ст. 90 Конституции Украины.

С моей точки зрения, это изначально ошибочный способ - решать проблему на основе т.н. революционной целесообразности, к чему новоизбранного президента Украины кое-кто подталкивает, отвлекая его от конституционно-правового пути и побуждая к продолжению юридического беспорядка в государстве. Возможно, кому-то это выгодно...

Хотя как ни парадоксально, но, несмотря на абсолютное недоверие народа к действующей Верховной Раде, сегодня нет твердого правового основания для ее роспуска. Почему? Потому что сейчас нет вполне легитимной Конституции Украины в части, регулирующей организацию государственной власти; следовательно, нет неоспоримых правовых норм, по которым разрешено прекратить полномочия Верховной Рады.

В принципе, так не должно быть, но в условиях юридического хаоса, воцарившегося в Украине, к сожалению, возможно все. Кто сегодня может указать на официальную действующую редакцию Основного Закона? Где ее можно прочитать? Дело в том, что редакцию Конституции 1996 г. изменили в 2004-м с нарушением Конституции, что установил Конституционный Суд Украины в 2010 г. Однако при этом он сам нарушил Конституцию, вернув автоматически действие норм в их первичной редакции. В 2014 г. уже Верховная Рада неконституционным способом восстанавливает редакцию изменений в Конституцию 2004 г. относительно парламентско-президентской формы правления вместо президентско-парламентской.

Таким образом, той части Конституции, которую изменяли указанными неконституционными способами, пока что не хватает легитимности, по крайней мере последняя может быть поддана сомнению. Т.е. новоизбранный президент Украины не имеет четко определенных конституционных полномочий, в том числе и касающихся оснований для досрочного прекращения им полномочий Верховной Рады Украины.

Чтобы стать на правовой путь осуществления государственной власти - как главой государства, так и другими органами власти - необходимо срочно устранить этот пробел. Иначе политико-правовым конфликтам не будет конца.

Есть простой способ решить эту проблему, а заодно - и многие другие. Этот способ был найден еще в процессе работы Конституционной Ассамблеи над концепцией внесения изменений в действующую Конституцию.

Он сводится вот к чему. Изменения в Конституцию должны быть внесены системно, т.е. во все ее разделы, таким образом, что это должна быть Конституция в новой редакции. Подчеркиваю: не новая Конституция, а нынешняя Конституция в новой редакции. Далее текст Конституции Украины в новой редакции выносится на всеукраинский референдум по народной инициативе и принимается им. Провозглашает этот референдум своим указом президент Украины соответственно действующей Конституции и закону о всеукраинском референдуме, действуя исключительно на правовой основе.

Вместе с Конституцией в новой редакции (что является, по сути, законом о внесении изменений в Конституцию Украины, лишь изложенным по-иному, с технико-юридической точки зрения) на всеукраинский референдум должен быть вынесен Конституционный закон о введении в действие Конституции Украины в новой редакции. Этот закон предусматривает издание президентом Украины указа о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады Украины с целью приведения ее в соответствие к требованиям Конституции и проведение внеочередных выборов народных депутатов уже осенью нынешнего года. Одновременно этим же самым законом предусматривается досрочное прекращение полномочий советов всех уровней и проведение их внеочередных выборов в конце года. Затем и Верховная Рада Украины получит конституционное основание для принятия постановления о назначении внеочередных выборов в местные советы, которого сейчас у нее нет.

Новая редакция Конституции и названный Конституционный закон уже подготовлены (благодаря предварительной работе Конституционной Ассамблеи) ведущими учеными и известными специалистами-практиками. Остается обеспечить поддержку инициирования всеукраинского конституционного референдума в соответствии с ч. 2 ст. 72 Конституции Украины не менее чем тремя миллионами подписей граждан за его проведение, а затем - издать указ президента Украины о провозглашении референдума. После этого уже в сентябре нынешнего года можно получить измененную Конституцию Украины, которая будет иметь наивысшую легитимность - будет принята самим украинским народом.